Зимние школьные каникулы

Это только в песне поется: «На острове нормальная погода».
Еще вчера была золотая сахалинская осень и ласково грело солнце, а сегодня с утра задуло, запуржило, занесло и укутало землю, городок и позиции двухметровым слоем снега, утрамбовывая его в твердый наст.
Это была первая сахалинская пурга командира на острове, и, получив сигнал «штормовое предупреждение», он остался в верхней казарме, рядом с позицией. Пургу необходимо встречать, находясь непосредственно на боевом посту. Глядя на командира, остался на позиции и замполит.
В отличие от воздушно-десантных войск, дежурная смена на «точке» (офицеры, сержанты, солдаты), находилась в домике, расположенном в центре позиции, а остальной личный состав — в верхней казарме, рядом с позицией.
В кабинетах командного состава: командира, замполита, главного инженера и начальника штаба в верхней казарме стояли застеленные солдатские кровати, где в ночное время, в зависимости от ситуации, отдыхала смена усиления.
Граница есть граница, и сроки готовности материальной части — считанные минуты.
Утром в пургу из городка после дежурства смена офицеров добирается на «точку», борясь со шквальными порывами ветра, который забивает дыхание, в противогазах (предварительно свинтив коробку и одев подшлемник) в колонну по одному, держась за направляющий трос, натянутый вдоль телефонных столбов.
Слава присоединился к уходящей группе в последний момент. Он пробовал одеть противогаз на очки, но в последний момент понял, что нужно выбирать одно из двух: или очки или противогаз. Застегнуть шинель на пуговицы Слава не успел. На полпути к позиции очередной порыв шквального ветра оторвал его от направляющего троса и он, удерживая двумя руками  сползающую шинель, как буер, понесся по твердому насту в сторону моря. Началась погоня. Но Слава, как на крыльях, летел по насту со скоростью ветра. В серой мгле рассвета беглец был обнаружен у первого домика городка (откуда и начинал свой поход), в сугробе, из которого торчала его голова в противогазе, держась двумя руками за березку. Его  с помощью «боевых подруг» откапывала Альбина Павловна.
— Славонька! В сугробе, с торчащей головой в противогазе, и, как жену родную, обнимая березку, ты был бесподобен, — успокоила Славу Альбина Павловна.
Его завели в домик, обогрели, отпоили горячим чаем. Альбина Павловна подошла к телефону — звонил командир.
— Славонька! Тебе приказано сидеть в домике под моим присмотром и не высовываться. Мирное время — не место для подвигов.
Группа офицеров повторно отправилась на «точку». А пурга, убедившись в тщетности своих усилий, затихла.
По прибытии группы офицеров из городка на «точку» командир провел совещание.
— Прошу доложить предположения по восстановлению боеготовности части.
— Первым делом нужно прокопать лаз в столовую и котельную, проверить ограждение позиций и состояние караульной службы, — предложил старожил на острове, начальник штаба Геннадий Матвеевич.
— Запустить дизеля и проверить функционирование материальной части, — отметил главный инженер Евгений Константинович.
— А затем бросить все силы на расчистку двориков стартовой батареи, — дополнил командир старта Александр Запорожец.
Предложения поступали деловые, со знанием сложившейся ситуации.
Начальник штаба вносил временные коррективы в план ликвидации стихийных бедствий.
— Юрий Илларионович! В городке дома занесло по печные трубы. Уточните, как идут дела у «боевых подруг» по расчистке снега. И, если необходимо, вышлите им помощь, — обратился командир к замполиту.
В дверях кабинета появился дежурный офицер.
— Разрешите войти?
— Товарищ командир! Караулом задержана неизвестная гражданка. Как проникла на территорию части  — неизвестно.
В кабинет вошла закутанная в платок высокая девушка в спортивном костюме, курточке и с лыжами в руках.
— Кто вы такая и как попали на территорию части? — спросил командир.
— Во-первых, здравствуйте! — улыбнулась замерзшая фигура. Я — Алла Васильевна. Ответственная за культурно-массовую работу горкома комсомола порта.
— Я пока понял, что Алла с двумя «л». Но как вы к нам в пургу добрались?
— Запросто! Вначале ехала на рейсовом автобусе. Трассу замело, и автобус застрял. Ехал трактор. Я попросилась в кабину к водителю. А потом на лыжах от дороги — к вам.
