Феномен времени в лирике Серебряного века отзывы

Публикация этих трёх отзывов на мою кандидатскую диссертацию связана с тем, что я нашла в интернете весьма своеобразную  интерпретацию того материала, который ещё не был диссертацией в полном смысле этого слова и  после первичного обсуждения перерабатывался ещё раз пять. Я восприняла это как жестокий и подлый удар в спину из-за угла и решила, что будет справедливо, если в интернете останутся и хорошие отзывы, тем более, что работа ещё десять лет назад была успешно защищена. Вторая причина - подготовка монографии в доказательство того, что и указанные здесь ( Слава Богу!)очень корректные замечания в книге будут исправлены. 

ОТЗЫВ

о диссертации Ивановой Ирины Сергеевны

«Феномен времени в лирике Серебряного века»,

представленной на соискание ученой степени

кандидата философских наук по специальности

09.00.04.-эстетика



Интерес к проблематике, которой посвящает свою диссертацию И.С.Иванова, вполне очевиден, он вряд ли нуждается в дополнительном обосновании. Проблема времени, различных форм его освоения и восприятия в культуре – одна из ключевых в тематике современного философского, исторического и культурологического знания. Еще не так давно при обсуждении проблематики пространства-времени, в том числе исследуемой с точки зрения форм культурно-исторического освоения человеком мира, было принято обращаться не столько к литературе и искусству, сколько к науке и теоретической мысли. Односторонний сциентизм глубоко проник в поры философствования. Это приводило к тому, что исследования опыта того или иного восприятия пространства-времени ориентировались в основном на модели науки. Значение художественных форм освоения человеком действительности явно недооценивались. Работа И.С.Ивановой интересна нам именно тем, что в ней первостепенное значение уделено формам художественного, поэтического времявосприятия. Диссертант ставит перед собой задачу воссоздать целостную картину восприятия времени в лирике Серебряного века, рассмотреть качественные параметры времени в творчестве в творчестве поэтов Серебряного века. Времявосприятие в поэзии Серебряного века рассматривается автором с точки зрения таких характеристик как обратимость и необратимость времени, отношение времени и вечности. Диссертант исследует соотношение индивидуального и социального, исторического и экзистенциального в поэтическом времявосприятии.

Автор стремится показать, что «темпоральное чувство» поэтов Серебряного века едва ли не в первую очередь определяется религиозными интуициями. Интересно заключение о том, что само существование времени как прошлого, настоящего и будущего, поэты Серебряного века рассматривают в качестве наказания Бога, видя причины возникновения такого времени в человеческом разрыве с Богом и универсумом. Важное место в работе занимает рассмотрение идеи «преодоления времен» в поэзии Серебряного века. Фокусируя внимание на идее преодоления времен в лирике Серебряного века, диссертант фиксирует одну из ярчайших особенностей не только художественного сознания, но и всего мировосприятия начала ХХ столетия. («Время перестает существовать, - говорил А.Белый. – Все времена и все пространства слились в ноты одной гаммы». О том, к каким теоретическим последствиям приводило такое ощущение времени, нам уже приходилось высказаться, прослеживая формирование культурологической парадигмы сознания в начале ХХ столетия.) Представляется, что автору удалось показать не только субъективную сторону темпоральных представлений в поэзии Серебряного века ( их зависимость от индивидуального мирочувствования, судьбы и жизненного опыта поэта), но и то, что можно назвать «духом эпохи». В этой связи хочется отметить, что диссертация носит междисциплинарный характер, она включает в себя не только философско-эстетическую и литературоведческую, но и историко-культурологическую составляющую.

Диссертация «Феномен времени в лирике Серебряного века» представляется нам интересной и важной – прежде всего с точки зрения того, что она открывает возможность широкого сопоставления опыта поэтического истолкования времени, прослеженного в работе, с другими формами времявосприятия в культуре, обнаружить изоморфизм в одном случае и несовпадения в другом. Так, имея представление об опыте освоения проблематики пространства-времени в философии и теоретическом искусствознании в России 1900-20-х г.г., мы с интересом обнаружили совершенно определенные совпадения этого философско-теоретического опыта с одной стороны и опыта поэтических постижений времени с другой. Для нас это, пожалуй, самый поучительный и интересный вывод, который может быть сделан из данного диссертационного исследования. Еще Аристотель сказал, что поэзия философичнее истории. В этом еще раз можно убедиться, познакомившись с диссертацией И.С.Ивановой.

