И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-11

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

@ - Год 1982.
     Лекции по судебной медицине (там же и те же, что и в июне прошлого года) возобновились в марте.
     Осмелюсь напомнить, что 1982 год – это год "60-летия образования СССР". Если кто-то где-то по каким причинам не успели подготовиться к торжеству, то уверяю вас – государство и я были готовы, и даже работали в этом формате. Диско-программу "В мире звуков Раймонда Паулса смотрите выше по тексту.
     С февраля (после январского подведения и оформления годовых отчётов всей страны и отдельных учреждений) у меня началась плодотворная работа над очередными диско-программами по конкретным республикам. После чего я их и осуществлял. Хотите вкратце ознакомиться с ними? Нет проблем!
     "Армения: мелодии и ритмы".
   Весьма нелёгкая задача говорить о музыкальной Армении… Из воспоминаний азербайджанского композитора и певца Полада Бюль-Бюль-оглы: "Молодая певица заменяет заболевшую звезду и… начинается её головокружительный успех на эстраде… Моё знакомство с певицей Роксаной Бабаян началось именно так.
   Родом Роксана Бабаян из Ташкента. Мать Роксаны – композитор. Музыка вокруг неё с детства. Но Роксана окончил Ташкентский транспортный институт с дипломом инженера-строителя. Пела в самодеятельности, стала лауреатом студенческих конкурсов. В 1970 году Константин Орбелян пригласил в Государственный эстрадный оркестр Армении. А в 1976 году Роксана завоевала первую премию на международном конкурсе в Дрездене. Участвовала в международных программах в Венгрии, в Польше - на фестивале в Зеленой Гуре.
   В Гаване состоялся традиционный конкурс эстрадных певцов социалистических стран – "Гала-82", на котором наша певица стала победительницей. И зрительский приз на самого популярного исполнителя выиграла она же… (включаю подряд  песни "И снова солнцу удивлюсь" и "До свидания" из к/ф "Весенние мелодии", после перевожу рельсы)
Молодая певица Эрна Юзбашян, бесспорно, одарена и артистична. Однако она принадлежит к той категории людей, которые, даже достигнув успеха, и успеха немалого – первой премии и звания лауреата на Всесоюзном конкурсе в Днепропетровске (1981) и второй премии на международном конкурсе "Красная гвоздика" (1981) остаются недовольными собой, хотя, может быть, сама эта неудовлетворённость и является основным двигателем их творчества.
   Серьёзное отношение к песне как к жанру выработалось у неё и в ходе учёбы в муз.училище, и при выступлении в Азербайджанском ВИА "Гая", и в фольклорно-эстрадном ансамбле "Крунк", и особенно в Государственном эстрадном оркестре Армении под управлением К.Орбеляна… (даю послушать песню "Улыбнись" и плавно фланирую дальше)
   Государственный фольклорно-эстрадный ансамбль "Крунк" (в переводе с армянского - "Журавль". Эта птица стала символом преданности и любви к родной земле). Цель ансамбля - пропаганда армянской народной песни и знакомство с эстрадной музыкой республики.
   "Крунк" – коллектив создан в 1991 году при Армконцерте. Руководит им талантливый и опытной музыкант Аксель Вакуни. Солисты Гаянэ Оганесян и Надежда Саркисян – лауреаты телевизионного конкурса "Молодые голоса".  Ансамблю "Крунк" присвоены звания "Народный коллектив" республики и лауреат премии Ленинского комсомола Армении. (и здесь без предупреждения звучат армянские народные песни – "Марап" и "Сон", затем обращаюсь к самому главному в теме
   Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна - один из старейший советских джазовых оркестров. В 1937 году его организовал армянский композитор и виолончелист Артемий Айвазян. В 1956 году оркестр возглавил дирижёр и композитор Константин Орбелян.
   Выступления коллектива покоряют слушателей оптимизмом, темпераментом, несут заряд бодрости. Основа репертуара – народная армянская музыка, которая звучит в песенных мелодиях, воплощена в инструментальных и джазовых композициях. Джаз – это, прежде всего, настроение, всегда говорит Константин Орбелян, и его коллектив в каждом концерте это доказывает. Послушайте песню К.Орбеляна на слова А.Граши "Ереван – любовь моя" - поёт Раиса Мкртчян. А в завершении - джазовая композиция К.Орбеляна "Дилижан".
     Прежде чем показать вам программу "Эстрадные портреты Грузии",
сообщаю, что проводил я её под эгидой ДКП в городском парке культуры и отдыха имени А.С.Пушкина в 29 июня. На премьере присутствовали жена с сыном и мой папа, приехавший на очередной цикл лечения. По окончании моей подработки, гуляя по парку, я услышал папину искреннюю похвалу. А это, как вы сами знаете, дорогого стоит!
   Грузия… И сразу представляешь солнечный, экзотический, песенный край. "Грузия" и "песня" – это слова-синонимы. Они неразделимы! Грузинское многоголосье – сочное и профессиональное. Это отличительная особенность грузинской песни.
   Грузия – республика, богатая крупными эстрадными ВИА-самородками: "Орэра", "Диэло", "Рэро", "Мзиури" и т.д.
   Душети – красивое место в горах Грузии. Здесь в пионерском лагере "Мзианети" ("Страна солнца") Тбилисского Дворца пионеров и школьников летом 1971 года был создан ВИА из девочек. Автор идеи - педагог Рафаэль Казарян. Ансамбль назвали "Мзиури", т.е. "Солнечный".
   "Мзиурят" было 20. Теперь многие из них, составлявших основу ансамбля "Мзиури-1", подросли и ушли из него. Тамико Гвердцители  в 1981 году стала лауреатом Сочинского конкурса молодёжной песни "Красная гвоздика".
   Следом появился "Мзиури-2", который записал несколько дисков-гигантов, среди которых диск "Наш друг - Буратино" (музыка А.Рыбникова, слова Ю.Энтина и Б.Окуджавы). "Мзиурята" принимали участие в музыкальном телевизионном фильме-шоу "Блошка и Муравей" по мотивам грузинской народной сказки. Песня из этого телефильма называется "Едем к бабушке в деревню". (по окончании мелодии не даю никому вздохнуть – спешу информировать)
Грузия – своеобразная законодательница музыкальных мод. Здесь впервые в стране появился ВИА "Орэра".
   Он возник в 1958 году как студенческий самодеятельный коллектив Тбилисского государственного педагогического института иностранных языков и сразу же стал популярным среди слушателей, благодаря музыкальной одарённости участников ансамбля. В 1961 году он приглашён в Грузинскую гос. филармонию.
   Ансамбль выступал в Англии, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Иране, Афганистане, странах Африки. Вот цитаты из зарубежной прессы:
   "Большой эффект произвёл грузинский ансамбль, исполнивший песни народов мира. Но особенно потрясли публику мастерство и душевность, с которыми грузинские артисты исполнили песни народностей Мали (малийская газета "Лессор");
   "Ансамбль "Орэра" по своему исполнительскому мастерству очень своеобразный коллектив… Нужно отметить их непревзойдённый профессионализм" (английская газета "Дейли Уоркер").
(после композицию Б.Кемпферта "Путники в ночи" продолжаю)
   Вначале их было шестеро. Сейчас их больше. Сначала руководил Роберт Бардзимашвили, теперь – Вахтанг Константинович Кикакбидзе , или как его ещё называют - Буба.
Дело в том, что в Сванетии есть гора Буба, в переводе означает "главный в доме". Так обычно зовут самого младшего в семье. Так Вахтанга прозвали родители. Петь он начал с детства. Как он сам говорит: "Я рос за кулисами маминого джаза" (солистки первого грузинского джазового оркестра).
   Затем Кикабидзе волей судеб стал участником ансамбля "Диэло", а потом уже – "Орэра". Параллельно с работой в ВИА пришла и популярность киноактёра ("Встреча в горах", "Не горюй!", "Мелодии Верийского квартала", "Я - следователь", "Мимино" и т.д.).
