Мифобиблейские образы на уроках литературы

   Приступая к рассмотрению мифологических и библейских образов на уроках литературы, необходимо дать четкое определение мифу и мифологии, то есть науке о мифе.
            Интересное определение мифу дал замечательный русский философ А.Ф. Лосев  в своей знаменитой книге «Диалектика мифа»: « Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально необходимая – категория мысли и жизни; и в нём нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность». (1, с.397) Словарь античности добавляет: «В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем  образно в виде рассказов выражено стремление познать явления  природы, общественные отношения и человеческую натуру». (2, с.359) Поэтому необходимо четко разграничивать миф и сказку, к изучению которой приступаем уже в начальной школе и особенно продуктивно продолжаем в среднем звене. Не будем забывать, а это уже очень важно, что « сказка – это миф, утративший своё своеобразие, то есть переставший быть отражением действительности в  сознании людей». (2, с.359) То есть фактически подтверждаются слова А.C.Пушкина, что «сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
           Исходя из этого положения, и следует приступать к изучению сказочных сюжетов. Формируя в детях, в первую очередь, образное мышление.  Именно изучение народного творчества помогает детям младшего и среднего звена приобщиться к многогранной национальной культуре, основанной на безусловных нравственных авторитетах. Работая со сказочным образом, учителя, конечно же, замечали потрясающее развитие воображения у учащихся. Однако останавливать в воображаемой действительности, полагаю, не следует. Должно четко учитывать психофизические, возрастные особенности ребят. По мере взросления  учащиеся все более и более приближаются к реальности и совершенно естественно, что на уроках литературы они ожидают созидание реального образа, образа, конкретного, который мог бы и может послужить неким примером. И в этом плане очень кстати приходит знакомство с реальным мифом.       Уже неоспоримый факт, что сказание об Одиссее имеет историческую основу и значит событие, происходившее с героями гомеровского произведения вполне реальны. И таким образом, через века влияют на сознание людей, особенно подрастающего поколения.
     Безусловно, задача учителя литературы рассматривать не только исторически, но и художественный аспект, приучая детей к мысли, что они присутствуют при акте творческого осмысления и рождения художественного образа. Мифологический и художественный образ как бы сливаются в единое целое и становятся фактом литературы, и цель учителя ввести умственное и духовное становление ученика в систему литературного факта, становящегося для него живой реальностью. Никто не будет отрицать, что образ Прометея является той самой живой реальностью для каждого, вспоминающего этот мифический образ. Таким образом, соприкасаясь с живой реальностью, ставшей реальностью и художественной, ученики познают не только историческую, но и окружающую действительность. 
   Творения Эсхила и Софокла, Еврипида и Аристофана оживают буквально на глазах, учащиеся становятся участниками творческого процесса на уроке литературы.
  В этой связи немаловажное значение приобретает работа с образами Святого Писания. Как известно, в среднем звене всё чаще и чаще учащиеся встречаются с библейскими образами, особенно в стихотворных текстах лирико-эпических и житийных произведениях и ,к сожалению, наблюдается та же ошибка в творчестве учителей при работе с библейскими образами, что  иногда, но реже встречается при осмыслении мифологических сюжетов. Библейский образ подчас начинает выступать не в качестве живой реальности, но как метафорические сравнения, лишь служащие для создания художественного образа. Рассматривая библейский образ, учитель должен категорически отказаться от сказочности изучаемого образа. Если только он будет Евангельское повествование считать сказкой, то тем самым он выступит против не только мифа как действительности, но и , простите за плеоназм, против «живой жизни» по меткому выражению ВВ.Вересаева.
  Поэтому прежде, чем  пытаться осмысливать образы Святого писания было бы желательно познакомиться с самим Писанием и творениями Святых Отцов церкви, комментирующих Священные книги. Каждый образованный человек должен знать таких писателей , как Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Блаженный Августин, Клемент Александрийский, Лактанций, Киприан Карфагенский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов и многих , многих , слава Богу, входящих в нашу жизнь творцов. Они фактически создавали новую литературу, обогащенную глубоким историческим и художественным опытом. Эта литература, которая не только отражает действительность, что свойственно мифу, но и воздействует на неё и преображает её. Образы Святого Писания, как и мифические образы, вошли в сознание людей, однако вошли не просто как герои и персонажи в античном смысле этого слова, но как герои одухотворённые, преображающие действительность и реально соприсутствующие в ней. Образы  Христа и Святых реально действуют , возбуждают совесть, приобщают к добру – и всё это реально, а не выдумано, всё это преображает, а не только отражает. В этом отличие работы с библейскими образами от мифологических. Этот факт учителя литературы должны учитывать.
