Путешествие к реке детства

                ПУТЕШЕСТВИЕ К РЕКЕ ДЕТСТВА
               
Юрий Жёлтышев

                Все впереди – еще сбываться снам,
                И веснам быть, и бить о волны веслам!
                Еще всю жизнь взрослеть, и может взрослым
                Так и не стать на радость небесам…
                ( Ионафан)

                1.ЧЕЛБАС, Я ВЕРНУЛСЯ!

   У каждого из нас есть река, которая знакома и дорога нам с детства. Даже у городского мальчишки есть речка, которую запомнил, когда приезжал летом в деревню к дедушке и бабушке. Та самая речка, в которую впервые окунулся, где забросил впервые свою удочку с поплавком - гусиным перышком, где поймал своего самого первого пескарика или окушка.

   В дальней дали берет свое начало эта река – там, где действительность смыкается со снами, а вымысел – с самыми первыми воспоминаниями. Ведь берет свой исток эта река из твоего детства. Мой исток – река Челбас на Кубани. Возможно, и не такая уж великая речка возле кубанской станицы Старолеушковской. Так ведь не в величине дело! Здесь я  оказался в том возрасте, когда себя еще не помнят – было мне всего года два!-  здесь прошло мое детство. Оттого мне кажется, что я всегда знал эту реку. В этих краях  родилась моя мама, а еще раньше – мой дедушка, а еще, еще раньше – отец моего дедушки, по слухам известный в станице рыбак дед Василь.

   Как я уже сказал,  река Челбас находится в степной части Краснодарского края. Любовь к этой земле незаметно выросла вместе со мной. Родная сторона! Казалось бы, за что любить эту часть земли? Степь да степь кругом, степь насколько хватит глаз. Поля, поля, иной раз – лесополосы, редко – курганы. И только позже мне открылось, какой на самом деле  это удивительный и благодатный край – Кубань. Место, где  встречаются вместе степи и леса, равнины и предгорья Кавказа,  сошлись два моря  - Азовское и Черное. Только здесь можно в один и тот же день побывать на вечных снегах в горах, через перевал спуститься вниз и искупаться  в море. И все это в один день! Край хлебный, край курортный и, конечно, край рыбный – вот что такое Кубань!

   Но я поведу речь о северной части края – о степной Кубани, прорезанной медленными степными реками, что текут с востока на запад к Азовскому морю
    Челбас – одна из этих рек.

    Раньше мне казалось, что в степной этой речке  нет ничего необычного. Да и то сказать, речка эта ни велика, ни мала, пожалуй, даже, скорее всего мала. Ведь еще подростком, едва только научился плавать, случалось мне  переплывать ее, не напрягаясь, туда и обратно. Если б не обрамление из камыша, была бы эта речка совсем скромной на вид, и лишь  бескрайние тростниковые заросли делают ее таинственной и необозримой.

   Но стоит поглядеть на карту Краснодарского края, и невольно задумаешься, как велико значение этой невеликой реки. По карте видно, что Челбас – одна из трех главных рек  северной части Кубани. Ея,  Челбас и Бейсуг  - вот и все реки, которые здесь текут, причем каждая впадает в свой азовский лиман: Ея – в Ейский лиман, Бесуг – в Бейсугский лиман, Челбас – в лиман Сладкий. Удивительно только, где берут воду эти реки в здешних степных засушливых местах? И как, должно быть, радовались степные кочевники, проскакав по безводной степи и день и два и увидев, наконец, зеленую ленту степной реки!  Недаром в переводе с татарского Челбас значит «ковш воды». Как много значил этот ковш воды в  засушливой задонской степи и говорить не стоит.

 Если верить справочнику, длина Челбаса 288 километров, - не такая уж и маленькая река, напоившая своей водой безграничные просторы черноземных кубанских земель.
   Ну, а для меня Челбас  - это просто река моего детства, та самая река, где может быть, берет исток моя душа.

