Теомонизм. Гл. 1. Вл. Соловьев пророк экуменизма

Философия теомонизма. Вл. Соловьев пророк экуменизма.
Еще Апостол Павел в Послании к ефесянам высказывал экуменические идеи: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец, и над всеми, и чрез всех, и во всех нас». (Ефес. 4: 5-6). Экуменизм возник как движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма — межконфессиональное общение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и действий, «служение единству человечества». Проблемы христианского единства связываются в движении с решением общечеловеческих проблем. Существуют противоречивые подходы к оценке экуменической деятельности (от принятия до резкого отрицания).

 На экуменическом движении сказываются сложные, противоречивые процессы, происходящие в мире: всемирное развитие хозяйства и политическая напряженность, нивелировка и одновременно взаимное отчуждение отдельных культур, глобализация проблем, от которых зависит судьба человека  и т. д. Все это отражается в религиозной жизни: с одной стороны, активизируются процессы обособления, дифференциации (появление новых религиозных направлений и национальных церквей), с другой — объединения, интеграции. В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви (симультанеумы), где службы проводили попеременно представители различных конфессий. Позднее принцип безразличия к конфессии, при условии веры в Бога, получил распространение в масонстве. Все официальные церкви Европы и России относились к масонству отрицательно. В последнее время экуменизм все чаще рассматривается как способ поиска синтеза различных культур, в т. ч. религиозной и светской.

 Одним из первых обосновал концепцию единения церквей выдающийся русский философ Вл. Соловьев, имея ввиду, прежде всего, христианские церкви. Сын известного историка С.М. Соловьева, Владимир Соловьев получил прекрасное образование, уже в 21 год он защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Успешную академическую карьеру Соловьева (защита в 27 лет докторской диссертации «Критика отвлеченных начал») прервал призыв к Александру III - помиловать убийц его отца во имя христианской общественной идеи. Соловьев был отстранен от преподавания и занялся литературным трудом.

Историк католической церкви Алексей Юдин отмечает, что само понятие "экуменизм" появилось спустя 10 лет после смерти В.Соловьева. Сам философ немало удивился бы, узнав, что сегодня его воспринимают как "пророка экуменизма". Так это или не так, но именно Соловьев последовательно выступал за всеединство, которое является центральной идеей такого направления в русской философии как метафизика всеединства. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. В аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты. Владимир Соловьёв определяет всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В. С. Соловьёв «Оправдание Добра»).

Соловьевский экуменизм изначально был основан на неприятии "механического" соединения конфессий, но предполагал "химическое" соединение, "сплав в мета-историческом пространстве". Такое понимание экуменизма воплощено в знаменитой «Краткой повести об антихристе», которая является "финалом" в развитии экуменического учения Соловьева. Экуменический проект Соловьева, однако, был ориентирован на интеграцию всего христианского мира вокруг Папы как видимого центра вселенского христианства. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью. Соловьев связал разрешение экуменического вопроса с эсхатологическими событиями и приблизил свое понимание роли Папы к древнехристианскому, для которого Рим был первенствующим в чести и "председательствующим в любви". Вл. Соловьев оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка. Но более всего его влияние сказалось на творчестве поэта и мыслителя Даниила Андреева.


Рецензии