Женская мелодия

Наталья пела всегда. Казалось, что с самого рождения. Постоянно в ее душе звучала какая-то мелодия. Чаще всего — народная, протяжная, мелодичная и…  печальная. Она искренне удивлялась, когда другие люди не слышали всей музыки, которая жила вокруг. Музыки, наполняющей красками, смыслом и жизнью каждый момент бытия.

В раннем детстве у нее было игрушечное пианино, на котором девочка быстро научилась наигрывать детские песенки. А еще она очень точно, голосом воспроизводила арии из опер, которые слышала по телевизору, немало удивляя этим свою мать.
 
В начальной школе она пела в школьном хоре и очень любила песни о Родине. Это было влияние матери, которая солировала в хоре местного дворца культуры и воспитание советского строя, который учил патриотизму с пеленок. Они часто с мамой пели на два голоса и обе ценили такие минуты, минуты единения голосов и душ.
Наталья не была обделена голосом и слухом, поэтому ее пение и ей самой доставляло удовольствие и заполняло тот вакуум, который образовывался в душе, если она долго не пела.

Девочка любила уединение. В то время, когда другие дети отчаянно носились по двору, играя в свои детские игры, Наталья слушала и пела, пела и слушала. Что она слушала? Все, что было на виниловых пластинках в их доме, и с треском и поскрипыванием воспроизводил старый проигрыватель. 

Она быстро научилась несложному управлению проигрывателя и сразу отложила несколько любимых пластинок: умные песни  Булата Окуджавы, ранние, полные драматургии песни в исполнении Аллы Пугачевой, очень красивые, веселые и родные песни Валентины Толкуновой и, достающие до самых глубоких и сокровенных уголочков души, песни Анны Герман, обладавшей удивительным, ангельским голосом.

 Особое отношение было к классике. Во-первых, классическая музыка вызывала чрезвычайное уважение. Во-вторых, у нее было одно удивительное свойство — она никогда не надоедала. Ее можно было слушать всегда, в любом количестве и при любых обстоятельствах жизни. По телевизору часто показывали кинозарисовки и, как правило, в них звучала музыка Чайковского, Свиридова…  Еще одним источником классической  музыки были, как не странно — похороны. Нет, не простые, а государственных деятелей. Тогда целый день по телевизору звучала любимая классика. Ей было немного совестно оттого, что она испытывала удовольствие в такой день, когда кого-то хоронят, но она ничего не могла с собой поделать.
Наталья завела себе маленькую тетрадочку, в которую записывала название произведения, автора и писала свое краткое резюме: понравилось или нет. Отец девочки, обладающий превосходным слухом и красивым голосом и, в принципе, очень любивший музыку в разных ее ипостасях, долго не выдерживал «пытки» классикой и с мольбой в голосе просил: «Наталья, выключи уже эту рапсодию!»
Наташа делала телевизор потише и прижималась ухом, чтобы дослушать произведение. Как можно было остановить то, что пело в унисон с ее душой?

А потом в доме появилось ОНО - пианино «Ода»! Это было событие. Нет — это было началом новой эпохи в ее жизни! Потому что потом время поделилось на: ДО и ПОСЛЕ. На него тут же водрузили маленький гипсовый бюстик Чайковского, который и раньше очень нравился Наталье, а теперь он обрел свое правильное место. К пианино купили красивый вращающийся стульчик. Так весело было кружиться на нем!
 
Они с сестрой учились в музыкальной школе и быстро стали читать ноты и наигрывать разные мелодии. Отец, когда бывал навеселе, тоже садился за инструмент и, подбирая по слуху мелодию, играл и пел знаменитую «Темную ночь», со слезами на глазах. Наутро соседка по лестничной клетке, по дороге в школу, спрашивала у Натальи: «У вас вчера отец пьяный был?». «Откуда ты знаешь?» - удивлялась Наталья. «Так опять «Темную ночь» пел…»

Наталья, отыграв положенные произведения, заданные на дом в музыкальной школе, начинала играть свою, особенную музыку. Быстро запоминала мелодию и после оттачивала ее, чтобы потом показать подругам и маме. В моменты такого творчества отец также, умолял о пощаде и просил прекратить… Вот поэтому она и любила уединение, чтобы петь, играть, сочинять и слушать спокойно, столько сколько просила душа.

Потом заболела мама. И теперь уже это разделило жизнь всей семьи на — ДО и ПОСЛЕ. Потому что музыкальную школу пришлось оставить, пианино было продано, из-за нехватки денег… За ним пришли вечером. Чужие руки открыли крышку и чужие пальцы тронули клавиши… Видеть это было невыносимо. Наталье казалось, что сейчас она предавала друга. Она резко сняла с него бюстик Чайковского, уронила, от бюстика откололся кусочек гипса. Потом ушла в детскую и, не включая свет, упала лицом в подушку. Казалось, что сейчас отломился кусочек от нее самой и вот-вот его унесут. Унесут навсегда. «Наверное, тоже чувствуют, когда из дома выносят гроб с покойником…» - промелькнуло у нее в голове.

Наутро на осиротевшем вертящемся стульчике она увидела бюстик Чайковского, с приделанным к нему, на пластелин зеленого цвета, кусочком. Он напоминал ей рану: зеленую, пластелиновую, на белом, гипсовом…

Девочка долго не могла смотреть на пустой угол в гостиной, пока туда не поставили тумбочку с вазой.
Утешением стал старый приятель – проигрыватель, ведь он все еще был на своем месте и делил с Натальей часы ее уединений.  Но его иголка скрипела и «заикалась» все чаще и сильнее. Однажды слушать его стало невыносимо.

