Жить по принципу - Быть бы живу! - не по мне!

Когда приходит беда, люди реагируют на неё по-разному. Но если человек находит в себе силы противостоять судьбе, он всегда выигрывает. Кировчанин Виталий Русских полностью ослеп в восемнадцать. Он не видит уже 37 лет, но не стал несчастным, лишним человеком, не озлобился на судьбу, работает, имеет дружную крепкую семью. Живёт с достоинством и уважением к себе, и все эти годы успешно справляется с недугом, потому что понял, ради чего стоит жить.

Областная газета «Вятский край» 12 лет назад признала Виталия Русских Человеком года. Громкое звание и популярность не вскружили ему голову. Он по-прежнему – неординарная личность, имеющая огромный жизненный потенциал и доброе сердце. Не зря же в коллективе его называют –«Человек-легенда». Лишённый возможности видеть, он научился созерцать мир внутренним, духовным зрением. Дружбой с таким человеком можно гордиться, о таком сотруднике можно только мечтать.

В его жизни поначалу ничто не предвещало беды: хорошо учился, занимался спортом, подавал надежды. Рослый красавец-спортсмен не был обойдён и вниманием девушек. Окончив школу, отправился на службу в армию, попал в танковые войска. Армейская жизнь тоже шла своим чередом. Командование даже наградило молодого бойца отпуском за проявленную бдительность. Но тот отпуск так и остался неиспользованным: беда пришла неожиданно, как чёрная туча затмила солнце. 10 сентября 1974 года он заглянул смерти в глаза: на боевых учениях снаряд разорвался в стволе пушки его танка. Открыв люк, Виталий ещё сумел выбраться из машины. Очнулся лишь в медсанбате: темно, руки перетянуты жгутом, мизинец болтается на коже. Врачи извлекли из рук солдата осколки, зашили раны и четыре часа колдовали над глазами, пытаясь спасти зрение. Через два месяца, когда с глаз сняли бинты, потребовалась повторная операция. Но врач, который должен был оперировать, уехал в командировку. Вернулся через две недели, осмотрел пациента и сказал, как приговор подписал: «Ты ослеп навсегда!»

Поначалу у Виталия был шок. Жить не хотелось. Но «взвесив» аргументы жизни и смерти, он выбрал жизнь. Через отчаяние, смятение и растерянность пришло решение бороться, вместо подавленности возникло желание одолеть недуг. В госпитале он быстро научился сам себя обслуживать. Бог послал ему ангела-хранителя – медсестру Татьяну. Руки медсестры были ласковыми и нежными, а голос звенел, словно ручеёк. А каким счастьем было слышать лёгкие шаги сестрички! И он впервые в жизни... влюбился и понял, что не может жить без Тани. Она была для него, как свет в окошке. Вскоре убедился, что и заботливая медсестра относится к нему не как к обычному пациенту. И признался девушке в своей любви.

Они приехали в Киров и поженились. Знакомые сочувствовали: в армию уходил здоровым и красивым, а вернулся инвалидом. А Татьяна ни разу не пожалела о своём решении, хотя приятельницы поначалу охали: «Что за жизнь с незрячим мужем, обуза-то какая!» А они просто любили друг друга. В 1980 году в семье родилась дочка Ксюша. И больше всего Виталий хотел прозреть! Каждый год один, без сопровождающих, по 2-3 раза ездил на операции в Ленинград. И чудо свершилось: через восемь лет кромешной тьмы он снова увидел солнце! Радовался, как блаженный. Но через восемь месяцев счастье закончилось: свет снова померк в его глазах. Продолжая верить в чудо, он ещё несколько лет ездил на операции, но чуда не произошло: с надеждой на возвращение зрения пришлось расстаться навсегда.

Сидеть без дела он не мог. Вступил в члены ВОС, устроился на предприятие слепых. На работе освоился быстро – уже через месяц выполнял норму. «Тренировался» и дома: возьмёт табуретку – и на ней складывает пластинки, засекая время сборки по будильнику. Самостоятельно освоил дорогу на работу, отправляясь по вечерам, тайком от жены, изучать свой «маршрут». Татьяна, опасаясь, что муж заблудится, шла следом. Тоже тайком.

