Глава 7. О стармехе и старпоме

  АНАТОЛИЙ КИРЬЯНОВ
 Старший механик НИС РИФТ Анатолий Кирьянов родился и вырос, в степном селе со смешанным русским и казахским населением где - то на севере Актюбинской (или на юге Оренбургской) области. Казахские и русские мальчишки росли там в постоянном общении друг с другом и вырастали двуязычными, свободно владея и русским и казахским языками.

 Владел казахским и Анатолий. В юности он участвовал в перегонах стад скота из казахской степи на Орский мясокомбинат. Позже окончил судомеханический факультет мореходного училища и плавал на танкерах. Затем стал работать на судах ЮО.

Среди геленджикских моряков он был известен, во – первых, тем, что сочинял бойкие   юмористические стишки на местные моряцкие темы, не всегда при этом используя только  нормативную лексику. Во – вторых, он отличался завидной способностью к языкам. Неплохо объяснялся на английском, что, конечно, неудивительно для моряка дальнего плавания. Но в те давние годы это безусловно полезное качество не слишком часто встречалось среди наших моряков.

Известна такая история. Однажды танкер, на котором механиком плавал Анатолий, стоял на ремонте на заводе в итальянском порту. Через несколько дней выяснилось, что итальянский переводчик, возможно, неплохо знавший язык Пушкина - Лермонтова - Толстого - Чехова,   совершенно не владеет технической корабельной терминологией.

Одновременно выяснилось что Кирьянов, после нескольких дней общения с заводскими инженерами, уже свободно беседует с ними на технические темы на итальянском языке. Впоследствии обе стороны при обсуждении технических вопросов обходились без переводчика.

Эту историю я слышал от моряка, плававшего на упомянутом танкере одновременно с    Анатолием. А в нашем рейсе уже я сам был свидетелем того, как через две - три недели  после прихода на Кубу, Анатолий стал живо объясняться с кубинцами на испанском. И не   только на технические темы.

Толя Кирьянов, знающий и опытный судомеханик, хороший семьянин, надёжный товарищ,   полиглот, поэт - юморист, очень добродушный человек, был подвержен распространённой  в   России болезни. К сожалению, и к нему в отдельные периоды его жизни была применима    известная формула, в которой речь шла о другом, более известном поэте: «Встретил я   Кирьянова, трезвого, не пьяного!" "Трезвого, не пьяного? Значит, не Кирьянова».

 ВЛАДИМИР ЧАЛХАДЗЕ
«Ильич на проводе!» - это была излюбленная реплика Владимира Ильича Чалхадзе в ответ на телефонный звонок. Он вырос в Геленджике, работал на небольших судах в прибрежных водах, хорошего судоводительского образования не имел, но был опытным моряком - практиком и отчаянным парнем. В начале 70 - х годов он стал работать на судах ЮО, сначала на самых малых. Потом во время работ по программе «Шелф - Черномор» плавал штурманом на нис   «Акад.Л.Орбели».

Иногда он мог использовать нестандартные, мягко говоря, методы воспитания непослушных матросов. Так однажды во время работ по программе "Шелф - Черномор" «Орбели» стоял на якоре у мыса Маслен в районе работ с подводной лабораторией.На судно прибыл высокий болгарский гость, адмирал, чуть ли ни командующий болгарским флотом. Капитан «Орбели» П.С.Зинин, участник войны на Чёрном море, капитан первого ранга в отставке, встретил болгарского адмирала на палубе у трапа по правому борту.

А у левого борта в этот момент разыгрывалась очень неприглядная сценка. Вдребезги   пьяный матрос, небольшого роста, но очень крепенький паренёк, решил поупражняться в   прыжках в воду. Он забирался на планширь фальшборта и прыгал с него в море, тут же по верёвочному трапу поднимался на судно и снова прыгал... Вахтенный матрос пытался остановить пьяного прыгуна, но тот был неуправляем.

Капитан Зинин, видя эту сценку, старался так занять почётного гостя, чтобы тот не увидел безобразия, на палубе судна. К счастью, вахтенный штурман Чалхадзе появился в нужном месте как раз в тот момент, когда пьяный матрос собирался в очередной раз забраться на планширь. Чалхадзе негромко окликнул его: «Юра! Посмотри сюда.» Стоявший к нему спиной матрос развернулся на 180 градусов.

И тут же Чалхадзе «врезал» ему кулаком по левой скуле. Матрос слегка качнулся и... тут же протрезвел. Он быстро произнёс: «Всё, Ильич! Я всё понял.» Но Ильич был неумолим. Он приказал вахтенному матросу отвести провинившегося в каюту и запереть его там на ближайшие два - три часа. Так был восстановлен пристойный вид на борту советского океанологического судна в присутствии высокого гостя.