Скромный юморист Кикабидзе не устаёт повторять: "Пожалуйста, не называйте меня певцом! Какой я певец? Диапазон у меня не очень большой, тембр голоса не очень приятный. Во всяком случае, если бы мне пришлось слушать певца, у которого тембр голоса такой же, как у меня, то я бы с концерта ушёл, честное слово! Директор же филармонии в своё время сказал: "В этом парне всё-таки что-то есть. Пусть пробует себя". И с тех пор я себя пробую… "
   Он утверждает дружбу, доброту, сердечность. И лучшим доказательством этого служат песни, спетые не столько его голосом, сколько сердцем. Послушайте "Шуточную песню" и "Оптимическую песню".
     После небольшой паузы я познакомлю с одной программой.
     Как вы уже отпаузились? Тады начинаю! С большим знанием вопроса… Вы же помните, как я общался с молдаванами Силоч в 1980 году в ЛенГИДУВе? Нет? Читайте выше. Потом догоните.
"Чарующие звуки Молдовы"
   Кто не слышал чарующие звуки Молдовы?! "Сколько листьев в саду, сколько звёзд на небе – столько песен у молдован!" – так говорят в народе. И звучат мелодии флуера и звонких цимбал, ная и волшебницы лэуты (скрипки). Традиции лэутаров– потомственных народных музыкантов - живы и сегодня (включаю ансамбль "Лэутарий" - "Митина сырба" и на его фоне вещаю).
   "Лэутарий" – так называется ансамбль, который вы сейчас слышите. Яркий орнамент костюмов словно вобрал в себя разнообразно красочной палитры виноградников, голубизну реки и озёр. Молод коллектив, молоды и его участники. Их пятнадцать, влюблённых в свой край, в его народные обычаи, танцы, песни. Руководит фольклорист, композитор и аранжировщик Николай Ботгросс. Он же исполнитель на лэуте, флуере, цимбалах, нае и тараготе…
   Вряд ли найдётся сегодня такой человек, не слышавший имя молдавского композитора Доги. Еуджена Дмитриевича … Он дважды прошёл консерваторский курс: сначала как виолончелист, затем как композитор. Он написал музыку к более шестидесяти кинофильмам, среди них: "Лэутары", "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Табор уходит в небо", "Мерседес" уходит от погони", "Я хочу петь"…
   (пока звучит дуэт Ивануш и Петраке, сообщаю) Кстати, Евгений Дога дебютировал в этом фильме и в качестве актёра, сыграв роль композитора.
   На эстрадной палитре Молдовы много колоритных силуэтов ВИА. Возьмём хотя бы группу "Контэмпоранул" под руководством Михая Долгана (бывший руководитель ансамбля "Норок").
Или ВИА "Оризонт". Он ворвался в эстрадный мир страны и занял почётное место в когорте ансамблей. Прозвучав в передаче ЦТ "Песня-79", "Оризонт" сразу же завоевал многочисленных почитателей. И в этом большая заслуга его руководителя Олега Мильштейна. И где бы не выступал ансамбль, в его программе непременно звучит композиция П.Теодоровича "Оризонт". (естественно, её и включаю)
   Теперь речь об эстрадных солистах.
   Надежда Чепрага – лауреат конкурса "С песней по жизни", ей вручен приз "За телегеничность".
   Штефан Петраке – певец, композитор и автор слов песен, лауреат Международных и Всесоюзных конкурсов.
   София Ротару…
   Она родилась в молдавском селе Маршенны Черновицкой области, училась в музыкальной школе по классу домры. Позднее как победительницу смотра художественной самодеятельности её направили в Черновцы в музыкальное училище. Затем учёба в Кишинёвском институте искусств на дирижёрско-хоровом отделении, а параллельно – выступления в ансамбле народных инструментов.
   В 1968 году удостоена золотой медали и звания лауреата Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Болгарии за исполнение буковинских и молдавских народных песен. В 1973 году присуждена первая премия на IX Международном конкурсе "Золотой Орфей". Сейчас очень трудно перечислить все регалии Софии Ротару.
   Она  постоянно концертирует. Даже когда не совсем здорова. "А как же иначе? – удивляется она. – Ведь люди ждут…"
   Ротару снялась в кино: "Где ты, любовь?" и "Душа". Оба фильма в большей степени автобиографичны.
   Об этой певице можно говорить очень долго и с особыми восторженными интонациями. Она заслуживает отдельного большого разговора. Сегодня же мы ограничимся теми словами, которые София Ротару сказал в одном интервью: "…жить без песни, без музыки, без слушателей не представляю. И это – счастье!"
(и без объявления врубаю на всю мощь одну за другой песни: "Иванэ, Иванэ" и "Счастливый вечер").
     С этими и другими диско-программами по вечерам носился по общежитиям заводов и ГПТУ.
     В этот период производственно-профессиональная деятельность осуществлялась без сучков и задоринок. На серых буднях задерживаться не будет.
     Всё было прекрасно, если б миром правили поэты.
     Но весь мир внезапно окрасился чёрным цветом: деревья чёрные и чёрные рассветы, чёрные птицы пролетают над чёрной рекой, и на душу лёг чёрный камень, потому что…
случилось самое печальное событие года – 20 октября не стало папы.
     За месяц до этого я провёл три недели отпуска в Джамбуле. Состояние папы было болезненное, но не столько чтобы бить в колокола. В день моего улёта, мы втроём – папа, мама и я (брат Толя был на "целине") – посидели на кухне, побеседовали, пошутили, посмеялись, ополовинили коньячку "Казахстан" из "позолоченных" металлических стаканчиков (этот подарок был папиной гордостью), закусили вкуснецкими мамиными разнословами и её кулинарными достижениями. Потом они меня проводили до калитки…
     А через полчаса я уже выполнял просьбу стюардессы: "Застегните ремни!". Далее – без происшествий до самого дома.
     До самой страшной телеграммы…
     Конец октября в Москве вдруг с бухты-барахты оказался бурно снежным. "Быково" не принимало, приземлились в "Домодедово". Этот вариант меня устраивал, так отлёт в Джамбул всегда из "Домодедово".
     Авиабилет получил по телеграмме. Ждать около часа. Присел на корточки у колонны, недалеко от кассы с толпой народа. Когда надоело наблюдать толчею, зашторился веками от этого безобразия.
     Как вдруг: "Давно сидим?" Открываю глаза и им не верю – передо мной старший офицер в форме морского флота. Это мой братишка – Тольчик. Ком в горле – от радости и от печали одновременно. "Понял, - обнимает, - жди здесь. Я за билетом".
     Через минут десять мы ехали к самолёту на автобусе (в сопровождении с прикомандированным военным врачом).  Как долетели, сколько говорили и сколько спали, вернее, дремали - не помню.
     Папа со спокойным лицом, будто только что уснувший, "дождался" приезда любимых сыновей. Дальше рассказывать не могу…
@ - Год 1983.
     Так получилось, что этот год преподнёс мне много приятных неожиданностей.
Трудно не согласиться с мнением, что все свои победы программирует сам человек. И что он не только планирует, но реализует их. К чему это я? Упрощаю свою заумь.
     В том году я завершил двухмесячную работу над сценарием моноспектакля "Высоцкий - актёр, поэт, певец". Трудился напряжённо, но  с  воодушевлением,  и не только потому, что мне доверили сделать это. Дело в том, что сценарий рождён в противовес предложению двух "залётных активистов-пропагандистов", собирающихся  показать своё творение о Нём на сцене Большого зала ДКП нашего города.
     Авторы щедро и изобретательно, слепо веруя, что уровень успеха любой степени определяется не тем, чего ты достиг, а препятствиями, которые тебе удалось преодолеть, и не жалея красок, преимущественно тёмно-серых тонов, рисовали В.Высоцкого этаким страдальцем – затурканным, затюканным, заторканным…
     Я не выдержал тогда, тактично прервал чтение и сказал, что это, мягко говоря, неправда, а грубо выражаясь, несусветная ложь. И что не нужно дурачить народ. И что не надо навяливать своё упадническое настроение народонаселению. И что надо показывать Его многогранность как творца и как исполнителя.
     Короче говоря, заезжим гастролёрам был дан полный отлуп. А знамя просветительства в плане жизнеописания и творчества В.Высоцкого предложили поднять мне…
     13 марта при полном аншлаге тысячеместного зала (включая балкон и без учёта подставных стульев) занавес исчез в колосниках, оставив меня одного наедине с каждым зрителем.
     В центре сцены на кресле покоилась семиструнная гитара. Сзади игровая площадка ограничивалась белым прямоугольником киноэкрана. Ближе к левой кулисе и авансцене расположился микрофон на стойке.
