И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-10

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

     Если говорить о других событиях, то следует сказать о том, что первый месяц нового года ознаменован началом существования при ДКП "Клуба творческой молодёжи" города Саранска, а потом и всей республики.
     Первое название – Диско-клуб "Нота".
     Первый мой сценарий – "Звезда Аллы Пугачёвой".  В качестве предисловия прозвучало, сказанное мной:
   "Мне очень трудно говорить о таком артисте, как Алла Пугачёва. С ней можно соглашаться и любить её, можно недопонимать её глубину и относиться с безразличием. И тем не менее я постараюсь рассказать об этой исполнительнице, напомнить некоторые факты из её артистической жизни.
   Я намеренно назвал Пугачёву – исполнительницей, а не певицей. Ибо каждое исполнение новой песни Аллой Пугачёвой – это маленький музыкальный спектакль, в котором она грустит, смеётся, негодует, иронизирует – живёт полнокровной жизнью. Алла Пугачёва – это единство музыки, движения и текста.
   Когда это началось?
   Алла Пугачёва появилась на эстраде в 1965 году. Шестнадцатилетняя девушка (почти подросток) исполнила песню о роботе, который так и не стал человеком. Спела искренне, сентиментально, а в самых трогательных местах не могла удержаться от слёз.
   Но после этого дебюта Алла пробыла артисткой всего  месяц и ушла, поняв, что ей на сцене пока нечего делать.
   Она закончила дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, затем поездка с агитбригадой радиостанции "Юность" по комсомольским стройкам страны, работа в Липецкой филармонии с ансамблем "Новый электрон". Главным в этот период актрисе представлялась работа над словом, она старалась постичь тайну интонационных нюансов, овладеть ими, чтобы суметь воплотить характеры песенных персонажей. Через  интонации она находила дорогу к драматургии песни…"
     Что было дальше?
     А дальше в рубрике "Стоит подумать" газеты "Советская Мордовия" от 18 февраля 1979 года появилась статья "Кто поможет "Диску"?", где излагалось следующее:
   "О дискотеках сейчас знают все. Они перестали быть редкостью и созданы почти в каждом крупном городе, начиная от Калининграда и кончая Петропавловском-Камчатским. Месяц назад появилось и в Саранске общество дискофилов, любителей музыки, коллекционеров редких грампластинок.
   Правда, "дискотекой" эти вечера в гостиной Дворца культуры профсоюзов пока назвать нельзя. Это скорее диско-клуб, так как дискотека в переводе с греческого означает "хранение дисков", а здесь нет ещё своего фонда пластинок, как, впрочем, и многого другого, необходимого для проведения подобных мероприятий. Но вот как раз о том, какой должна быть дискотека, какое влияние она оказывает на формирование музыкального вкуса у молодёжи, как и кому удалось организовать диско-клуб в Саранске, что нужно для того, чтобы он стал дискотекой, и пойдёт сегодня наш разговор.
   Итак… Знакомьтесь: диско-клуб "Нота"…
   -Володя, скоро начнём? – обратилась к диск-жокею симпатичная девушка в джинсах. – Уже все собрались.
   Он подождал ещё немного и сказал в наступившей тишине:
   -Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы побеседуем о творчестве Аллы Пугачёвой. Её имя стало известным с осени 1974 года, когда она приняла участие в пятом Всероссийском конкурсе артистов эстрады. Она исполнила там…
   И Владимир рассказывает о репертуаре актрисы на этом конкурсе, говорит о том, как исполнение песни "Арлекино" стало сенсацией Международного фестиваля "Золотой Орфей", каковы были первые пластинки знаменитой певицы, о готовящемся диске "Арлекино". Судя по фактам, которые использует в рассказе ведущий, чувствуется, что прежде чем выступить перед членами клуба, ему пришлось просмотреть немало газет и журналов, а также специальной литературы. Контингент слушателей вынуждает к тому, чтобы материал был подобран новый и интересный. Хотя среди них не так уж много людей с музыкальным образованием, но "удивить" здесь кого-нибудь трудно, все серьёзно увлекаются музыкой, ориентируются в современных музыкальных течениях.
   Члены диско-клуба приносят с собой пластинки с редкими записями, делятся впечатлениями о прослушанном. В результате этих бесед и споров вырабатывается критическое отношение к музыкальным явлениям, они могут квалифицированно дать оценку популярным ансамблям Запада и тем, что существуют у нас в стране.
   Но давайте опять прислушаемся к тому, что говорит диск-жокей.
   -А теперь я попрошу Аллу Пугачёву ответить на несколько вопросов…
   За столиками оживление: кто выжидающе смотрит на дверь, кто повернулся посмотреть в другой конец гостиной, хоть и не верится… А вдруг сюрприз. Но чуда не произошло. Сегодня в роли Аллы Пугачёвой Вера Киржаева. Её ответы в инсценированном интервью прозвучали живо и интересно.
   А потом звучал голос Аллы Пугачёвой, записанный на пластинках. Диск из двойного альбома песен "Зеркало души" раскрыл любителям музыки новые грани таланта певицы.
В конце вечера члены диско-клуба заполнили анкеты, которые подготовил совет клуба. В них были вопросы, связанные с организацией вечера в гостиной, с разработкой программы на будущее. Словом, поиск продолжается.
   Раиса Ивановна Стешина, заведующая политико-массовым отделом Дворца культуры профсоюзов, председатель совета клуба, вместе со своим активом – В.Цыкаловым, В.Киржаевой, М.Сёмушкиной – стараются, чтобы их "диско" стал популярным среди любителей музыки. А для этого нужно, чтобы здесь всегда было интересно, чтобы можно было получить новую музыкальную информацию, послушать последние записи на пластинках.
