Письма из прошлого

               
        Они хранятся в производственно-техническом музее ОАО «Северский трубный завод» вместе с фотографиями Н.П.Зюзёва и его могилы.
        В фонде музея есть папка «Списки личного состава Северского металлургического эавода. 1934-1941гг.». Из неё узнаём, что родился он в 1904 году в селе Косой Брод, удалённом от завода на пять вёрст и что в эти годы Никита Прокопьевич Зюзёв работал десятником в мартеновском цехе и жил по адресу: посёлок Северский, улица Ленина, дом № 18. До наших дней эта улица не сохранилась, а название её было присвоено ныне существующей.
        В одиннадцатом томе книги « Память», изданной в Свердловской области, на странице 32 написано: «Зюзёв Никита Прокопьевич, рядовой, погиб 18 декабря 1941г., похоронен в д. Болотово Волоколамского р-на Московской обл.»
        Немцы хотели завладеть нашей столицей любой ценой и потому применили против её защитников все виды огнестрельного оружия. Так по  Волоколамскому шоссе двигались колонны бронированных машин врага. На их пути встали герои-панфиловцы и отдельная рота противотанковых ружей 47-й Отдельной стрелковой бригады, в составе которой воевал не на жизнь, а на смерть уралец - металлург Н.П.Зюзёв. Это подтверждают и приведённые ниже письма.
                ***
Письмо первое.

«ИКС – СССР                Копия:
Отдельная рота                Зюзёвой Серафиме Григорьевне
Противотанковых ружей                Свердл. обл., Северский з-д
47 Отдельной стрелковой                ул. Ленина, № 18.
     бригады
     Часть -------
26 января 1942г.

        Командование отдельной роты П.Т.Р. сообщает Вам о героической смерти Вашего мужа ЗЮЗЁВА Никиты Прокопьевича в боях против гитлеровских банд 18 декабря 1941 года у деревни Кузяево Московской обл.
        Ваш муж с момента вступления роты в бой, был всегда впереди и своим хладнокровным и метким огнём уничтожал фашистских извергов, не щадя своей жизни боролся за очищение нашей временно занятой врагом территории.
        Командование вместе с Вами скорбит о Вашей тяжёлой утрате любимого мужа и надеемся на Вас, что Вы также мужественно перенесёте эту для Вас утрату, как боролся Ваш муж, ибо кровь, пролитая нашими людьми, дала плоды победы над врагом и приблизила полное поражение его. Вы же будьте стойкими для работы в тылу, своим трудом за смерть мужа помогайте нам на фронте быстрей обеспечить полную победу над врагом.

Командир роты: (подпись)
Командир – политрук: (подпись)»
                ***

Письмо второе.

