Операция Тимбухта

  Где находится бухта Тимбукту, я и сам хотел бы знать, но предполагаю, что где-то в Африке. Марабу в дикой природе точно встречаются исключительно в Африке. К чему я это рассказываю? Просто был один косплей, и он назывался «Тимбухта». Нет, даже не так, даже «Операция “Тимбухта”». Это Анжей придумал. Как и всю идею. Кстати, сразу скажу, что он знал, что Тимбукту, а не какая-то странная «Тимбухта». И ещё момент. Во всей «Тимбухте» самый большой любитель был я. Хотя идея была Анжея.
  Просто сидели мы как-то в Красноярке. И обсуждали бас-гитары. Дело в том, что у нас же были у двоих бас-гитары «Hofner Violin Bass». У Анжея – что неудивительно, ведь он коллекционер, и с его абсолютным слухом нюансы звучания бас-гитары любой важны, потому что слышимы. Ему. А вторая такая гитара была у Руслана Байбулатова, он же мод и «гаражник», так что «битлобас», как подобные гитары называют просторечно, ему был нужен. Вот, Анжей просто съездил в загранку и купил в магазине бас такой. А Руслан себе заказывал «битлобас» по каталогу фирмы-производителя. Серьёзно. И все удивлялись. Дело в том, что Руслан на басу играл всегда в разы хуже, чем на гитаре. По сравнению с Анжеем – он и на гитаре не очень серьёзно играл. Но играл вполне на самом деле неплохо. И это так, чтобы было понятно, почему это началось-то. Началось с обсуждения бас-гитар (на «битлобасу» Водецкого на тот момент сидела одна муха, и та – несколько секунд и в медицинских бахилах). И как-то поначалу вспомнился случай, когда я спросил у Алексея Рахова насчёт гитары, на которой он играл в АВИА (Рахов не посчитал вопрос странным и вполне дружелюбно объяснил, что гитара у него марки «Ленинград», и она у него до сих пор дома лежит). Ну, и пошёл чуть позже у нас разговор про немного других выпускников Ленинградского рок-клуба, это я для возврата к «Тимбухте».
  «Так, Тимбукту, бас-гитары по каталогам, Алексей Рахов, косплей, марабу», – скажет иной, чувствуя, что у него начинает пухнуть от переизбытка непонятной информации голова. Но рассказ не хаотический, я просто плавно подвожу к событиям «Операции», потому что начало как раз было не связано ни с чем таким. Кстати, сами «виновники торжества», то есть косплея этого, были бы не просто крайне удивлены таким названием, хотя поняли бы, откуда взялось. Они бы не поняли, при чём тут ЭТА песня, которой там не было. Нет, учитывая съёмку на видео, Анжей связывался с этой группой, чтобы не было проблем из-за авторских прав, ну, и просто, чтобы детали уточнить.
  «А этой группой, часом, не был СЕКРЕТ?» – спросит особо догадливый меломан, всё ещё хранящий потрёпанный членский билет первого в СССР совершенно официально организованного фэн-клуба (вы уже сами поняли, чей клуб-то) и узкий красный галстук. Был, был, конечно, косплей был организован по мотивам «Утренней почты», в которой эти четверо сделали спектакль с переодеванием. Кстати, не забыть узнать у Максима Леонидова, как там «тальковец» Виталий Рогачёв, не переслал ли ящик пива за образ «интеллигента». Шутка, конечно, Максим Леонидович и сам себе купит этот ящик пива, если надо, да и посмеётся над идеей, потому что вряд ли уловит связь между «Фёдором Загряжским» и доктором Светилом Медицины.