— А если бы вас застрелили часовые? — спросил начальник штаба.
— А что, у вас в красивых женщин стреляют? Вам что, диверсантов не хватает? — она развязала платок, сняла шлем, поправила прическу, показала удостоверение личности и снова улыбнулась.
В любой, даже стрессовой ситуации, женщина думает не только о цели визита, но и о том, как она выглядит в глазах окружающих мужчин.
— Ближе к делу, Алла Васильевна. Зачем пожаловали? — спросил командир.
— Понимаете, сейчас приближаются зимние школьные каникулы. А по нашим данным, у вас, после ухода летной части, в городке остались пустующие домики. Вот мы и решили организовать во время каникул детский спортивный лагерь для школьников. Руководство квартирно-эксплуатационной части не возражает, мы созванивались.
— А в Кабинет Министров вы не звонили? Во-первых, мне нужно согласовать вопрос с моим командованием. Во-вторых, необходимо проверить состояние жилого фонда — отопление, остекление, подачу воды. В-третьих, предварительно завезти продукты, постельные принадлежности, посуду, — подвел итоги беседы командир. — Значит так! Юрий Илларионович, забирайте эту активную комсомолку и ведите, вернее, идите на лыжах к Альбине Павловне. Обогреть, накормить, напоить чаем. С Порфирием Ксенофонтовичем Осмачко  осмотрите и определите домики для проживания школьников, а утром проводите Аллу Васильевну до разъезда, посадите на поезд и отправьте в порт приписки.
Прошло две недели… Начинались школьные каникулы… Никаких звонков из порта не поступило.
— Ну что, Юрий Илларионович, не звонила Алла Васильевна?
— Нет, не звонила. Я пытался связаться, но безуспешно, никто не отвечает.
— Ну ладно. Своих забот достаточно, а тут еще школьники, — сказал командир.
На следующий день  во второй половине дня поступил грозный звонок. Звонил начальник гарнизона.
— Что за сорок ваших детей находятся у меня в управлении части? Они съели солдатский обед и собираются съесть солдатский ужин.
— Сорока детей у меня не может быть при всех моих возможностях, — попытался отшутиться командир.
— Отставить разговорчики! Ваши дети. Они направляются к вам в лагерь отдыха. Слушайте мою команду! Для перевозки детей на «точку»  я выделяю колонну тягачей и отправляю их к вам. Встретьте, разместите в городке и лично отвечаете за их здоровье. Мне звонили из горкома партии порта. Связь — по радио. — И руководящая трубка замолкла.
Колонна АТС приближалась к перекрестку дорог.
— Заложить в котел продукты на ужин для детей, — приказал командир.
К командиру подошли начальник штаба и замполит.
— Наши осевые дороги, — начал докладывать Геннадий Матвеевич, — проложены строго с юга на север и продуваются господствующими ветрами. А поперечная дорога от перекрестка к нам на “точку”, да еще на возвышенность, забиваются поземкой. Артиллерийские тягачи от перекрестка к нам по снегу не пройдут: силы много, а гусеницы узкие, да и дорога вешками не обозначена. Гляжу, — гора наша начинает куриться. Как бы пурга снова не задула. Детей от перекрестка до казарм надо перенести на руках.
— Юрий Илларионович! Вы слышали предложение начальника штаба? Постройте личный состав и поставьте задачу по передислокации детей в казарму.
— К нам на отдых в городок прибывают дети для проведения зимних школьных каникул, — обратился замполит к солдатам. — От перекрестка дорог до верхней казармы тягачи не пройдут. Перенести детей от перекрестка до казармы на руках. Каждый берет по одному ребенку. Вперед!
И понеслось…
По горло в снегу воины начали перетаскивать ребят в верхнюю казарму. Визг, смех, писк девчонок...
Пошел снег, но пурга пока затаилась.
Отряхиваясь от снега, в казарму прибыла Алла Васильевна и воспитательница  Мария Дмитриевна.
— Здравствуйте! Мы прибыли без происшествий.
— Добрый день, вернее вечер, — ответил командир.
— Почему предварительно не позвонили о выезде к нам?
— Почему не позвонила? — Алла Васильевна повернулась к Геннадию Матвеевичу. — А почему вы мне не дали ваш позывной и пароль. А без этого ваши военные телефонисты на коммутаторе не соединяют. Проявляют бдительность.