     После фрагмента из фильма "Бегство мистера МакКинли" появился я со словами:
"Владимир Высоцкий… Популярность этого имени на данный отрезок времени бесспорна… За годы жизни, будучи актёром, поэтом, певцом, Высоцкий нажил не только положительный, но и теневой капитал – слухов, легенд, полуправд, гипербол, лжи, неправедного обывательского интереса к частной жизни кумира…"
     И дальше пошло-поехало без сучка и задоринки. Благодаря моим помощникам– киномеханику, слайдисту и осветителю. Отдельное спасибо звукорежиссёру Виктору Ципигину.
Всё удалось так, как я задумал. Неожиданной оказалась реакция зала – откровенная, добрая и благодарственная.
     Это был мой первый Пик Личной Творческой Победы!
     Впервые в жизни сценарист, режиссёр, постановщик, декоратор и исполнитель – всё объединилось во мне.
     Стоит ли говорить о реакции администрации ДКП, если 15 октября этого же года мне вновь была предоставлена возможность показаться моноспектакль на той же площадке. И опять – аншлаг, и опять – заключительная бурная овация, и даже – прекрасный букет цветов…
Кроме этого, пару раз показал свою работу в сокращённом "выездном" или "заездном" варианте, то есть без киноиллюстраций, в актовом зале Облсовпрофа и в общежитии Приборостроительного завода.
     Вообще, должен повториться, год выдался удачливым во всех отношениях.
     И на работе - без сентенций и инсинуаций, без эксцессов и нудных процессов.
     И июньская встреча выпускников медфака Первого выпуска (10-летие прощания со студенчеством) прошла на высшем уровне.
     И августовский отпуск в Крыму ознаменовался удачным и познавательным посещение Бахчисарая. Там, у подножья величественной скалы в небольшом помещении (французы подобные заведения называют "бистро", а россияне – "забегаловкой") мы - жена, сын и я - впервые в жизни попробовали, а затем ели столовыми ложками магическое варенье из лепестков роз, после чего приободрённые самостоятельно побывали в Успенском монастыре и в Чуфут-Кале. Принятому решению способствовала пасмурная, но тёплая безосадочная погода. У случайно встреченного и весьма коммуникабельного седовласого аборигена узнали, что:
   =Успенский пещерный монастырь, как утверждают историки, возник в XIV-XV вв. н.э. Иноки и прочие священнослужители уходили сюда от мирской суеты и выдалбливали высоко в скалах кельи, где преспокойно предавались молитвам. Бывали, разумеется, отдельные конфликты с иноверцами – не без этого. Но ведь выстояли и выжили. Так продолжалось до бурного и непоседливого ХХ века. Во время гражданской войны монастырь превратился в оплот так называемых "контрреволюционеров", и - в частности – белогвардейцев. В грозные 1944-45 годы во время обороны Севастополя от фашистских войск этот же монастырь превратился в военный госпиталь. Ежели кто погибал по причине ранений, захоронения происходили под скалой;
   =Чуфут-Кале – это иудейская крепость. Она располагается буквально в 800 метрах от Успенского скита. Конкретное основание крепости не датировано. Известно, что до 1299 году здесь жили аланы - предки племён осетин. В ту пору крепость носила название "Кырк-Ор". В 1299 году её захватили в свой полон крымские татары. После их ухода крепость переименована в Чуфут-Кале. Тут поселились и долгие века жили караимы, молились они в Кенассах, построенных в XV-XVII веках. Только не надо путать караимов с крымскими татарами. Караимы – народ, небольшими группами на Украине, в Литве и Польше, у них свой язык – караимский, относящийся к кыпчакской группе тюркских языков.
Возвращаясь на автобусную остановку, мы затарились банками с вареньем из лепестков роз и вернулись в Севастополь.
     Исторический поход нас взволновал. Ранним утром следующего дня мы устремились в Херсонес. Откровенно говоря, мы ежегодно посещали его, плавали в Чёрном море и загарали на камнях будто патриции. Но никогда серьёзно не интересовались его прошлым. На поверку оказалось, что:
   =Херсонес – древний город основан в 422-421 гг. до новой эры греками на южном берегу Крыма. В V-I веках до новой эры это был античный полис, а с I-го века – аристократическая республика, зависимая от Рима, с IV века – от Византии. Жили здесь и поживали, да добра наживали тавры. Поэтому Херсонес (как и полуостров) носит дополнение - Таврический. В средние века город звался Херсон, потом – Корсунь.
В настоящее время это Херсонесский историко-археологический музей. На его территории - зовущие к себе развалины, завораживающие руины стен с башнями, кварталов, храмов, театра, мастерских и т.д.
     О, сколько мной написано сонетов во время прогулок по древним улицам, уводящим в вечность, будоража разум и чувства человечьи! Вот один из них:
    Я в тогу облачусь, сандалии мои
    Направят путь в тот город Херсонес,
    Где осознаю, что  я не чуждый здесь
    На улицах, исполненных любви.
  Тут каждый камень с нежностью особой
  Был обработан и на место водружён,
  Тут воспевали лиры и подруг, и жён,
  И тех, которых называем мы "зазнобой".
И время не смогло испепелить
Те чувства жителей, которые смогли
Воздвигнуть этот город для Любви,
Ради чего и стоит в Мире жить.
  Присев на мрамор, сожалел, любя,
  Что в этот миг со мною нет тебя.
     Впервые в СССР на территории музея появилась выставка голограмм, сохранившаяся до настоящего времени. Главная достопримечательность – ныне отреставрированный и введён в строй действующих Владимирский собор. Точнее – Собор святого равноапостольного князя Владимира. На его торжественное открытие приезжал Президент России Владимир Владимирович Путин. Мы – Владимир Константинович Цыкалов и Владимир Владимирович Цыкалов – по занятости не смогли тогда приехать, но осуществили своё присутствие при самой первой возможности…
     А не вернуться ли нам тем часом к отчётным делам?
     В течение  года в разные месяцы откатывал диско-программы: "Мы"  - дважды в ДКП, по разу – в Чамзинке, в Парке КиО имени А.С.Пушкина и общаге Приборостроительного завода, по заявкам: "Армения: мелодии и ритмы" на семинаре воспитателей из общаг крупных предприятий, "Раймонд Паулс" в гостиной ДКП – для Госбанка.
     В марте появилась новая программная разработка:
    "Популярные эстрадные оркестры мира".
     В ней шёл рассказ о джаз-оркестре Японии "Шарпс энд флэтс" (т.е."Диезы и бемоли") с попутными размышлениями о джазе; об оркестре Поля Мориа – француза, для которого непререкаемые авторитеты - Франк Пурсель, Пол Маккартни и Мишель Легран (интересно, что его оркестр не имел постоянного состава, он формировался перед каждой гастрольной поездкой и перед записью каждого нового диска, как это было композицией Маури "Минуэт"); о французском оркестре под управлением Клода Каравелли (настоящее имя — Клод Вазари) - этот "Оркестр-варьете" представлял обработку мелодии "Давайте танцевать"; об оркестре бременского музыканта Джеймса Ласта, где он выступал в нескольких ролях — дирижёр, руководитель оркестра, контрабасист и пианист. За девять лет в мире вышло 66 альбомов общим тиражом более 40 миллионов экземпляров; об оркестре Энтони Вентура (настоящее имя Беккер) из Гамбурга – пианиста, гитариста, трубача и ударника, от которого слушатели услышали аранжировку мелодии Маккартни "Вчера"; об оркестре из ГДР под управлением Клауса Ленца, в основе репертуара которого танцевальные мелодии и современное прочтение джазовых классических тем, среди них знаменистый "Дом восходящего солнца"; об Эстрадном оркестре Болгарского радио под управлением Вили Казасяна, с ним работали популярные певцы — Лили Иванова, Бисер Киров, Эмил Димитров, вокальное трио "Объектив", а также зарубежные исполнители во время своих гастролей. (звучало попурри "От мелодии к мелодии"; об известном Эстрадном оркестре под управлением Олега Лундстрема – "кузнице джазистов", таких как: саксофонист, композитор, дирижёр и руководитель ансамбля "Мелодия" Георгий Гаранян, в исполнении ансамбля прозвучала мелодия композитора Э.Колмановского "За окошком свету мало".