***
Время летело очень быстро и вот, Наталья, отработав в больнице санитаркой целый летний месяц, получила свою первую зарплату. Она не могла дождаться, когда закончится смена, чтобы зайти в магазин и купить его — новый проигрыватель! Он был красивым, правда, не «стерео», а «моно». На «стерео» не хватило денег.  Его тщательно упаковали. Но нести было тяжеловато. Когда она вышла из магазина, то увидела старушку, продающую астры. Наталья купила букетик. Душа пела! Когда она шла к автобусной остановке, то заглянула в фотосалон и сделала снимок. Снимок, который запечатлел сразу много важного: первую получку, покупку СВОЕГО проигрывателя, летний день, свежесть цветов и… ее, Натальину молодость с поющей душой.
 
Покупка оказалась тяжелой, а автобуса все не было, зато стояло и заманчиво дразнило «шашечками» такси. «Гулять, так гулять!» - решила девушка и подошла к автомобилю.

***
Прошли годы. Наталья спела много песен, в основном колыбельных. Это песни особые. Это разговор с ребенком, это рассказ о себе, о жизни, о любви… Ее муж часто приходил в детскую когда она пела, ложился на пол и слушал. А она пела детям все те же песни, которые хорошо знала, любила и по которым часто скучала, если долго не было возможности попеть — песни из детства. И очень часто включала свой первый проигрыватель. Ей хотелось подарить своим детям все те чувства, которые испытывала она, когда слушала их в том же возрасте, что и они теперь. Наверное, так она сохраняла себя в детях…

Особое чувство у Натальи вызвала покупка DVD с возможностью караоке. Теперь она пела в микрофон, под хороший «минус» вместе со своими дочерьми, которые тоже с удовольствием пели. Их квартира напоминала мини-консерваторию, потому что все в ней пели. Все три дочери Натальи обучались в музыкальной школе академическому вокалу и часто выступали на различных мероприятиях. Наталья слушала пение своих детей, и ее сердце каждый раз стучало сильнее  от волнения и счастья.

Но из ее взрослой жизни, запомнилась не покупка новомодного плеера, а покупка еще одного пианино в ее жизни. Оно пришло к ней в дом неожиданно. Почти досталось в наследство от учительницы английского языка, у которой занималась старшая дочь. Оно было старым, черным, немного облезлым. И места-то в их съемной квартире тогда не было для него. Но какую же радость оно принесло в дом! Наталья играла и пела почти неотрывно, используя каждую свободную минуту — целую неделю, пока снова не наполнила свое сердце живой музыкой.
 
Ушло в прошлое время, когда молодые люди, наподобие гармонистов деревенских, носили с собой огромные магнитофоны…

Годы, прошедшие со времени покупки Натальей ее первого проигрывателя, на собственные деньги, технический прогресс прошагал семимильными шагами, сменяя бабинные магнитофоны на кассетные, а затем на бумбоксы и диски, на плееры и совсем малюсенькие штучки, тоже называемые проигрывателями, вмещающими такое количество музыки, что хватит слушать на целые сутки, а то и больше. К ним прилагаются наушники с почти невидимыми проводками. И теперь в таких наушниках можно увидеть представителей почти всех поколений, шагающих и пританцовывающих по улице любого города.
 
Сейчас все проще, от того, что все — сложнее…

И даже колыбельные стали другими. Теперь их поют под современные аранжировки, с применением компьютерной обработки и других прибамбасов. Но та теплота, с которой они пелись во все времена, та любовь и сердечность, с которой проникают колыбельные в сердца, и не только детские, но и взрослые, ведь все мы родом из детства, по-прежнему — живы.
 
 Сейчас Наталья, снова держа и покачивая в руках малыша,  пела свои любимые колыбельные. Ему — ребенку из XXI века. Она держала в руках свое продолжение, свое будущее — свою внучку. И это будущее было самым ценным, самым родным, самым любимым и доверчиво улыбалось сквозь сон, слушая вечную мелодию женщины.
10.12.2011 г.


Рецензии
Колыбельные для своей дочки я исполняю сама. Как-то не вяжется новомодная аранжировка какой-нибудь даже самой красивой колыбельной с желанием спокойно уснуть.С теплом,

Варвара Анна Козловская   15.02.2015 23:53     Заявить о нарушении
А я даже написала одну слова и мелодия моя. Удивило меня саму в этом только то, что у меня три дочери и сын(приемный), а колыбельную я написала для сына Егорки - такого сына у меня нет... Незадолго до рождения внучки прилетели строчки. Совсем простые, но внучка слушает с удовольствием. А еще любит мои сказки-сочинялки в стихах (собираю и рифмую что непопадя, а ей нравится - самое сложное в этом, когда она просит "снова такую же сказку" - тут спасают рифмы - хоть есть за что зацепиться памяти. Надо на диктофон записать такую сочинялку, чтоб не сильно мучиться потом. А еще мне последнее время очень помогают жития святых: просто выразительно рассказываешь - слушает с интересом - нравится ей. Спасибо, что зашла!

Наталья Багрянская   21.02.2015 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.