   А теперь давайте посмотрим анкеты, заполненные посетителями клуба. Что они предлагают? Продумать интерьер гостиной, приобрести современную кино- и музыкальную аппаратуру. Р.И.Стешина и члены совета полностью согласны с этим. Но как это осуществить? Дело это важное и нужное, но кто поможет "диску" в Саранске? Пока что совету клуба приходится рассчитывать только на свои силы. А реализовать потенциальные возможности диско-клуба можно лишь объединёнными силами комсомольских и профсоюзных организаций, учреждений культуры.
   Необходимость подобных клубов очевидна, их создание в какой-то степени удовлетворило бы интерес молодёжи к музыке. Значительно уменьшилось бы количество "вокально-инструментальных ансамблей" в подъездах и скверах, которые, прикрываясь репертуаром Высоцкого, исполняют порой бульварную отсебятину. А если бы было место, где эти длинноволосые любители бич-бита могли послушать своих западных кумиров, то не пришлось бы им в беседках до поздней ночи рвать струны, не давая заснуть всему кварталу. Потому что молодёжь, начиная с подростков, хочет слушать непременно самые новые записи, а их, как правило, редко увидишь на прилавках магазинов.
   Проблема "музыкального дефицита" у нас ещё не разрешена, потому и появляются иногда такие ловкачи, которые популярный диск продают за немалые деньги. Взимают плату и за то, чтобы переписать на магнитофон. Об этом уже писали журнал "Клуб и художественная самодеятельность" и "Литературная газета", не исключено, что эти явления имеют место и в Саранске. Но всё что исчезнет, если появится возможность для молодёжи слушать те музыкальные новинки, которые ей интересны. Жаль, что в Саранске нет пока такой дискотеки, как скажем, при Каунасской публичной библиотеке. Так проводятся "музыкальные вечеринки", на которых литовский композитор Гендрюс Купрячивус, открывая перед молодёжью мир музыки, помогает сформироваться её вкусам, учит отличать истинное искусство от наносного, ложного.
   А можно бы и нашему новорождённого диско-клубу "Нота" объединиться с музыкально-нотным отделом республиканской библиотеки имени А.С.Пушкина для организации вечеров в гостиной. Надеемся, заведующая этим отделом Т.В.Курылёва не откажется помочь любителям музыки советом, литературой, пластинками.
   Что говорить, пока идея организации дискотеки ушла далеко вперёд, а реализация её заметно поотстала. В гостиной придётся ещё немало потрудиться дизайнерам, организаторам этого нового клуба.
   Если у "диска" в Саранске найдутся друзья, если дирекция Дворца культуры профсоюзов, горком комсомола, областной совет профсоюзов поддержат "Ноту", то клуб вскоре может стать настоящей дискотекой. Но пока это только мечты. А диско-клуб "Нота" - реальность, такая же, как те проблемы, которые перед нами стоят и которые надо решить. Одному совету клуба здесь не справиться. Так кто же поможет "диску" в Саранске?"
     Именно таким вопросом закончила свой рассказ молодая журналистка Н.Юрина.
     В ожидании какой-либо помощи мы не замерли на миг или мгновение. "Нота" продолжала работать.
     "Любимые приходят и уходят, но только моя возлюбленная остаётся. Она прекрасна и нежна. Она – мои успех и опора. Она – это размах. Она грациозна. Ей 10 тысяч лет. Она так же современна, как совершенно новая женщина каждый день, и так же бесконечна, как время математики. Жизнь в ней – это лабиринт разветвлений. Я предугадываю каждый её жест. Музыка – моя возлюбленная, и она никому не является второй скрипкой". Эти слова Эдварда Кеннеди Эллингтона из его книги-автобиографии "Музыка – моя возлюбленная" стали эпиграфом к моему мартовскому сценарию джазового вечера "Наследие Дюка Эллингтона".
     Следом написан и претворён в жизнь апрельский сценарий, посвящённый творчеству ВИА "Песняры".
     Буквально на следующий день та же "Советская Мордовия", на этот раз в рубрике "Город, в котором мы живём", тиражирует статью "На высокой "Ноте", где описывалось очередное мероприятие так:
   "Негромко звучит музыка в уютной гостиной Саранского Дворца культуры профсоюзов. Медленно гаснет свет. Смолкает гул голосов. Внимание собравшихся обращено на девушку с микрофоном в руке.
   -Сегодня в нашей постоянной рубрике "Силуэты знаменитых исполнителей" рассказ о белорусском вокально-инструментальном ансамбле "Песняры".
   Начинается очередной вечер в дискоклубе "Нота". Интересный рассказ о "звёздах" эстрады  сопровождается музыкальными иллюстрациями. Потом начинается танцевальная часть вечера. Все вместе это называется "дискотека".
   Дискотека — это современно. Дискотека — это модно.
   Сколько копий было сломано в спорах о современной бит-музыке, о необходимости создания молодёжных кафе, о том, как оторвать молодых парней и девчат от бесцельного времяпрепровождения! Дискуссии отгремели, а на горизонте появилась новая оригинальная форма организации свободного времени молодёжи — дискотека.
   Дискотека даёт отличное сочетание развлекательного и познавательного начал. С одной стороны — танцы, приятная беседа в кругу друзей, с другой — интересный рассказ об эстрадных новинках, новостях музыкальной жизни. Здесь широко используется цветомузыка, элементы театра, кино, проводятся викторины и конкурсы знатоков эстрады. Словом, получается своеобразный молодёжный клуб, в основе которого — увлечённость молодёжи музыкой. За последние пять лет дискотеки созданы в большинстве городов страны. Только в Москве их уже более 120.