     В апреле читал кинолекцию "Музыка в кино", был ведущим вечера "Давайте познакомимся" для ГПТУ и вечера-плаката "Человек, спаси планету Земля" с фрагментами диско-программы "Мы".
     Новейшая разработка реализовалась в мае и сразу же стала очень востребованной: она за короткий срок побывала в гостиной ДКП (2 раза), общежития кооперативного техникума и "Приборки". Название ее:
     "Удивительный мир песен Джо Дассена".
     После песни "Если б не было тебя..." шёл следующий текст (представляю вам в сокращении):
   "Джо Дассен... Имя этого певца известно во многих странах мира. Его исполнение отличается большим вкусом, чувством меры, присущим лишь настоящим художникам. Для него, пожалуй, более характерна особая разговорная, доверительная интонация, которая делает песню близкой и понятной даже тем слушателям, которые не знают французского языка.
Любимец публики родился в 1938 году в США в Нью-Йорке штата Калифорния, в семье выходцев из России. Дед - парикмахер в конце ХIХ века отправился из Одессы в Америку на поиски "синей птицы". Отец Жюль Дассен — известный кинорежиссёр и мать Беатрис Лонер — скрипачка вернулись в Европу. Сам Джо окончил Мичиганский университет с дипломом этнолога. Пока учился, работал и мойщиком посуды, и водителем грузовика, и слесарем-водопроводчиком, и мусорщиком, и комментатором радиостудии, и певцом. (звучит песня "Дорогой отца").
   В Европу Джо вернулся с французской гитарой в руках, без гроша в кармане. Сначала крохотные кинороли, затем с лёгкой руки приятеля появилась первая пластинка "Просто американский фольклор". Недовольный Джо начал писать песни, которые принесли успех: "Свистеть на холме", "Индейское лето", "С цветком в зубах" и, конечноже, "Елисейские поля". (она и показана)
   Джо был любителем музыки эпохи барокко и Чайковского, а также страстным поклонником Достоевского и Пушкина, Гоголя и Чехова. Он был полон сил и энергии, постоянно в творческом поиске. (звучит "Индейское лето".
   В одном из интервью Джо Дассен заявил, что уйдёт с эстрады в 45 лет. "Меня не привлекает перспектива состариться на сцене, - говорил он. - Надо уметь вовремя уйти". Судьба распорядилась иначе. Талантливый певец скончался в возрасте 41 года — в расцвете сил, полный творческих планов. За год до смерти осуществилась его давняя мечта — побывать в Советском Союзе. В 1979 году Джо пел в олимпийской гостинице "Космос" в Москве с Аллой Пугачёвой. (в конце звучала песня "Привет!")
     Осталось сообщить вам, что в этом же году читал лекции и принимал зачёты по судебной медицине у очников и заочников юр.фака МГУ, в июле вёл встречу "40-летие Курской битвы" от лица ДКП в Парке КиО, в октябре  в Большом зале ДКП вёл: "Осенний бал", "Действительно народная"- о МВД, и Митинг мира "Мир тебе, планета Земля".
     В ноябре, участвуя в городском конкурсе диско-ведущих в "Клубе строителей",  получил главный приз за диско-программу со слайдами "Время…Время…Время…".
     А 13 декабря в Саранске в ДКП на большой сцене я в качестве ведущего объявил: "Сегодня вы присутствуете на первой игре "Что? Где? Когда?".
     Вот вам и статья из газеты "Молодой ленинец" № 153 от 23 декабря 1983 года в рубрике "Почта МЛ" "Дебют знатоков"
     Знаете ли вы, когда был придуман первый почтовый ящик и какую он имел форму? Не знаете. А знаете ли, в какое дерево норовит чаще всего ударить молния? Тоже не знаете. Не знали этого и участники викторины "Что? Где? Когда?", которая дебютировала на прошлой неделе в Саранском Дворце культуры профсоюзов.
     Знатоки в нашем городе? Это что-то новое. Откуда они взялись? На этот вопрос достоверно могут ответить работник ДКП Лариса Трегубова и зам.секретаря комитета ВЛКСМ госуниверситета Михаил Сызганов. Это они выпестовали для первого поединка со зрителями шестёрку основных знатоков и тройку запасных.
     Сначала были опасения, не станет ли игра жалкой копией со своего известного телевизионного братца. Поэтому решили оставить минимум причин для опасного сходства. Заимствованы внешние атрибуты телевикторины: волчок, минуту на размышление и музыку. Много музыки. По единодушному мнению зрителей после игры она стала одним из действующих лиц дерзкого интеллектуального представления. Музыкальные паузы заполняли записи известных московских групп и песни в исполнении ансамбля ДКП.
     Но всё-таки самыми главными действующими лицами вечера стали знатоки. Дадим их коллективный портрет. Все они — студенты-огарёвцы. Все любят музыку, искусство, кино, подолгу засиживаются над энциклопедическим словарём. Капитан команды Олег Брейкин. Просто знатоки — Михаил Колесов, Элла Самаринкина, Владимир Нежданов, Сергей Нырков, Игорь Егорченко, Ирина Тюгаева, Александр Стеняев, Александр Лукшин. В роли ведущего выступил лауреат Всероссийского конкурса самодеятельного творчества Владимир Цыкалов. Помогали знатокам удачным оформлением сцены Герман Лагунов, а световыми эффектами Виктор Ципигин.
     Но несмотря ни на какую помощь, знатоки проиграли. Окончательный счёт 6:4 в пользу зрителей. Трофей знатоков составили книги "Красное и чёрное" Стендаля, "Память" В.Чивилихина, "Великое противостояние" Л.Кассиля, "Хождение по мукам" А.Толстого.
Почти догнала знатоков по книжной добыче зрительница Елена Сурина. Она прислала на викторину семнадцать вопросов. Два из них попали на игровой стол и поставили знатоков в тупик. В результате книжная полка студентки Суриной пополнилась на "Божественную комедию" Данте и "Воспоминания" Жукова.
     Набор доброй литературы для победителей обеспечил союз организаторов игры и республиканского общества книголюбов. Будущие участники игры должны обратить на это особое внимание.
     Напоминаем, что следующий поединок знатоков со зрителями состоится в феврале нового года. Вопросы для экзаменации знатоков направляйте по адресу: Саранск, ДКП. Кабинет № 40. к вопросам прилагайте точный адрес и краткие сведения о себе. Соб.корры - О.Ермилова, В.Столярова".
     Год я завершил в фойе ДКП в шубе белобородого Деда Мороза  в гостях у ПТУ города и у Горпромторга.
     "Знакомые - товарищи - приятели - друзья" -
        Этапы этой формулы нам изменить нельзя.
          Не каждому дано пройти тернистый путь -
            И в нём сокрыты магия и суть.
                Здесь, как вы догадались, пойдёт речь о Друзьях!
     "Печально, что Боба так рано не стало…"
     Вспомните, на этой фразе мы с вами прервались, чтобы сейчас продолжить.
     Речь шла про Друга (именно так - с большой буквы) - Володю Никишина, которого прозвали на английский манер "Bob-Nikisha" (русифицированный вариант "Боб-Никиша").
Того Боба, с которым играли джазовые композиции (мы с Евгением - на гитарах, а он - вилочками по тарелочкам), имитируя голосом то саксофон, то трубу, то самого Луи Армстронга, то даже Эллу Фитцджералд… 
     Того Боба, с которым пели песни великих "Beatles", "Rolling Stones" и "Pink Floyd", арии знаменитой рок-оперы "Jesus Christ – SuperStar" и, конечно же, песни Владимира Высоцкого.
     Того Боба, который вдохновенно читал наизусть всего тогда запретного "Луку Мудищева"–сочинение известного поэта и переводчика, господина Баркова (Ивана Семёновича или Степановича).
     Того Боба, с которым беседовалось на любую тему, неутомительно и безобидно спорилось до самого утра, до самого консенсуса или наоборот…
     Того Боба, который, находясь - как он повторял подобно Пушкину - "в краю великих вдохновений", то есть на педагогической практике с женой в одном из колхозов республики, написал мне, разлучённому со своей женой в связи со специализацией на кафедре судебной медицины ГИДУВа, во славный град на брегах Невы, письмо.