   …Первое, что видишь, подъезжая к станице Старолеушковской по краснодарскому шоссе – мост через Челбас. Вот показался этот мост и табличка с надписью р.Челбас. Открылись заливы, окаймленные камышом, с одинокими цаплями, стоящими на часах. Сколько раз мне снилась  эта встреча с рекой моего детства! Сколько раз в этих снах я подходил к ней, затаив дыхание! И вот они знакомые тополя по краям дороги. Я попросил остановить машину, спустился к реке. Под мостом пахнуло запахом воды и тины, острым запахом камыша, -  запахом родины, запахом детства.

    Река… Сколько же времени  я не видел ее? Да вот наверно, с того самого года, как дедушки не стало, значит, выходит  16 лет. Что же я делал, чем занимался, что никак не находил время для этой встречи?  Вот она, река детства. Протяни ладонь, зачерпни воды! Челбас, я вернулся!

                2.ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА: ИСПЫТАНИЕ РЫБАЦКОГО СЧАСТЬЯ .

  Почти весь первый день прошел в обычной радостной суете – встречи с родственниками, воспоминания, охи и ахи. Из близких «родичей» осталась в станице только мамина двоюродная сестра тетя Люба, теперь уже в преклонных годах, но сохранившая на удивление завидную бодрость. Живет тетя Люба в усадьбе бабы Оли, как раз недалеко от дамбы водохранилища, которое в детстве мы почему-то называли «ГЭС», хотя никакой электрической станции там никогда не было, были только спускные шлюзы. Отсюда в детстве мы с братом совершали рыболовные экспедиции, здесь на лодочной станции брали лодки и бороздили водные просторы, тогда казавшиеся нам просто необозримыми.

   Вечером вышел я  разведать обстановку на дамбу. Подошел к плотине, обсаженной ивами, к месту, которое мог бы представить с закрытыми глазами. Cколько лет прошло, а ведь почти ничего не изменилось! Удивительно, но ведь все осталось практически таким же, как тогда, во времена моего детства. По-прежнему шумела вода, падая со шлюзов, все так же сельские пацаны, закатав штаны до колен, бродили  под шлюзами по скользким от зеленой тины камням, что-то там выискивая.

   Те же бетонные полукружия спускались с дамбы к воде, на этих камнях мы любили сидеть в детстве, наблюдая закат, с них мы ловили донками на рыбий хвостик полосатых разбойников-окуней. Подумать только, даже ивы все так же полощут в воде свои ветви, только конечно стали эти ивы старше, раздались в толщину, распростерли шире свои кроны. И, как в прежние времена, рыболовы под ивами раскинули веера своих удочек. Посидел под ивой и я, понаблюдал, как время от времени рыболовы выуживали то плиточку, то густерку. Свежий ветер с воды приносил слегка затхлый дух речной воды, острый запах камыша, от которого влажнеют глаза. К одному из деревьев была прибита дощечка: «Лов рыбы с лодок запрещен!»  Давнее воспоминание зашевелилось во мне.

    И вдруг я вспомнил все.
   …Мы с братом, с отцом или с дядьями-рыболовами выходили на реку, когда розовый помидор солнца только выкатывался из-за дальних камышей, а его алые блики дробились на волнах. На лодочной станции мы брали у сторожа весла и лучшую лодку,  нам давали ее на целый день, причем бесплатно, -  стоило назвать фамилию нашего дедушки, так его здесь уважали! – ну и времена были!

   Целый день мы боролись с волнами и плавали по всему водохранилищу, исследуя его, как отважные мореплаватели. Подплывали на яму к насосной станции, или к загадочному полуострову Сокровищ, где всегда  на донку брала крупная плотва, или блуждали в камышовых лабиринтах в поисках острова Белых Птиц. Доплывали аж до верховьев водохранилища к станице Украинской, где через речку была перекинута шаткая деревянная кладка.

  На реке мы проводили целый день – жаркий кубанский день! -  иной раз по двенадцать часов мы колыхались на лодке на волнах. Река научила нас многому: весь день, не зная усталости, грести, ориентироваться среди камышей по солнцу, сносить голод и жажду, быть неутомимыми в поисках приключений. Беспощадное кубанское солнце сжигало наши плечи, так что лоскутами лезла кожа, а после покрывало нас бронзовым настоящим загаром. Наши ладони грубели от мозолей, пахли рыбьей слизью. Когда мы, наконец, возвращались домой в дедушкину усадьбу, – домик с голубыми ставнями и серебряным петушком над крышей, - пол комнаты долго еще раскачивался под ногами, а в глазах мерещились волны с белыми гребешками и красные головы поплавков.