«7/Х!!-41г.
        Добрый день, весёлая минута. Здравствуй дорогая милая жена Серафима Григорьевна. Шлю я Вам свой чистосердечный привет и желаю быть здоровым, ещё передаю привет Инне, маме, Елене, Крестенту, Таисье, Шуре, Зое, Евгение и желаю быть здоровым.
        Сима передай всем знакомым, как в Северске и в Косом Броду. Сима спешу я Вас уведомить, в том, что я жив и здоров. Сима мы находимся 40 км от Москвы. 27/Х1 нахожусь на фронте. Рвутся снаряды, жужжат пули, летают самолёты. Погода стоит холодная, живём в окопах, спим и кушаем тоже в окопах. Сима свяжи мне носки, если будет у нас адрес, то Вы пошлёте мне посылку, сейчас пока адреса нет.
        Сима поцеловал бы я Вас с Инной, но очень Вы далеко. Спел бы я с Вами песню, но Вы не услышите. Сима пока писать нечего и нет времени, а поэтому не обижайтесь. Основное я Вам сообщил. Пока до свидания остаюсь жив и здоров, того и Вам желаю, Писал Ваш муж Зюзёв Н.
        До свидания Симонька крепко накрепко целую я Вас Сима. До свидания Сима писал письмо в 12 ночи в окопе Н. Зюзёв.
7/Х1-41 года».
                ***
Письмо третье.
« 22 апреля 1942г.
        Письмо от колхозника деревни Балабаново, Волоколамского района Московской области ЖЕЛЕЗНОВА Ивана Филиповича.
        Уважаемые братья и сестры далекой от нас Свыердловской области. Сообщаю я Вам печальную для Вас весть, что Ваш дорогой Зюзев Н.П. пал жертвой от поганого фашиста пулей в грудь, ночью на 19 декабря 1941г. При наступлении наших красных войск близь нашей выше названной деревни и района и найден нами его труп, когда начал таять снег и похоронен 20-го апреля 1942г.
        Писал по адресу его конверта, но он очень помят, документов при нем никаких не оказалось, что при нем обнаружено только одно письмо, писано наверно им самим, которое посылаю Вам в этом же конверте. Вам будет ясно видеть родной знакомый его почерк. Вы прочтете, что он Вам писал в своем последнем письме. Прошу если получите мое письмо, пожалуйста пришлите ответ мне.
        Мой адрес: п/о Стрелецкая Слобода Московской области деревня Балабаново. ЖЕЛЕЗНОВУ ИВАНУ ФИЛИПОВИЧУ.
Копия верна:               Пред. Исполкома
                Тех. секретарь
12/У1-42г.».
                ***
Письмо четвёртое.
                Тов. Зюзева!
        Я фото корреспондент работник Краеведческого Музея. Имея служебное задание по линии комитета культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР и находясь в одном из районов Московской области случайно нашел могилу вашего мужа тов. Зюзева. Нашел я ее благодаря людям, которые его похоронили. Это деревня Балабаново Волоколамский р-н Московской области.
        Он погиб вовремя боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками освобождая этот р-н и населенный пункт деревню Балабаново.
        Он был убит немцами на территории колхозного поля в 400 метрах от дер. Балабаново в юго-западном направлении к селению Шестаково.
        В настоящее время мы обязали местный С. Совет оборудовать эту его могилу в соответствии общих форм памятников истории Великой Отечеств. войны.
        На основании этого С. Совет и колхоз дер. Балабаново сделали это дело.
        Могила Вашего мужа в данный момент взята мною на учет и на нее составлен государственный паспорт, который хранится при архиве нашего Краеведческого музея.
        Место, где погребено тело вашего мужа будет навсегда считаться охранной зоной и там сооружен памятник, обнесен изгородью и на самой могиле посажена береза, которая уже достаточно выросла за эти годы.
        7-го мая 1950 года я был на могиле вашего мужа, осмотрел ее, сделал еще некоторые указания по улучшению оборудования и сделал фотоснимки 4 штуки. Прошу Вас, если вы желаете то я вышлю вам эти снимки. Я мог бы послать их в этом письме, но я не знаю находитесь ли вы по тому адресу, который я имею. Вот так я и решил. Как получу от вас ответ так немедленно вышлю эти фото снимки.
        Прошу Вас пишите мне, я вам вышлю фото снимки могилы вашего мужа и снимки самой местности где он погиб. Мой адрес будет так. Московская область Волоколамский р-н, почт. Отд. Стрелецкие Слободы дет. Городок. Краеведческий музей. Директору БОЯР О.П. для фото-корреспондента ДЮРКО Александр Яковлевича.
        С глубоким уважением к вам и с товарищеским приветом корреспондент А.Дюрко.
10 мая 1950 года.
        Прошу Вас когда будете посылать мне ответ укажите имя и отчество вашено мужа, год рождения и кое что из автобиографии. На основании этого я напишу материал по истории этого памятника.
        Сейчас я написал на памятнике общие слова:
                Вечная слава героям павшим смертью храбрых
                За свободу и независимость нашей родины.
                декабрь 1941г.
        Пока досвидания, ожидаю Вашего ответа».
                ***
        Контрнаступление  Советской Армии под Москвой началось 5 декабря 1941 года, а 20 декабря  войска Западного фронта освободили Волоколамск. Какой ценой? Фильм « Живые и мёртвые» видели?                25. 02.2005г.
        Примечание: Тексты писем приведены с грамматическими и синтаксическими ошибками, имеющимися в приведенных письмах


Рецензии