Несмотря на несомненные достоинства, в тексте диссертации не обошлось без отдельных погрешностей и досадных промахов. Хотелось бы, чтобы по крайней мере некоторые из них были учтены автором в дальнейшей исследовательской работе.

Довольно странно было видеть в столь серьезной работе, какой является исследование Ирины Сергеевны Ивановой, то, что автор в своем сопоставлении ощущения времени поэтов Серебряного века экзистенциальным времявосприятием не отыскал для последнего характеристики, заслуживающей большего внимания, чем та, которая содержится в популярном учебнике по философии А.А.Радугина. Думается, что если проблематика времени в экзистенциализме действительно важна и интересна для уважаемого диссертанта, то следовало бы обратиться к первоисточникам или серьезным комментариям. В любом случае следовало воздержаться от того, чтобы характеризовать взгляды экзистенциалистов на проблему времени шаблонной фразой популярного учебника. Должен сказать, что ссылки на учебник философии Радугина в тексте диссертации встречаются неоднократно, и это в наших глазах отнюдь не придает сопоставлениям или выводам диссертанта больший вес.

Вызывают удивление отдельные формулировки диссертации, повторенные, кстати, и в автореферате. Так, среди положений, выносимых автором на защиту, читаем: «Данные лирики не смогли прижиться в мире капитала»…Или: «некоторые поэты позволяли себе критиковать свое время, но не смогли осуществить до конца разрыв с той почвой, которая питала корни их поэзии» ( автореф., С.5) На стр.9 «автореферата», говоря вполне внятным языком о том, что «человеку трудно вынести разлуку с любимым»,автор неожиданно переходит на «философско-милицейскую» стилистику речи: «душа субъекта протестует (!) против перехода в космическое время…» В этой связи так и хочется сказать, что у субъекта никакой души нет и выразить надежду на то, что в дальнейшей работе диссертант будет более внимателен к формулировкам, во всяком случае реже будет оказываться в плену стереотипных фраз, восходящих к исследовательской практике двух, а то и трехдесятилетней давности.

Подводя итог, необходимо, тем не менее, подчеркнуть достаточно высокое в целом качество работы И.С.Ивановой. Отдельные ошибки и стилистические погрешности, встречающиеся время от времени, кричащие формулировки не позволяют признать работу совершенно безупречной. Тем не менее, эти погрешности не меняют общего довольно благоприятного впечатления от работы. Результаты диссертационного исследования обладают новизной и представляют интерес не только для исследователей, профессионально занимающихся литературой и философией Серебряного века, но и для философско-культурологического осмысления проблематики времени в целом. Для диссертации характерны содержательность, конкретность, богатство поэтического материала, с которым автор обращается вполне профессионально. Не возникает никаких сомнений в том, что диссертация выполнена состоявшимся, зрелым исследователем, увлеченным своим предметом.

Актуальность и содержательность работы И.С.Ивановой позволяет надеяться, что после определенных доработок исследование получит продолжение в виде авторской монографии. В этой связи хотелось бы пожелать, чтобы, говоря о феномене времени в поэзии Серебряного века,

исследователь чаще привлекал в своей работе богатое теоретико-философское наследие Серебряного века. Тем более, что многие из поэтов Серебряного века с полным правом принадлежат также и философии. Два эти плана – философско-теоретический и поэтический, притом взятые вместе, в их взаимной корреляции, - способны значительно повысить качество выводов, к которым приходят, рассматривая каждый из названных рядов изолированно. Более тесное сопряжение двух планов – материалов теоретико-философского характера и поэзии – позволяло бы сделать заключения о характере восприятия времени более любопытными, верифицируемыми и, несомненно, более значимыми.

В целом, диссертация «Феномен времени в лирике Серебряного века» отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатским исследованиям по философии, а ее автор Иванова Ирина Сергеевна заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата философских наук по специальности. 09.00.04. – эстетика. Автореферат диссертации отражает основное содержание работы.







Кандидат философских наук,

Доцент кафедры «История и теория культуры»

Российского государственного

Гуманитарного университета Ю.А.Асоян







ОТЗЫВ

на диссертацию ИВАНОВОЙ ИРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

«ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В ЛИРИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»,

представленную на соискание учёной степени

кандидата философских наук по специальности

09.00.04 (Эстетика) официального оппонента





Работа Ивановой И.С. посвящена малоисследованной в нашей науке теме «Феномен времени в лирике Серебряного века», актуальность которой в связи с пересмотром отношения общества к религии, революция 1917 года, дореволюционному прошлому России в русской эстетике возрастает.

