Самосознание, его структура и развитие
В зарубежной литература так же имеется множество публикаций исследований, имеющих отношение к вопросам психологии сознания. Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выдающиеся ученые. В зарубежной литературе самосознание понимается как "Я-концепция", т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. На сегодняшний день в психологической литературе описано множество исследований проблемы самосознания. Часть этих исследований касается анализа итоговых продуктов самопознания, выражающихся в организации представлений человека о самом себе или "Я-концепции".
Самосознание - динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного.
Как мы уже сказали, совокупность всех представлений индивида о себе называется Я-концепцией. В современной литературе эти термины чаще всего отождествляются.
Я-концепция - это "динамическая система представлений человека о самом себе", включающая и собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, и самооценку, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. "Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой". Такие определения дает Берне.
Описательная составляющая Я-концепции - "образ Я". В отечественной литературе чаще употребляется термин "Образ Я" вместо Я-концепции. Так, И.С. Кон понимает Образ Я как установочную систему, установки которой обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и поведенческим. "Нижний уровень Образа Я составляют неосознанные представления в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в целостный образ, и, наконец, сам этот Образ Я вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей".
Составляющая, связанная с отношением к себе или к своим отдельным качествам, называется самооценкой.
Совокупность частных самооценок определяется как принятие себя.
Поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, - это поведенческая составляющая Я-концепции.
Р. Берне рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя, выделяя в Я-концепции описательный и оценочный компоненты. Давая определение установки, автор выделяет три главных ее составляющих:
1. "Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки)";
2. "Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая)";
3. "Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая)".
Относительно Я-концепции эти три составляющие установки конкретизируются следующим образом:
1. "Образ Я - представления индивида о самом себе;
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты ' образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием и осуждением;
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Самосознание диалогично: об этом говорит уже сам факт существования самосознания. - Я познающий и Я познаваемый. Еще одно подтверждение этому в том способе, в котором происходит его формирование. Этот способ - общение. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека.
Ряд авторов выделяют параметры уровня развития самосознания:
• Степень когнитивной сложности и дифференцированности "образа Я". Уровень когнитивной дифференцированности определяет характер связи личностных качеств и аффективного к ним отношения;
• Степень отчетливости "образа Я" или его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует уровень развития рефлексии и содержания "образа Я" в зависимости от субъективной значимости качеств.
• Степень внутренней цельности и последовательности "образа Я". Этот параметр исследован Столиным в его концепции "Личностного смысла Я". Качества личности могут обладать нейтральностью или личностным смыслом. Личностный смысл определяется тем, насколько эти качества препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов;
• Степень устойчивости и стабильности "образа Я" во времени;
• Самопринятие, позитивное или негативное отношение к себе.
Самосознание включает:
1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний;
2. Самоконтроль и саморегуляцию;
3. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя;
4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности;
5. Самоуважение.
Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития:
1. "сознание тождественности" (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет;
2. "сознание Я" (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности;
3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах);
4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).
А.Г. Спиркин так определяет самосознание: "самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий, и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней".
Функции самосознания:
* Благодаря самосознанию, человек может осознавать себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я"".
* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
* Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с "Я-образом", с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге).
* Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними.
* Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом.
* Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека.
* Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Берне выделяет три основные функции Я-концепции:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Как известно, человек всегда стремится к обретению внутренней гармонии, согласованности. Но постоянно происходит что-то, что вызывает дисгармоничные переживания, и человек предпринимает различные действия для восстановления гармонии. Немаловажную роль в восстановлении внутренней согласованности играют представления человека о себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Человек склонен на основе собственных представлений о себе строить свое поведение и интерпретировать свой опыт.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. У каждого человека есть какие-то представления о будущем, о том, что должно произойти. На основе этих представлений человек строит свое поведение. В свою очередь эти представления основываются на представлениях человека о себе. Так, если человек считает непривлекательным для окружающих, он будет строить свое поведение согласно этому своему мнению, часто, будучи уверен, что и окружающие всеми способами дают ему понять, что он прав, так думая о себе. И наоборот.
Рассмотрим уровни и единицы самосознания.
А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему "высокого жизненного значения, венчающую психологию личности", расценивал ее в как проблему "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа".
Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления "Я" и "другого человека". Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания является преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я" и "Я". Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой- то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания Чеснокова указывает здесь самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего уровня развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
В качестве единицы самосознания А.Н. Леонтьев выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).
Таким образом, как единица самосознания "смысл Я" содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Множественность деятельностей человека приводит к множественности смыслов "Я", пересечение деятельностей - к поступкам (действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого), поступки - конфликтным смыслам "Я" (позитивный смысл к одному мо-гву и негативный смысл в отношении к другому в одних обстоятельствах), конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания.
В.В. Столин так и выделяет в качестве единицы самосознания "конфликтный смысл Я", отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе.
Рассмотрим еще проблематику возникновения самосознания у ребенка, в которой можно выделить несколько мнений. Так, Бехтерев считает, что самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Выготский и Рубинштейн полагали, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а так же связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
Мясищев придерживается точки зрения, согласно которой самосознание возникает в связи с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения к окружающему.
Скорее всего, происхождение самосознания полимодально. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и как субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных, не сводимых друг к другу феноменах.
Отметим так же, что большинство авторов подчеркивают важность подросткового возраста для развития самосознания.
Свидетельство о публикации №211121401462