  Работая с библейскими образами, надо помнить , что происходит глубинное соприкосновение с СЛОВОМ . Отец Анатолий Гармаев пишет: «Обращаясь к тварному миру, созерцательная сила души рождает слово, воспевающее премудрость Бога в природе,  в человеке, в народе. Она реально созерцает Божественную премудрость и средствами литературной (лингвистической) способности выражает её в слове так, что читающий невольно приходит в движение словесного образа. Образ этот ПРЕОБРАЖАЕТ (авторское выделение) его собственную душу, то есть приводит в высвобождение читающую душу из-под груза грехов. Навстречу Божественному в мире – в природе, человеке и в народе». (3, с. 181)
  Навстречу Божественному и прекрасному и должен вести учитель своих учеников, соприкасаясь с образами и сюжетами Святого Писания. Поэтому, приступая к преподаванию русской литературы, мы должны чётко выстраивать концепцию преподавания и обучения. Было бы неплохо использовать образ «древа литературы» , отталкиваясь от ядра, коим является человек, которого «сотворил Бог по образу своему, по Образу Божию». (4, с. 1, стих 27)
   То есть задача воспитания  и обучения должна строиться таким образом, чтобы, восходя вверх по древу литературы, чётко осознавать, что на самом деле последовательно восстанавливаем ушедший от нас древний образ. Слава Богу, что в русском образовательном пространстве всё более и более приобщают ученика к вышесказанному. Это наблюдаем в изданных учебных пособиях и хрестоматиях последних 15 лет.
  Например, рассматривая «Слово о законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, мы должны обращать внимание не только на философскую глубину данного произведения, но и на священные образы, фактически преобразившие русский хаос – в  космос. Безусловно, нужно и должно говорить о рождении нового человека в лице князя Владимира, то есть произошло реальное восстановление образа и подобия Божия. Узнавая образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве», также необходимо показывать, какое глубокое значение имело для Игоря после страшных поражений, унизительного плена, возвращение с покаянием и поклонением Богородице Пирогощей в Киеве. Незабываем и образ Ярославны, соответствующий библейским понятиям идеальной жены. Кстати, часто ищем положительный образ, но разве Ярославна не соответствует великому женскому идеалу, причем не выдуманному, а реальному.
  Но если с древнерусской литературой более или менее понятно, то подойдя к литературе классической как  раз и наблюдаем перекос в понимании библейского образа. Полагаю , что и Пушкин, и Достоевский, и Толстой, и даже Чехов, если использовали в своём творчестве священные образы , то не только  ради художественной выразительности , но для обретения высшего смысла бытия. Достаточно вспомнить «Станционный смотритель», являющийся художественным осмыслением евангельской притчи о блудном сыне; роман Ф.Достоевского «Преступление  и наказание» также пронизан библейским словом и святоотеческим преданием, каждый персонаж этого романа несёт в себе глубокий смысл и печать евангельских образов (например, Свидригайлов – Иуда, Раскольников – апостол Пётр, Соня – Мария Магдалина); толстовская «Анна Каренина» вообще является подтверждением библейской истины, гласящей «мне отмщение аз воздам», вынесенной, кстати, в эпиграф романа; а разве не проникнут евангельской болью и теплотой чеховский «Архиерей».
     Кроме программных писателей и поэтов, необходимо изучать и тех  авторов, которые, работая с библейскими образами, и свою жизнь пытались выстраивать по тексту Святого Писания. Это было бы крайне поучительно. В древнерусской литературе таковых примеров множество, но в литературе классической, надо признать, мы часто сталкиваемся с писателями, которые ищут и не находят. И таким образом, вместе с ними и ученики также не могут найти истину (пример того же  позднего Льва Толстого примечателен). Порой, школьники, изучая того или иного автора, теряются в догадках: следовать примеру или нет? Поэтому было бы желательно, например, на внеклассных чтениях изучать поэтов и писателей, ищущих и нашедших истину. Рекомендовал бы таких писателей, как Аполлон Майков,  Лев Мей, Максимилиан Волошин,  Николай Гумилёв, Сергей Залыгин, Виктор Астафьев. Их  жизнь  соответствовала тому, что они писали. Конечно же, перечень авторов неполный, и преподаватели вправе сами определиться, исходя из своего нравственного выбора.    
     Итак, изучение мифологических и библейских образов на уроках литературы есть процесс приобщения учащихся к реальной действительности, процесс её глубокого отражения и просветительского Преображения. Это процесс постижения Правды, то есть тот процесс, которому служит литература. «Проблема  нашего времени как раз в духовной расслабленности, пассивности по отношению к тяжкому труду мучительного постижения истины»(5, с.28).
          Литература:
1. А.Ф.Лосев. Диалектика мифа. – М.: Просвещение, 1990.
2. Словарь античности . – М. :Прогресс, 1989.
3. А. Гармаев . Обрести себя. – Волгоград, 2000.
4. Библия. – М.: Новая жизнь, 1991.
5. М.Дунаев. Журнал «Православная беседа», 1993, № 3.   


Рецензии