     Прежде чем вы прочитаете его, процитирую фразу Боба: "Эпистолярное дело терпеть не могу".
     Вот оно – то письмо: "Здравствуй, Экс*! (…ди …ъ; …ть!)
     Только что принесли человека с твоим письмом и бумагою. Донёс. На бумагу покушались. Спасибо тебе за всё и ещё бы. Нашёл способ делать бумагу, китайцам неизвестный. Теперь её добывают из тетрадей. Спасибо за бодрый конверт и картинку с твоим домом (Чай, не Р-овский** строил? Уж больно на его саранскую дачу похож).
Я очень рад, что есть на белом свете человек, который рад тому, что я появился на свет (плохо только, что появился я в единственном числе: а то бы один я остался здесь, а другой поехал к вам). Получили письмо от Зины***. У неё всё нормально. Скучает. Недолго осталось.
     Как там Jin****? Что-то он совсем замолчал. Написал бы чего-нибудь. Хоть из прошлого. Я подумываю, что заучили его там**** досмерти. Он ведь человек простой – всё, что не покажи, в голову берёт.
     Шурику Р-овскому***** тоже передай чего надо. Как там у него дела? Я даже толком не знаю, где он.
     У меня всё по-прежнему. Привыкаю к обязанностям. О правах умалчивают; и так, мол, привыкнешь. Сейчас болею гриппом. В свой день****** лежал в постели и скучал. Лечился всякими средствами. Скучал. Получил твоё открытое письмо – и как-то лучше стало. Это серьёзно. Ольга******* весьма устаёт от работ и от забот. Думаю – пройдёт. Передаёт тебе большой-большой привет. Пиши о себе. Можешь серьёзно. Пойму. Как дела и чем занимаешься?
Вот. На первый случай, вроде бы всё. Поздравь себя и всех с армейским февралём.
Мысленно жму тебе, Джину и Шурику******** руки и вижу ваши пять пар добрых глаз. Bob (деревенский).
     P.S. перечитал своё письмо и подумал, что глупею. Поэтому - пиши чаще".
     [СНОСКИ: *- это он обо мне, так как я уже работал ЭКСпертом; **- это он о приятеле-архитекторе-строителе; ***- это он о моей жене; ****- это он о Евгении Комкове, который в то время занимался научной работой в Северной Пальмире, *****- это он о брате, обозначенном ранее, как **; ******- это он намекает на свой день рождения; *******- это он о своей, тогда ещё первой жене, ********- это он о тех, обозначенном ранее, как **** и *****]
     Я бережно храню письмо в памяти и своём архиве.
     Это был друг. Настоящий Друг! Как известно, друзей много не бывает. Теперь я сижу здесь один, без друга, как старый дедушка, брошенный на танцах.
Откровенно говоря, я не понимаю тех, кто
   Клянётся в дружбе – впопыхах,
   Не съев ещё ни пуда соли.
   Мне непонятен этот страх,
   Как будто дружба им неволя.
   Похожа дружба на вино:
   Чтобы созрело – нужно время.
   Понять не каждому дано:
   Друзья – особенное племя…
     Верьте – нет: никак не могу удержать себя, чтобы не поразмышлять над информацией "дружба и друзья".
     До сих пор остаётся загадкой всемирного человечества такой вопрос: как на этой планете зародилось и размножается доныне великое таинство, именуемое кратким, но весьма ёмким словом "дружба"?
     Посудите сами: можно изо дня в день встречаться и общаться с людьми, помогать им решать разнообразные проблемы, получая взамен аналогичные ответные реакции в осуществлении своих задач и затруднительных положений, но при этом на протяжении многих лет оставаться просто добрыми знакомыми.
     В то же самое время существует множество индивидуумов, которые на каждом перекрестке и в любом разговоре постоянно твердят окружающим о дружественных отношениях с тем или иным человеком, хотя на поверку их никак нельзя назвать истинными друзьями. На то существует ряд причин. Объективных и даже субъективных поводов и примеров.
Современная версия диктует нам: "Настоящий друг способен прочитать даже те мысли, которых у тебя в голове и в помине нет. Не успел ты, допустим, пожаловаться другу на плохое настроение, которое ещё и не наступило, а он уже бутылку водки из холодильника достаёт и огурчики солёные нарезает".
     Есть версии и более благородные, нежели озвученная. Парочка из них звучит так:
№ 1. "Наши враги тупые. Они думают, что это мы враги, хотя на самом деле враги — они"
и № 2 "Самый страшный и беспардонный враг – бывший друг".
     В последней версии я убедился на собственном опыте. И уже затрагивал ту болючую струну. Что, дескать, нарисовался на жизненной дороге подобный субчик, в смысле – субъект субъекта Российской Федерации. Сначала всё проистекало, что застит глаза и забывается пословица: "Мягко стелет – жёстко спать". Досадно, что я заметил, но не придал должного значения вдруг появлявшихся подобно искрам некоторым деталям. А ведь неоднократно пел слова В.Высоцкого:
   "Если друг оказался вдруг
    И не друг, и не враг, а так;
    Если сразу не разберёшь
    Плох он или хорош, -
    Парня в горы тяни – рискни! -
    Не бросай одного его:
    Пусть он в связке в одной с тобой –
    Там поймёшь, кто такой.
     Я этого вовремя не понял. Зато обрёл личный опыт. Забыв, что лучше учиться на чужих ошибках…
     Не секрет, что в нашей стране на переломе несостоявшиеся врачи уходили в коммерцию на статус руководителя. А потом страдали они от тривиальных конфликтов, суть которых заключается в фразе: "Зарплату платили, платили, да не выплатили".
     Известно всем, и вам станет известно, что в большинстве своём руководители становятся мезантропами различной степени, возрастающей от длительности троновосседания. К чему это приводило в случаях неуспеха? Цитирую из "Притчи о Правде и Лжи" того же барда:
   Глядь – а штаны твои носит коварная Ложь.
   Глядь – на часы твои смотрит коварная Ложь.
   Глядь – а конём твоим правит коварная Ложь.
     Таков итог процесса, который может перерасти в процесс судопроизводства. А поскольку нам дано право судить, заучим народную мудрость: "Сколько мусор ни утрамбовывай, выносить всё равно придётся".
     Закругляем не очень приятную тему? Как там, у Высоцкого звучит резюме о недругах:
   Значит, рядом с тобой - чужой,
   Ты его не брани – гони:
   Вверх таких не берут и тут
   Про таких не поют.
     Давайте поговорим о лучших. О моих лучших друзьях.
     Володя Цывьян сейчас живёт в Запорожье. Его приезду радуюсь, как радуются новогоднему празднику или Святой Пасхе. Ещё протирая штаны и халаты на студенческой скамье, мы до такой степени сдружились, что уже до первой сессии нас называли не иначе, как "неразлейвода-первый" и "неразлейвода-второй". И все понимали, о ком идёт речь, так как Володя пребывал в первом потоке курса, а я - во втором. Но это было только в учебное время, а после…
     После занятий оба спешили друг к другу, чтобы вместе познавать мудрёности медицинской науки и преодолевать всевозможные препоны на тяжком пути к заветной цели – стать врачевателями. Была ещё одна причина, которая их объединяла: набрав необходимое количество вступительных баллов, нас зачислили в отдельную касту под названием "вольнослушатели". Здесь подчеркну, что для представителей этой группы лиц определялся ускоренный исход по итогам первой сессии в двух вариантах: первый - "выдюжил - студент" и второй - "не выдюжил – good bye, my love, good bye". И не старайтесь убеждать, что все остальные студенты находятся в одинаково-подобном положении. "Вольнослушатель" – это отсутствие стипендии, это невозможность жить в "общаге", это объект для беспредельных манипуляций (его можно в любое время озадачить чем угодно), это, по выражению "окружающей среды его обитания", "гуттаперчивый человек, который обязан смеяться, невзирая ни на что". По нынешним меркам (напоминаю): "вольнослушатель – это полный, конкретный и реальный экстрим в натуре".
     Более тесному нашему способствовало участие в художественной самодеятельности факультета. Оба решительно – внушительно встали у истоков создания вокально-инструментальной группы: Володя неплохо дудел (в доВУЗовский период весьма поднаторел, играя на "жмурах", то есть в оркестрике на похоронных процессиях), но всё же приличнее он барабанил, а я - и баянил, и фортепианил, и гитарил. Группа "Эскулап" зиждилась на "битловом хребте" (ударные плюс три гитары – "бас", "ритм" и "соло", все эпизодически возникающие инструменты были на "подпевках") и долгое время доминировала среди музыкальных коллективов в ВУЗе.
