Человек, личность, индивид, индивидуальность

Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность.
ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. "...Сущность человека, - писал К. Маркс,- не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 265). Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в Человеке его психику и ее развитие (социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. Индивидуальность, Личность), роли, которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме Человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.
ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое) - 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного ( Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).
 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (Высшие психические функции; Сознание). Оба значения термина "Индивид" взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики Индивида:
* целостность психофизиологической организации;
* устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;
*  активность.
Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения Индивида.  Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений Индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность Индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
ЛИЧНОСТЬ -
1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Идеалистическая психология рассматривает Личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В "термической психологии" (В. Мак-Даугалл), в психоанализе (3. Фрейд - "больная личность",  А. Адлер - "креативная личность") Личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризм фактически снимает проблему Личности, которой не остается места в механистической схеме "С - Р" ("стимул - реакция").
Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции личности у К.Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии Личности, тренинга общения и т. д.
В советской психологии проблема Личности решалась с позиций марксизма. Человека как Личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая Личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в Личности как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями Личности в силу социальной детерминации. Личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С. Л. Рубинштейн). Возникновение Личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А. Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.). Личность характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами ("динамическими смысловыми системами", по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву), установки (по Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надира-швили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п. Развитая Личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Личности.  Субъективно для индивида Личность выступает как его "Я" (образ-"Я", «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ "Я" представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа "Я" с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению Личности является важным фактором направленного воздействия на Личность в процессе воспитания. Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:
1) Личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности Личности (Л. И. Божович)', структура характера Личности, особенности темперамента, способности (работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и т. д.);
2) Личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Личности их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов Личности - личностное выступает как групповое, групповое - как личностное (А. В. Петровский);
3) Личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Личности других людей (В. А. Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную "потребность быть Личностью", т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает "способность быть Личностью", реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и .особенности "способности быть Личностью" могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности (см. Отраженной субъектности метод). Развитие Личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания (см. Развитие личности).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (Восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой Индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений Индивидуальности.


