Даниил Гранин. Причуды моей памяти

Даниил Гранин. Причуды моей памяти. М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 512 с. – 5000экз.

Аннотация.

«Я назвал его подлецом, он лишь усмехнулся. Чтобы почувствовать себя подлецом, надо иметь понятие о своей чести, хотя бы внутреннее». Это одна запись из новой книги-размышления известного писателя Даниила Гранина, чьё имя давно стало символом Санкт-Петербурга. Автор более полувека пишет точные и изящные новеллы. Трудно не согласиться с издательством, утверждающим, что беспощадны его мастерские «штрихи», рисующие современную действительность. Важные, серьезные вещи сменяются заметками из записных книжек об увиденном и услышанном – нелепом, смешном, анекдотическом…

Художественное оформление И.А. Озерова
Иллюстрации В. Мишина и А. Мишиной-Васьковой.



Мостик из прошлого в настоящее.

В последнее время память все чаще стала уводить меня в прошлое  - далекие  годы детства и юности. Тогда была я наполнена счастьем, которое сейчас могу обозначить как звонкое и пронзительное. Не перестаю удивляться, что начинают всплывать давно знакомые воспоминания-картинки, но как-то утратили они свою яркость, покрылись патиной, подернулись тенями. Очевидно, наслаивается на них знание прожитых лет. К тому же воспринимаются они несколько иначе и из-за утраты детской непосредственности.
 
Прав был Лев Николаевич Толстой. Причем дважды. Так, первый Дневник завел он в возрасте 19 лет и продолжал заполнять до конца дней жизни. В Полном собрании сочинений на их долю приходится 13 томов. Знаменитая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» писалась и публиковалась Толстым приблизительно с 1851 по 1855 годы. Обратите внимание, что к моменту ее завершения автору было всего около 28 лет.  Неудивительно, что на страницах повести во всех подробностях и  неискаженном виде оживал мир его детства.
 
Теперь не могу согласиться с бытующим мнением, что написание мемуаров есть удел старости, когда перебирая годы, как бусины четок, следует подводить итог прожитой жизни. В пожилом возрасте хорошо читать мемуары, вспоминать радостные и печальные встречи с различными  людьми, осознавать свою причастность к прошедшим событиям. Писать же их непременно следует начинать как можно раньше.

Именно такие мысли посетили меня после знакомства с книгой Д.А.Гранина, на страницах которой автор неоднократно возвращается к данной теме.


Рецензии
Для информации: Гранин и Бродский.
http://gubernia.media/number_676/07.php

Это уже давно секрет Полишинеля.

Геннадий.

Геннадий Сарховский   25.10.2019 12:37     Заявить о нарушении
Геннадий, здравствуйте! Интересные темы для разговора Вы выбираете. Да, с этим фактом биографии Бродского я знакома. Однако не по статье Алексей Семенова, которую прочитала с удовольствием. Понравился диалог Гранина с Довлатовым, приведенный в повести последнего ("Ремесло"):
"Гранин сказал:
- Вы преувеличиваете. Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть.
Я набрался храбрости и сказал:
- Мне кажется, рядом с этой щелью волчий капкан установлен.
Наступила тягостная пауза".

Прямолинейно сказано: "Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть".

А вот в "Причудах" Гранин рассуждает о совести: "... она есть божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, то, что дается человеку свыше, его дар, что может взрасти, а может и погибнуть"

Очередная щель, лазейка?

И далее по тексту, перечисляя лиц, живших в Комарово (пересчитала - 11 человек) последним он называет Бродского. Изменились времена или его мировоззрение?

Вы читали эту книгу? Через несколько страниц он пишет о ленинградском главе Союза писателей - Александре Прокофьеве следующее: "Диктаторство, произвол, не хочется рассказывать, что он вытворял, но писатели терпели, потому что в душе своей он был благородный человек, и ему за нас крепко попадало". Не о себе ли он пишет?

А теперь честно. Мы люди значительно меньшего масштаба, но разве не играли в подобные игры со своей совестью? Осуждать всегда легче, чем оправдывать...

Написала на одном дыхании, и все мои размышления относятся скорее к автору статьи, чем к Вам лично, ибо Вы указали, что даете ссылку для информации.

Галина Магницкая   25.10.2019 17:01   Заявить о нарушении
Галина, здравствуйте!

Буду краток.
"Находясь" в теме СОВЕСТЬ, корректным является ссылаться только на свое "Я" – и ни в коем случае на "МЫ".

Геннадий Сарховский   25.10.2019 17:40   Заявить о нарушении
В качестве антитезы Д.Г. в статье названа Анна Андреевна.


Геннадий Сарховский   25.10.2019 18:01   Заявить о нарушении
Согласна с замечанием. Не совсем корректно поступила по отношению к Вам. Есть и безгрешные люди. Не учла данное обстоятельство.

Галина Магницкая   25.10.2019 18:08   Заявить о нарушении
Оставь, и я была как все,
И хуже всех была,
Купалась я в чужой росе,
И пряталась в чужом овсе,
В чужой траве спала.

Это Ахматова написала о себе.

Галина Магницкая   25.10.2019 18:38   Заявить о нарушении
Да и Пушкин:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Геннадий Сарховский   25.10.2019 19:16   Заявить о нарушении
И:

...в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал...

Геннадий Сарховский   25.10.2019 19:26   Заявить о нарушении
В итоге – почти что соглашусь:
http://www.proza.ru/2014/07/14/69.

Геннадий Сарховский   26.10.2019 03:00   Заявить о нарушении
Геннадий, здравствуйте!

В давней моей зарисовке (Женская дружба) есть такие слова: " Главное - не перешагнуть черту дозволенного совестью. Переступала. И не единожды. Оправдываю себя тем, что поступала так только в качестве защиты". Хочу добавить, что защищала скорее не себя, а семью. Почему пишу? Вдруг вы подумаете, что я интриганка и все мои помыслы устремлены на то, чтобы делать людям гадости.

Рада, что нашлось компромиссное решение.

Галина Магницкая   27.10.2019 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.