     Маленькая историческая справка.
     На смену Володе "явился миру великий Теодор Эйхман" – его достойный преемник и лучший ударник "всех времён и факультетских народов", который, имея, кроме общего среднего, музыкальное образование, прочно занял "трон" музыкального руководителя. При нём в составе группы появилась "медная троица" (саксофон, тромбон и труба). "Декантроп" от щедрот душевных (иначе быть не могло, так как все эти годы медицинский факультет постоянно занимал первое место в "Студенческих вёснах") приобрёл полную ударную установку и приодел музыкантов-медиков в "близнецовые" одежды. Благодаря этому и прочим потворствам деканата, Теодор осуществил свою заветную мечту – создал пусть немногочисленный, но джазовый "надежды маленький оркестрик, где уместились и приличный пианист, и контрабасист с собственным, подаренным ему родным дедом, "бегемотом", и изящно-нежная скрипачка. Надо отдать должное Фёдору - доморощенному Лундстрему, что, внедрившись в состав группы, он сохранял и преумножал то, чему положили начало "патриархи", с которыми он не терял контакт, и помогал всем, чем мог, советовался по всем вопросам (будь он медицинский, музыкальный, постановочный или сугубо личный). И вообще этот молодой человек к нашему легендарному дуэту относился с глубоким уважением. После окончания учёбы Фёдор уехал по распределению поближе к северу в родные края – в Салехард. И тогда на смену джазу пришла мощная электроника. Но это – тема для отдельного разговора.
     Конец справки.
     Постепенно произошло то, что должно было случиться, - появился прочный тандем сценаристов-постановщиков, причём зачастую Володя предлагал идею-fix, а я превращал её в полнокровный сценарий, населяя программу конкретными персонажами. Этот период для меня стал переломным в области стихосоздания, своеобразной стартовой площадкой переосмысления своих творческих возможностей. Лепет  поэта-юнца отошёл в сторону, стихи наполнились новыми эпитетами и гиперболами, значительная часть их переродилась в бардовские песни.
Каково же было удивление всех, кто знал нас как неразлучных, что после окончания каждый из нас пошёл своей отдельной врачебной тропой: Володя стал незаурядным травматологом, я же ринулся стабилизировать своим присутствием ряды судебно-медицинской службы.    Разлучённые не только профессиональными тропами, не только разными городами и не только временем, но и теперь уже границами двух разных государств, мы как бы там ни было находили друг друга  независимо от "юбилейных" встреч выпускников ВУЗа. Нам всегда есть, чем поделиться, что рассказать и обсудить, что вспомнить и над чем посмеяться.
Евгений Комков - мой старый закадычный друг-сотоварищ студенческих времен. Об этом уникальном человеке можно рассказывать очень долго – от нескольких часов до нескольких дней кряду. Разносторонность и многоплановость его интересов весьма импонирует мне. Лингвист по профессии, Евгений многолик – в лучшем понимании этого слова. О нем нужно говорить так: высококлассный специалист, новатор-экспериментатор, музыкально одаренный человек, компанейский лидер, балагур (когда надо), строгий (где надо) и… Самое главное – настоящий и преданный Друг! Нет, о нём так просто не расскажешь, с ним надо просто единожды пообщаться, чтобы понять насколько он глубок
     Уважаемый читатель, вернёмся ненадолго к полемике?
     Ты заметил, что вокруг нас расплодилось много тех, кто любят громогласничать о дружбе, но в трудный для тебя момент – нет, не предать, а просто остаться безразлично нейтральным, выжидая окончательной развязки образовавшегося конфликта? Либо, не дождавшись результата, на всякий случай, сохраняя внешнее спокойствие, мысленно радоваться и одновременно с неуёмной прытью Дуремара Карабас-Барабасовича Буратинова (авторское изощрение над именем продавца пиявок в сказке А.Н.Толстого "Золотой ключик") приплясывать: "А я здесь не причём! А я здесь не причём!" Впоследствии эти люди, поняв, что обидели своей несострадательностью и своим недоверием в то время, когда тебе нужна была настоящая поддержка (неважно – материальная или моральная), как ни в чём ни бывало могут заявиться на покаяние и клятвенно утверждать, что всегда не верили пустым россказням о тебе и что они нисколько не попрали чувство их дружбы, а были заняты в тот момент глобальными проблемами (к примеру, дачными вопросами), но тем не менее постоянно помнили и вспоминали о тебе как о друге. И при этом радоваться твоей победе, как своей личной.
     Верно молвят в народе: "Друга не надо звать, он приходит сам и всегда вовремя". И он не будет, подобно дятлу, назойливо вдалбливать, что именно он, а ни кто-то другой – твой искренний друг. Он просто – напросто, нисколько не декларируя, поможет всем, чем может.
     К сожалению, немало и таких ситуаций, когда долгие годы то, что мнилось дружбой, под влиянием жизненной трансформации личности превращалось в чувство со знаком "минус", то есть в оголтелую вражду. Соприкоснувшийся с подобным фактом человек начинал сознавать, что всё былое было ошибочным ощущением, безмерно сожалея и мучаясь этим потом, всю оставшуюся жизнь, не допуская любое приближение к собственной персоне. Ибо когда-то тогда он откровенно распахивал свою душу другим, слепо веря их вычурно притворным заверениям в откровенности эмоций. Это рождает пагубную психологию: появляется недоверие или, больше того, неверие буквально ко всем окружающим людям.
Приходится сетовать, что в обществе не нашлось место такой необходимой профессии, как "дружбовед". Или, если хотите, "дружболог". То есть таких исследователей и доков в своём деле, обладающих большим жизненным опытом и возможностью разобраться, кого следует считать другом, кого врагом, а кого… даже трудно подобрать соответствующее определение отдельным особям. Однако оставим в стороне мистическую фантастику или фантастическую мистику.
     Слава Богу, что среди человеческого сообщества сохранились и сохраняются те, кто своим пониманием искреннего чувства дружеских отношений, исподволь создают подобно магниту поля притяжения к себе; те, которые своим личным примером, являют образцы истинной дружбы, не требуя ничего взамен.
     Именно к ним следует в первую очередь отнести Евгения. Друзей, как показывает жизнь, действительно, никогда не бывает много. И в этом их ценность!
Я могу на пальцах перечесть своих преданных друзей: кроме уже упомянутых мной Володи Никишина, Евгения Комкова, Володи Цывьяна, это Александр Адамчик, Сергей Кириллов, Георгий Степанов, Юрий Зинченко, Шамиль Халилов, Ишхан Чахоян, Юрий Мишунин…
     Судьбу ведь не обманешь – случится всё, что должно случится! Мои друзья наполнены душевной добропорядочностью,  исключительным чувством ответственности за каждое данное ими слово, деловыми качествами, самоконтролем, самооценкой и обязательностью перед людьми. Из крупиц взаимопомощи, из корпускул взаимоуважения, из атомов взаимопонимания они постепенно соткали прочное полотно дружбы…
     О дружбе и друзьях можно говорить бесконечно, вспоминая их всех и по отдельности.
Но нам пора закрывать двери моего студенчества и перемещаться в мир иной деятельности.
@ - Год 1984.
     По многочисленным просьбам привожу сценарий победительницы – диско-программы
     "ВРЕМЯ…ВРЕМЯ…ВРЕМЯ…"
   "Время — вещь необычно длинная -
    были времена — прошли былинные..."
   Гранённой строкой обозначил понятие времени пролетарский поэт Владимир Маяковский.
Время — это не секунды, не века, это люди, события, факты.
   Известная нам история человечества начинается с 3 600 года до новой эры. Почти 6 тысяч лет.
   Спокойно и неторопливо было течение времени в начале. Лишь слабые всплески поисков нового беспокоили устои веков. Безропотно и покорно влачили своё существование люди. Это было Время рабства и гладиаторов, Время Древних Египта и Рима.
