Потребности

      Потребности, их характеристики и классификация
 Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.
Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называют потребностями.
Потребность (англ.needs) форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности)[ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Большой психологический словарь,СПб.: прайм-Еврознак, 2006, с.402-403].
У любого организма должен быть набор врожденных потребностей, которые должны сигнализировать о том, что ему что-то нужно. То есть, потребности выполняют важную функцию, а именно, побуждают человека к активности. Потребность запускает поисковую (ориентировочную) активность.
У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют, по крайней мере, еще две потребности. Это, во-первых, потребность в общении людьми, и в первую очередь с взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим потребностям, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Опыты показывают, что уже в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира.
При рассмотрении потребностей следует отметить 2 важных момента. Во-первых, потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Во-вторых, обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему, так же как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми в познании мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.
У человека существуют три вида потребностей:
1. врожденные биологические потребности, без которых человек как организм не может существовать, то есть материальные (чистый воздух, продукты питания и т.д) и физиологические потребности (определённый температурный режим, режим питания, сна и т.д.);
2. социальные потребности во взаимодействии с себе подобными, во всем, что диктует социум. Эти потребности обеспечивают нормальное  функционирование человека как человеческого индивида;                3. духовные потребности (высшие потребности) - познавательные потребности.
Любая потребность носит циклический характер, она не постоянно присутствует, а возникает при нужде. Возникновение потребности называется актуализацией потребности. Если потребность не удовлетворяется, она начинает возрастать (динамика потребности). Как только потребность удовлетворяется, она исчезает. Т.о., цикл выглядит следующим образом:  • актуализация потребности; • динамика потребности; • насыщение.
Надо отметить, что до своего первого удовлетворения потребность не знает какой предмет ее удовлетворит, в таком случае говорят, что потребность не опредмечена.
Т.е. можно  выделить два этапа в жизни каждой потребности (Леонтьев). Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй этап - после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызывается. Со стороны же, это поведение потребности выражается как состояние беспокойства, поиска необходимого и недостающего предмета или субъекта потребности.
В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап "жизни" потребности.               
Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В элементарных своих формах он известен как механизм импринтинга. Опредмечивается потребность так же методом проб и ошибок или путем постепенного научения. В последнем случае можно выделить следующие приемы: обучение со стороны взрослого, обучение путем подсматривания за действиями другого, обучение по принципу условного рефлекса. Разные потребности имеют свой сензитивный период, если удовлетворение потребности происходит в этот период, может сработать механизм импринтинга.
В процессе опредмечивания происходит фиксация предмета и обнаруживаются две важные черты потребности, Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Он и определялся как предмет  потребности.
Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность.
Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность.
По Рубинштейну: все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются исторические потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающими, но все же различными, например, материальные  и духовные потребности.
Органические потребности представлены в психике, прежде всего, в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения и более менее острый аффективный тон, то они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности.
Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущего внутри организма. Общей особенностью влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию.
По мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а так же изменение внутреннего характера влечения. Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что переходя в желание, направленное на определен предметы, влечение больше осознается. Таким образом,  оно опосредуется и обусловливается всей более менее сложной совокупностью отношений  к данному предмету или лицу.
Абрахам Харольд Маслоу полагал, что потребности человеку заданы и иерархично организованы по уровням. Уровни:
1. базовые физиологические потребности [низшие] (достаток пищи, воды, тепла, отдыха и др. инстинктивных потребностей);
2. потребности, связанные с безопасностью (с уверенностью, с порядком, с структурированностью, с предсказуемостью окружения);
3. потребности, связанные с любовью и принятием (включенностью в группу, чтобы любить и быть любимым, в аффективности отношений с другими);
4. потребности, связанные с уважением других и самоуважением;
5. высшие потребности, связанные с самоактуализацией, или потребность в в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении себя, личностной состоятельности, реализации своего потенциала.   
Позже А. Х. Маслоу отказался от жесткой иерархичности и выделил 3 класса потребностей:
1. потребности нужды,
 2. потребности развития.
3. потребности идеального развития -самоактуализации.
Потребности бывают врожденными (дыхание, питание, выделение, размножение) и приобретенными  (деньги). 
Основные признаки потребности:
1. Предметность, т.е. любая потребность имеет свой предмет и является осознанием нужды в чем-то.
2. Цикличность, т.е. потребность имеет свойство возникать вновь, но с разным временным интервалом.
3. Реализация потребности определяется наличием необходимых средств и условий.
Динамическое образование, организующее и направляющие познавательные процессы, исходная форма активности живых организмов, набор различных видов поведения, раздражение влечения - всё это потребность. Потребность основная движущая сила развития человека, благодаря которой жизнь приобретает целенаправленность и либо достигается удовлетворение, либо конфликт со средой.
Согласно Х.Меррею, основные потребности таковы:
1). доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать:
2) агрессия - стремление словом и делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3) поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви;
4) отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
5) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: опеки, режима, прядка;
6) пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
7) потребность в уважении и поддержке;
8) потребность достижения - стремление преодолеть некий барьер, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня, быть последовательным и целеустремленным;
9) потребность быть в центре внимания;
10) потребность игры - предпочтение игры любой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11) эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12) социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13) потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого общения;
14) потребность оказания помощи;
15) потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением:
16) потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17)  потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
18) потребность в избегании опасности;
19) потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20) потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность "вечными вопросами" и т.п.
   Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности (2,с. 400-403).

Литература:
1 Большой психологический словарь./под ред.Б.Г.Мещерякоа, В.П. Хинченко. СПб.: прайм-Еврознак, 2006.
2. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.


Рецензии