   Река была для нас всем:  главным нашим занятием и развлечением, работой и способом существования. Река была нашим домом, как для Гека Финна домом был плот на Миссисипи. Чем было бы наше детство без реки? Просто бесцельным и бездельным существованием…

   На другой день с утра я наметил для себя выход на настоящую кубанскую рыбалку. А поскольку стоял сентябрь, и я знал, что в здешних плавнях много щук,  эта рыбалка представлялась мне спиннинговой. У меня был план – обойти водохранилище по периметру, начиная с ближних заливов, тех самых, что мы в детстве изучили-облазили вдоль и поперек. Заливы эти представляют собой мелководные плавни, обрамленные стеной камыша, так что до уреза воды можно добраться только по глинистым косам и мелям. Надо ли говорить, что когда я попытался подойти к воде по этим мелям, я понял, что мой план, пожалуй, неосуществим. Берега были настолько топкими, что к некоторым заливам добраться могут разве что только птицы. Ну, а  если принять во внимание, что у водохранилища практически нет береговой линии в прямом понимании этого слова, то береговая ловля попросту невозможна.

    Пришлось отставить прежний план большого похода и сосредоточиться на ловле в тех заливах, к которым еще кое-как можно подобраться. Эх, надувную лодочку бы сюда!  Те деревянные плоскодонки, которые стояли у воды, были прикованы железными цепями, поэтому помочь делу не могли. Как и в прежние времена, с этих лодок добывали речную ракушку, множество пустых створок было разбросано по берегу.

   Из-за топких берегов забросы приходилось делать, не приближаясь к воде, лучше всего – наискосок, стараясь подбросить к  кромке камыша. Наибольший интерес представляли выступающие тростниковые островки, а также «карманы» среди зарослей. Но вот какую приманку применить – это вопрос. Накануне вечером я беседовал со станичниками, свидетельства казаков-рыбаков были противоречивыми. Одни говорили, когда я показал им воблер: «Мы такого і не бачили! Кидаем железяки!» Другие, наоборот, утверждали: «На зализо вже не бере! Тільки воблер!» И вот мне сейчас предстояло проверить, кто же из них прав.

   Как я уже сказал, заливы мелководны, да еще дно поросло травой, поэтому воблеры нужны с глубиной погружения не больше одного метра, лучше те, которые имеют максимальную дальность заброса. Подойдут «хардкоры» от Yo-Zuri, хорош также Aile Magnet  с магнитной системой заброса. Так как эти воблеры летят «за горизонт», то можно облавливать ими даже другую сторону небольших заливов.

   Ну, а отзовутся ли кубанские щуки на японские «хардкоры»? Отзываются, еще и как! Проводя воблер мимо стены камыша, я увидел бурун, почувствовал ощутимый удар, и -  вот она, первая кубанская щука! Воблерный тезис подтвержден!
   Впрочем, очень скоро я убедился, что сторонники «железяк» тоже были правы. В зарослях камыша раздался шелест и хлюпанье воды, и на свет божий появился местный спиннингист в громадных резиновых забродах. Он держал в руках спиннинг «еще тот» из клееного бамбука, на конце лески болталась допотопная блесна-колебалка, но как ни странно, к его поясу были пристегнуты пара щучек.

  Спиннингист, как выяснилось, к тому же наш дальний родич, посоветовал мне побросать ниже плотины, там много окуня. Я последовал его совету и вечерком вышел  на эти места. Места живописные, ничего не скажешь, из-под шлюзов выбивается бурный поток воды – как в горной реке!- есть что пофотографировать, но, сколько я ни  бросал воблеры в этих потоках, ни одной поклевки так и не заработал. При этом чуть ниже, на плесах, наблюдал на вечерней зорьке почти непрерывные вскиды крупной рыбы. Никак не мог взять в толк, что это за рыба – по виду вроде не сазан, цвет не бронзовый, похоже не то на щуку, не то на жереха, почему же не берет на спиннинг?