В период становления новой системы ценностей, когда ростки новой духовной, христианской, подлинно гуманной культуры с трудом пробиваются сквозь «асфальт» прагматизма и гонки за материальными ценностями, необычайно актуально сформировать правильный эстетический идеал своего времени, обращаясь к созвучному современности историческому периоду рубежа веков, извлечь некий эстетический и этический урок из духовных исканий, диалектики восприятия феномена времени поэтами начала ХХ века.

Значимость представленной диссертации видится нам в том, что это первая обобщающая работа по указанной выше теме, написанная в новых социально-культурных условиях, в контексте происходящей смены парадигм философско-эстетического мышления от сугубо материальной эстетики к свободной, подлинно творческой эстетической мысли.

В первой главе своей работы диссертант сосредотачивается на теме человека и времени в лирике Серебряного века. Достоинством автора является диалектический подход к указанной теме.

Диссертант скрупулезно прослеживает, как состояние гармонии субъектов с пространственно-временным континуумом сменяется дисгармонией, возмущением пространственно-временной системой Земли, попытками создать альтернативное пространство и время, погрузиться во время экзестинциальное, в Духе преодолеть конечность бытия на Земле.

Автор рассматривает, как идея времени богочеловечества, соборности, коллективного сознания в лирике поэтов Серебряного века постепенно вытесняются идеями времени человекобожия, индивидуализма, эгоцентризма, как реальное историческое время искажает эстетический идеал гармонии субъектов с божественным и как творящие субъекты, участвуя в этом искажении, двигаются к кризису и деградации.

Благоприятное впечатление производит тот факт, что глава носит проблемный характер. Диссертант выделяет ряд проблем, среди которых такие, как: во-первых, в чем причина смены состояния гармонии субъекта с пространственно-временным континуумом; во-вторых, каковы пути выхода из сложившейся ситуации; в-третьих, является ли истинным избранный поэтами путь вызова небу и связанное с ним формирование эстетического идеала времени бунта и богоборчества? Диссертант успешно решает указанные выше проблемы, привлекая богатый поэтический и философско-эстетический материал.



Во второй главе «Преодоление разделенности времен в лирике поэтов Серебряного века» диссертант анализирует способы преодоления разделенности времен на прошлое, настоящее и будущее. Автор работы поднимает проблему причины распада неделимого космического времени на указанные периоды и выдвигает идею наказания людей Богом через разделенность времен за совершенный их прародителями грех. Сердцевиной данной главы является рассмотрение трагедии Рока, в которой поединок субъектов с пространственно-временной системой завершается Апокалипсисом и следующим за ним катарсисом – очищением через гибель, рождением нового мира через смерть старого.

Достоинством автора скрупулезное исследование эсхатологического восприятия времени поэтами рубежа эпох, выявление тонких различий между ортодоксальной трактовкой Апокалипсиса в Библии, трактовкой неохристианской, между пониманием будущего как Конца Света и начала нового мира у символистов и начала ноунебесного града у атеистов и стоящих вне групп поэтов. Весь материал этого раздела, его интерпретации и выводы отличаются прежде всего попыткой (вполне результативной) преодолеть литературоцентризм в истолковании творчества поэтов, выявить онтологические и духовно-культурные основания их художественно-эстетических исканий; показать, что идея «мистерии», эсхатологическое восприятие мира выражает, с одной стороны, - дух времени на рубеже веков, а с другой – особенность русского национального менталитета, его эстетического сознания.

Автор анализирует многовариантное отношение поэтов к настоящему и приходит к выводу, что все поэты Серебряного века видели в настоящем миг нарождения нового и гибели старого.

По-новому предстает в данной главе и отношение поэтов Серебряного века к прошлому, особенно дворянскому. Автор выявляет раздвоение творящих субъектов при оценке исторического прошедшего. С одной стороны, прошлое это некая консервативная среда, которая грозит задушить ростки нового божественного гармоничного мира, а с другой – это часть самих поэтов, их души, сознания и творчества. Диссертант описывает, как под угрозой с одной стороны Апокалипсиса, а с другой стороны – реальных большевизма и капитализма в творчестве поэтов Серебряного века актуализируется тема дворянской эстетики, причем, дворянский быт и нравы идеализируются, представляются как образцы благородных, возвышенных поступков, чувств, мыслей. Новизна работы заключается и в том, что автор пытается представить перед читателем внутреннее ощущение времени и через это экзистенциальное время выявить ценностное отношение к космическому, земному, историческому, биологическому временам.

