Осипов Философия хозяйства

Автор свода лекций «Курса философии хозяйства» — заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор Юрий Михайлович Осипов. Он же - завлаб философии хозяйства (ЛФХ) возникла в 2000 г. посредством преобразования ранее существовавшей с 1988 г. лаборатории сравнительного анализа хозяйственных механизмов (ЛСАХМ). Как создание в 1988 г. ЛСАХМ, так и ее преобразование в 2000 г. в ЛФХ были осуществлены Ученым советом МГУ при поддержке Ученого совета экономического факультета МГУ по инициативе д.э.н., профессора Ю.М. Осипова — бессменного руководителя ЛСАХМ и ЛФХ. Сначала была создана лаборатория, занимавшаяся проблемами хозяйственной организации общества, ее механизмами, а затем, по причине все большего обращения к мировоззренческим вопросам, возникла лаборатория, нацеленная на философское осмысление хозяйственной жизни, ее различные теоретические интерпретации.
Юрий Михайлович Осипов является одним из создателей философии хозяйства — целостного учения, мировоззрения и уникальной метафизики о высших целях и смыслах человеческого бытия. Он сумел выполнить эту гигантскую задачу, ибо сам был познан Тем, Кто призвал его к познанию самых важных для человека вещей.
Ю.М. Осипов не просто восстановил, возродил и продолжил прерванную традицию философии хозяйства (работа С.Н. Булгакова «Философия хозяйства»), он заново ее открыл в конце XX в., ответив на ее духовный вызов созданием уникального институционального исследовательского центра, уникального журнала-энциклопедии. Можно даже сказать, что философия хозяйства сама пророчески открылась в сознании и мысли Ю.М. Осипова.
В своей второй лекции «Курса философии хозяйства», названной «Ни предмета, ни метода, ни стиля», Ю.М. Осипов в своих пророческих размышлениях-видениях доносит до слушателей какое-то неведомое понятие апокалиптической реальности; реальности исчезающей, превращающейся в нереальность, которая не есть чистое отсутствие всего, а есть присутствие чего-то такого Иного, о чем можно говорить лишь апофатически, лишь отрицательно. И самое главное, что эта переделка, пересотворение реальности, материи в нечто Иное, совершается в силу ее внутренней диалектики и в силу творящей деятельности человека. Превращая самого себя в нечеловека, человек одновременно содействует превращению реальности в нереальность. Для классического и неклассического естествознания такое понимание материи означает в буквальном смысле конец света и конец науки. Ведь материя не просто превращается из одних форм в другие, из оформленной сущности в неоформленную стихию, а превращается в ничто или в ничтообразное состояние, в антиматерию, хотя никто не может пока сказать о ней что-либо определенное.
Философия хозяйства сознательно и специально не создает никаких спасительных учений, но уже самим фактом своего бытия она спасает человека от бессмысленного существования, раскрывая ему жизненный мир как смысловое целое, требующее от людей активного участия в смыслотворчестве, в творчестве смыслов. А будет смысл — будет и все остальное, в том числе спасительные учения и решения. С внешней стороны исследовательская методология Ю.М. Осипова кажется субъективной. Он никогда не говорит, что такое-то решение такой-то проблемы неправильно, а вот правильное решение дает только философия хозяйства. Он всегда предлагает лишь одно: «Давайте поразмышляем над такими-то проблемами, над такими-то фактами и событиями!». И странное дело: в ходе этих размышлений сознание и ум избавляются от мертвящей хватки стереотипов безмыслия, и появляется… нет, не решение проблем, а лишь проблески понимания того, что имеющиеся решения вовсе не снимают проблем, а умножают их. Философия хозяйства раскрывает глубинные духовные первопричины того, почему противоречия превращаются в проблемы, проблемы — в конфликты, конфликты — в войны, войны — в кризисы, а кризисы — в социальные катастрофы. Философия хозяйства показывает, что эскалация трагических тупиков и неразрешимостей в человеческом бытии возникает вследствие того, что человек игнорирует метафизические, сакральные, духовные аспекты жизни, вещей, людей, идей и даже… чертей. И отрицаемая человеком во имя своей пользы реальность отрицает во имя истины самого человека. Разыскивая смысловые эквиваленты вещей, философия хозяйства в итоге приходит к целостному пониманию проблем хозяйствующего субъекта. В этом плане философия хозяйства — уникальное учение: оно не создает для других наук (и вообще для людей) проблем; она занимается лишь проблемами, которые порождаются узостью и фрагментарностью специализированного знания. Она не решает проблем, а устраняет причины их возникновения, требуя руководствоваться целостным пониманием реальности, которое только и может предохранять человека от неконтролируемого роста проблем. Но практика, видимо, еще не исчерпала всех тупиковых решений специализации: поэтому она пробавляется ситуационными правилами, которые лишь усиливают неразрешимую противоречивость человеческого мира, преображая его в нечеловеческий мир.
Во второй лекции «Курса философии хозяйства» разрабатываются принципиально новые типы метасистемных и метадиалектических методологий. Господствующие в познании и в практике системные методы уже к середине XX в. исчерпали свой конструктивный потенциал, превратившись в источник хаоса и энтропии. Система вступила в противоречие с развитием (Ф. Энгельс). Способ разрешения этого противоречия не найден и поныне; просто одну систему разрушительно-революционным путем меняют на другую. Философия хозяйства утверждает, что конец системы порождает не только хаос, но и более высокий тип организации. Система превращается в целостность, которая охватывает своими законами системные, несистемные, сверхсистемные, межсистемные, антисистемные аспекты реальности. Работы Ю.М. Осипова являются образцом конкретного исследования того, как системность преобразовывается в методологию целостности.


Рецензии