   Таинственная рыба меня взволновала. Вскидывается тут и там, плещется, играет, дразня рыболова, при этом игнорирует все мои приманки. Что же это за рыба? И как ее перемудрить-перехитрить?
   Ответов на эти вопросы у меня пока не было.

              3. ТАЙНА НЕУЛОВИМОГО АМУРА.

  Сказать честно, загадка  вечерних всплесков крупной неуловимой рыбы не то, чтоб меня расстроила, но смутила и озадачила. Тайна   продолжала меня мучить, может быть, завтра я ее открою? Как говорится, хорошая рыбалка бывает вчера и завтра, и на  другом берегу, так как же оно все обернется?

   А тут еще масла в огонь подлила тетя Люба: «Завтра, если хочешь,   пойдем на рыбалку вместе. Я тут часто рыбачу, надо и тебе показать, как у нас ловить!» Вот так заявление! Оказывается, тетя Люба – тоже завзятый рыболов, вот только ловит она  на поплавочную удочку и будто бы без улова никогда не остается, что удивительно. А что, пожалуй, это даже интересно – поплавочная рыбалка! Ведь я все детство ловил в здешних местах обыкновенной удочкой, почему бы опять не попытать счастья?

  Я осмотрел удочки тети Любы (на них ловят, когда приезжают, ее внуки) – точно такие, какие у нас были когда-то, бамбуковые, двухсоставные. И вдруг захотелось испытать те же чувства, что и в детстве, – а вдруг повезет? Тетя загадочно улыбалась: «Поймаем, поймаем, а может и не поймаем!» Уже сам интерес тети к рыбалке, согласитесь, явление необычное, человек она пожилой, возраст – около 70 лет, это же все равно как моя бабушка взялась бы за удочку! Не правда ли, странно?
    Еще страннее мне показалось, когда в ответ на мой вопрос: «Тетя, а где можно накопать червей?», тетя Люба сказала: «Да иди, отдохни, я сама накопаю!» Вот так тетя! Впервые вижу женщину, которая не испытывает отвращения к копанию червей!

   Конечно, отдыхать мне не пришлось, весь остаток вечера я провел за приведением в порядок тетиных снастей. Заменил лески на новые, приготовил новые  поводки, откалибровал поплавки и подобрал к ним грузила.  Приготовил прикормку – пареную пшеничку. И, как оказалось, потратил время не зря! Очень даже не зря!

   Прохладное сентябрьское утро встретило нас уже на реке. Мычали коровы, по станичным дворам горланили петухи, над водой клубился туман. Место тетя выбрала довольно интересное – там, где поток, вырываясь из шлюзов, встречает на пути поваленное дерево. Здесь под обрывистым берегом образовалась небольшая заводь, глубина – метра полтора-два, не больше. Поплавок вначале следует, влекомый потоком, потом закручивается течением, подходит под самые ветки, попадает в «обратку». Самое что ни на есть «клевое» место!

   На червяка сразу бодро заклевали окуньки-матросики. Первого я тут же, по установившейся кубанской традиции, отпустил в родную стихию: «Иди, дружок, приведи папу, приведи маму!» И с нетерпением стал ждать, когда вместо матросиков подойдет, если уж не «капитан», так хотя бы «боцман». Потом, видно, на прикормку подошла стая карасей. Это уже рыба, скажу я вам, веселая! Клюет так осторожненько, причем каждый раз по-разному: то  притопит, то положит поплавок, то слегка поведет в сторону, и тут уж не зевай! Зато вываживать литого толстопузого увальня-карася одно удовольствие! Что ж, начало рыбалки не разочаровывает!

