Правдолюбец

    Семён Ильич помнит, как будучи наивным и впечатлительным юношей попал в свою первую неприятную историю. Давно это было. Был ещё жив родной его дедушка Егор Кузьмич.
     В то время рядом с его домом находился киоск, где продавалось разливное пиво. Пиво Егор Кузьмич уважал, только по слабости здоровья пил его редко. Иногда дед покупал себе баночку, но когда приходил домой и делал первый глоток, всегда начинал ругаться:      – Дуська, подлая! – говорил он о соседке, которая торговала в этом самом киоске. – Опять водой разбадяжила! Воду из крана – и ту пить приятнее!
     Тогда многие торгашки грешили этим «мокрым» делом. Разбавляли не только пиво, но и молоко, сметану, соки, вино – в общем, всё, что в советском общепите продавалось на розлив и имело свойство растворяться в воде.
     – Разве за такую жизнь я воевал, чтобы на каждом шагу обманывали жулики?! – горячился дед, допивая «дуськино» пиво.
     Это не могло оставить Семёна равнодушным, посочувствовал он деду фронтовику. Закралась мысль наказать соседку. Только как, долго не мог придумать. В киоск – или «Гайку», как его называли в простонародье из-за ромбовидной кирпичной кладки – свежее пиво привозили рано, часов в девять, хотя он сам открывался в одиннадцать. За эти два часа Дуська не только успевала отписать накладные, счёт-фактуры, но и, проводив машину, разбавить пиво – благо под рукой всегда был водопроводный кран и ведро.
     Семён с девяти часов утра начал дежурить около киоска. Как только уезжала пивовозка, он забирался на маленький подоконник «Гайки», поднимался на носочках повыше, чтобы было видно из-за оконных занавесок, и терпеливо наблюдал. Высовывался чуть-чуть, одним глазком, стоя сбоку рамы и стараясь не попасть в поле зрения. Как только Дуська брала в руки ведро и открывала кран, он кулаком громко стучал в окно. Она испуганно материлась, роняла на пол ведро и как бешеная собака с лаём выскакивала на улицу. Семён, спрыгнув с подоконника, тут же удирал подальше – в отсидку. Потом всё это повторялось заново и без конца.
     Результат такого противостояния не замедлил сказаться: однажды, хлебнув пива и озарив всех счастливой улыбкой, кто-то из покупателей воскликнул:
     – Мужики! Пиво-то сегодня – губы слипаются!
     Семён был доволен. Теперь он, хоть и редко, мог отомстить за деда. А когда не удавалось пресечь Дуськины проделки, Семён подходил к очереди и говорил прямо:
     – Сегодня, мужики, придётся вам пить разбавленное. Дуську прозевал.
     На что мужики почему-то всегда отмалчивались и смотрели на него как на чудака, а некоторые как на чокнутого. Да и очередь нисколько не убавлялась. Семён недоумевал, глядя на них.
     Один из стоящих в очереди с краю как-то посочувствовал, подошёл к нему и, отведя в сторону, сказал:
     – Вон посмотри, приятель,  какие у всех большие канистры. А теперь представь, если пиво будет без воды продаваться. Скольким не достанется!
     Шутка это была или нет, Семён не понял и ещё более смутился. Но ненадолго…
    
     – Семён! – сказала соседка, встретившись с ним на лестничной площадке и прижав к стенке. – Чего тебе надо, а? Ты ведь пиво не пьёшь!
     – Нехорошо, тетя Дуся, людей обманывать! – твёрдо отчеканил он.
     – Ну, ладно… – сверкнув глазами, загадочно сказала толстая Дуська, – продолжай…
     А через несколько дней, зайдя в тёмный подъезд своего дома, он получил хороших тумаков. Шее досталось так, что голова с тех пор покосилась на бок, в левую сторону. Кто были эти «доброжелатели» – разглядеть в темноте не удалось. Ничего не выяснилось и позже.      С пивом пришлось завязать. Но это нисколько не успокоило его: других дел, куда можно было засунуть свой нос без приглашения, хватало с лихвой…
    
