Ладить с детьми - дело мудрое, рассказ

               

           И как ему, этому делу, научиться? И где ему учат? Как скоро можно научиться?
Теоретических ответов на эти вопросы достаточно, только на практике научные рассуждения
мало работают, а то и совсем не пригодны. Меня тут никто не переубедит: практика то доказывает. А ещё, ладить с детьми дано не всем. Тут работает душа воспитателя. Если она есть… Нет? Тогда поищите себе место менее беспокойное,только не в нашем доме,не в школе.
Да ладно вам, несоглашающиеся…
                Утро директора в школе. Оно хлопотное, насыщенное: вдруг заболел учитель –  перестроить срочно  расписание,  выслушать по телефону  неотложное  требование районо или инстанций выше, поговорить с учеником  по его «очень важному вопросу», а отказать  нельзя: мучается человечек… Да мало ли ещё всякого срочного по утрам. А вот и звонок на первый урок.
                Мои маленькие (это четвёртый класс), улыбаясь, приветствуют учителя и затихают в ожидании работы. 
 - Несколько дней назад я просила вас посетить любимый уголок природы (а у каждого он есть, свой, особенный). Сегодня мы будем писать сочинение об осени. Посмотрите в окно – какая она… Опишите  её шестью, семью предложениями. Для этого вам достаточно двенадцати минут. А потом почитаем написанное.
                Работают (сидят они за одноместными столиками). Какие же они красивые, когда  пишут: сосредоточенно думающие, отрешённые  от мира,  если хотите. Трудятся – творят. Не пишет почему-то Серёжа Белов. Подхожу к нему, чтобы понять его отдых…  А на столике у него цветные фотографии осенних пейзажей. Чудесные снимки. Вот и указанное время вышло.
 - Дети, прежде чем читать черновые работы, давайте посмотрим снимки Серёжи. Они, правда, прекрасны. Серёжа,  опиши словесно, что ты там запечатлел. з               
 - Я согласен, если только Вы не заставите меня писать сочинение. Я спать хочу: ночью фотки печатали,  -  сказал, подумав, фотограф…
 - Уступаю,  дома опишешь свои снимки, а сейчас я оценю, насколько правильна твоя речь.
Постарайся не испортить фото скучными невыразительными словами. 
                Серёжа по снимкам прекрасно описал свой любимый уголок осенней природы: озеро с гордыми белыми лебедями,  что прилетают к нам каждую весну и выводят здесь своё потомство. « А люди их оберегают, как своих… детей,» - заключил устнописатель.               
                Дети  вслух читают свои работы, обсуждают услышанное, добавляют  осенних красок, правят своё письмо.
 - А теперь, девочки и мальчики,  посмотрите, сколько картин в работе вашей. Небо описано? А осенние кустарники, деревья?  Озеро с белыми лебедями? А ваше настроение? Описание каждой картины начните с красной строки. Ещё вам оставшиеся десять минут для правки письма. Есть вопросы – поднимайте руку, подойду, помогу.
                Все старательно скрипят ручками по бумаге…
 - Вот и готово ваше сочинение в черновике. Осталось – переписать в тетрадь. Это сделаете дома.
 Вы сегодня  все хорошо трудились, хвалю, - заключила я.
                Шла последняя минута урока, как кто-то постучал тихо в класс. Вышла, закрыв за собой дверь. Передо мной стоял директор совхоза, чуть смущаясь, начал:
 - Ваши дети…
 - Наши дети, - прервала я его.
 - Хорошо, наши дети остановили комбайны в поле, страда… А они вчера, во время ужина комбайнёров, как невидимки, забрались в кабины и выкрутили у каждого комбайна насос для
прокачки воздуха (это такое маленькое устройство, на ладони помещается)… Ночной простой. На складе  нашли запасных пять насосов. Пять машин косят – семь стоят …
 - Будут Вам насосы после обеда, -  пообещала я, явно завышая свои возможности, и добавила, что найти эти железки среди не одной сотни пацанов  совсем не просто.
 - Механизаторы ваши хоть кого-то из школьников видели? – вымолвила я, надеясь найти зацепку для начала «расследования».
 - Да приезжал там к отцу Олежка Смоличев, - заметил директор. – Парень почти взрослый…
 - Вот с него и начнём, с семиклассника, - заключила я,  надеясь всё уладить тихо-мирно…
                Предстоял ещё один урок у моих любимчиков, последним часом. А пока можно поговорить с Олежкой-дролежкой (так окликали его мальчищки).  Он сказал, что был у  отца, когда выезжал на велике с поля, навстречу ему, на великах же, ехали Алёха со своими дружками.         
 - А что случилось? – закончил вопросом семиклассник.
 - Случилось. Позор на всё село случился. Скажи, что можно сделать с комбайном, чтобы совсем исправный вывести из строя? Взрослые не с ходу ребус разгадали, - интересуюсь я.
 - Да можно…можно быстро выкрутить насос для прокачки воздуха…  Ну там ещё…
 - Зачем пацанам-то эти железки?
 - А стрелялки делают…
                Теперь можно считать, что  «стрелялки» уже в моём кармане. Какой ключ
подобрать, чтобы открыть сердечки этих «разбойников»? Закончу у них урок и расскажу им сказку…
