Глава 7. На Рифте с Аргусом - на Кубу

НЕОЖИДАННОЕ ПОРУЧЕНИЕ. 
 Планом морских экспедиционных работ Института океанологии АН СССР (в рамках сотрудничества стран - членов СЭВ) летом - осенью 1983 года предусматривалось проведение совместных советско - кубинских исследований на шельфе Кубы. Кубинская сторона подготовила программу подводных биологических, геоморфологических и геологических исследований.

 Вкладом советской стороны в совместные работы был основной инструмент исследований: обитаемый подводный аппарат «Аргус» с командой гидронавтов и носителем этого «инструмента» нис «Рифт». Первым кандидатом на должность начальника экспедиции был мой друг и бывший сосед по коттеджу в Голубой бухте специалист по геоморфологии морского дна В.П.Гончаров.

 Но в связи с плохим состоянием здоровья Владимир Петрович не смог принять участия в океанском рейсе на далёкую жаркую Кубу. В итоге совершенно случайно в роли начальника экспедиции на нис «Рифт» к берегам Кубы оказался я.

 И тешу себя надеждой, что оказался «на своём месте», так как обладал к тому времени главным, как мне кажется, качеством, необходимым для начальника такой экспедиции - некоторым опытом организации работ с   применением подводного аппарата «Аргус».   

 В начале сентября 1983 года мы вышли из Новороссийска. В экипаже «Рифта» было 29 человек, в группе гидронавтов - 6 человек, Ещё три человека составляли группу управления необитаемым буксируемым аппаратом «Звук–4М. «По дороге» зашли в Варну. Здесь состав экспедиции пополнился двумя болгарскими океанологами, моими знакомыми по «Шелфу - Черномору» Ильёй Штирковым и Любомиром Клисуровым.

 В Варне наше судно было весьма популярным. На борту «Рифта» состоялась встреча участников экспедиции с вице-президентом Болгарской академии наук академиком Мако Даковым. Судном и нашими подводными аппаратами интересовались болгарские инженеры - кораблестроители и корреспонденты болгарских газет.

 Повышенный интерес судно, носитель подводного аппарата, вызвало и при прохождении Босфора. Здесь от одного из причалов вдогонку за нами бросился быстроходный катер. Когда он поравнялся с нами, из его салона вышел мужчина и начал в упор, бесцеремонно, фотографировать наше судно в целом и «Аргус», стоявший под спуско - подъёмным устройством, в отдельности.

 Окончив съёмку техники, он также бесцеремонно фотографировал наши лица. Съёмка велась несколькими фотокамерами, в высоком темпе, очень профессионально. 

  В порту Алжир взяли запас воды и топлива, необходимый для перехода через океан, но не смогли получить ни свежих овощей и фруктов, ни разрешения хотя бы на несколько часов сойти на берег. Получив и то, и другое в Танжере, небольшом уютном порту на африканском берегу пролива Гибралтар, мы вышли в океан.
 


Рецензии