   Первый опыт, первые ошибки...
   Одни решили, что главное — танцы, и проведение дискотек свели к поискам подходящего помещения и музыки. Другие взяли курс на насыщенность информацией, в результате — скучный лекторий. Больше двух вечеров такие дискотеки не выдерживали.
   Первый опыт, первые проблемы...
   Не остался в стороне от веяний времени и Саранск. Правда, пока дело ограничивается большей частью разговорами и благими намерениями.
   Молодёжи в городе много — учащиеся школ и техникумов, студенты госуниверситета и пединститута, молодые рабочие. Что можно предложить им город в часы досуга? Кино? Парк культуры?
   Есть ли в нашем городе хотя бы одно культурное заведение, где молодые люди могли послушать любимую музыку, в конце концов - просто познакомиться?
   Композитор Раймонд Паулс: "Я за любую форму, связанную со слушанием музыки. А во многих дискотеках слушают новые записи, анализируют их, интересно подают. Я бы в свободное время с удовольствием ходил в дискотеки и знакомился с новинками эстрады. Дискотека — это трудное дело, это своего рода театр звукозаписи".
   Вернёмся в музыкальную гостиную Дворца культуры профсоюзов. Один раз в месяц здесь собираются молодые люди, которые любят и понимают настоящую современную музыку. Они и образуют этот своеобразный коллектив, который официально именует себя дискоклуб "Нота". Начинали, фактически, с нуля. Ни опыта, ни аппаратуры, ни разработанных программ, только желание создать настоящий дискоклуб.
   И создали. Купили стереопроигрыватель, сами соорудили цветомузыкальную установку, договорились с кафе о коктейлях, перерыли гору журналов, газет, собирая основу для проведения тематических программ. "Нота" сегодня — это 60-70 завсегдатаев. Люди разных профессий — врачи, педагоги, строители, комсомольские работники.
   Руководит работой клуба совет, который возглавляет Р.И.Стешина, заведующая политико-массовым отделом Дворца культуры профсоюзов.
   -Наш клуб очень молод, - рассказывает Раиса Ивановна, - поэтому много нерешённых проблем.
   В первую очередь — вопрос о помещении. Гостиная, где проводятся вечера дискоклуба, вмещает 80-90 человек и пока нас устраивает. Только хотелось бы, чтобы администрация Дворца помогла нам оформить интерьер. Нам нужна и современная музыкальная аппаратура. Все крупные дискотеки в нашей стране давно уже оснащены, по крайней мере, отечественными стереомагнитофонами типа "Юпитер".
   Добавим: решающее значение для дискотек имеет личность диск-жокея или просто ведущего, как предпочитают называть в "Ноте" человека, который ведёт всю программу вечера. Это должен быть не только человек, умеющий хорошо рассказывать, но и профессионально разбирающийся в музыке, который мог бы ответить на любые вопросы слушателей.  В "Ноте" постоянного ведущего нет. Темы по джазу, к примеру, готовит и ведёт Владимир Цыкалов, программу о "Песнярах" — Вера Киржаева.
   В республике сейчас нет ни одного дискора-профессионала, а энтузиастам подчас не хватает эрудиции, умения увлекательно подать информацию. Выход один: учить тех, кто ведёт "диско". К примеру, командировать туда, где дело уже поставлено прочно: хотя бы в Казань.
   Ещё в одном надо помочь "Ноте" — создать собственный фонд пластинок: чтобы в дискоклуб попадало хотя бы по одному экземпляру эстрадных пластинок, поступающих в торговых организации города.
   Сочетание музыки с общением — вот та внутренняя пружина, которая движет любую дискотеку. Этого сумели добиться создатели "Ноты".
   Есть ли ещё подобные дискотеки в Саранске? Близок к истине один из участников диско-вечера: "Кажется есть, но неконкурентоспособные". А университет? - возразит нам читатель. Действительно, в главном учебном заведении республики дискотека  должна быть в первую очередь. Да, она есть, если те вечера, что проводятся в помещении студенческой столовой, можно назвать дискотекой. "Неинтересно", - говорит "очевидец", побывавший не одном из таких вечеров.
   От кого зависит дальнейшая судьба университетской дискотеки? В первую очередь от комитета ВЛКСМ. Необходима чёткая координация в проведении дискотеки для студентов всех факультетов. Многому можно поучиться у той же "Ноты". Думаю, если дать простор творчеству и фантазии самих студентов, поставить их на реальную основу, результат не замедлит сказаться.
                ПОСЛЕСЛОВИЕ,
   точнее, начало разговора на большую, давно назревшую тему — о проведении полноценных вечеров отдыха молодёжи.
   Начало положено — дискоклуб "Нота". У "Ноты" есть все предпосылки, чтобы стать организационным центром городских дискотек.
   Быть или не быть дискотекам в нашем городе? Сказать "быть!" легко, труднее выработать конкретную программу организации дискотек в городе. В этом направлении необходимы совместные усилия горкома ВЛКСМ и Облсовпрофа.
   Один дискоклуб "Терпсихора" в Новосибирске взял на себя организацию отдыха молодёжи миллионного города. Возможно ли такое в Саранске? Своё слово должны сказать заводские комитеты комсомола. Многие заводские столовые пустуют по выходным дням — почему бы в их помещении не организовывать дискотеки?
   Вопрос остаётся открытым - кто возьмёт на себя организацию системы дискотек в Саранске?"
     Забегая вперёд, сообщаю, что и этот вопрос журналиста В.Голубчика риторически повис в воздухе.