  Вспомнилось мне, почему-то как в детстве на этом же самом месте мы с братом и отцом часами вымучивали  поклевки.  Не всегда, надо признаться, в этих местах счастливой рыбалки  все у нас ладилось с рыбалкой. Бывало  и такое, когда нас беззастенчиво облавливали местные пацаны с удочками-камышинами и гайками вместо грузил. И только одно всегда меня выручало – мне всегда было жутко любопытно, что творится в воде и возле воды. Всегда я любил слушать шелест камышей, треск стрекоз, звон кузнечиков на  лугу.  В темную глубину воды я всегда смотрел с огромным любопытством. Я умел быть благодарным реке за все хорошее, что она дает  помимо богатого улова. Запахи, краски, звуки на реке всегда значили для меня не меньше, чем набитый рыбой садок. Наверно и до сих пор я пребываю в этом блаженном состоянии.

   Между тем, сентябрьское солнышко поднялось уже высоко и заметно пригревало. Я подумывал уже, а не пора ли домой? Поэтому предоставил карасей тете Любе, а сам  решил пройтись со спиннингом вниз по течению реки. Но успел отойти не так уж далеко. А дальше случилось нечто непредвиденное.

   Ох, сколько раз в описаниях рыбалок случается это что-то! Непредсказуемое! То, чего никак не ждешь! И вдруг…да-да! Иногда все же случается это «вдруг»! Но ведь ради неожиданности, ради власти случая мы и идем на рыбалку! Зачем нам такая рыбалка, в которой заранее знаешь, чем все кончится, как в плохом фильме с бездарным сценарием?
   Так вот,  неожиданно я услышал тетин вскрик, обернулся и увидел сквозь камыши –тетина удочка  согнулась буквально в дугу и тетя вступила в единоборство с какой-то очень крупной рыбой. «Иду на помощь!» – отозвался я и поспешил назад.

   Рыба, которая сопротивлялась на другом конце лески, вела себя странным, совершенно непредсказуемым образом. Она то давала себя подвести чуть не к ногам рыболова, а то вдруг, как бы опомнившись, резко бросалась к противоположному берегу к камышам, причем скорость, с которой она это проделывала была просто невероятна!  Просто тарпон! – вдруг вспомнилась мне тропическая рыба южноамериканских мелководий, которая на крючке ведет себя так же отчаянно, совершая сумасшедшие броски из стороны в сторону. Интересно, что же это  за рыба?

   Когда, наконец, обессиленный «тарпон» был  подведен к берегу и выхвачен из воды – моему удивлению не было пределов! Такой рыбы «вживую» я еще не видел никогда! Удлиненное торпедообразное тело, мощный хвост, серебристая крупная чешуя, отливающая с боков зелено-золотистым блеском, глаза с оранжевым ободком. Да это никак, ни дать ни взять, сам белый амур, переселенец, акклиматизированный в реках Кубани! Так вот кто, играя на вечерней зорьке, яростно выметывался из воды! Вот кто не желал брать мои спиннинговые приманки!

   А на что же взял этот известный привереда-вегетарианец? Оказывается, на навозного червя, причем крупного! Еще не улеглись страсти от  вываживания первого амура, пока я фотографировал его на берегу, а у тети снова поклевка, но на этот раз – быстрый сход в самом начале вываживания. Да что же это такое! Неужели и у меня может взять такая рыба-мечта?

   Я от души сыпанул еще прикормки, наживил самого крупного червяка, забросил подальше. Как говорится, весь обратился в зрение и слух. Что это за странная поклевка, когда поплавок то осторожно ложится, то вздрагивает? Подсечка – вне всякого сомнения, это амур! Свершилось! Я сразу понял, что это он,  чувствуя на леске стремительную сумасшедшую рыбу, еле сдерживая ее неистовые рывки. Хорошо, что я поменял вчера лески и поводки, не сделай этого, не видать бы нам амуров, как своих ушей! Кульбиты амура так стремительны, что он способен сокрушить любую снасть. Невероятно азартное вываживание  и вот он трепещет в руках – первый пойманный мной амур! Во мне все еще дрожит, сердце колотится от радости, я просто не верю своему счастью! Но рука уже сама тянется к удочке, наживляет насадку, хочется испытать еще раз  непередаваемое чувство азарта и борьбы.