     Прошло много лет. Семён Ильич давно женился, появились дети. Жена хоть и редко с пониманием относилась ко всем его чудачествам, но на счастье оказалась терпеливая. Бывало, что от мужа выслушивала в магазине такое:
     – Валя, поставь эти йогурты в пластмассовых стаканчиках на место!
     – Это же для детей!
     – Тем более! На срок годности посмотри. Они уже несколько месяцев стоят в тепле!
     – Ну и что из этого?..
     – Как это, что?.. Там консервантов столько, что даже взрослым есть нельзя! Никаких полезных бактерий и витаминов для иммунитета там нет! Бред сивой кобылы!
     – Сеня, ты опять за своё!
     – Валя, давай лучше купим йогурт нашего местного завода. Он хоть и в бумажной упаковке, зато настоящий, живой!
     И добавил такой аргумент:
     – Я недавно прочитал: современные люди после смерти по двадцать лет не разлагаются! Прямо, как живые лежат в земле! Представляешь?.. Вот что значит – консерванты!
     На жену это подействовало, йогурт купили местного производства. А в магазине косметики и бытовой химии разговор состоялся уже посерьёзнее. Когда жена попросила подобрать крем для лица, продавщица особо не напрягалась в поисках и тут же подала красивую коробочку.
     – Вот. Последняя инновационная разработка этой известной фирмы. Очищающий, увлажняющий и омолаживающий эффект, на основе жемчужных нитей.
     – Валечка, дай мне, я только взгляну на состав, – попросил Семён Ильич.
     Он надел очки и долго читал. Затем достал записную книжечку, что-то сравнил и, наконец, сказал:
     – Так… пройдём по порядку. Этиленгликоль… токсичный яд, антифриз… используется, как охлаждающая жидкость в двигателях автомобилей… Лаурил… относится к жёстким павам. Разрушает липидный барьер кожи, вызывает сухость, шелушение, зуд, вплоть до контактного дерматита…Жемчужные нити… Что?! Бред сивой кобылы! Такого компонента в природе не существует… Так… Алкоголь…
     – Сенечка! – покраснев перед продавцом, прервала жена. – Откуда у тебя эта ерунда?..
     – Валечка, это не ерунда, это здоровье! – объяснил Семён Ильич. – Когда ты утром сказала, что нужно будет зайти в этот магазин, я специально подготовился. В интернете посмотрел передачу «Среда обитания», поискал разную информацию по теме и всё записал в книжечку.
     С болью в сердце крем вернули обратно. Губы у жены надулись как вареники.
     – Ну, хоть шампунь для волос мне купим? Или ты хочешь, чтобы с меня сыпалась перхоть?
     – Я не против, дорогая, – сердечно пообещал Семён Ильич.
     Но как только бутылочка с шампунем оказалась в его руках, он снова достал книжечку.
     – Опять… сульфат натрия! Может способствовать выпадению волос, и именно, Валя, образованию перхоти. Волосы иссушаются, становятся ломкими и секутся на концах. Эти нитраты попадают в кровь в большом количестве…
     – Сеня!
     – Фосфаты… используются в бытовой химии…
     – Сенечка, прекрати!
     После того, как шампунь вернулся на место, они ещё долго ходили по магазину перед прилавками и выбирали. Но, как только жена брала в руки товар, Семён Ильич доставал книжечку. В итоге, когда они вышли из магазина на улицу, в их сумке лежало только два куска мыла – детское и хозяйственное. С тех пор руководство магазина объявило Семёна Ильича персоной нон грата, а жена предпочитала ходить за покупками одна.
    