     Почему тогда не спешили гордиться и помогать активистам и энтузиастам? – это мне до сих пор непонятно.
     Завершу разговор о достижениях года сообщением о том, что моя копилка наград пополнилась:
     Почётной грамотой
   "Саранский городской комитет Общества Красного Креста награждает (меня) за активное участие в деятельности Общества Красного Креста – Председатель ГК ОКК Е.П.Свиридкин".
     и Дипломом
   "Пролетарский РК ВЛКСМ районный отдел культуры вручает Памятный диплом участнику VI районного фестиваля современной молодёжной песни (мне) – ведущему фестиваля – Секретарь Пролетарского РК ВЛКСМ Н.Гудин; Зав. отделом культуры райисполкома В.Артюшин;   Председатель жюри М.Фроловский".
@ - Год 1980.
     Диско-клуб "Нота" функционировал в ежемесячном режиме вплоть до весны наступившего года.
     Последнее его дыхание – это мартовский сценарий "Переулки джаза", в котором я рассказал, что "бит","свинг" и "импровизация" составляют нерасторжимое трио, которое лежит в основе джазовой пьесы. "Уберите один из этих элементов, - говорил я на прощальном вечере, - и вы разрушите джаз". В концовочке прозвучало: "Неизвестно, кто родил джаз, но мы хорошо знаем тех, кого родил джаз — это Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Элла Фитцджералд, Каунт Бейзи, Джордж Гершвин, Олег Лундстрем, Леонид Утёсов, Георгий Гаранян, Леонид Чижик, Борис Фрумкин и т.д."
     На сей раз пресса безмолвствовала.
     Незаметно, как всегда это бывает в круговороте дел и мирской суеты, приблизилось лето. Победное лето!
     Почему "Победное"? Да потому что моё правое дело восторжествовало: наконец состоялся долгожданный, выстраданный походами по министерским и обкомовским коридорам, и всё же торжественно-радостный переезд в двухкомнатную квартиру в доме, называемом "врачебным".
     Так как до определённого времени в нём жили только медработники. Кто-то говорил, что он – собственность Минздрава. Квартира, правда, была из обменного фонда. Это значит, что предыдущая семья медиков выехала из этих стен (либо получила квартиру по расширению площади, либо мигрировала за пределы города или республики), а на их место въезжает другая медсемья, как правило, из ведомственной (служебной – и такие были) квартиры.
Мы были рады и такому варианту. В святцах мной записано: "1980, лето – квартирная победа и поражение Минздрава".
     Но не всё так гладко произошло, как вы думаете. Руководитель бюро (подпольная кличка "тихоня в футляре") попробовал нагреть руки на сим мероприятии, требуя "выкупить" ордер всего за 1000 "деревянных", необходимых для каких-то "Них". "Они", судя по направлению взгляда просителя, располагались в поднебесном пространстве. Я же в тот момент старательно сыграл роль непонимающего наивца.
     События в кабинете шефа развивались почти по тому же сценарию эстрадной миниатюры в исполнении Геннадия Хазанова "В кабинете инспектора". С вашего позволения напомню фрагмент.
   Инспектор (далее - И), заикаясь, просит посетителя (далее - П) принести ему конверт.
   П- Какой нужен конверт? С маркой?
   И- Это неважно, важно, что там... внутри. Важно, что там внутри... должно быть. Понятно — нет? Неужели это так сложно? Хорошо, давайте по-другому. Знаете, вы на меня смотрите предельно внимательно.
   П- Хорошо.
   И- Не надо так внимательно смотреть. Неужели вы не хотите меня ну... поздравить?
   П- Поздравить? Сегодня, что — праздник какой-нибудь?
   И- Да-да, юбилей! Сегодня ровно полторы тыщи... Полторы тыщи лет... как на Руси... стали печатать... ну? (показывает на пальцах деньги)
   П- А вы какое отношение к этому празднику имеете? 
   И- Я никакого. Если вы хотите иметь квартиру, то у вас обязательно должны быть д... Вспомните, что ваша бабушка хранила в чулке?
   П- Носки.
   И- Хорошо. В носках что у неё было?
   П- Мозоли.
   И- Вы что — издеваетесь? Вы что здесь чушь несёте? Мне нужно...
   П- Я не знаю, что вам надо… Что я должен сделать?
   И- А вы мне должны дать вз-вз-вз...
   П- Взаймы, да?
   И- Да! В зубы мне лучше дайте! И всё! Что я сижу взаймы брать? Он и квартиру себе насовсем хочет, а мне взаймы предлагает!
   П- Я же не хотел вас оскорбить этими деньгами.
   И- Ничего! Оскорбляйте! И покрупнее!
   П- Ничего. Я запутался. Я зайду в другой раз. Я чего-то сегодня... (уходит)
   И- (один, не заикаясь) Правильно, сейчас вы идите и идите. И-и-и-и... Баран попался! Два часа с ним заикой прикидывайся. Но что сделаешь? Сейчас такие строгости! Прямо про деньги не скажешь! Только намёком. Д-д-д... десять лет можно получить за это. (тихо) Если у тебя голова на плечах есть, сам-сам сразу... понимать... должен, что у меня… всё равно… ничего нельзя добиться… без вз-вз-вз… взаимопонимания!"
     Вообще, откровенно говоря, "тихоню в футляре" боялись, но не любовью не баловали. Однако, если правду сказать, были отдельные личности, которые поклонялись ему по каким-то неведомым причинам. О таких даже присказки сочинили: "В семье не без урода" и "Рождённый брать давать не может!".