    Общее понятие о личности и ее психологической структуре.
Рассмотрим взгляд на личность выдающихся советских психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
"Личность есть специальное человеческое образование". Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения:
1 . личность есть некое неповторимое единство, некая целостность;
 2. личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами. И А. Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн говорят о том, что личность формируется в деятельности. И А.Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн полагают, что личность действует под влиянием мотивов.
Рассматривая проблему личности, Леонтьев приходит к выводу об общественно-исторической сущности личности, о том, что личность формируется благодаря жизни человека в обществе. Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидуальные особенности не уничтожаются, они могут трансформироваться, но они не являются определяющими личность, а являются предпосылками, условиями ее формирования. Поэтому личностью может быть только человек, и то, достигший определенного возраста. "Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека". По Леонтьеву, личность порождается деятельностью. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся "образующими" его личность. Таким образом, согласно Леонтьеву, личностью не рождаются, личностью становятся. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
То есть, в основании личности, по Леонтьеву, лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. Но так как деятельность в теории Леонтьева "есть процесс, побуждаемый и направляемый мотивом", то за соподчинением деятельностей лежит соподчинение мотивов. Именно благодаря иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит формирование личности.
И здесь можно выделить три блока проблем:
1 . социально-психологические ориентиры:
a) от семьи до идеологии государства;
 b)динамика трансформации ценностей, противоречивость и специфика ценностных ориентации, т.е. какие ценности транслируются обществом; c)степень необходимости принятия и усвоения этих ценностей. Все эти параметры представляют собой средства и формы работы общества над формированием личности.
2. проблема взаимодействия субъекта с социальным миром. С этой точки зрения особый интерес представляет анализ механизмов превращения знаемых мотивов в реальнодействующие, процесс целеобразования, конфликты, кризисы, эмоциональные переживания и т.д.
3. проблемы, связанные с анализом такого этапа жизни, на котором реальным фактором развития личности является самосознание, т.е. речь идет о проблеме формирования самооценки, нравственности, смысла жизни.
Движение индивидуального сознания состоит в соотнесении мотивов друг с другом. "Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов - становление личности". Смысловые образования соотносятся между собой не в контексте отдельной деятельности, а в более широком жизненном пространстве. Уяснение иерархии требует специфической внутренней деятельности оценивания своей жизни, т.е. представляет собой задачи на смысл. Смысловые образования представляют собой сплав интеллектуальных и эмоциональных процессов. Решение этих задач приводит к формированию личностных ценностей, т.е. осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни. Смысловые образования определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе. Совокупность этих отношений и составляет нравственную позицию человека. Смысловые образования динамичны. Динамика проявляется в напряженности, способах их осуществления, соотношении реальных и идеальных целей. Смысловые образования выполняют следующие функции:
 1.создание образа, перспективы развития личности с точки зрения отношений между мотивами, но не самих мотивов;
2.оценка и регуляция деятельности не с точки зрения ее успешности, а с точки зрения нравственной, смысловой, т.е. оценка не самих целей и способов поведения, а нравственная оценка средств их достижения. Речь идет о принципах поведения, по отношению к структуре деятельности личностный смысл - это отражение в сознании отношения мотива к цели.
С этой точки зрения, структура личности понимается:
•  деятельность;
•  значение;
•  смысловые образования как динамические системы, несущие пристрастное отношение человека к действительности. Основной принцип формирования личности: принцип деятельностного опосредования, т.е. через деятельность значение приобретает смысл.
Леонтьев выделяет несколько параметров личности:
1. богатство связей индивида с миром;
2. степень иерархизированности деятельностей, их мотивов.
 Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью.
3. общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий.
Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. "Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль личности".
Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности.
 Существует три основных типа подходов к этой проблематике:
1 . отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.
2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками.
З. в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.
Говоря о личности, нельзя пройти мимо такого понятия как сознание и самосознание личности. Говоря о личности, мы говорим о том, что основным ее свойством является наличие сознательного соподчинения мотивов. Леонтьев пишет, что сознание есть "открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.
Формирование личности, хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п. А достичь этого путем простого усвоения не возможно. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий. Знать, что надо делать, не значит хотеть это делать. Новые потребности и мотивы, а так же их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания.
Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. "Узлы" личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.
С.Л. Рубинштейн понимает личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, как интегрирующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.
-   Все психические процессы, составляющие содержание деятельности, протекают в личности и зависят от нее, вся психология человека является психологией личности. Изучение психического облика личности включает три основных вопроса:
1.  Что человек хочет? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях и идеалах человека;
2.  Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека;
3.  Что он есть? Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности.
-   В конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле.
 - Рубинштейн выделил три принципиальных положения, имеющие значение для понимания психологии личности:
1.   Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
2.   В психическом облике личности выделяются различные сферы или черты, характеризующие ее разные стороны, но при всем их многообразии они смыкаются в единстве личности.
3.  Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. - Образ жизни человека обусловливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на его образ жизни.
Таким образом, С. Л. Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии.
А. Н. Леонтьев о личности
Личность неравно индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.
Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения, проблема личности образует новое психологическое измерение:
•    иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
•    это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;
•    это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им.
-  Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и вместе с тем как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления.
-   Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
-   Личность есть специальное человеческое образование.
-   Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
-   Становление личности - это становление связной системы личностных смыслов.
-   Существуют три основных параметра личности:
1)  широта связей человека с миром;
2)  степень их иерархизованности;
3)  их общая структура.
-  Личность рождается дважды:
•    первое рождение относится к дошкольному возрасту   и   знаменуется   установлением   первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
•    второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.
Таким образом, А. Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее.


Рецензии
Наткнулась через поиск на вашу статью. У вас очень сложный "язык", вам нравится так "извращаться", или вы стараетесь приблизиться к оригиналу при цитировании. Вы доктор (в смысле медик) или философ?

Ирина Яковлевна Василенко   27.12.2015 17:18     Заявить о нарушении