  Вот, начали по мелочи, и тут я забыл совершенно, откуда этот разговор о косплее и пошёл-то. С гитары всё началось, у Леонидова тогда была недорогая акустическая двенадцатиструнка, засветившаяся в том эфире. И этот эфир стал источником всяких шуток интересных. Например (слегка снимаем шляпу перед Николаем Владимировичем Фоменко – просто в знак приветствия), Анжей не раз говорил: «Раз надо помочь – значит, надо. Где твоя бас-гитара? Показывай, на что нажимать». Самое смешное, что оба наших «оратора» (Водецкий и Фоменко) – бас-гитаристы со стажем. Так что сами понимаете, сколь это звучало комично из уст обоих. Кстати, приведённая редакция фразы Фоменко – неверная, это сначала сказал я, и так Анжей стал говорить, даже тогда, когда ему на глаза попалась та «Утренняя почта», то есть фраза в оригинале. Фраза Юрия Николаева из той же оперы: «С вами всё ясно – вы будете играть на гитаре». Тоже прижилось хорошо. Кто-то говорит, что с кем-нибудь всё ясно. Были и другие перлы. Человек спешит, как на пожар – «каток сбежал». «Мы в шоке, нам надо в больничку» (суровый юмор насчёт дурдома), «Где нарушитель, размер руки, размер ноги» (это когда описывают приезд «органов» и расспросы по происшествию или мента-недотёпу), «Но это невозможно, я же дал клятву Гиппократа» (формула отмазки). Или ещё фраза: «Люди! Что с артистом делать?» Употреблялась в случае, если человек не знает, как поступить в ситуации. Кстати, до сих пор не помню, из какого фильма взяли этот каток, который сам выехал со стоянки и всё плющил на своём пути, создавая картины на асфальте. Заграничное что-то было, и там всё закончилось тем, что каток просто остановился, потому что топливо кончилось. Могу, впрочем, и ошибаться.
  Ну, так вот, наш-то разговор закончился на том, что Анжей поищет мне информацию по гитарам. И как-то тема у меня вылетела из памяти, и я не предполагал, что поляку стукнет в голову что-то на этой теме воссоздавать. Вообще. Поэтому я был крайне удивлён, когда ко мне приехал Анжей и сказал, что он, кажется, нашёл «подходящую» синюю куртку. Зачем? Я и сам как-то не сообразил. И спросил об этом.
  - Ты, значит, просто не помнишь, – сказал тогда Водецкий. – У Николаева была такая как раз. Ну, в той передаче.
  Я ломаю голову, в какой именно передаче, Анжей напоминает мне про бит-квартет СЕКРЕТ и про сбежавший каток («Ну, где Фома бежит и орёт, что каток сбежал»). Я не совсем понимаю, каким боком тут я, и выясняется, что нужен человек для реконструкции. И как раз для того, чтобы сделать из него Юрия Николаева. Вот зачем нужна была синяя куртка, как у Николаева.
  Вероятно, других кандидатур не было, потому что наши все знают, как я неохотно тащу на себе чужие авантюры. И драть мне мозги такой авантюрой никто не стал бы, если бы не реальная необходимость. Анжей – этот и сам таких вовлекателей терпеть не может, он их на языческие символы плодородия так посылает, что Роман Рябцев на Канарах уже давно в этом плане. Рябцев в этой истории, разумеется, никаким боком, просто про символы – это его перл из ЖЖ. В общем, можно было отказаться, но идея-то была забавная, да и не каждый день предлагают воссоздать то, что ты сам смотришь с удовольствием.
  Сам Анжей, как я выяснил по ходу беседы, всё это время искал среди знакомых тех, кто будет «квартетом», они уже нашлись. И надо было, учитывая использование чужого материала, договориться с правообладателями. Чтобы никто не ругался. А кое-что из материала того выпуска даже было заменено, например, Анжей убрал из саундтрека «Старую мельницу» Игоря Николаева, «Аэропорт», спетый Барыкиным, и «Мозаику» – с неё чистка и началась (из-за давней выходки Вячеслава Малежика, не выславшего авторам фильма «про секты» путёвку в пешее эротическое путешествие). Всё равно это были не принципиальные для косплея треки. Это та же «Мы так любили BEATLES» Ильи Словесника очень важна, она связана с сюжетом во многом. Частично с сюжетом связаны и «Автомобили» ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ – это как раз тогда, когда Николаев появляется целым и невредимым, но без штанов (пришлось побегать по магазинам в поисках приличных однотонных труселей – разумеется, не Юрию Николаеву). Эти песни не выкинешь. Было что-то иностранное, как раз в «Боксе номер один», не нашли, заменили чем-то похожим из Ленкиной коллекции. Ещё там песен на замену поискали, это Герману Николаевичу надо отдельное спасибо сказать – да он ещё и на роль главного редактора согласился пойти, когда про косплей узнал.