     В другой раз к ним домой приехал представитель фирмы предложить чудодейственный пылесос. Он даже показал его в действии – театрально начал чистить палас прямо на глазах жены! Семён Ильич сразу понял, в чём тут дело, возмутился в душе, но чтобы не ругаться с женой при постороннем человеке, ушёл на кухню. Оттуда он только мог представлять её горящие глаза, разинутый от восхищения рот, потому как в шуме работающего пылесоса отчётливо слышал душераздирающие слова:
     – …А ещё он противоаллергенный и противовирусный! Очищает воздух от всякой заразы, ионизирует помещение! Создан на основе современных нанотехнологий, с использованием фторромагнитных молекул! Такой пылесос в свободной продаже появится лет через двадцать, не раньше! Шанс его приобрести пока только у нас! – закончил фирмач.
     – Сенечка! – с круглыми глазами влетела на кухню жена. – Ты не представляешь, какое чудо нам предлагают!
     – И сколько оно стоит? – едва скрывая негодование, поинтересовался Семён Ильич.
     – Всего сто тридцать тысяч, – ответил фирмач. – Он оправдает себя! Вы и представить не можете…
     – Ничего, ничего… – успокаивала его жена. – Нам понравилось! Это чудо, это…
     – Спасибо. Мы позвоним вам о своём решении, – перебил жену Семён Ильич.
     Когда тот ушёл, он накапал себе в стакан Корвалол.
     – И не говори мне, что тебе денег жалко… – чуть не рыдала жена, пытливо заглядывая в глаза. – Такое чудо, Сенечка!.. Сними, дорогой, денежки с книжки… давай купим, а?..
     Семён Ильич понимал, с чем столкнулась жена, попав на рекламную удочку. Он включил интернет и стал наводить справки об этой фирме и пылесосе. Всё было так, как он и предполагал: пылесос не сертифицирован, фирмы продавца не существует, а реальная цена за подобный чудо-пылесос в двадцать раз меньше, чем предлагал мошенник.
     – Валя, иди же, почитай.
     Но вместо этого услышал:
     – Изверг! Скупердяй! Сам теперь читай! – и она всхлипнула, как ребёнок.
     Этот отказ не прошёл даром. Целую неделю Семён Ильич спал отдельно, так как жена демонстративно стелила ему на диване.
     На следующий день, когда он прошёл по квартирам своего многоэтажного дома и предупредил жителей от продавцов, кто-то на его машину, стоящую во дворе, вылил банку с краской…
     Однако не прошло и месяца, как справедливость всё же восторжествовала: правоту его в озвученном виде они услышали по телевизору.
     – Предупреждаем граждан! – говорил диктор. – Недавно пресечена группа мошенников, предлагающих пылесосы. Просим всех, кто пострадал от их действий, обратится к нам. Рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела и о денежном возмещении пострадавшим.
     – Вот! Видишь! – радостно потирая ладошки, ликовал Семён Ильич. – Я же говорил!
     Он даже подпрыгнул в кресле от радости. Но после того, что ответила на это жена, он долго не мог придти в себя и сидел неподвижно, как парализованный. Ответила она так:
     – А я бы всё равно купила! Жмот!
    