   Жизнь диктовала свои права, играла человеческими судьбами. Но люди постепенно переставали быть пустыми созерцателями изменяющегося времени, которое набирало силу и скорость. Всё чаще горизонты вечности озарялись беспокойным, тревожным светом, на небосводе времени вспыхивали новые, яркие и зовущие звёзды. Это было Время Постижения Истин, Время Галилеев и Коперников.
   Человечество взрослело, всё твёрже становились его убеждения и вера в светлое будущее. Человек учился управлять своей судьбой, раздвигать пространство и делать своё время. Теперь не годы, а каждый день приносил что-то новое, неведомое доселе, зовущее вперёд.
   Время, вперёд! Вперёд, Время Поисков и Тревог!
   И вот грянул век двадцатый — век стремительный, напористый! Накопив мощь и силу, человечество решительно рванулось навстречу своему будущему. Этого ждал и это предвидел русский поэт А.С.Пушкин: "Россия вспрянет ото сна..." Россия не только сбросила вековую дремоту, но и взбудоражила весь мир. Она позвала планету в новое время — Время Алых Стягов Революции.
                (звучит песня В.Высоцкого "Песня о новом времени")
   Ускорить ход истории — дело нелёгкое. Куда сложней поддерживать бег времени и идти с ним в ногу!
   Время старается проверить прочность убеждений, испытать решительность и веру людей, забывая о том, что человека, вооружённого правдой истины, не сломить, не остановить и не поставить на колени, преодолевая все трудности и преграды, люди становятся твёрже и самоотверженней. Они готовы в любой миг встать на защиту светлого будущего, не жалея сил, бороться за счастье, отдать свою жизнь ради осуществления великой цели, за освобождение человечества.
   Планета вступила в огненное Время Подвигов Ради Жизни На Земле.                (звучит песня Ю.Антонова "Красные маки")
   Время остановить нельзя! Жизнь продолжается. Время неумолимо, стремительно мчится вперёд.
   Время седое! Время молодое! Время, вперёд!
   Будущее с размаху летит нам навстречу, а мы идём навстречу будущему. Нам не терпится увидеть то, что за горизонтом, то, что за облаками, то, что закрыто пока временем.
   И Время понимает нас. Оно уже наш союзник, наш наставник и строгий судья. Время — как спортивный соперник — бескомпромиссный и честный. Наше Время - Время Стрессов и Страстей, Время-Пик.
                (звучит песня С.Березина "Время-Пик", анс. "Пламя")
   Почти 6 тысяч лет насчитывает история человечества. За это время было в общей сложности 294 года мира.
   Вдумайтесь — 294 мира за 6 тысяч лет! 30 тысяч войн и вооружённых столлкновений. Но и сегодня планета не знает покоя...
По данным ООН, современный ядерный арсенал по мощности равен одному миллиону трёмстам тысячам бомб типа той, одной, что была сброшена на Хиросиму. Одной пятнадцатой части этих запасов достаточно, чтобы уничтожить всё человечество. Одной пятнадцатой части!
   Время наше — сложное и противоречивое. Время!
   Одни открывают новые звёзды, другие создают новые и новые виды смертоносного оружия, ведущего цивилизацию к гибели.
   Время — оно едино для всех, но и различно, потому что мы строим и созидаем, а они разрушают и убивают.
   И сегодня, как никогда, эхом разносится по всем континентам "НЕТ!" - мощный голос протеста миролюбивых сил против опасности ядерной катастрофы. Мы живём в такое время, когда по всей земле проходят массовые выступления и демонстрации в защиту мира. Мы боремся! Наше время - Время Защиты Мира и Протеста Против Войны и Несправедливости.
В борьбе за счастье звучал голос чилийского певца Виктора Хары.
   В торжествующем вихре революционных нот не стихает гнев гвинейской певицы Мириам Макебы.
   Своими песнями американский певец Гарри Белафонте борется за человека, его достоинства и его права. За Время Равенства и Справедливости поднимает свой голос и датская певица Пернилле Хансен. К миру и демократии призывает певец из ФРГ Бернд Кёлер.
                (звучат фрагменты песен перечисленных певцов)
   В жизни бывают такие минуты, когда душой овладевают сомнения, и кажется, что часы стучат громче и отчётливей. Это значит, что наступает Время Решений.
Что ждёт нас? Мы и знаем, и не знаем... Тебе казалось, что ты жил в простом и ясном мире, и вдруг...
   Как жить дальше? Как поступить? Время Решений торопит...
   Время Решений не ждёт, стучит оглушительно и точно. Оно прессует секунды. Время Решений призывает к действию. Оно отсчитывает последние мгновения.
Дальше наступает Время Выбора. Надо выбрать единственно правильный путь, единственную верную дорогу.
   Ты, Человек, не один на Земле. В далёких странах, в больших и малых городах, на разных улицах и рядом с тобой живут люди — честные и смелые, которые чтобы ни делали, чем бы ни занимались, верят в светлое будущее, которое сами создают и которому нужен мир.
                (звучит песня Д.Тухманова "День без выстрела")
   Послушай, Человек! Я обращаюсь к тебе!
   Мы все сейчас живём в напряженное время — Время Решения и Выбора. И от твоего правильного решения, точного выбора зависит дальнейшая судьба нашей планеты, судьба нашего дома. Время торопит, Время спешит. И ты, Человек, сделай свой выбор, как можно, быстрей, но без спешки.
   И ещё: сегодня миролюбивые силы на Земле сверяют своё Время по этим часам...                (звучат куранты)
     В январе, марте, июне 1984 года  четырежды откатал эту программу на людях: 3 раза - в ДКП и 1 раз - в "Клубе строителей".
     Каждый раз, отчитываясь перед тобой, мой внимательный читатель, я ведь не зря это делаю. Потому что хочу, чтобы ты понял – приработки были для меня не блажью, а жизненная необходимость. Ими я мал-помалу обеспечивал семейно-бытовые потребности. Добыча (неважно чего) - это мужская обязанность.
     Однажды меня крепко обидели, считая, что я занимаюсь тем, чем занимаюсь, ради того, чтобы мозолить глаза населению, чтобы заработать грошевую популярность. Я не стал спорить, я промолчал. Что толку ломать копья с теми, кто оценивал меня с кондачка. Только время терять.
     Они ведом не ведали, каково это учить разные тексты, писать свои сценарии, разрабатывать программы и реализовывать их при скоплении разнохарактерных людей, пытаясь донести суть информации, поднять им настроение, подарить минуты расслабляющего отдыха.   При этом ни единым взглядом и ни единым движением не выказать свою усталость, накопившуюся за рабочий день.
     Разумеется, что подработки были не ежедневно. В свободные дни на вопрос ехидца – как ваш бизнес – отвечал подобно тому самому Рабиновичу: "Не так хорошо, как хотелось бы мне, но и не так плохо, как хотелось бы вам". Вообще-то, даже когда вокруг меня стопор и ступор, вопрошающему – как дела – нахожу силы ответить: "Ничем порадовать не могу – всё хорошо!"
     И так бывало, и эдак. На круглой земле и везение кругообразное. Но тем не менее Фортуна не забывала мой адрес. Давайте для интереса возьмём и заглянем в реестр 1984 года. 
     Февраль, март, апрель и ноябрь - вечера на тему "Разговор о любви" Письма К.Маркса и прочих знаменитых людей" - 4 раза (2 раза в ДКП и 2 раза в Кооперативном училище).
Февраль, май, декабрь - программа по личному сценарию "Чем дальше мы уходим от войны" – вёл  3 раза на сценах ДКП.
     Февраль, апрель, декабрь - ведущий игры "Что? Где? Когда?" - 3 раза в Большом зале ДКП.
     Март – ведущий на праздничном вечере в общежитии "Приборки".
     Апрель – гостиная ДКП - проводы в армию "Есть встать в строй".
     Май – ведение конкурса "Давайте познакомимся" в Большом зале ДКП и диско-программа "Удивительный мир песен Джо Дассена" в общаге ПО "Орбита".
     В июне завершил работу над диско-программой…
     А вы представляете себе работу на диско-программой?
     Рассказываю. Это значит – найти как можно больше и желательно из разных источников информации, читая, отбирать малоизвестные реальные данные, отслушать дискотеку по теме, продумать последовательность звукоряда с учётом физиологии человека и записать его на магнитную ленту или аудиокассету, а также напечатать окончательный сценарий.