     Как профессионал "тихоня" относился к тем персонажах , о которых весьма колоритно прописал почитаемый во всём мире баснописец Иван Андреевич Крылов. Вспомните, как начинает басню о Щуке и Коте:
  Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
  А сапоги тачать пирожник.
  И дело не пойдёт на лад.
  Да и примечено стократ,
  Что кто за ремесло чужое браться любит,
  Тот завсегда других упрямей и вздорней:
  Он лучше дело всё погубит,
  И рад скорей
  Посмешищем стать света,
  Чем у честных и знающих людей
  Спросить иль выслушать разумного совета.
     Дело в том, что "тихоня" в судебно-медицинской службе появился не по призванию, а по назначению. И он, занимая кресло начальника самой серьёзной структурной единицы системы здравоохранения в течение более двадцати лет, в душе по своей сути так и остался терапевтом. Практические наблюдения подтверждают правоту данного суждения. "А вы, друзья, как не садитесь, всё ж…" Надеюсь, концовку басенной морали вы сами допишете.
     Был он человеком завистливым и злопамятным. Впоследствии выяснилось, что я попал в его серый список с 1980 года, т.е. с момента его фиаско по поводу ордера. "Провал операции" изменил его: он стал горазд на выдумку самых разных каверзных для меня поручений. Так, в июне 1985 года он меня (зав.отделом) назначил ответственным за ведения "Журнала проверки загазованности подвального помещения Бюро". Какая там загазованность, кроме трупного гнилостного запаха?! Стало быть, назначение на посмешище.
     Я уже писал о мезантропии, поэтому повторяться не намерен. Могу прибавить, что начальника № 2 также не миновала эта зараза.
     Имею необходимость довести до вашего сведения, что я, выражаясь аллегорически, "за свой труд попал в хомут". Сие означает: сколько бы я не работал с полной отдачей, порой без выходных и проходных, руководство занимает недовольную позицию постоянного трындения: "А вы не дорабатываете". Честное слово, заумь — чересчур мудрёная чушь – какая-то! И в голове разу вертится, будто пластинка, фраза: "Посмотрел бы ты, товарищ, на себя со стороны…"
     Ну, да ладно! Бог с ними…
     Осенью, а точнее – с 09 сентября, начался месячный курс усовершенствования по судебной гистологии на базе ЛенГИДУВа. Так опять я попал в любимый город, знакомый до слёз.
     В этот год произошло знаменательное событие – круглый юбилей зав.кафедрой судебной медицины Овагима Христофоровича Поркшеяна. Заслуженный деятель науки постоянно напоминал нам, что ко всему надо относиться критически. Как-то раз на вопрос – "даже к тому, что Вы нам, курсантам, читаете" – ответил: "Непременно! Ведь я читаю вам сведения с точки зрения вчерашнего дня. И нет сомнений, что то, что сегодня происходит, завтра перевернёт все точки зрения".
     По просьбе курсантов я посвятил "Учителю" следующие строки:       
  "Со всех концов страны мы съехались сюда,
  Чтобы познать науки торжество
  И рифы обозначить в наших картах,
  Узнать и изучить хоть толику того,
  Что по крупицам, как старатель, Вы собрали,
  Чтобы прикоснуться к Вашей силе мастерства
  И заглянуть в неведомое что-то,
  Чтобы постичь Ваш творческий полёт
  И укрепиться в силе убеждений,
  Чтоб с Вашей помощью расширить кругозор,
  Приблизиться к научным горизонтам.
  Мы счастливы (и это не скрываем),
  Что светлый факел Вашего таланта
  Нам лично удаётся лицезреть.
  И от лица экспертов всей страны
  Позвольте Вас поздравить с юбилеем,
  Вручить Вам  адрес, скромный подарок,
  От всей души здоровья пожелать
  И творческих успехов!"
     В ходе очередной учёбы состоялось знакомство с братьями Силоч из Молдовы. Но ближе по увлечениям оказался Афанасий из города Дубоссары – сочинитель песен про ГИДУВ. Интересно, что на этнической родине его звали Филей.
     Общаясь с молдаванами, я испытал чувство, которое назвал "удивлённое восхищение".
     Пользуясь случаем, как говорят на "Поле чудес" у Леонида Якубовича, хочу сказать моим друзьям в Молдавии "Бона сярэ!" и пожелать крепкого здоровья и долгих жизни. Я помню о вас! Дай Бог им добра!..
   Молдавия… Небольшая республика: с востока на запад – 150 километров, с юга на север – 350. На карте выглядит как маленькое зелёное пятнышко, она разнообразна по ландшафту: высокие холмы на севере, гладкие степи на юге, а в центре вековые леса – Кодры. Ещё замечено, что по своим очертаниям Молдавия напоминает виноградную гроздь.
   Невелика Молдавия? Но величина страны определяется и измеряется не километрами, а деяниями её народа, её сынов и дочерей.
   "Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт, в котором содержатся все основные данные, - писал дагестанский поэт Расул Гамзатов. – Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего учёного, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца".
   Молдова может предъявить и композитора Еуджена (Евгения) Дмитриевича Догу, и певицу экстра-класса Софию Михайловну Ротару…
   Кто не слышал чарующие звуки Молдовы?! "Сколько листьев в саду, сколько звёзд на небе – столько песен у молдован!" – так говорят в народе. Если собрать их всех вместе, то получится целая роща прекрасных напевов. Здесь будут мелодии флуера и звонких цимбал, ная и волшебницы лэуты – скрипки. От неё и лэутары – потомственные народные музыканты, покорившие когда-то Ференца Листа. Традиции лэутаров живы и сегодня.