При этом диссертант постоянно подчеркивает первичность идеального в сознании поэтов Серебряного века над материальным, раскрывает двойственность жизни человека во времени: существование материальной оболочки (тела) конечно, а жизнь бессмертной души – бесконечна.

Отмечая как характерную примету времени начало ХХ века попытку поэзии сблизиться с религией и даже подменить её собой, автор указывает на смешение христианской, неохристианской и восточных религий в творчестве и сознании поэтов Серебряного века и ставит проблему: правомерен ли такой синкретизм религий. Диссертант решает указанную выше проблему отрицательно в пользу ортодоксального православия, представленного в лирике А.Ахматовой и В.Иванова. Интересно, что, описывая декаданс в лирике поэтов, автор работы показывает преодоление творящими субъектами отчаяния и пессимизма верой, что уничтожение материи несет высвобождение вечно живого духа, подобно тому как средоточение жизни в миге движется окном в вечность.

Концепция мига и вечности в лирике поэтов Серебряного века представляется как отражение макрокосма в микрокосме, потенциальная возможность создания вечности из самой себя. Эстетический идеал мига и вечности наполнен в лирике поэтов начала ХХ века идеями любви, прорыва к Истине, Свету, Богу, вечной и бесконечной жизни Духа.



В третьей главе, завершающей работу диссертанта, автор анализирует проблему обратимости времени в поэзии Серебряного века, сосредотачивая свое внимание на трех концепциях движения времени: времени линейном, необратимом, цикличном времени и движением времени по спирали.

Новизна подхода диссертанта к проблеме движения времени заключается в том, что автор работает не только с космическим, биологическим, но и экзистенциальным временем, показывая, что там, где реальное время движется необратимо, экзистенциальное оборачивается вспять, если существует на то желание субъекта, воля Души и памяти. Со знанием дела автор исследует отличие реального исторического и биографического времени от экзистенциального и приходит к выводу, что экзистенциальное прошлое, в которое возвращается творящий субъект при помощи памяти, нетождественно реально бывшему времени, так как окрашено духовной субстанцией живущего в данном пространственно-временном континууме субъекта.

Большой интерес представляет описание диссертантом самого драматического процесса осознания вышеуказанного несовпадения содержания и эстетического восприятия времен у творящих субъектов.

Рассматривая воплощение в лирике поэтов начала ХХ века концепцию движения времени по спирали, диссертант указывает, что в основе её лежат философские труды о вечном возвращении, привлекает работы Н.А.Бердяева, Ф.Ницше, А.Шестова, В.Иванова, А.Белого.

Автор выдвигает идею о том, что во время очередного возвращения на новом уровне происходит приращение смысла, а движет возвращением некий Дух Истории, причем на каждом витке спирали мы в новой форме наблюдаем битву Бога и Дьявола. Возвращается же не только исторические события, но и идеи, которыми становится одержимо все общество, что особенно ярко прослеживается на материале лирики М.Волошина.

К достоинству этого раздела следует отнести и тот факт, что диссертант проводит сравнительный анализ движения времени по спирали и циклического времени и приходит к следующим выводам: во-первых, при циклическом времени не происходит приращения смысла; во-вторых, концепция циклического времени в лирике поэтов Серебряного века часто связана с трагическими мотивами бессмысленности всякого движения, развития.

Несмотря на обилие переживаний, связанных с утратой прошедшего в жизни индивидуума, можно, как утверждают автор, говорить о катарсисе: с одной стороны, в экзистенциальном времени бывает забыто и снято отрицательное в прошлом, происходит некая идеализация, высвечивание тех положительных начал, которые помогают личности справиться со стрессами в настоящем и ожидаемыми катастрофами в будущем, а с другой, - субъект может совершить экзистенциальное возвращение и в некие тяжелые для своей жизни моменты, чтобы через пробуждение совести и раскаянья очиститься духовно и приготовиться к восприятию божественной истины и к грядущей встрече с Всевышним.