Так вот: в июне была завершена по просьбе ДКП диско-программа "Их имя - "Песняры". Вкратце – для вас, ради примера.               
                Звучит песня "Белоруссия".
   Именно этой песней композитора А.Пахмутовой на слова Н.Добронравова начинает каждый концерт ВИА "Песняры". За 12 лет тысячи концертов, 5 пластинок, несколько фильмов, тысячи километров магнитоплёнки с записями… Таков арсенал самобытного, высокопрофессионального эстрадного коллектива Белоруссии. Но популярность пришла не сразу. В сентябре 1969 года Владимир Мулявин знакомит с неизвестным коллективом "Лявоны". Лявон – герой фольклора, белорусский вариант Иванушки русского. Нельзя сказать, что первое выступление ВИА повергло всех в восторг. Критиковали за "Купалинку", "Ой, рана на Ивана"…                Звучит песня "Ой, рана на Ивана".
   В 1970 году группа приняла участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с новым названием – "Песняры". Рассказывает В.Мулявин: "Песняр – это и поэт, и сказитель, воспевающий родную землю, свой народ". Группа удостоена впервые звания лауреатов. Жюри высоко оценивает бережное отношение музыкантов к народному творчеству, умение сохранить мелодическую прелесть народной основы.
                Звучит песня "Рушники".
   А год спустя успехи на международной арене в Сопоте, на Х Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине, гастроли по СССР, Чехословакии, ГДР, Болгарии, ФРГ, Югославии, США…
   Американская пресса окрестила тогда поездку "русским вторжением на западном рок-фронте". Журналисты в своих отчётах с концертов писали: "Коллектив, который очень оригинален, самобытен, музыкален, с потрясающим вокалом, конечно же, найдёт своих поклонников среди американской молодёжи". И  уже потом, в конце турне "Песняры" заслужили чтобы им "аплодировали стоя".     Звучит "Явор и калина".
   Современную музыку часто сравнивают с калейдоскопом. Меняются имена исполнителей, названия мелодий и ансамблей – "звёзд одной, двух песен". Редко случается, что новое имя на рок-сцене держится год, и совсем нечасто оно пользуется успехом на протяжении нескольких лет.
   "Песнярам" свыше 12 лет. И всё это время коллектив идёт в фарватере современного музыкального искусства, сохраняя своё творческое лицо. Традиционно высокая культура, вокального мастерства, искренность, эмоциональность… С ансамблем охотно сотрудничают многие композиторы.                Звучит песня "До третьих петухов".
   Помимо этого, в репертуаре группы включены композиции, написанные её участниками, композиции, которые живут долгую жизнь. Потому что основной девиз ВИА "Песняры": "Лучше ничего не делать на сцене, чем делать плохо!"                Звучит песня "Беларусь".
     Каково? Спустя две недели на одном дыхании завершена двухмесячная переработка диско-программы
        "Песни борьбы и протеста"  (опять с сокращением):
   Красочные афиши и нарядная публика, яркое солнце и хорошее настроение – всё это неизменные атрибуты большого праздника, каким становится в Сочи международный конкурс молодёжной песни "Красная гвоздика".
   Вся эта праздничная атмосфера – лишь внешняя рамка Сочинского конкурса. Сам же фестиваль давно стал не только явлением в сфере искусства, но и приметным политическим событием. Сюда, в курортный город на берегу Чёрного моря, съезжаются из разных стран молодые певцы, поэты, музыканты. Для них девиз жизни: "Петь – значит бороться!" Именно эти слова были сказаны чилийским композитором-коммунистом Орландо Аларконом. Именно эти слова определяют судьбы песенных борцов-интернационалистов.
   У всех участников есть одно общее – огромное, объединяющее и в конечном итоге всепобеждающее – это стремление к миру, к спокойствию на голубой планете – Земля, к спокойствию, необходимому для творчества, для созидания прекрасного будущего, для любви. И эта цель прекрасна.
   И именно поэтому в любом уголке каждой страны звучат песни борьбы против угнетения, несправедливости, против войны.
   Яркой звездой на песенном небосводе борьбы и протеста является американский эстрадный певец Гарри Белафонте. С первого дня появления на сцене он упорно не желал, чтобы им управляли. Он пел блюзы своего народа, он пел песни Африки. Он один из первых поднял голос против апартеида…                Звучит блюз "Когда садится солнце".
   "Мне было 5 лет, и я помню, как спросила маму: "Все говорят "левые", "правые", скажи, что это такое". Мать ответила: "Левые – бедняки, правые - богачи". И я сказала ей: "Мама, я – левая. Я остаюсь с тобой". Так в первый и последний раз на всю жизнь я сделала выбор", - это слова французской певицы Франчески Сольвилль.
Её песня – песня современных баррикад – прекрасна. Сюжеты – забастовка электронщиков, убийство агентами ЦРУ греческого патриота, протест против апартеида на Олимпийских играх, монолог Анджелы Дэвис.                Звучит композиция "Затемнение".
   Пернилле Хансен называют "Дюймовочкой".
   Маленькая голубоглазая девушка с льняными волосами – датская участница фестиваля политической песни "Красная гвоздика-80". В свои 20 лет она успела стать смелым идейным борцом за справедливость.
   Окончив школу, Пернилле Хансен стала воспитательницей. И в своих песнях она учит маленьких датчан понимать значение слов "война", "голод", "апартеид", "акционер".
Если бы сказочник Ганс Христиан Андерсен был жив, то, пожалуй, воскликнул бы: "Пой, Пернилле! Задай-ка жару жирным кротам! Удачи тебе и твоим товарищам!"
   Сейчас вы услышите песню в исполнении этой датской "Дюймовочки", в которой говорится: "Через 10 лет мне будет тридцать. Хорошо, если к тому времени будет покончено с голодом и войной".
   Сочинский конкурс молодёжной песни "Красная гвоздика-81". В нём принял участие Бернд Кёлер – красивый человек с доброй улыбкой, художник-дизайнер из городка Мангейм в ФРГ. Из-за своих песен он рискует остаться без работы у себя на родине. Но вот он выходит на сцену и начинает петь. Идут жёсткие слова: "Америка, покажи свои руки!.. Ты хочешь рассказать о своей демократии? Но ты давно раскрыла себя. Твой лозунг – конфронтация. А это значит – опасность всему миру. Но мы не допустим этого!"  Звучит "Америка, покажи свои руки!"
   Дин Рид… Это имя знакомо, пожалуй, во всех уголках мира. Популярность его объясняется в первую очередь политическим "небезразличием". Во многих странах Дина Рида знают как страстного борца за мир во всём мире. Его оружие – песни борьбы и протеста против расовой дискриминации, против апартеида, против несправдливости…
   Дин Рид напротив посольства США стирал в ведре звёздно-полосатый американский флаг, заявляя свой протест против грязной войны во Вьетнаме; он был лично знаком с президентом Чили Сальвадором Альенде и певцом Виктором Хара. Концерты в Чили певец заканчивал гимном Народного единства "Венсеремос". И слушатели, подхватив песню, поднимали руки, сжатые в кулаки.                Звучит "Венсеремос".
   Мне хочется закончить свою беседу словами, сказанными участниками конкурса политической песни в Сочи:
   "Люди, мы должны жить в мире, в единстве, в дружбе! Мы должны быть вместе, чтобы победить! Давайте помнить об этом всегда!"
     Позвольте всё же довести отчёт внерабочей деятельности до логического конца. В моём списке отсутствуют сведения о том, что мне доверил вести устные журналы "Наш город" в городском парке и "С первой печатной строкой (о Фёдорове Иване) в Малом зале ДКП, два Пушкинских вечера, Митинги Мира у здания ДКП, Конкурс "Знают все – знаешь ли ты" и в который раз диско-программу "В мире Раймонда Паулса". Кроме перечисленного, я продолжал читать лекции по судебной медицине очникам и заочникам юрфака МГУ.
     Но самая внушительная и продолжительная подработка – это договорная реконструкция двух классов в Класс-музей боевой славы в школе села Шишкеево Рузаевского района (работал вместе с друзьями Юрием Зинченко и Виталием Симоновым).
     Напоследок подчеркну, что упомянутое выше ни в коей мере не отразилось на профессиональной деятельности. И это главное!
                Продолжение следует...


Рецензии