    Так вот он каков, амур, рыба, которая отличается энергией, силой, быстротой бросков и упорством при сопротивлении! Амур, стремительный как дальневосточные реки, откуда он родом, как стрелы того самого Амура-Купидона, который пронзает нас любовью!

   В течение какого-то времени поклевки амуров следовали почти непрерывно, одна за другой. Тетя и я, загоревшись азартом, соревновались друг с другом. И хотя победа осталась за тетей – ей достался самый крупный трофей – амур  килограмма на полтора! -   о чем можно было жалеть? Вот так рыбалка! Вот так неожиданное счастье! Наверно клевали экземпляры еще крупнее, у нас было несколько обрывов, поводки лопались как паутинки, так что трудно даже предположить, какого размера рыба брала. Когда, наконец, поклевки амура прекратились так же внезапно, как начались, у нас в садке было шесть серебристых красавцев.

   Победа была за нами, а загадки амура остались. Прикармливали мы, как я уже сказал, пшеничкой, а вот брал амур почему-то только на червя.  Почему же эта рыба, которая, как известно, предпочитает растительную пищу,  не хотела брать ни на что другое?  Пробовал я наживить пшеничку, кукурузу, как советуют, - ничего! Есть о чем призадуматься. Поистине, непостижимый амур!

   По дороге домой я старался вспомнить все, что я знаю об этой рыбе. Впервые о белом амуре я услышал от дедушки лет эдак тридцать тому назад. В те давние времена амура только начали запускать  в реки Кубани. Дедушка рассказывал, что эта рыба очень подходящая для илистых, заросших травой и камышами кубанских рек. Завезли белого амура на Кубань с Дальнего Востока.  Доставляли его самолетом до Краснодара, а по хозяйствам развозили в автоцистернах. Как завгар, дедушка тоже принял участие в этом деле.

    Очень скоро выяснилось, что белый амур – не просто отличная товарная рыба, но он еще способен очищать заросшие водоемы от лишней растительности. Своими щетками – роговыми пластинками во рту, амур запросто откусывает побеги камыша, буквально выкашивая берега мелководных заливов. При этом амур, что немаловажно, не вытесняет из мест обитания  исконных кубанских рыб – красноперку, плотву, сазана, так как кормовая база у него другая.

   И вот прошли годы. Как видим, дело, начатое дедушкой, не пропало даром – амур в Челбасе прижился, стал можно сказать, местной рыбой. Исправно очищает реку и при этом радует рыболовов поклевками, доставляя истинное удовольствие при вываживании. Ну, а что касается вопроса, на какую наживку  его стоит ловить, так тут ясности нет.

    Стал я расспрашивать местных, и опять получил самые разноречивые ответы. Кто-то советовал ловить амура на сердцевину камыша, кто-то – на кукурузу и  даже на недозрелые початки кукурузы, кто-то – на пучок клевера или ивовый лист, даже на порезанные кубиками огурцы! Наслушался я и историй о том, каких  амуров «тягали хлопцы», чуть ли не  пудовых…И то правда, рыба эта вырастает до метра длиной и набирает при этом вес до 30 килограммов! Вот бы побороться с такой! Но как, где и на что зацепить такого амура об этом никто ничего путного не мог мне сказать.

      4. ДО ВСТРЕЧИ, СЧАСТЛИВЫЕ МЕСТА  СЧАСТЛИВОЙ РЫБАЛКИ!

   Что ж, как бы ни было хорошо в местах счастливой рыбалки, но пора собираться в обратный путь. Да, Челбас, ты никогда меня не разочаровывал! Всегда находились у тебя для меня счастливые сюрпризы, всегда ты был щедр со мной и делился своими секретами. Словно в волшебном кинофильме, снова прокрутились передо мной воспоминания моего детства. Собственно, за этим я сюда и ехал, но  Челбас оказался щедрее, гораздо щедрее, чем я ожидал.

    Река моего детства принесла мне незабываемые спиннинговые ощущения, приоткрыла мне тайну загадочного белого амура, принесла радость борьбы с этой непредсказуемой стремительной рыбой. А сколько неповторимых фотокадров удалось мне сделать! И до чего несправедливым показалось мне, что  так быстро должен отсюда уезжать. Но дела не ждут, и вот я отправляюсь в обратный путь.