Наряду с циклическим и спиралевидным временем диссертант обнаруживает в стихах поэтов Серебряного века и векторное время. Наличие существования векторного времени наряду с циклическим и спиралевидным автор работы объясняет тем, что в истории действуют центробежные и центростремительные силы, каждой из которых соответствует определенный тип движения времени.

Диссертант представляет многообразие воплощений идей движения времени на богатом поэтическом и философски-эстетическом материале, ставит проблему соотношения движения экзистенциального времени со временем историческим, биологическим, космическим, биографическим.



В заключении работы делается ряд выводов, которые с ходом исследования поставленных проблем свидетельствуют об умении автора анализировать сложнейшие темы нашей отечественной философии, эстетики и искусства.

Диссертация не лишена недостатков. Так, известное положение о том, что физическое время нереально, поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет, автор приписывает Н.Бердяеву (с. 52 дисс.), хотя до него и значительно полнее об этом говорил Августин Аврелий.

На странице 39 диссертации автор утверждает, что божественное, космическое время больше времени человеческого. В действительности это разные типы времени. Божественное – сакрально, человеческое экзистенциально или перцептуально, как правильно утверждает Иванова И.С.

Поэтов Серебряного века автор диссертации называет идеалистами ( с. 44 дисс.) на том основании, что они верили в существование души и её способность покидать свою телесную оболочку. Точнее было бы их назвать сторонниками орфических верований, популярных в начале ХХ века.

Известное выражение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» диссертант объясняет как «круговорот времени» ( с.141 дисс.). В действительности, это следует отнести к определенному приему работы со словом, с помощью которого авангардисты начала ХХ века ( особенно футуристы) добивались ощущения динамизма, скорости, психологического сжимания времени. В дальнейшем, во второй половине ХХ века и сегодня этот прием стали называть реауррентным принципом повтора ( через запятую следует каждый раз одно слово). Такой ритм лежит в основе рок-музыки и современной серийной живописи.

Отмеченные недостатки не умоляют значимости диссертации Ивановой И.С., а сама диссертантка заслуживает присуждения ей искомой степени кандидата философских наук.





Официальный оппонент, «___»_____________2002г.

Доктор философских наук, _____________________

Профессор МИГУНОВ А.С.









«Утверждаю»

Проректор по научной работе Московского

Государственного института электронной

Техники Технического университета,

Доктор технических наук, профессор

_____________________ В.А.Бархоткин

« 23» мая 2002 г.





Отзыв

ведущей организации на диссертацию Ивановой И.С.

«Феномен времени в лирике Серебряного века»,

представленную на соискание ученой степени кандидата

философских наук по специальности 09.00.04 – Эстетика



Кафедра философии Московского государственного института электронной техники – Технического университета, рассмотрев на своем заседании от 22 мая 2002 года диссертацию Ивановой Ирины Сергеевны «Феномен времени в лирике Серебряного века», отмечает, что данная диссертация является актуальным научным исследованием, поскольку обусловлена тенденциями современной отечественной эстетики в новом осмыслении мира идей и образов поэзии Серебряного века. Одной из таких фундаментальных идей в эстетике России начала ХХ века является феномен времени. Эта проблема актуализировалась в философии в связи с научными открытиями в естествознании – теорией относительности А.Эйнштейна, созданием планетарной модели атома М.Планка, исследованиями в области микромира. Постепенно феномен времени стал предметом рефлексии философов, художников. Классическое понимание времени, как длительности процессов и меры изменения материальных тел, было поколеблено. Философы стали выделять социальное время, перцептуальное время, художественное время. Анри Бергсон ввел понятие психологического времени: «Восприятие никогда не бывает простым соприкосновением духа с наличным предметом, оно всегда пропитано дополняющими и поясняющими её воспоминаниями – образы» - писал он в работе «Материя и память», на которую опирается диссертант в объяснении феномена времени в поэзии Серебряного века. Соглашаясь в целом с размышлениями автора, мы считаем, что феномен времени в искусстве отечественная эстетика осмысливала параллельно с художественной практикой Серебряного века. Циклическое время, о котором пишет автор, уже в начале века использовал Ф.И.Шмит применительно к мировому художественному процессу, а А.В.Бакушинский к художественному развитию творческих способностей личности. Поэтому диссертанту, исследующему феномен времени в поэзии Серебряного века, следовало бы обратить внимание на постановку данной проблемы в русской эстетике начала ХХ века.

