От Сталинграда до Люксембурга. ч19 Крутой повор

              КРУТОЙ ПОВОРОТ. ЗАПАДНАЯ  ГЕРМАНИЯ

       Утро для Татьяны выдалось мрачное. Мало того, что болела голова от бессонницы и опухли глаза – Федор так и не объявился!
          Но каково было облегчение, когда заявился  Василий Чиханков:      
         - Не журись, Танюша! Федор твой живой! Его вместе с другими офицерами повезли в самый Париж, за 600 километров. Сказали, в советскую военную миссию. За ними приезжал специально офицер в форме с погонами и автоматчиками. Собрал всех при закрытых дверях и  что-то серьезно говорил. Не думаю, чтобы они что-то натворили.

        Но все равно душа её болела и ныла. Вернется ли Федор сюда за ней… или ушлют его, куда-нибудь, к черту на кулички. Не дай Бог! И не до неё ему будет, и забудет он…
        Прошел день, второй, третий... Федор так и не появился, и не подавал о себе весточки. Вот горе-горькое ей, в 18 лет.
        Она заметила, что в Гожаке пропали близкие друзья Федора. Похожий на профессора, седоватый Николай Навязанный, он в плену был переводчиком в каком-то лагере. Не видно и Сергея Морозова, который познакомился где-то с женщиной и  сошелся с ней в Гожаке. И та почему-то на глаза не попадается…

        Господи, откуда Татьяне и миллионам военнопленных и остовцев было знать, что Сталин мощно раскручивал огромный маховик по принудительному возвращению их из-за границы.   
         Советская военная миссия, расположенная в Париже, испытывала затруднения в  комплектовании ее кадровыми офицерами для проведения этой  широкомасштабной работы. Генерал-полковник Ф.Голиков, как первое лицо Совета Народных Комиссаров по делам репатриации, озабоченно обсуждал эти вопросы со своими помощниками генералами  В.Драгуном и А.Смирновым.
        - Первые группы наших офицеров связи, направляемые для сбора граждан в   освобожденную англо-американскими войсками зону малочисленны, - хмурился Голиков. - К тому же они не обладают достаточным опытом.      
          - Сколько у нас во Франции таких офицеров?
          - Всего 35 человек, - ответил Драгун.
       Голиков провел ладонью по обритой голове, 
          - Если только в рядах французского Сопротивления против гитлеровцев сражалось около 30 тысяч наших людей, не считая вывезенных сюда гражданских лиц, то надо срочно увеличить штаты.
        И по его указанию из Парижа выехал высший состав миссии! Чтобы незамедлительно подыскать на местах ответственных офицеров для поездок и сбора разбросанных соотечественников на территории, освобожденной войсками союзников. 
         Из протокола допроса Федора Бичехвоста.
         «19-го мая 1945 года я, вместе со старшим лейтенантом Евтушок Степаном Ивановичем, отчество не точно, Навязанным Николаем Ивановичем и Морозовым Сергеем Макаровичем, выехал в гор. Париж, в военную миссию Советского Союза, к полковнику Мельникову, который нас назначил офицерами связи.
      В нашу задачу входило:
1. Сбор сов. граждан в зоне оккупации американскими войсками.
2. Организация лагерей из числа сов. граждан,
3. Обеспечение сов. граждан, через американское военное командование, продуктами питания и другими необходимыми предметами».

          Итак, из Парижа  Федор, как официальное лицо, был направлен в американскую зону оккупацию в Западную Германию.
       Под силу ли будет эта сложная задача ему, выходцу из сельской глубинки,    без знания английского языка, не имевшего  понятия о международных   отношениях.

       И ещё. На военнопленных, и нем также, висело клеймо «предателя и изменника», удачно повешенное Сталиным на десятилетия вперед. Ему же доверили очень  важное дело, и  не обвернется ли оно ему «по мордасам». От своих ли высокомерных военных чинов,  ретивого «СМЕРШа», отловленных власовцев и предателей, прочей нечисти…

       В первые недели после окончания войны ни бывшим военнопленным, ни остовцам никто не давал вразумительных указаний, куда ехать и что делать в чужом краю.
       Первые офицеры связи по репатриации в англо-американской зоне оккупации  сталкивались с  весьма тяжелым положением. Читая архивные документы, можно прийти в  содрогание от их содержания.