     Взять хотя бы мной любимую песню - Песня "Вечер синий" - "Cярэ олбастрэ" со словами:
  "Cярэ сярэ олбастрэ кадэ кадэ пе пэмынт ардэ ардэ луминынд
  Cярэ сярэ албастрэ ту ешть тайна ноастрэ тайна де дор
  фокул стелей ардэ ардэ стрэлучитор".
     Написано, как услышано, и  поправлено Филей, но без знаков препинания.
     Перевод дословный: "Вечер, вечер фиолетовый падает, падает на плоскости, горит, горит, светя, вечер, вечер фиолетовый, ты — наша тайна, тайна любви. Огонь звезды горит, горит блестя".
     Далее благозвучный припев: "Суе, суе, стя поларэ кыт май сус; азь, ной ын ачастэ сярэ ан ажунс", то есть – опять же дословно: "Поднимись полярная звезда выше и выше. Сегодня мы в этот вечер дошли".
     Эту песню я пел неоднократно, по настоятельной просьбе братьев из Молдовы. Как правило, после песни из фильма "Песни моря" с припевом: "От зари до зари, от темна до темна…". Замечу, что каждый раз пел я её на румынском языке, а "Вечер синий" – на молдавском. Пел под гитару, выразительно и с неизменным бисированным успехом. В конце цикла при расставании Филя выдал мне тет-а-тет: "Наверняка ты скрываешь, что в роду у тебя есть молдаване или румыны". Я не стал его разуверять, я просто загадочно улыбнулся.
     Кстати, о Филе. У него были явные зачатки поэтического таланта. Свидетельство тому – рифмосплетения. Постарайся бы он – глядишь, и стал бы в ряды поэтов или поэтов-песенников… А?
     Взять к примеру песню, написанную Афанасием (Филей) и на конечном этапе в соавторстве со мной:
   "О, Ленинград! Ты – колыбель идей!
   Брожу сегодня по твоим проспектам
   И по закусочным, как по конспектам,
   Я узнаю азы истории твоей.
   Ведь волею начальства своего
   На красоту твою смотреть я должен
   И поражаться всем, чем только можно,
   И иногда кататься на метро.
   В ГИДУВе информации потоками идут,
   Со скоростью – как поезда транзитом,
   Но сохранить все знанья можно, если тут –
   В общаге зафиксировать их спиртом.
   А в голове смещались дендроглии
   И балки в печени вот лопаться начнут,
   В канальцах почек слущен эпителий,
   В крови эритроциты синие плывут.
   И по утрам, забыв про миоциты,
   В глазах лишь набухание-отёк.
   Я умываюсь и плюю я бронхоциты,
   Аж саркоплазмы поворачивается вбок.
   Детерминируюсь я быстро к дяде Васе,
   В его буфете вроде вирус я ищу,
   Я пивом напою желудоциты
   И ногоцитами в ГИДУВ потом иду.
   Хоть гематома знаний нарастает,
   Определить прижизненность боюсь,
   О сроках повреждений не высказываюсь
   И ко всему критически я отношусь.
   А иногда - аж остеоны гнутся!
   И сам дрожу и дергаюсь, как аксон,
   Что эктодерма начинает дуться,
   И микроскоп напоминает мне про сон.
   Уже к обеду протоплазма пухнет,
   Кишка скрипит, как злостный макрофаг,
   И я фагоцитирую котлету,
   Чтоб не сыграть, как митохондрии, в саркофаг.
   Проспект Заневский – тут шалаш врачебный,
   А через мост – некрополь (вот венец!):
   Как будто Лавра культурно намекает,
   Что в жизни каждого наступит свой конец.
   Но коллаген уже в плазматизации,
   А я вообще, как фагоцит, гляжу,
   И чтоб прикончить лимфоинфильтрацию,
   Я Н2О-Буряк4 пью".
     Должен заметить, что эта песня, как и другие, написанные в период усовершенствования, одобрены самим Поркшеяном О.Х. и его сотрудниками, на заключительном концерте, состоявшийся сразу же после сдачи квалификационного экзамена. Этим мы покорили сердца кафедралов, повторявших с изумлением: "Мы просто млеем от такого мероприятия! Это впервые со дня основания кафедры!"
     Так-то! Знай наших!
     Под конец года сундук наград пополнился ещё одной (до сих пор единственной) и очень дорогой для меня Почётной грамотой, где прописано:
   "За создание "Дня Гиппократа", ставшего традиционным праздником посвящения студентов факультета, и в честь 10-летнего юбилея "Дня Гиппократа" наградить товарища Цыкалова Владимира Константиновича" Декан Н.М.Иванов; Секретарь партбюро В.С.Макаров; Секретарь комсбюро Е.А.Перепечин.
@ - Год 1981.
     Год примечателен тем, что мой сын Володя отправился за знаниями в школу №12, которая впоследствии изменила свой статус и стала называться "гимназия". 
Именно с этого года началась чёткая регистрация всех моих подработок.
     Вот первые результаты: в ДКП - трижды был Дедом Морозом возле ёлки (в таком амплуа - впервые), подготовил и дважды показал диско-программу "В мире звуков Раймонда Паулса".
Она была первой в рамках предстоящего праздничного года "60-летия образования СССР". За ней последовали музыкальные экскурсы по союзным республикам. Я постараюсь показать их в цитатах и сокращённых вариантах, чтобы вы имели представление о тех программах.
     Итак, первопроходцем в этой теме стал композитор, пианист и аранжировщик Раймонд Вольдемарович Паулс.
