Ягодный этюд

Я много лет прожил в Южной Якутии, и в каждый год открывал для себя что-то необычное. То сказочную речку, то реликтовую березовую рощу, то поляну с невиданными цветами. А взять ягоды: жимолость, голубика, морошка, брусника  -  их в Якутии все знают, но есть словно скрытые от глаз и невидимые многим.
…Август. Иду вдоль таежного ручья. Уже не мучает гнус. Небо лазурное. На ернике стали появляться  «золотые монетки». Неповторимый грибной запах. Ручеек что-то лепечет в зарослях смородины. Раздвигаю кусты  -  боже мой! Крупные ягоды чуть ли не лежат в воде. Они напоминают крыжовник или маленькие арбузики с характерными полосками. Срываю гроздь  -  вся ладонь заполняется влажными, почти прозрачными ягодами. Они красивы, как сердоликовые бусины. Их жалко есть, они пахнут тонкими французскими духами. Это маховка. Много о ней слышал, но встретил впервые.
…Берег  Тимптона. Несутся темные воды к далекому Алдану. Трещит валежник под ногами. Грызут комары. Проплывают низкие бесконечные облака. Река делает большую излучину. Натыкаемся на небольшое болото. Решаем сделать привал. Все устали. Кто курит, кто смотрит на противоположный берег, где отвесные скалы нависли над рекой. Внимание привлекает растение, листья которого я уже где-то видел и вспомнил, как однажды знакомый, показывая на такое растение, восхищенно сказал: «Это княженика, лучшая ягода  Севера!».
 Кустики княженики иногда встречались даже в городе и на берегу  реки Чульман, но  ягод я не видел никогда. И вот повезло. Ягоды княженики напоминали малину, но цвет их был темно-карминный. Первая сорванная ягода тает во рту, оставляя неповторимый вкус смешанного ананаса с клубникой. Ни одна  из диких ягод не может сравниться с этой жемчужиной тундры, сфагновых болот, торфяников. От всех своих  малиновых сестер благородная княженика отличается силой благоухания, изяществом листьев…
Смородина-каменушка. Ее липкие ароматные листья выделяются зелеными островками на скалах и кручах сопок Станового хребта. Я любил из листьев каменушки заваривать чай и не раз пробовал ягоды. Вкус их горьковатый, очень ароматный. Но однажды эта ягода меня удивила. Как-то бродил по тайге и случайно вышел на каменистый склон, полностью отвоеванный каменушкой. Не поверил своим глазам: это был настоящий виноградник. Тучные гроздья тонов от янтарного до сиреневого свисали с веточек. Каждый куст индивидуален. Широчайший вкусовой спектр таили ягоды уникальной плантации. Я бегал по скалам и «дегустировал»… Гудели шмели, пчелы, палило солнце. От скал веяло жаром, и мне казалось, что попал в Крым…


Рецензии