Достоинством диссертации является очень емкое, в то же время содержательное введение, в котором четко обозначены позиции автора, круг проблем, которые автор предполагает рассмотреть в работе. Первая глава «Человек и время в лирике Серебряного века» посвящена осмыслению поэтами существования человека во времени и пространстве. Человек и время – проблема , четко поставленная диссертантом реализуется на основе анализа богатейшей художественной практики Серебряного века. Поэзия К.Бальмонта, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Г.Иванова, Н.Гумилева, А.Белого, М.Волошина рождает новое представление человека о времени, о мире, в котором живет и творит человек.

Если у М.Волошина, Андрея Белого время осмысливается как смена состояний субъекта во времени и пространстве и оно останавливается со смертью, одиночеством человека в мире, то у З.Гиппиус, Анны Ахматовой, М.Цветаевой человек пытается преодолеть дискретность времени, «все сделать бессмертным и вечным». Размышления автора поражают своей глубиной и точностью, когда пишет о дисгармонии человека и времени. Дисгармония между реальным и человеческим временем у Цветаевой рождает драматизм человеческого бытия, разрыв личностных связей, скептическое отношение к будущему. Диссертант позицию поэта называет агрессивной. С таким выводом автора трудно согласиться. Дело в том, что поэтический образ «человекообразных существ» внуков, правнуков порожден у поэта кровавыми конвульсиями ХХ века – войной и революцией 1905 года, перманентной революционной ситуацией в России, когда брат шел с оружием на брата, отца. Отсюда искреннее непонимание у поэта потомков – «если веку не до предков».

На наш взгляд, нельзя переоценивать влияние ницшеанства на поэзию Серебряного века. Русской поэзии начала ХХ века более близка была «творческая эволюция» Анри Бергсона. Идеи французского философа как бы настраивали мятежную душу поэта к размышлению о времени. Автор очень тонко уловила различие в понимании феномена времени у каждого поэта Серебряного века – это раздвоение между религией и атеизмом.

Если Белый и Блок были бунтарями, отвергавшими существующий миропорядок, и феномен времени у них связывается с будущими социальными потрясениями. «Мы дети страшных лет России», то у Цветаевой, Ахматовой, Гумилева время наказывает человека за грехи, дробя жизнь на «ряд раздельных существований».

Следовало бы выделить еще одну оригинальную мысль диссертанта. Феномен времени рассматривается в поэзии не как внешняя сила по отношению к поэзии Серебряного века, а как проблема морфологическая, характеризующая внутреннее строение искусства, его художественную ткань.

В главе встречается ряд неточностей. Так, диссертант часто употребляет «философ Колобаева Л.А.», «ученый Иванов». Во-первых, Лидия Андреевна Колобаева – филолог, профессор кафедры русской литературы МГУ, а такие тавтологии ученый Иванов, ученый Петров не прижились в стилистике диссертационных работ. Слишком большое внимание диссертант уделяет работам А.М.Мостепаненко, Алины Калеш, Л.А.Колобаевой. Отсюда перегруженность работы цитатами. Не самой удачной является цитата из П.Флоренского «Истинный христианин и есть истинный философ». Во-первых, это перевод на русский язык высказывания средневекового философа – экзегета Юстина, во-вторых, это просто ненаучно с точки зрения светской философии.

Глава вторая «Преодоление разделенности времен в лирике Серебряного века» во многом развивает обозначенные автором проблемы в главе предыдущей.

Узловая проблема – человек и разделенность времени.

Прошлое, настоящее, будущее всегда волновали русскую поэзию. Поэтому эта проблема является национальной в русской литературе. Поэты Серебряного века подняли ее в своем творчестве до уровня философской рефлексии. Это было связано с кардинальными переменами в общественной жизни России начала века, в умонастроении русской интеллигенции, которое четко выразил А.П.Чехов «Так жить нельзя».

Поэты Серебряного века ставили целью своего искусства преодолеть разделенность времени. «В духе преодолели мы все пространство и в духе преодолели мы все времена»(А.Белый).

Диссертант предпринял глубокий философско-эстетический анализ проблемы. Он выделил два пути, избранные поэтами Серебряного века. Первый религиозный – вера, блаженство, любовь в настоящем и наступление рая в загробной жизни – Ахматова, Иванов, Волошин, второй – изменения человеческого бытия в настоящем, улучшение жизни человека в пространственно-временном континууме в будущем – А.Белый, А.Блок, М.Цветаева.

