Финансистка. Продолжение...

                А тяготит меня многие годы следующее...
Накануне моего 19-летия мама смогла мне выделить 25 руб, чтобы я угостила всю группу.
Для того чтобы понять, как велика эта сумма, скажу следующее: это была треть маминой месячной зарплаты, и на нее можно было пропитаться месяц в студенческой столовой.
Недалеко от общежития, пару остановок на троллейбусе, была неплохая кафешка, мы заранее решили определиться с ассортиментом сладостей, поехав туда с двумя подругами. Там мы продегустировали несколько видов пирожных, остались довольны. В троллейбусе у меня из кармана вытащили кошелек, кинулась я уже в общежитии. Так убивалась, что накрылось мое день рождение. Что такое общежитие? Это новости распространяются молниеносно и уже через час ко мне была направлена делегация с собранными деньгами, что частично возмещали украденное.
Потом наступил день рождения, меня поздравили в торжественной обстановке, а я их, своих девчонок, ничем не угостила. Подумала: как я буду угощать на их же, собранные деньги?
Постеснялась. Думала, пройдет время после кражи, приурочу к какому-нибудь событию ... Следующий день рождения я уже отмечала на практике, в Новомосковске, Днепропетровской обл.Там мы были только с подругой. Группа разъехалась по всей Украине. До сих пор меня это мучает. Вот бы собраться всей группой, тогда бы...Раз меня это беспокоит столько лет, значит, я тогда поступила неправильно.
               Несмотря на то, что я уже год проучилась в техникуме, представление о будущей работе в финансовом отделе, а из нас готовили именно инспекторов бюджета,  у меня было довольно смутное. Особенно тревожно было перед последней производственной практикой. Руководитель практики техникума заметив мое волнение, попыталась выяснить, что меня так беспокоит и тревожит. Она спросила, как я себе представляю свое будущее место работы. Я и разоткровенничалась, сказав, что по моему мнению это полуподвальное помещение, где огромные стеллажи, на которых множество книг и документов... Она, рассмеявшись, сказала: "Так ты архив, скорее, описываешь. У вас будет все по-другому. Это будет приличное здание гор- или райисполкома, где обычно находится финансовый отдел, это будет уютный кабинет, воспитанные, грамотные коллеги..." Немного успокоила, а практика подтвердила ее слова.
                Самая продолжительная производственная практика длилась около трех месяцев. До этого были недельные, трехдневные, но на предприятиях Одессы.
Одна из них, на фабрике головных уборов, мне запомнилась навсегда, тем, что я опозорилась на всю оставшуюся жизнь. До сих пор стыдно, как вспомню. А дело в следующем. Недельная ознакомительная практика. Нас радушно встретил очень хороший человек, директор фабрики, сам вызвался показать нам своё "детище". Так интересно, с юмором (одессит все же!) обо всем рассказывал. Практика прошла на "ура!" И отчет на "отлично" защитили... Когда по завершению практики Алла Израйлевна поинтересовалась, как все происходило, я такое ляпнула, что даже сейчас неприятно. Я взахлеб стала хвалить директора, который с нами возился, хотя мог и перепоручить подчиненным, какой он замечательный, "хоть и еврей!" Как у меня такое нелицеприятное сравнение могло вырваться. Я ведь никогда в жизни не делила людей по национальности, не допускала даже мысли, что чья-то лучше, а чья-то хуже. И в школе была образцом. Помню и на комитете комсомола разбирали поступок одного парня, обидевшего девочку из-за национальности. Я жила в Одесской области, где евреев, немцев, русских, украинцев, молдаван, болгар, белоруссов... было предостаточно. Они жили и в нашем селе. Мы все дружили. В техникуме большинство преподавателей были еврейской национальности, включая мою классную. Я была вхожа в ее дом, знакома с ее родителями... И такой ляпсус. Я когда это сморозила, не могла глаз от пола оторвать, вся покраснела... будто в ожидании пощечины. Но насколько толерантной была моя милая Алла Израйлевна, она сделала вид, что ничего не слышала и перевела разговор на другое. Я преклоняюсь перед ней! И никогда от нее ни малейшего намека. Она все поняла...                Мы с подруженькой Галиной Г. место проведения практики выбирали вместе: разложили карту Украины и ткнули карандашом, попали в г. Новомосковск, Днепропетровщина. Она хотела ехать только со мной, сама она из Днепропетровской обл, но в свой Никополь ей не хотелось, пришлось бы жить дома, а мне там места не было, да и неинтересно это - под контроль родителей. Кто знал, что это судьба уже вмешалась и решала за нее. Именно там, в городе Новомосковске, Галина нашла своего суженного Александра П. Очень удачно вышла замуж, родила и вырастила двух дочерей и сынулю, сейчас внуками занимается. Их у нее уже пятеро. Сделала блестящую карьеру в этом городе, там и проживает до сегодняшнего дня. И благодарна мне, что все произошло именно так, считает, что это благодаря мне, я - ее талисман. А я хоть и была родом из г. Раздельная, Одесской обл. и практиковаться, и в последующем, работать могла в г.Одессе, но хотела уехать подальше по личным причинам. Мне больно было находиться с любимым человеком в одном городе и не видеться.