Когда начались перемены в стране, предприятие, которому он отдал 25 лучших лет жизни, стало сдавать завоёванные позиции. Работа не приносила ни удовлетворения и ни денег, которых требовали обстоятельства: дочка училась в институте. И Виталий Михайлович решил поискать счастье в другом месте, предложив свои услуги по распространению телефонных справочников одному рекламно-информационному агентству. Директор агентства поначалу ему отказал: «Не возьму незрячего на работу, зачем мне такой риск!» Но этот незрячий инвалид нашёл нужные слова и сумел убедить руководителя в своих возможностях. За месяц принёс фирме 20 тысяч рублей дохода, тогда как другие сотрудники приносили прибыли в несколько раз меньше. Уставали с женой безумно, но и результат был: когда все страдали от безденежья, от невыплаты зарплат, они неплохо зарабатывали на продаже справочников. К тому же Виталий Михайлович хотел доказать жене, что она не с дураком живёт, а директору, что не зря взял на работу, что на них можно положиться.

Двенадцать лет супруги трудятся в агентстве. Начинали с продажи телефонных справочников, а через год заслужили повышение: их перевели в отдел продаж. Все эти годы среди 30 рекламных менеджеров они никому не уступают лидерство. Активно ведут поиск новых рекламодателей, которых ещё нет в базе, насчитывающей более 24 тысяч предприятий и организаций области. Их агенство на информационном рынке прочно заняло свою нишу и ни от кого не зависит, предоставляя потребителям самую полную и достоверную информацию. Виталий Михайлович хорошо ориентируется во всех реализуемых проектах.

Когда человеку дано счастье видеть, он вряд ли представляет, как можно жить в бесконечной чёрной тьме. Какое чувство испытываешь к незрячему? Жалость? Сочувствие? Виталий Михайлович вызывает бесконечное восхищение и уважение!

– В коллективе нас приняли хорошо, – говорит он. – За время работы я ни разу не слышал, чтобы кто-то назвал меня слепым. Сотрудников у нас оценивают по деловым качествам. Я и на прежней работе никогда не заострял внимание на проблемах со зрением, а здесь тем более. Помню, на собеседовании руководитель фирмы удивлялся: как можно в моём состоянии что-то делать? А сейчас таких вопросов не задаёт, так как на работе у нас с женой репутация надёжных сотрудников. И если в фирме какие-то проекты идут туго, нас просят подключиться, и, как правило, мы помогаем вытаскивать проект из прорыва. Руководитель всегда ставит нас в пример другим. Скажу без бахвальства, к моему мнению прислушиваются, меня уважают. На десятилетие работы в фирме в подарок от руководства мы получили навороченный ноутбук. Конечно, чтобы иметь то, что мы имеем, надо много трудиться. Моя задача – искать новых рекламодателей, предлагать им наши продукты, которые я знаю почти наизусть и мне не надо заглядывать в прайсы. Скажу честно, ни при каких обстоятельствах я не давлю на клиентов, не спекулирую своим недугом. Немало таких, кто представления не имеет, что я не вижу. Убеждать у меня получается, да и рекламодатели сейчас, как правило, народ умный, понимающий, что без рекламы бизнес не построишь.

Руководитель у нас – золотой мужик, умница, очень много делает для развития фирмы. Редко где встретишь такого руководителя, который бы так заботился о коллективе. Я уважаю его за профессионализм и сердечность. Он помог дочери в решении квартирного вопроса: теперь у неё трёхкомнатная квартира. Она подарила нам внучку. Благодаря руководству в квартире дочери установили факс, и у нас появилась возможность и дочке помочь, и в работе темпы не снизить.

Больше всего в работе мне нравится самостоятельность. Мы работаем на дому, в фирме находимся мало. Домашняя атмосфера, спокойная и уютная, тоже повышает работоспособность. У нас есть вся оргтехника: компьютер, телефакс, три диктофона. Конечно, мы стараемся соответствовать требованиям времени, посещаем семинары, которые ведут продвинутые в нашем бизнесе специалисты Москвы, Питера, Нижнего Новгорода. А в остальном я до всего дохожу сам, особенно в работе с компьютером.
Свободного времени у нас практически нет, но в жизни чем-то приходится жертвовать. У нас чётко расписан каждый рабочий день, неделя, месяц. Сбавить набранный темп мы не можем. Пока есть возможность, надо быть в лидерах, тем более дело своё я знаю и люблю, хотя это и требует немалых усилий. Работа, как соревнование: чем больше делаешь, тем больше хочется.

