Глава 7. В Бенгальском заливе

 После выхода из Сингапура мы прошли Малаккским проливом в Андаманское море, а затем «Проливом десятого градуса» (между Андаманскими и Никобарскими островами) вышли в Бенгальский залив. Отсюда начался самый напряжённый для научного состава этап рейса. Вдоль девяностого градуса восточной долготы была выполнена большаясерия станций, каждая из которых продолжительностью по 10 - 12 часов. Здесь работали все: гидрологи, химики, биологи, геологи, гидрооптики.

 С борта судна, идущего вдали от берегов, океан даже в тропиках выглядит безжизненной пустыней, лишь изредка кое где порой может вспорхнуть стайка летучих рыбок. Но вот мы останавливаемся для работы на очередной станции. И постепенно вокруг нас начинает     проявляться жизнь моря. Приближается акула с неизменной свитой лоцманов, подныривает под судно морская черепаха, поблизости от акулы безбоязненно резвится стайка быстроходных тунцов. А однажды мы видели касатку, которая спокойно лежала у поверхности и совершенно не реагировала на проходящее вблизи неё судно.

 Ещё оживлённее становится наше окружение ночью. На свет собираются изящные летучие рыбы, змееподобные сарганы, кальмары и настоящие морские змеи, которых здесь множество. Иногда даже в открытом море бывают видны и диковинного вида рыбы коралловых рифов.

  Многие из свободных от работ и вахт научных сотрудников и членов экипажа принимаются ловить кальмаров. Всеобщее восхищение вызывала рыбацкая сноровка весьма пожилого начальника механической мастерской. «Косьяныч», как величают его все участники экспедиции, виртуозно владел простейшим инструментом для ловли различной морской живности - сачком на длинном шесте. Он ловил не всё подряд, а только достаточно редких представителей местной морской фауны. Обычно он имел конкретные заказы от ихтиологов  -  для пополнения коллекции Института. 
 


Рецензии