                На практике, хотя нам создали удивительные условия и с проживанием, выделив уютную комнатку в местной школе-интернате, и с питанием, за мизерные студенческие грошИ мы очень сносно питались, даже могли сэкономить кое-что на покупки, я продолжала страдать. Душа моя все время находилась в состоянии плача. В городском финансовом отделе, где мы практиковались, нам встретилась Юлия Ивановна, наш руководитель практики. Чудесный, открытый, добрый и располагающий к себе с первого взгляда человек. Она обратила внимание на мое душевное состояние, которое, если сформулировать кратко: люблю до безумия и ненавижу..., терзаюсь от неразделенной любви. Ее беседы я запомнила на всю жизнь. За два месяца их было множество. Юлия Ивановна рассказала о своей доле женской, тоже непростой. Помню как она учила, уже по своему жизненному опыту, что с парнем, которого выбираешь в мужья, надо побывать в разных обстановках и ситуациях, а не только на прогулках под луной с поцелуями и объятиями. С ним надо попутешествовать, побывать в театрах, кино, в компании, в гостях... короче, узнать всесторонне и дать свою оценку: подходит для жизни или нет. Кроме сердца нужно включать разум, если хочешь, чтобы брак не разбился о быт мгновенно, а был долгим, и приводила в пример себя, свои отношения с мужем, которые вот уже много лет держатся на взаимном уважении. Я все мотала на ус...
                Впервые за много лет я смогла купить себе настоящее зимнее пальто. До этого были только б/ушные или демисезонные. Просто пришла стипендия сразу за три месяца практики, так что сумма собралась приличная. Пальто с красивым песцовым воротником стоило 122 рубля. В нем я не мерзла, как в стареньком, осеннем, ведь нам приходилось долго простаивать на остановках, в ожидании транспорта, а уже была зима.
В этом пальто я и замуж выходила, и еще носила несколько лет. Я вообще вещи ношу аккуратно, поэтому долго. Покупаю, обычно, классику, а не вычурно-модное, которое надо чаще менять. Вот сколько добрых слов уделила первому взрослому пальто! Только не приписывайте мне фетишизм, я никогда не была рабой вещей и не любила все то, что блестит.
Всегда говорила:"Я же не сорока!" Равнодушно относилась к побрякушкам, драгметаллам,  камням и т.д.
                Что особо запомнилось за три месяца практики? В меня влюбился Витя, интернатовский трудновоспитуемый подросток, восьмиклассник. Объяснился в любви. Он очень тосковал от предстоящей разлуки, понимая, что практика закончится, мы уедем и больше никогда не пересечемся в этой жизни... Во мне он, скорее всего, увидел родственную душу. И почему это он ходил в "трудных"? Нормальный парнишка, неглупый и рассуждает здраво. Ему просто тепла не хватало. Плакал при расставании, как будто терял навсегда близкого человека.
У нас почему-то было много поклонников, для жителей этого микрорайона мы были личностями, одесситками, специалистами престижной профессии. Про нас всё знали: где практику проходим, в какой комнате живем, как досуг проводим. Это все обговаривалось в автобусе, когда мы возвращались с работы, с нами хотели познакомиться, встречаться, целоваться, любить, ... но я никогда не приветствовала временных отношений. Но кто знал, что у Галины они, временные, обернутся в пожизненные. И в очень удачные! Саша П. ее уже 36 лет носит на руках, как взял в ЗАГСе, так и опустить боится. Хотя машина есть и не одна. Бизнес прибыльный, хотя и тяжелый. Сельское хозяйство. Но им нравится. Бываем в гостях. У них большие сельхозугодья. Весной, летом у них великолепно, особенно после майской грозы. Видимся не так часто, как хотелось бы, но зато часто созваниваемся, в ИНТЕРНЕТе через их детей общаемся, держим руку на пульсе, всегда готовы прийти на помощь. Их младшая доченька Наташа из моей квартиры выходила замуж за парнишку с Полтавщины. От нас близко. Приехали накануне и мы с Галочкой готовили невесту и застолье, встречали жениха и гостей... Потом все праздновали свадьбу в Козельщине. Уже в этой семье двое деток.
Сюда, на практику, приходили письма, редко правда, от Славика. В одном из них он задал вопрос: "И чем ты нравишься моей маме? Она в тебе видит свою невестку." Как чем? Мама-то знала, что я тебе была Богом предназначена, а ты этого не заметил, не понял. Как и все максималисты хотел чего-то заоблачного, красавицу неземную, а не девчонку из провинции, средних данных, которая могла быть только другом. Серьезно ко мне ты никогда не относился. И женщину во мне никогда не чувствовал, как ты в следующем письме напишешь, чем обидишь на всю оставшуюся жизнь. А как ты мог её чувствовать, если мы никогда не были с тобой близки? Я никогда не была твоей женщиной.
                На практику пришла поздравительная открытка с днем рождения и с Новым годом от Славкиной мамы, Ефросинии Федоровны. Правда, открытка пришла на райфинотдел, хотя практику я проходила в горфинотделе. Позвонили оттуда и мне пришлось бежать за поздравлением в другую часть города. Главное: не потерялось. Я была изумлена и удивлена до предела. Не я её, а она меня поздравила, как-то даже неудобно было. Я написала ответное письмо, поблагодарила и у нас возникла многолетняя переписка, благодаря которой я кое-что о нём знала.

Продолжение...


Рецензии