                Урок русского языка прошёл быстро. А теперь начнётся самое важное на сегодня: как мне запустить комбайны, причём – после обеда. Не хочу это разбирательство поручать учителям – шуму из ничего наделают. А главное – подранят этих «разбойничков».
 - Скажите, дети, вы ещё не разлюбили сказки? – поинтересовалась я.
 - Любим, знаем, читаем, - неслось по классу.
 - Я вам намерена рассказать новую сказку, что утром слышала по радио (знаю, что они радио не слушают, у них только – телик). Сказка минут на десять.
 - Слушаем. Сказка называется «Лисья семья».
                « В логу небольшого лесочка, в зарослях малинника, поселилось лисье семейство: Лис, Лиса и двое их лисят, Лисичка с Лисёнком. Они появились на свет весной, а теперь лето.  Шалунишки резвились на поляне, сквозь июньский травостой учились наблюдать за птицами, слушали их пение и даже мечтали сами летать, чтобы ловить крылатых… А как же, вон какое вкусное мясо птиц приносят им папа с мамой. Подрастали. Родители обучали шалунов разным лисьим премудростям-хитростям, надеясь на их скорую самостоятельность. А сегодня родители принесли на трапезу расписного петуха. Пока они отмывали в ручье чумазую Лисичку, которая почему-то росла не очень чистоплотной, Лисёнок распотрошил петуха – на траве лежали только косточки, да ветерок играл лёгкими цветными пёрышками голосистого деревенского расписного будильника…  Объевшийся сынок спал под кустиком, тяжело дыша, постанывая. Остальные – взирали  на голые косточки, ни словом не обмолвившись между собой: им почему-то было друг  перед другом стыдно.
                Но вдруг Лисичка юркнула в кусты, исчезла. Родители молча продолжали горевать. Почему сынок (в который раз!) съедает всю добычу, не думая о других? А вчера так у своего дедушки украл двух свежих тетеревов.  Совсем недавно с какого-то непонятного зла засыпал наглухо у родственников  нору, где спали только что явившиеся на свет двое лисят – задохнулись оба. «О мир, за что мы наказаны таким сыном?» - вопрошали Лис с Лисой, обращаясь к небу.Но небо молчало,  как их сынок,  безмятежно спящий после сытного обеда…
                А вот и вернулась Лисичка, исцарапанная,  в крови…  Первая охота ей не удалась.Она ластилась к родителям и несмело обещала, что в следующий раз постарается тетеревов,  что иногда спускаются с деревьев, обхитрить и порадовать маму с папой обедом. Лис с Лисой  сквозь слезы,  с надеждой и любовью, смотрели на свою ещё такую хрупкую Лисоньку.
                Прошло ещё два дня. И Лисёнок … украл у своего отца лисий нюх. Украденное продал за два алтына. Куда дел вырученное,  не говорит. Отец теперь не охотится: без нюха – какой он охотник…
                На охоту теперь ходит только мама. Ох,и трудно же ей одной кормить семью…
Но сынок этого не видит,  не замечает,  как страдают родители,  глядя на него, не оправдавшего их надежд… Вот и сказке конец»,  -  заключила я,  решив,  что сочинённого мною достаточно,чтобы пробудить души моих «маленьких разбойников». Слушатели были – само внимание.
 - И как вам, дети, услышанное? – с некоторой неуверенностью спросила я.
 - Сказка о нас, детях. Хороших и совсем не хороших, - сказала Ида, девочка-подранок (не буду объяснять, почему её так определяю. Знаю по опыту: такие дети рано начинают чувствовать горечь обид, несчастье и боль не только близких, но  всех и всего).
 - Да и в нашем классе есть не один такой Лисёнок, чего греха таить. Вчера вон в поле у своих отцов в комбайнах насосы повыкручивали, комбайны стоят, зато в школе новые стрелялки продаются», - выпалил смело Серёжа Урбанович.
                Класс замер – сказка хорошо поработала. Смолкла и я. Ждала, что будет дальше:или продолжат рассуждать, или объявятся виновные.  Случилось второе.
                Молча поднимается Алёша Кафтан, направляется ко мне.  Кладёт на стол тот самый насос. За ним прошли ещё шестеро. На моём столе лежали все семь насосов-стрелялок…
 - Ребята, теперь давайте договоримся: никогда не напоминать провинившимся об этом стыдном поступке.  В детстве с кем не бывает…  Я вас всех люблю.
                Мы дружески распрощались. После обеда уборка пшеницы возобновилась.
Все двенадцать степных кораблей продолжали работу.
                А я-то знаю: не последние это приключения у наших сорванцов. Только б нам, воспитателям-учителям, хватало сил и культуры их поправлять…
               
            12.12.2011г.


Рецензии
Читаю Ваши рассказы с большим интересом и удовольствием. В каждом из них есть и мораль, и прекрасное повествование, и голос прошедших лет.
Желаю Вам всего самого лучшего!

Мария Нестеренко   31.01.2016 17:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, за доброе СЛОВО. Милости прошу - читайте. Всегда рада Вам.

Онучина Людмила   01.02.2016 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.