    Я переполнен впечатлениями,  воспоминаний хватит надолго, кажется, что  даже устал от встреч, разговоров и событий, но это чувство отрадно. Чего стоит хотя бы возможность снова вернуться  в детство! Да, детство было прекрасным, оно прошло, ушло и уже безвозвратно. А можно ли вернуться в детство? И так ли уж это необходимо?

   У Аркадия Гайдара есть рассказ-сказка «Горячий камень». Шел человек, увидел:  лежит на болоте камень, потрогал его – горячий. А на камне том надпись: «КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА». Подумал-подумал человек – и не стал трогать тот камень. Зачем? Представил он, как станет  снова молодым, придет домой, а люди про него и скажут: «Вот идет молодой дурак! Не сумел он одну жизнь как надо прожить, не разглядел своего счастья, теперь вторую захотелось!».

   Поистине, мудрый рассказ! Пожалуй, и вправду, не стоит возвращать время вспять. Незачем человеку снова возвращаться в детство, как незачем начинать жизнь сначала. Нет, не повернешь вспять реку времени, не заставишь ее бежать назад к истокам. А вот вернуться хотя бы ненадолго к реке своего детства – можно.

    На обратном пути я снова попросил остановить автомашину  у моста через Челбас. Вышел, взглянул на реку своего детства в последний раз. Все так же течет Челбас, как и тогда, во времена моего детства, колышет на своих водах стаи домашних уток и гусей, а ведь не повернешь реку, не заставишь течь обратно, к истокам.

   Медленно, сонно, кажется, со скоростью летних малоподвижных облаков струится заколдованная вода. Заглядишься в нее – увидишь себя в детстве. Вот он, этот мальчишка в соломенном картузе с бамбуковой удочкой в руках. Вот он сидит на берегу, заворожено глядя на поплавок, чуть слышно повторяя про себя им же самим сочиненную песенку: «Как много рыбы тут, поймать бы хоть одну! Мой красный поплавок иди, иди ко дну!»

    Только не надо увлекаться, слишком засматриваться на этого мальчишку, которого уже нет. Вместо него смотрит в воду взрослый усатый дядя в зеленой шляпе. И в этом, поверьте, нет ничего грустного. Жизнь-то ведь тем и хороша, что все в ней – в первый и в последний раз. Непрерывны изменения жизни, и ничто в ней не повторится в точности так как было. И наверно справедливо, что устроено так, а не иначе. Очень даже справедливо!

   Далеко, на повороте реки застыла неподвижным изваянием серая цапля. Снялась с воды и поднялась на крыло белая речная чайка. А над рекой все плывут и плывут белые облака – туда же, куда течет река, в сторону моря…

   И подумалось, – а когда увижу эту реку еще раз? Долго ли придется ждать новой встречи с ней? Все дело в том, что между местами, где мы выросли и нами всегда существует таинственная связь. И если связь эта нарушается – дело плохо, значит, что-то важное обрывается в душе.

   Еще подумалось, а ведь жизнь человеческая – та же река,  с каждым днем все больше она разливается и уносит человека все дальше от его истока. А исток, - вот он здесь, река твоего детства.

   Напоследок, пользуясь тем, что мне дано сейчас слово, скажу: отложите свои дела хотя бы на время, навестите реку своего детства. Прикоснитесь к тому истоку, где берет начало ваша душа. Зачем-то человеку это надо, очень надо, поверьте!

3.06.2009

   
   
   
   
 


Рецензии
Я тихоречанин. Знаю и Челбас, и Леушковку (р. Тихонькая), рыбачим иногда. Действительно, красивые места. Проблема в том, что все водоёмы выкупили коммерсанты, рыбалка платная - от 200 до 300 р на человека. А где рыбалка бесплатная - там в водоёмах рыбы практически нет, всю выловили. Заплатив же 200 р. нет гарантии, что поймаешь что-то.

Леонид Николаевич Маслов   25.07.2012 18:56     Заявить о нарушении