Глава 7. Куба. Порт Матансас

 Мы пришли сюда 17 сентября.Встречать «Рифт» из Гаваны приехал заведующий лабораторией геологии института океанологии Академии наук Кубы начальник кубинской группы экспедиции доктор Хорхе Фойо. Он учился в Советском Союзе, и неплохо говорит на русском.

 На следующий день была неожиданная встреча с геленджичанами, уже несколько лет работавшими на Кубе. Конечно, им было очень интересно пообщаться с земляками, совсем недавно уехавшими из страны. Выяснилось, что о предстоящем приходе на Кубу судна из Геленджика они узнали из моей заметки в геленджикской городской газете «Прибой», так как вырезка из газеты с этой заметкой прилетела на Кубу раньше нас. 

 В этот же день состоялись контакты с группой ведущих сотрудников ИОАН Кубы, прибывших на судно во главе с директором института доктором Гиермо Гарсиа, удивительно молодым - для такой должности - человеком. Была конкретизирована программа наших научных работ, а для участников экспедиции руководство института предложило обширную культурную программу.

 Реализация её началась с поездки на знаменитый пляж Варадеро и отдыха на территории бывшей виллы миллиардера Дюпона. Со всеми вместе поехал и Гиермо Гарсия. Участник этой поездки помполит рейса П.В.Комиссаров, на следующий день узнав от меня, что Гиермо Гарсия - директор института, долго не мог этому поверить. А поверив, несколько раз подходил ко мне, и ошалело повторял: «И этот мальчишка - директор института?» 

 Я на Варадеро не ездил, предпочёл в одиночку поплавать с маской и понырять в бухте Матансас. 

 Бункеровка судна топливом задерживалась. Поэтому решилии начать работу с погружений в обширной бухте Матансас. Гидронавтами - наблюдателями в этих погружениях были: Гиермо Гарсия, геолог Хорхе Фойо и доктор Родольфо Кларо, заведующий лабораторией ихтиологии института.

 Все они были в восторге от увиденного под водой. Но главное - они получили наглядное представление о возможности применения подводного аппарата для океанологических исследований. 

 Уже в первом, в сущности, тренировочном погружении доктор Родольфо Кларо, специалист по рыбам кубинских вод, обнаружил несколько неизвестных ему видов рыб, и ещё несколько видов, вообще говоря, известных, но никогда ранее не наблюдавшихся в кубинских водах.

 Результативно работал в бухте Матансас и буксируемый подводный аппарат «Звук–4М». Им было сделано несколько сот хороших фотоснимков дна, которые были очень интересны     кубинским биологам - для оценки биологической продуктивности моря на больших глубинах. 

 Окончив работы в бухте Матансас, продолжили их сначала в районе полуострова Икакос, а затем у маленького местечка со звучным названием Санта Крус дель Норте,то есть Северный Святой Крест (оба названных места - у северного побережья Кубы). 

 Наблюдателями в этих погружениях были кубинские и болгарские специалисты. Погружения были очень интересны и для наших пилотов. В каждом погружении гидронавты наблюдали  фантастические формы подводного рельефа. Здесь и высоченные, изъязвленные нишами и    пещерами вертикальные стены, и крутые извилистые каньоны, врезанные в основной склон, и подводные террасы.

 В каждом погружении гидронавты наблюдают богатейшую фауну кубинских вод. Акулы и барракуды, огромные неповоротливые мероу, тунцы и ярко раскрашенные коралловые рыбы частенько заглядывают в иллюминатор аппарата. На больших глубинах встречаются губки  самых разнообразных форм и мягкие кораллы - горгонарии.   
 
 В одном из погружений на глубине около 500 метров был обнаружен штабель керамических бутылок, погрузившийся в толстый слой ила. Несколько бутылок из этого штабеля были   взяты манипулятором аппарата и доставлены на палубу судна.

 Как мы узнали, в таких бутылках не позже конца 19 – го века перевозили пиво. В результате какого столетней давности события (шторм, авария, контрабанда) этот груз казался на дне, можно только строить предположения.   
 


Рецензии