  Так что оставалось решить пару технических проблем – например, найти подходящие костюмы (девчонки справились наши, сшили шикарные «битловские» костюмы и даже те самые узкие галстуки). Инструменты – а вот это уже посложнее оказалось: соло-гитары нужной не было, у Ника была «Les Paul», но она была красная с жёлтым, а Спайсушка уже давно свою «Iolana Diamand» какому-то новичку продала, когда хотела купить инструмент получше качеством. Бас-то нашли, уже два было, я рассказывал. Акустическую гитару тоже нашли – точнее сказать, купили двенадцатиструнную «электроакустику», она сейчас у Борботько дома, он на ней играть учится. Барабан-«стерилизатор» и высокие стойки под него же и для хай-хета Ленка дала. А электрогитару… Электрогитару взяли у Жерехова, он как раз купил «Les Paul Classic» чёрный, с белым «щитком», сменил что-то из своего арсенала. Вот он и одолжил её Фуксу – Фукс же на ней в косплее должен был играть. На акустической, понятно, играл Борботько, на бас встал Ник Деисайд, а на барабанах играл Спаун. Репертуар они старательно учили на «Ноте», где им пробивали время. Ник просто приезжал с утра, захватывал по пути парней, которые ждали его у Струбцины дома, и они вместе ехали на маршрутке к цирку.
  Девчонки сшили для того эпизода с «Автомобилями» куклу – рыжего дядьку в футболке и трусах, у которого руки были сделаны, как перчатки, а ноги, как тапочки. Становишься сзади, вдеваешь руки-ноги в перчатки и тапочки вот эти – и заставляешь чувака двигаться. В «Утренней почте» с Державиным и Ширвиндтом, где все известные советские телепрограммы пародировались, такой номер делала ещё относительно молодая и вполне стройная Ирина Муравьёва. Кстати, оттуда тоже перл был:
  - Как сшить форму для ритмической гимнастики?
  - Перешить её из формы для аэробики.
  Ладно, теперь вернёмся к косплею «Операция “Тимбухта”». Нужно было пересоставить саундтрек из-за новых песен. И эту задачу решали три человека – Анжей, Борботько и Герман Николаевич. В основном, там скребли по сусекам  и мели по амбарам в поисках нужного материала. Что-то там нашли подходящее, я такое не слушаю, и в ушах у меня оно не оседает.
  Нашли большую комнату для съёмок в зелёной драпировке (классика жанра, сейчас и в любительских фильмах используется). Сделали большое фото «на вырез» – для эпизода со сбежавшим катком. Сшили все необходимые костюмы. По максимуму выучили роли. А на ту пору в Омск приехала леди Зарифа, и её друзья помогли ей с транспортом, чтобы какую-то часть шоу сделать правдоподобнее – вот с автобусом, увы, не вышло, но арабка нашла что-то для работы с «зелёной комнатой», где моделировались съёмки, которые не удалось бы сделать на натуре.
  Словом, косплея, как такового, уже не было, скорее это была реконструкция. Просто кто-то назвал «Тимбухту» косплеем, и так поначалу и именовали. Там ещё тонна юмора была, с «Тимбухтой» этой. Например, «Автомобили» – Тима Емельяненко, брат Бэби Спайс, над этой песней посмеивался, хотя говорил, что сейчас песня стала намного актуальнее, чем в то время (уж он-то, как автомеханик, хорошо об этом знал). Тимка же в своё время покупал «Оку», и ему пришлось понять правоту Глызина и Буйнова насчёт отношений с машиной. Но это так, частности закулисных процессов. Так что снова к процессу.
  У меня уже был опыт любительских видео, в которых, кстати, я научился правильно читать текст «вживую» (отдельное человеческое спасибо Олегу Молокову, подсказал, как отделять дубли). Был опыт интервью для «нетовского» телеканала, в магазине работали как-то – с одним из опрашиваемых я до сих пор в дружбе. Но я сам всегда говорил, что из меня никакой актёр, поэтому я опасался, что так лоханусь, что стыд-позор на всю Европу. Ник Деисайд успокаивал, конечно. Но я сказал «да», так что текст в зубы – и учить.
  С катком, который сбежал, тоже помучились, потому что можно было поскрести по сусекам и помести по амбарам и найти оригинальное видео с тем катком. Но в оригинале есть подкол этого сюжета, когда каток якобы переезжает Юрия Николаева. И на асфальте остаётся фотография в рост. Очень сложно и дорого, чтобы сделать нужного размера и качества, и фото при мнимом отдирании от асфальта не порвалось. Хвала Тем Двоим, нашёлся подходящий принтер, и фото сделали.
  И за время, пока все учили роли, Ленка и Жерехов успели нарисовать плакаты для кабинета Светила Медицины – тут всё было значительно проще: Жерехов родился в 1969 году, а Ленка в 1974, и у обоих была приличная память, в том числе – зрительная. Так что не надо было смотреть передачу, где всё видно не очень хорошо. Сами придумали и нарисовали, а Виталий же у нас сам врачом работал и медицинский «агитпроп» видел на работе каждый день, да и Алька с Русланом на что? Оба в районной больнице отпахали. Так что с этим проблем не было, там только чуть-чуть соблюсти детали, чтобы было понятно, что за кабинет там имеется. Вот только «Бокс № 1», но там вывернулись как-то, Жерехов с Ленкой что-то там намудрили в компьютере. И настал «аллес-нормаллес», и всё, как говорил один пензенский мод и барабанщик, стало «гут».