   "Родился  в 1936 году в семье рабочего… Вечерами под строгим родительским оком четырёхлетний малыш с угрюмым лицом тыкал пальцем по клавишам. Но только ослабевал контроль, Раймонд летел на улицу к своим сверстникам, иногда его возвращали на прежнее место, применяя крайние меры… Раймонд с отличием  заканчивает Рижскую консерваторию по классу фортепиано. Под влиянием джаза становится пианистом, а затем музыкальным руководителем Рижского эстрадного оркестра…" Далее я говорил о конкретных песнях и давал возможность прослушать композиции. Это были: "Синий лён", "Листья жёлтые"
     Я рассказывал о том, что Паулс является учителем и наставником, перечисляя его учеников: Нора Бумбиере, Виктор Лапчёнок, Мирдза Зивере, Айя Кукуле, ансамбль "Модо".
Я сообщал то, что было для большинства внове. Например: о высшей награде  Международного конкурса телефильмов и музыкальных программ телевидения в Сопоте за "Рассказ о печальной судьбе Керри"; о его самых популярных мелодиях – будущих  песенных конкурсов и фестивалей: "Подберу музыку", "Танец на барабане" и др.
     В завершении звучала фраза: "И я уверен, что и в новом году мы ещё не раз услышим интересные композиции лауреата Государственной премии Латвийской ССР, композитора, пианиста, аранжировщика, маэстро  Раймонда Вольдемаровича Паулса, главный девиз и главный принцип в творчестве и жизни которого: "Не терять себя во времени!", и включал аранжировку песни "Здравствуй", провозглашая: " За роялем -  Раймонд Паулс!"
Остаётся добавить, что на всё про всё уходило 45-50 минут, и что во всех подобных музыкальных беседах я пользовал собственную дискотеку.
     В этом же году я провёл в Большом зале в качестве ведущего вечер "Будьте знакомы, ГПТУ" и конкурс "Физика и мы", а также трижды откатал диско-программу "МЫ".
     Задержимся на последней. Прочтите сценарий и сами поймёте, почему она стала популярной и почему была выдвинута от ДКП на городской смотр-конкурс диско-программ.
                Диско-программа "МЫ"
  Музыкальная заставка.
  -"МЫ!" – так называется наша программа. Хочется объяснить, почему.
Сегодня на земном шаре проживает 4 миллиарда 200 миллионов человек. Больше половины из них молодые люди.
Молодёжь. Мы!!!
  Слайды о молодёжи
  -Сегодня в зале немного: ты, ты, я, он, она… Как же мы живём? Знакомо ли нам чувство, которое делает людей великими, - чувство причастности ко всему, что происходит сегодня в мире?
  Ведь и от нас, сидящих сегодня в этом зале, зависит, каким оно будет, наше будущее?
  Таким? (слайд солнечного мира)
  Таким? (слайд засоренной природы)
  А может быть, таким? (слайд об ужасе войны)
  Чем бы ты ни занимался, какую бы работу ни делал, помни:
"Каждый твой шаг, каждый твой поступок, каждое большое или малое дело, которое ты сделал, - это, в результате, вклад в будущее. И оттого, хорошо ты его сделал или плохо, зависит, каким оно будет.
  Потому что будущее нашей планеты делаем мы – МОЛОДЁЖЬ!"
  Ритмичная, светлая музыка. Слайды молодёжи всех рас, которая трудится, отдыхает и т.д.
  -Мы! Мы живём на разных континентах, в разных странах, в разных городах, на разных улицах, в разных квартирах… В разных… Но зачастую мы не знаем, чем живут соседи по лестничной площадке, не говоря уже о людях в других странах. Мы плохо знаем друг друга.
Говорят, что на земном шаре каждую минуту происходит 75 тысяч знакомств.
  Одна минута – минимум 150 тысяч человек чуть-чуть приоткрыли для себя другой человеческий мир с его радостями и горестями, с его печалями и заботами.
  Всего одна минута, 60 секунд – и 150 тысяч человек на земле стали ближе и понятнее друг другу.
  И это хорошо! Потому что без взаимопонимания нет будущего. Нам надо узнавать друг друга!
  Потому что, хоть мы и живём на разных континентах, в разных странах, в разных городах, на разных улицах, в разных квартирах, - но мы живём на одной планете.
Мы говорим на разных языках – но мы говорим, мы чувствуем одно и то же.      
  Музыка Д.Леннона "Любовь", слайд Джона Леннона.
  -Он говорит по-английски.
  Но в своей музыке, в своих песнях он говорит о том же, что чувствует, о чём мечтает, что может сказать любой из нас, сидящих в этом зале.
  Песню сопровождают слайды о прекрасном в мире чувстве любви, в конце песни слайд – пейзаж, чистый и трепетный, как сама первая любовь.
  Гитара Леннона стихает, стартует песня Д.Тухманова "Как прекрасен этот мир", слайд композитора.
  -Он говорит по-русски, советский композитор Давид Тухманов. Вслушайтесь в слова его удивительных песен… Разве не о том же только что пел Джон Леннон, разве не о том же говорит в своих песнях Пол Маккартни, разве не том же поют Мирей Матье, Шарль Азнавур, Джим Моррисон, Сальваторе Адамо? Разве не это ощущают миллионы, миллиарды людей на планете Земля?
  Песню Тухманова резко сменяет композиция группы "Пинк Флойд" "Обратная (тёмная) сторона луны".
  Слайды боевой техники – авианосцы, огнемёты, дети, с ужасом смотрящие в небо, падающие бомбы, "гриб" атомного взрыва.
  -Известная нам история человечества начинается с 3600 года до нашей эры. Почти шесть тысяч лет.
  За это время на земле, в общей сложности, было всего 294 года мира.