Когда у нас зашёл разговор о рецептах успешности, Виталий Михайлович дал несколько советов тем, кто попал в сложную ситуацию:

– Если человек потерял здоровье, не надо приходить в отчаяние. Большая беда, когда человек теряет свою опору – не видит смысла жизни, вот тогда он и становится инвалидом. Нужно стараться выкарабкаться. Способности есть у всех. Главное, их реализовать. Что толку стонать? Я всю жизнь надеюсь только на себя и на свою семью. Государство же не даёт пока повода надеяться на него: ему здоровые то люди не нужны, а с ограниченными возможностями – тем более. Государство много чего декларирует, однако ничего полноценно обеспечить не может. Вот Зурабов со своим 122-м законом кинул всех нас, и что? Инвалиды потеряли бесплатный проезд, жильё, санатории. И что? Скулить, стонать, опустить руки – да ради бога, если это нравится! В области у нас много таких, кто довольствуется малым. Жить по принципу: быть бы живу – не по мне. Мы как-то предложили молодым инвалидам в районах области, в том числе колясочникам, подзаработать – нужно было проверять достоверность информации – результат нулевой. Никого из первичек практически не удалось найти. Убедился: разговоров и стенаний много, а желания работать мало. И если кто-то хочет работать, он найдёт работу, а если кто не хочет трудиться – бесполезно его пинать и уговаривать.

По себе могу сказать, что на работе в первую очередь ценят трудолюбие и результат, а не то: видишь ты или нет. Если ты пришёл в нормальный, здоровый коллектив, докажи, что ты можешь работать, не уступая никому и ни в чём. Не можешь? Значит, надо уходить и искать что-то попроще. В нашу фирму приходят молодые, с образованием, с красными дипломами, и не все задерживаются. Некоторые хотят поменьше работать, а зарплату побольше. Когда понимают, что работа сдельная и зарплата зависит от личного вклада, от того, как ты покрутишься в поисках клиентов, то уходят.

После потери зрения «палочкой-выручалочкой» от уныния, от горького ощущения своей беспомощности для Виталия Михайловича стала не только работа, но и спорт. Его имя было хорошо знакомо в спортивных кругах ВОС. Ещё в школе высокий, ловкий и сильный юноша увлекался баскетболом, хоккеем с мячом, коньками. Через четыре года после трагедии он снова встал на беговые коньки и добился отличных результатов. Потом серьёзно увлёкся плаванием. На злые реплики, что для инвалидов спорт – всего лишь баловство, каких рекордов можно от них ждать, с упорством фанатика тренировался, словно хотел доказать себе и окружающим, насколько сильна его воля и характер. И на российских соревнованиях среди инвалидов по зрению он завоевал около десятка медалей. Как доставались ему победы, знает только он сам. Но «лёгких» секунд в инвалидном спорте не бывает...

– С 2002 года спортом я практически не занимаюсь, – говорит с сожалением Русских. – Я семь лет не был в бассейне, – только в санатории. Если удаётся отдохнуть две-три недели на море – это уже счастье. Мне достаточно, если мы с женой посещаем крупные мероприятия, выезжаем куда-то с фирмой, или раза два в месяц в сад на шашлыки. Жаль, что не остаётся времени на друзей. Хотелось бы встречаться чаще и подольше, но не получается. Работа, семья, дом, внуки – вот мои сегодняшние приоритеты.

В народе о человеке судят по делам его. А дела Виталия Михайловича Русских о многом могут рассказать. Молодёжь считает, что всё пройти, что он прошёл, и остаться таким упёртым и настойчивым в достижении своей цели – это круто. Так же круто на фоне всеобщего нытья, как нам плохо живётся, выглядеть пришельцем с другой планеты. Впрочем, быть личностью силой никого не заставишь... Всё зависит от самого человека. Виталий Русских сумел сам сделать свою жизнь достойной. Наперекор трагической судьбе и злым обстоятельствам.


Рецензии
Дай Бог СИЛЫ Воли на многие-многие годы.

Виктор Хажилов   14.12.2011 18:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.