     Совсем недавно Семён Ильич ездил в деревню к тёстю с тёщей помочь по хозяйству, где главным делом было закончить летнюю пристройку к дому. Вечером после работы он вышел на улицу и сел на скамейку около ворот. Отдыхать, любуясь тихим летним закатом, получилось недолго: к нему подошли двое – мужчина и женщина. Одеты они были солидно и не по-деревенски, на плечах висели большие сумки.
     – Хозяйка дома? – спросил мужчина, поглядывая через ограду.
     – Что вы хотели?
     – Лечебный нектар принесли. Будете брать?
     – Покажите.
     Мужчина достал тёмно-зелёную бутылку с загадочным содержимым и протянул для ознакомления.
     – Что это? – изумился Семён Ильич. – А вы, вообще-то, кто такие?
     – Распространители!
     От этого слова Семён Ильич инстинктивно съёжился, его словно током ударило: знал он этих ребят не понаслышке. Он вспомнил, как много лет назад к нему домой стучались какие-то люди и предлагали чудодейственное лекарство – экзотическое пальмовое масло в похожих бутылках, по три тысячи рублей за штуку, причём настоятельно советовали принимать его три раза в день по столовой ложке. Много людей тогда соблазнилось, пока в местной газете не вышла статья с объяснением, что пальмовое масло не является лечебным, а по свойствам и составу оно беднее, чем обычное подсолнечное…
     «В городе уже не рискуют, – подумал Семён Ильич, – сюда перебрались. Здесь народ простой, доверчивый…»
     А женщина меж тем вдохновлено расписывала:
     – …Сок уникален. Дерево произрастает только на далёком острове атлантического океана. Состав содержит редкие микроэлементы, которые благотворно влияют на весь организм, очищают, избавляют почти от всех известных болезней. Произрастает это дерево на вулканической почве…
     – Сдобренной слезами местных девственниц, – не выдержав, продолжил Семён Ильич.
     – Нет, – нисколько не смутилась женщина, – сдобрена она экзотическим тропическим климатом!
     – Или климаксом? Вы ничего не перепутали? – уже язвил Семён Ильич.
     И на это женщина не отреагировала никак.
     «Ну и шкура у них! Ничем не пробьёшь!»
     Она только спросила:
     – Как бы нам… хозяйку повидать?.. Сегодня мы делаем большие скидки – всего две с половиной тысячи! Будет ли брать?
     – Нет, не будет! – отрезал Семён Ильич.
     И они, посмотрев на него как на чокнутого, двинулись по улице дальше.
     Семён Ильич решил понаблюдать за ними. Он с удивлением видел, как они, подходя к другим дворам, на ура распродавали свой товар. Брали почти везде, некоторые даже запасались по несколько бутылок сразу.
     Когда распространители, опустошив содержимое сумок, на обратном пути проходили мимо, Семён Ильич не мог не заметить их взгляд, брошенный ему напоследок. Ему и раньше приходилось нередко встречать такой взгляд – пренебрежительный, насмешливый, надменный! Будто бы подчёркивали им, кто хозяин здесь и, вообще – в этой жизни.
     «Надо проверить, что за бурду носят, – решил он. – Компьютер и интернет нужно найти!»
     За ужином Семён Ильич завёл разговор на взволновавшую тему:
     – Какое у вас безобразие в деревне творится!
     – Что, творится?.. – насторожился тесть.
     – Последние деньги мошенники выманивают у людей за какой-то сок.
     – А… так это уже здесь давно… – махнула рукой тёща. – Вся деревня лечится!
     Запустив вилку в салат, Семён Ильич чуть не поперхнулся и… так и оставил вилку в салате.
     – Как же так можно? Откуда такое невежество? На дворе двадцать первый век! Пенсии и зарплаты здесь у всех маленькие, последние деньги сами отдают непонятно за что и непонятно кому. Первому человеку с улицы. И, главное, отравиться не боятся!
     Когда с тестем выпили по рюмочке, Семён Ильич совсем расклеился:
     – Всю жизнь с этим воюю, а толку ноль! Ну, вы-то, Вера Захаровна и Иван Трофимович, надеюсь, меня понимаете?
     Но они странно молчали, опустив глазки, и тёща, словно спохватившись, предложила ещё котлетку.
    
     Утром Семён Ильич разыскал компьютер с выходом в интернет: он оказался рядом, у соседей. Найдя в сети среди бесконечной рекламы нужную информацию, он попросил хозяина распечатать на принтере пару десятков листков. Всё было как всегда: обычный сок, притом разбавлен виноградным, состав которого мало чем отличается от любого другого, что продаётся в магазинах. С этими разоблачительными листовками о чудесном эликсире он повторил вечером путь распространителей, стараясь объяснять или, как казалось ему – открывать людям глаза. Люди вежливо улыбались, обещали прочитать и непременно подумать.
     – И другим тоже дайте прочитать, – с надеждой напутствовал Семён Ильич.
     Но на следующий день, когда он зашёл в местный магазин и увидел там некоторых вчерашних покупателей, кому вручал листовки, они почему-то не поздоровались в ответ…
     – Здравствуйте, добрый день! – повторил Семён Ильич, решив, что его не расслышали.
     Каково же было удивление, когда они вместо приветствия, как по команде, демонстративно отвернулись от него. Семён Ильич недоумевал, и даже растерялся: «Что за демарш?.. Я ведь сделал добро, полезное дело для них – донёс правду!»
     Расстроенный, он вернулся в дом. Никогда ещё не чувствовал он себя таким подавленным и обессиленным. Но и здесь его ждал сюрприз. Когда он прилёг на диван перед телевизором и нагнулся к полу, чтобы поднять газету, то краем глаза под тёщиной кроватью заметил какие-то бутылки. Прыжком леопарда Семён Ильич нырнул под кровать и достал одну. Интуиция не подвела: это был тот самый чудо-сок! Потом он достал и ещё две – полные, нераспечатанные!
     «Мнда… Дела тут серьёзные! – поразился он. – Как всё запущено!.. Прочно эти дельцы окопались здесь! Вся деревня уже в их руках!»
     В груди появилась тяжесть, комок подкатил к горлу.
     «Нет! Я это всё равно так не оставлю! Людей надо спасать!»
    