Как моряк дальнего плавания В.И.Чалхадзе в какой - то мере был моим крестником. В    конце 1976 года мне, тогда временно исполнявшему обязанности директора ЮО, пришлось    решать, кого послать на приёмку нового небольшого судна и перегон его в Хабаровск из Николаевска-на-Амуре, где судно было построено.

Большого выбора у меня не было, и я направил на Дальний Восток штурмана малого плавания Владимира Ильича Чалхадзе. В качестве капитана Чалхадзе принял нис «Акванавт» и перегнал его по Амуру в Хабаровск.

Позже, когда подошло время перегонять «Акванавт» с Дальнего Востока в Новороссийск, это было поручено капитану дальнего плавания Е.М.Зимину, а Чалхадзе стал его старшим     помощником. Впоследствии Чалхадзе плавал в должности штурмана на разных судах Института, в том числе в нескольких очень сложных рейсах нис «Штокман» в Баренцевом море.

Был Владимир Ильич Чалхадзе самозабвенным женолюбом. И, в свою очередь, у женщин     пользовался успехом.Он говорил: «люблю смотреть, как бабы из–за меня дерутся». В своих увлечениях был он не слишком разборчив.

Он сам рассказывал, как однажды ещё довольно молодым человеком в командировке вечером, слегка выпив, познакомился с женщиной, провёл с ней ночь, а поутру спросил её: «А что, тебе сегодня не нужно на работу идти?» Женщина ответила, что на работу она не ходит, так как уже давно вышла на пенсию. И только тогда, внимательно посмотрев, Володя обнаружил, что его новой знакомой уже явно лет под шестьдесят. «Не бывает некрасивых женщин...»

А на Кубе утром во время стоянки в Гаване (стояли мы на самом почётном месте порта -  рядом со зданием Главного военно-морского штаба Кубы) мне зачем-то срочно был нужен старпом. Я позвонил ему в каюту. Отклика не было. Попросил вахтенного матроса найти его. Безрезультатно. Часа через два звякнула дверь каюты старпома.

Я вышел из своей каюты. Володя, ведя под руку молодую темнокожую женщину, с важным видом прошёл мимо меня. Через несколько минут он вернулся на судно и зашёл ко мне.

«Извини, Влад, ну ты, конечно, понимаешь, почему я не мог открыть тебе дверь» - сказал он. И тут же радостно добавил: «Ты знаешь, сегодня я впервые попробовал негритянку!»
 
Во время грузино - абхазской войны Чалхадзе был капитаном «Рифта», судна нашего Института, и делал на нём какие-то непонятные рейсы в Сухуми.

Позже (в 1994 году) он был капитаном предельно изношенного бывшего рыболовного судёнышка (СЧС) с красивым названием «Лучистый», применявшегося для перевозки различных грузов. Однажды «Лучистый» шёл из Греции в Новороссийск с грузом коньяка в трюме и на палубе. Кроме того, на палубе везли самоходные погрузчики.

Судно было явно перегружено, а грузы, как вскоре выяснилось, были ненадёжно закреплены. На траверсе Крыма судно попало в шторм.

Сорвавшиеся со своих мест тяжеленные погрузчики носились по палубе и крушили штабели ящиков с бутылками коньяка. Бутылки бились и в трюме.

Трюм временами заливало. И кончалось топливо. Невозможно было сменить курс, чтобы идти к ближайшему крымскому порту, так как при смене курса судно оказывалось в положении лагом к волне и его начинало заливать.

Чалхадзе распорядился дать SOS.

К «Лучистому» подошло большое судно и, прикрывая его своим корпусом, помогло лечь на требуемый курс. «Лучистый» в тот раз не утонул, экипаж остался жив. Зашли в порт, взяли топливо, переждали шторм и добрались до Геленджика. Но нельзя казать, что добрались  благополучно. Я побывал на судне вскоре после его прихода в Геленджик. Оно выглядело ужасающе.   

Хозяева груза и судовладелец понесли большие убытки. Во всех своих бедах они обвиняли капитана Чалхадзе.С судна ему пришлось уйти с большим скандалом. А «Лучистый» через пару лет утонул у берегов Грузии вместе с частью команды и знакомым мне молодым капитаном - абхазом.      

Ещё несколько лет Чалхадзе плавал на разных судах. Он погиб будучи капитаном довольно большого судна в середине лихих 90-х годов вскоре после выхода из порта Трабзон, По слухам, судно опять было перегружено, а в море опять штормило.

 Судно перевернулось и затонуло. Вместе с капитаном Чалхадзе погибло несколько человек из команды судна, многие из них были геленджичанами. Удалось ли спастись кому-либо из команды - не знаю. Более точных сведений об этой катастрофе я не имею.


Рецензии
Интересные воспоминания. Попал к Вам, благодаря рецензии г. Жукова 2. Почитаю.

Михаил Бортников   20.06.2015 08:03     Заявить о нарушении