  Когда всё было готово, начались съёмки, сначала всё делали в «зелёной комнате», там было легче, потому что там было проще с дублями, если сбился. «Редакция» была составлена из старых знакомых по домам отдыха, которые просто взяли текст и разучили (и очень неплохо разучили, мне бы так) – в оригинале-то этого не было, редакция состояла из участников СЕКРЕТА, даже секретаршу Николай Фоменко сыграл. А Анжей решил перестраховаться и группу поручил одним людям, а редакцию – другим.
  Головняки начались на стадии натурных съёмок. «Телецентр»-то можно было решить как-то, Новая Пушкинская подошла бы неплохо. Но надо было ставить киоск цветочника (Фукс, ты просто гений, снимаю шляпу). А тут пришлось повоевать с администрацией, хотя я об этом узнал уже тогда, когда всё давно было снято и почти смонтировано. Но это место всё-таки отмели, потому что каток туда не заедет. Нашли в другом месте, уломали шефов насчёт временного киоска, и дело пошло веселее. Чуть сложнее оказалось с больницей, долго искали, но нашли. Кабинет доктора (народный артист ГДР Борботько, встречайте) там не снимали, конечно, но всё равно нужен был вход.
  Самая большая проблема на натурных съёмках – это момент, когда нужно было повторить выход Николаева из-за легковушки. Он же там в труселях (труселя-то приличные найти было не проблема, там другое было веселее). Просто Ваня Геликоптер не очень жаждал толпы зевак при своей работе, а энное количество идиотских вопросов ему при нашей реальности обеспечено было. Выручил Ник, который на особо настырных просто рявкнул. Вот где Фома-то, хотя у Ника характер всё же поспокойнее будет.
  «УАЗ-469» с опознавательными знаками ветеринарной помощи тоже был, его просто взяли напрокат у знакомых. Вот только была проблема, даже при том, что всё снималось без звука с машины Дреда, сложности были. Например, Нику нужно было высунуться в дверь и вопить строчку из припева, а это просто опасно, да и ГИБДД, чего доброго, остановит, им же всем не скажешь, что это видео снимают. Гитара и барабан – засунуть-то не проблема, на заднее сиденье положить можно, но надо же передать их аккуратно. Сделали несколько дублей. Нику, к слову, пришлось раза четыре Фому пародировать, неудачно начал. Я-то это видел уже в смонтированном варианте, просто рассказывали.
  Было не очень просто с парикмахерской и ателье (проще больницы, да, но не проще остального). А съёмку группы в «зелёной комнате» уже не делали, так как финальная часть «Тимбухты» проходила в клубе, где играл наш кавер-бэнд (названный 4 х 4). Этот концерт играли группы три, и вот их выступления и использовали при монтаже для заполнения места, где убрали какие-то номера. Просто пара кавер-бэндов, один я не знаю, другим была РОЗОВАЯ ПАНТЕРА, они охотно принимают такие приглашения, лишь бы платили. А, да, вторыми были КАБАРЕ, Га-Баде-Паняй-Заворотень воспользовался ситуацией, и они поиграли песни всякие, что умели, а умели по большей части обычную «эстраду», ну, и всё. То и сыграли. Народу было вполне прилично, пришло много людей «обычных», которые были не в курсе косплея, просто пришли на концерт, фейс-контроля строгого не было, не пускали только пьяных и в «абибасах».
  И уже после концерта ко мне подходит Анжей и вручает от щедрот две пятисотки («Ты работал»), которые всё равно пошли на оплату Интернета и мобильного телефона, так как на последнем у меня был «нерабочий» баланс.
  С видео вот вышла проблемка, точнее сказать, получилось всё хорошо, только вот просмотров на потоковых сервисах было не так много, но никто не унывал, хорошо повеселились зато. Да и концерт, ещё раз замечу, получился вполне неплохой, это даже Заворотень отметил.
  В аннотациях на аудио и видео, да и в титрах фильмов считается хорошим тоном сказать спасибо тем, кто помогал, так что ковенам «Исследователей» отдельное спасибо, что эту затею устроить помогли. Без них могло не получиться.


Рецензии