  Вдумайтесь! 294 года мира за 6 тысяч лет!!! Более 3- тысяч войн и вооружённых столкновений.
  Но и сегодня планета не знает покоя…
  18 февраля 1979 года на измученной войнами земле вспыхнула ещё одна война! Вы знаете, о чём я говорю. На героический народ Вьетнама, только что отстоявший свою свободу и независимость от одних агрессоров – американских напали другие агрессоры – китайские.   (слайды)
  Кто виноват в том, что на земле вспыхивают войны? (слайды Гитлера, Пиночета)
  -Международный военный трибунал в Нюрнберге, осудивший гитлеровских военных преступников, в своём решении записал на века: "Тот, что совершил преступление, не может найти оправдание ни в приказах, ни в своих теориях, ни в том, что его преступления совершены государством".                Слайды   "обыватели".
  Обыватели… Это и они виноваты… Виноваты в том, что спокойно и равнодушно смотрели, куда ведёт их фашизм.
  Виноваты в том, что вовремя не задумались. Виноваты в том, что боялись. Виноваты в том, что из привели  убивать… Убивать! И быть убитыми!!!
  Песня "Пинк Флойд" "Время", слайды-иллюстрации.
  Мы все в ответе на за всё, что происходит при нас. Мы помним, что наша Земля ещё далека от совершенства. Но мы живём на ней и обязаны думать и о её будущем, потому что эта планета – наш дом.
  И особая ответственность на нас – молодых людях Страны Советов. Константин Симонов в одном из произведений сказал: "Мы, коммунисты, в ответе за всё, что происходит при нас…"
  Слайды типа "Жизнь прекрасна" сменяют слайды жертв концлагерей.
  -Человечество устало от войн. Поэт Семён Кирсанов написал:
  "Умоляют, просят: "Полно,
  Выпей, вытерпи, позволь,
  Ничего, не будет больно…"
  Вдруг, как молния,
  Б О Л Ь!
  Больно ей – и сразу мне,
  Больно стенам, лампе, крану,
  Мир, окаменев,
  Жалуется на рану…
  И болят болты у рельс,
  И у угля в топках резь,
  И кричат колёса: - Больно!
  И на хлебе ноет соль.
  Больно! – мучается бойня,
  Прикусив у плахи боль.
  Больно всё, болит всему,
  И щипцам домой родильных,
  Болят внутренности у
  Снарядов орудийных.
  Моторы у машин, закат
  Болит у неба, дальние
  Болят у времени века.
  Звон часов – страданье…
  И это всё – рука на грудь –
  Молит у товарищей:
  "Пока не поздно, что-нибудь
  Болеутоляющее".                (Слайды развалин)
  -По данным ООН, современный ядерный арсенал по мощности равен одному миллиону трёмстам тысячам бомб типа той, одной, что была сброшена на Хиросиму. Одному миллиону трёмстам тысячам!
  Одной пятнадцатой части этих запасов достаточно, чтобы уничтожить всё человечество.  Одной пятнадцатой части!!!
  Сравните цифры:
С 1600 по 1699 год в войнах погибло 3 миллиона 300 тысяч человек. 3 миллиона 300 тысяч за сто лет.
С 1700 по 1800 год в войнах погибло 5 миллионов 300 тысяч человек. 5 миллионов 300 тысяч за сто лет. На 2 миллиона больше.
С 1801 по 1913 год - 5 миллионов 600 тысяч человек. "Всего" на 300 тысяч больше. Столетие, считающееся самым "мирным"
С 1914 по 1918 год погибло 10 миллионов человек.
Десять миллионов за 4 года!
За 4 года почти столько же, сколько за 2 предыдущих столетия.
С 1939 по 1945 год погибло 55 миллионов человек.
55 миллионов за 6 лет!
За 6 лет больше, чем за все предыдущие века.
И среди них 20 миллионов советских людей.
20 миллионов наших соотечественников, каждый из которых – целый человеческий мир!
  Мы победили фашизм! Мы спасли человечество! Мы спасли мир!
  МЫ! Мы не хотим, чтобы на полях сражений оставались известные и неизвестные солдаты! Мы не хотим всемирной войны!
  Мы – советская молодёжь – вместе со всей прогрессивной молодёжью планеты – против!
  В песнях, в музыке, в стихах всех народов мира звучит протест.
    Слайд Саласпилса, песня Дж. Моррисона "Неизвестный солдат".
    Слайды, смена песни на песню Пахмутовой "Как молоды мы были"
  -Чтобы люди тебя не теряли – постарайся себя не терять…
  Люди – это 4 миллиардов живущих сегодня на земном шаре.
Что бы ты ни делал, чем бы ни занимался – помни: каждый твой шаг, каждый твой поступок, каждое большое и малое дело, которое ты сделал, - это и есть будущее! Ничто на Земле не проходит бесследно!
  Будущее нашей планеты в первую очередь зависит от советской молодёжи, в том числе и от нас с вами.
  Будущее твоё и моё, будущее наших детей! Я не хочу, чтобы мой ребёнок знал, что такое война, голод, грязь, неверие.
  Этого не хочет ни один разумный человек на планете.
  Но, к сожалению, пока ещё есть и неразумные…
  И мы обязаны помнить об этом. И бороться!
  Мы – молодёжь планеты Земля!                (Слайды о молодёжи)
     Появилась ещё одна подработка: впервые мне, эксперту с восьмилетним стажем, с июня предложили читать лекции по судебной медицине в Alma Mater – МГУ, на очном и заочном отделениях юридического факультета. Не мог отказаться. Потому что был рад такому повороту судьбы…
                Продолжение следует...


Рецензии