Глава 7. Kуба. Спасательная операция

 
 
    У ПЛЯЖА ТАРАРА.   
 У северного побережья Кубы вблизи посёлка Санта Мария (пляж Тарара) во время работы подводного аппарата «Звук» в результате его зацепа за какие – то неровности дна оборвался кабель – трос, на котором аппарат буксировался. Аппарат остался на дне.
    
 «Какие – то неровности дна» - это, конечно, очень мягко сказано. Как скоро стало ясно, дно в районе проводившейся буксировки, не имеет не только ровных участков, здесь нет     даже участков, где глубина изменялась бы относительно плавно.

 На всём участке - различным образом (относительно береговой линии) ориентированные высокие стены и скальные глыбы. А на картах, которыми мы располагали, нет ничего, подобного действительности.   

 Сделав тщательный промер района буксировки, убедились, что аппарат мог как остаться на глубине около 50 метров, так и «улететь» на 300 метров. Трижды безрезультатно погружался «Аргус», обследуя этот диапазон глубин. Но вот в четвёртом погружении командир экипажа Леонид Воронов, пилотируя аппарат на глубине 90 метров, заметил далеко впереди и немного глубже продолговатое белое пятно.

 Приближаемся к нему и видим, что это действительно наш аппарат, лежащий «на спине» в узкой расщелине. Глубина 104 метра.С огромным трудом Воронову удалось посадить «Аргус» непосредственно на аварийный аппарат. Другого места попросту не было.

 Вокруг вертикальные стены. Вечером проявили фотоплёнку, отпечатали снимки «Звука», лежащего в расщелине. Виктор Попов на фотографии показал места, за которые можно крепить силовой трос из полипропилена. 
               
 На следующий день экипаж в составе командир В,Нищета, второй пилот Ю.Медков и    гидронавт - наблюдатель В.Николаев пошёл крепить этот трос. На этот раз мы подползали к «Звуку» снизу. Около даух часов Виктор непрерывно работал манипулятором, чтобы надёжно установить на аппарате стальную «серьгу», которой оканчивается трос. И. наконец, серьга установлена. Буй, на котором закреплён другой конец троса, вышел на поверхность.

 С «Рифта» нам предложили отойти подальше от «Звука» и ждать дальнейших указаний.    Поднимаемся до глубины 50 метров, садимся на удобную площадку, и приступаем к обеду.   Настроение прекрасное. Перед иллюминатором позирует внушительных размеров барракуда, вокруг аппарата резвится стайка крупных серебристых парго. Мы тем временем с большим    удовольствием отдаём должное кулинарному таланту нашего судового кока Ивана Петраня. 

 И вдруг слышим тусклый голос руководителя погружения Виталия Булыги:

 "Полипропилен  оборвался. Идите вниз, посмотрите, в каком состоянии аппарат и где оборвался трос."

 Пошли. Сверху донизу вблизи вертикальной стены кромешная тьма, точнее - муть. Видимость - почти нулевая. Находим всё – таки ту расщелину, где ещё недавно  лежал «Звук». Теперь его здесь нет. Обнаружили его метров на 20 ниже. И поняли, что, оборвавшись, он кувыркался несколько раз. 

 Но - ура! «Серьга» на месте. Оборванный конец полипропилена, имеющего положительную плавучесть, уходит от аппарата вверх.Поднимаемся вдоль него. Местами он сильно потёрт и выглядит не очень надёжным. Оборванный конец полипропилена, торчащего в толще воды, как длинная белая свеча, находим на глубине 35 метров. Решение напрашивается само. Предлагаю Булыге срочно послать кубинских водолазов, чтобы нарастить оборванный конец.

 Зависаем в толще воды около оборванного конца полипропилена,и выпускаем пузырь воздуха, чтобы обозначить наше место. Через несколько минут видим, как два кубинца быстро    сращивают трос. И вот последний, решающий, день. 

 В «Аргусе» к «Звуку» идут Булыга, Воронов и Маряткин. Их задача такая же, как у нас  накануне. Они должны закрепить на «Звуке» ещё один полипропиленовый трос для подстраховки первого, слегка повреждённого.

 Но выполнить эту задачу им не удаётся. В какой - то   момент «серьга» соскальзывает и полипропилен уносит её вверх. Решаем поднимать «Звук» на одном заведенном накануне тросе.   

 Важную роль теперь играет судовой мотобот. Он должен во время подъёма под контролем     экипажа «Аргуса», аккуратно оттягивать трос от стены. «Аргус», как челнок, снуёт вниз и вверх, проверяя «чистоту» троса. Видим, как «Звук» поднимается выше каменных стен.    Сообщаем об этом на «Рифт».

 Теперь к мотоботу подходит «Рифт», трос передаётся на него. Осторожно и внимательно работает палубная команда судна под руководством старшего помощника капитана В.И.Чалхадзе и боцмана В.Н.Пивня. 

 И наконец – то дорогостоящий и так нужный для продолжения исследований аппарат вновь оказывается на палубе судна. Уже через три - четыре дня он продолжил свои репортажи со дна Карибского моря. А «Аргус», сыгравший решающую роль в поисках и подъёме своего   собрата, уже на следующий день после завершения аварийно - спасательных работ вернулся к своей основной, научной, деятельности.


Рецензии