       «Проезжая район действия 16-го корпуса 9-й американской армии с 20 по 28 апреля я встретил следующую обстановку:
    с  освобождением Рурской области 9-й американской армией было освобождено около 800 ООО наших советских граждан и военнопленных, переживших все ужасы фашистского плена, представляющих из себя изнуренных, голодных и раздетых людей, — докладывал офицер связи представителю Уполномоченного на территории Западной Европы генерал-майору Драгуну.  - Большая масса этих измученных, голодных, одетых в деревянные колодки шла босиком, двигаясь за наступающими американскими частями в поисках приюта и спасения от смерти».    

       Представьте себе, что необходимо было в краткие сроки собрать разбросанных по разным местам советских людей, накормить, создать для них сносные жилищные  условия, оказать медицинскую помощь. Насколько хорошо можно было сделать это в условиях того сурового времени?   
        Достаточно сказать, что в полосе фронта на территории Германии на 1 апреля 1945 года  уже  было принято на сборные пункты 102 ООО советских граждан и еще 23 тысячи иностранцев.

        Теперь нам ясно непростое положение офицера связи по репатриации Федора Бичехвоста.
       Обращаемся вновь к его допросу сотрудниками «СМЕРШа». 
       «Вопрос: Перед назначением Вас офицером связи, Вы проходили какую-либо школу или курсы?
        Ответ: Перед назначением меня офицером связи, я ни школы, ни курсов не проходил, за исключением двухчасовой беседы совместно с другими офицерами связи. Беседу проводил представитель военной миссии Советского Союза полковник Мельников».

        Но что же предпримет Федор в отношении оставленной им по воле судьбы Татьяны?
        Или его захлестнула волна новой службы, и ему не до затерянной на окраине Франции девушки со знаком «ОСТ»…
        Бегут дни и ночи в Гожаке, Татьяна то прощается с надеждой, то вновь обращается к ней… Но верит и ждет своего Федора…
       А он в это время обмозговывает все  - и договаривается с другом Сергеем Морозовым…  И они поджидают удобного момента.

        Рассказывает отец в возрасте 88 лет.
        - Когда я был вызван с Сергеем  Морозовым,  то наши девушки остались во Франции под г. Бордо в лагере Гожак. Мы, покумекав не один раз, порешили забрать их к себе.
        Хотя нас, офицеров по связи, предупреждали: «Никаких жен из Германии. Будет все у вас в России».
        - Ну, а я не подчинился, потому что полюбил её. А она прилипла ко мне, как смола, девчонка была.
         Для начала надо было получить у командира разрешение на вывоз их к себе. Он не соглашался, но мы вдвоем раз за разом наседали и не отставали. Наконец, убедили, уговорили. Он дал согласие, чтобы привезти наших девчат из Франции к нам в Германию.
        Вот Сергей Морозов и поехал за ними. Хотя это было затеяно, ох как,наудачу! Ведь их могли  уже переместить в другой лагерь, вывезти в другое неизвестное место, или отправить на родину… А с другой стороны на наше предложение они могли не согласиться, ведь с нами им пришлось бы мотаться по Западной Европе, а им-то хотелось быстрее домой…

      Сергей уехал. Путь  у него был непростой. Одному проехать через  беспокойную Францию и  добраться до Гожака. Возвратиться с двумя женщинами обратно, добраться в Западную Германию и разыскать  меня на месте назначения…
        - Уговор у нас был такой, - дополнил мне отец. - За Татьяну – машину! 
        На мой недоуменный взгляд пояснил: 
        - Если он благополучно привезет Татьяну ко мне в Западную Германию, я     встречаю их на легковой автомашине, которую надо было заранее раздобыть, и расплачиваюсь за это дело той машиной, отдаю, значит, ему.
        Итак, младший лейтенант Морозов, наскоро собравшись, отправился в путь-дорогу за «невестами» во Францию, а лейтенант Бичехвост, выполняя   обязанности за двоих, остался с нетерпением ждать их в Западной Германии…

          На фото. Лейтенант Федор Бичехвост в Западной Германии. 1945 год.

           Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2011/12/16/1672


 


Рецензии
С удовольствием продолжаю читать. Сюжет держит в напряжении.
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   14.12.2011 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за четкое одобрение, Леонид! С большим уважением к Вам,..

Николай Бичехвост   14.12.2011 21:33   Заявить о нарушении