Первый путь автор связывает с влиянием философии Ницше, а второй с традициями русской поэзии. Такая позиция автора не может не импонировать. Она выходит за рамки эстетической проблемы, поднимает ее до высот понимания человеческого бытия, направленности исторического процесса. Особенно это проявилось в трактовке проблемы трансформации исторического, художественного и экзистенциального времени, справедливо подчеркивая, что «реальное, биологическое время становится внешним к экзистенциальному».

Эстетический анализ поэзии В.Я.Брюсова осуществлен автором превосходно, убедительно доказано, что взгляд поэта на феномен времени сильно отличен от других поэтов Серебряного века. В его поэзии настоящее, постоянно взаимодействуя с прошлым, создает неповторимый эстетический мир поэта. У В.Я.Брюсова – настоящее, как у Ф.Ницше, основательно забытое прошлое, вызывает трепет и вдохновение. Интересные параллели между поэзией Брюсова, философией Ницше и Соловьева придают размышлениям автора основательность, свидетельствуют о высокой эстетической культуре диссертанта. Эти параллели помогают исследователю четко определить те общие критерии, с которыми поэты Серебряного века подходят к определению феномена времени – они все выступают против уничтожения прошлого, разъединения людей во времени и пространстве, деления времени на прошлое, настоящее , будущее, противопоставляя ему погружение в экзистенциальное прошлое. Поэты-символисты отстаивали дуализм настоящего, в котором присутствует уходящее прошлое и зарождается будущее. «Только грядущее область поэта».

В третьей главе «Проблема обратимости времени в поэзии Серебряного века» рассматриваются автором циклическое и векторное время в поэзии А.Белого, М.Волошина, А.Блока, К.Бальмонта.

Справедливо указывая на влияние философии Н.А.Бердяева, Я.Шестова, особенно концепции «Вечного возвращения» Ф.Ницше, на поэзию Серебряного века, нам представляется, что это влияние нельзя абсолютизировать. Эстетическая позиция А.Блока, М.Волошина, Г.Иванова не противоречила здравому смыслу – время и векторное, и циклическое у них не обратимо, время лишь обратимо в идеальном, фантастическом мире чувств, поэтому это возвращение прошлого в поэзии Серебряного века рождает как оптимистические, так и пессимистические чувства. Так у Бальмонта возвращение к прошлому овеяно светлой радостью, становится мучительно-сладостным мигом, у К.Бальмонта рождает странный образ – кольцеобразной змеи.

В поэзии Серебряного века феномен времени возник как отражение кричащих противоречий общественной жизни, стремительных катаклизмов, сменяющих друг друга во времени. Восприятие и переживание времени этих «страшных лет России» поэтами начала ХХ века открыло миру великие парадигмы искусства.

Таким образом, диссертация Ивановой Ирины Сергеевны является законченным, серьезным исследованием по истории отечественной эстетики. Цель, задачи исследования реализованы автором. Диссертант показала высокую культуру и превосходное знание поэзии Серебряного века.

Сделанные замечания не затрагивают общей концепции автора.

Диссертация «Феномен времени в лирике Серебряного века» соответствует требованиям п. 14 ВАК РФ, а ее автор Иванова Ирина Сергеевна заслуживает присуждения искомой степени кандидата философских наук (по специальности 09.00.04 – Эстетика). Автореферат и публикации отражают основное содержание диссертации.

Отзыв составлен доктором философских наук, профессором Кулаевым Казбеком Владимировичем и утвержден на заседании кафедры философии единогласно 22 мая 2002 г.


Рецензии
Спасибо за публикацию материала.

Интересно - существует ли понятие "разомкнутого времени" и в чём оно выражается, если да?

Наталья Ромодина   29.04.2018 20:02     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение. Да, есть термин разомкнутое время.И в поэзии, и в науке.
Вот ссылка на лекцию, в которой он употреляется.
http://paideuma.tv/video/etnosociologiya-2010-lekciya-9-narod-i-ego-struktury#/?playlistId=0&videoId=0

Главная Этносоциология (2010). Лекция 9. Народ и его структуры
Этносоциология (2010). Лекция 9. Народ и его структуры
Facebook Twitter Telegram VK Odnoklassniki Mail.Ru blogger_post LinkedIn LiveJournal PrintFriendly
Александр Дугин: социология и психология глобального общества
Дополнительные материалы

Ирина Иванова 9   03.06.2020 21:50   Заявить о нарушении