     Более не в силах оставаться без действий, он выскочил в коридор, запрыгнул в туфли и направился к выходу в двери. Тёща попалась навстречу.
     – Ты куда, Семён? – удивилась Вера Захаровна, встревоженная его видом.
     – Эх… а я то думал!.. И вы туда же! – он на секунду остановился и укоризненно покачал головой.
     – Да успокойся ты, Семён! – догадалась она. – Что мы, особенные какие? Все пьют, и мы пьём.
     Семён Ильич махнул рукой и вышел за ворота. Путь его был тот же самый, что и вчера. От волнения сердце билось как у юноши.
     – Вы прочитали листочек? – спросил он, когда открыли в первом дворе.
     – Ой!.. Семён Ильич, не поверите: совсем забыли! Всё некогда, некогда, хозяйство… Завтра обязательно прочитаем! – ответила женщина, зевая и прикрывая рот ладонью.
     Это ещё более взвинтило его.
     – А вы прочитали? – чуть не прокричал он, спрашивая хозяина второго двора.
     – Прочитали…
     Семён Ильич приготовился было вздохнуть с облегчёнием, но не получилось…
     – Прочитали, – продолжил мужчина, – ну и что? Ничего особенного.
     – Как это, ничего особенного?!
     – Почему же мы должны этому верить? Людей, которые носят эликсир, мы знаем давно. Это надёжные, проверенные люди. И мы им доверяем больше!
     У Семёна Ильича перехватило дыхание.
     – Вы же грамотный человек! В школе, насколько знаю, работаете! И ваша жена тоже преподаватель!
     – Всё правильно, работаем… Только вот… жена верит, что сок помогает!
     – Вы что, не знакомы с эффектом плацебо? Вам-то не знать этого!
     Но мужчина вместо ответа задал вопрос:
     – А почему вас это так волнует?
     Семён Ильич понял: разговор ни к чему не приведёт, распыляться в аргументах далее бессмысленно. «Теперь все будут говорить, что помогает. И перед собой, и друг перед другом. Сами будут выращивать легенду, потому, что стыдно будет признаться в обратном». Он махнул рукой и пошёл по дворам дальше – надежда ещё теплилась.
     В некоторых домах его встречали очень недружелюбно: открыв двери, смотрели злобно, как на врага. Народ в деревне живёт всякий…
     Так, просвещая людей и неся к их порогу правду, он долго ходил по деревне, ходил до самой темноты…
    
     Когда Семён Ильич вернулся из деревни и переступил порог своего дома, жена не узнала его.
     – Что с тобой, Сеня?.. – ужаснулась она, разглядывая на его лице многочисленные ссадины и синяки.
     – Что, что! То, что видишь! – отвечал он, пытаясь выпрямить голову: теперь она была свёрнута в другую, правую сторону.
     – Кто же это тебя так?.. Опять какие-нибудь продавцы?
     – Это было бы не так обидно… – вздохнул он, расстёгивая куртку.
     – Тогда кому это ещё могло придти в голову, Сеня?.. Даже ума не приложу, кто!
     Жена помогла стянуть рукав куртки. Семён Ильич немного помолчал, пощупал пальцем припухшую губу, и с горечью произнёс:
     – Не поверишь… сами покупатели.


Рецензии
" А почему вас это так волнует?".Хороший вопрос.
Если люди хотят чудес исцеления, пусть они их и получат! Легко и просто не прилагая усилий, не работая над собой за каких-то пару тысяч, в синем бутыльке.

Светлана Самородова   14.12.2011 21:32     Заявить о нарушении
Свелана, огромное спасибо. Зашёл к Вам. Жаль, что редко выкладываете новые рассказы. Ну, думаю, что скоро напишите и выложите.

Забайкалец   16.12.2011 04:21   Заявить о нарушении
Специально для Вас - гадаю по аватарке!

Светлана Самородова   16.12.2011 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.