— А где автобус с имуществом, продуктами?
— Автобус обломался по дороге и находится на ремонте в гарнизоне. С ним остался учитель труда Иван Иванович.
— Все у вас не слава богу! — в сердцах сказал командир. — Проверьте детей по списку и доложите.
Алла Васильевна провела перекличку и доложила:
— Все на месте, отставших нет.
При внимательном рассмотрении  школьники оказались учениками старших классов. Правда, в их составе оказался ученик четвертого класса Ванечка, который был двоюродным братом десятиклассника Павлика и без него не захотел оставаться в интернате. Кстати, школьники оказались не обычными школьниками, а воспитанниками портового интерната для детей-сирот, по разным причинам оставшимися без родителей.
Подул северный ветер. О размещении детей в городке не могло быть и речи.
— Геннадий Матвеевич! Ребят разместить на ночлег следующим образом: мальчиков — в казарме, на месте смены, находящейся на дежурстве; девочек — в клубе, вместе с Аллой Васильевной и Марией Дмитриевной. Юрий Илларионович! Проконтролируйте организацию питания ребят в столовой, а затем с Порфирием Ксенофонтовичем — готовить жилье в городке для школьников. В городке разместить мальчиков с учителем в домике гостиничного типа, переселив холостяков к лейтенанту Славе Ушивцу; девочек — в домике, рядом с баней, поселив с ними Аллу Васильевну и Марию Дмитриевну. Переселение организовать завтра после завтрака. Кормить детей в офицерской столовой в городке, а офицеров — в солдатской столовой, в отдельной комнате.
Все работы шли согласно плану: устанавливали в клубе кровати, меняли белье на постелях, в городке проверяли состояние отопления, подачу воды в домики. В солдатской столовой детей покормили ужином.
К командиру подошла Алла Васильевна:
— Я знаю, что вы уже решили вопрос о жилье и питании детей. Спасибо за заботу о подрастающем поколении. А может, завтра организуем КВН с вашим личным составом и нашими ребятами?
— Без комментариев…
С утра распогодилось. В городок прибыл школьный автобус с имуществом: раскладушками, постельным бельем, продуктами и учителем труда, Иваном Ивановичем.
К обеду командир пришел с позиции в управление. Из окон клуба доносился громкий смех. Это Алла Васильевна вместе с замполитом проводили КВН со школьниками и отдыхающей сменой личного состава.
В связи с тем, что интернатовская повариха заболела и не прибыла со школьным автобусом, пищу для детей готовила десятиклассница Галя под руководством воспитательницы Марии Дмитриевны. После дегустации пищи Альбиной Павловной Галя была отправлена на занятие кружка кроя и шитья, а за дело взялась сама Альбина Павловна с помощью “боевых подруг”.
На следующее утро на КПП командира ожидала делегация девочек.
— Здравия желаем, товарищ командир! — хором поприветствовали они его.
— Здравствуйте, дети! Как устроились? А где Алла Васильевна?
— Она уехала на утреннем поезде. У нее заседание бюро. А у нас Марья Дмитриевна ногу подвернула. Мы ее поставили на лыжи, а она заехала на пенек. И нога подвернулась. Она сейчас лежит в домике.
— Хорошо, девочки. Я к вам пришлю военфельдшера Веру Ивановну.
Командир вызвал замполита.
— Юрий Илларионович! Назначаю вас руководителем зимнего детского лагеря. Берите с собой Наталью Павловну, Татьяну Запорожец и Веру Ивановну. Альбина Павловна уже на боевом посту — готовит обед детям. Подключайте по необходимости свободных от дежурства членов комсомольского бюро.
Дед Осмачко, оценив сложившуюся на «точке» обстановку, предложил:
— Якщо мене, через ім’я, що важко сприймається, скорочено нарекли «дід Паршик», то інтернатовських дітей треба скорочено називати «інтер-діти».
И началась жизнь на «точке» в условиях чрезвычайных ситуаций — кормление, воспитание, развлечение интер-детей, — мероприятия, не узаконенные ни в одном воинском уставе, наставлении или директиве.
Юрий Илларионович осуществлял не только общее руководство. Учитывая, что исполняющий обязанности физрука — десятиклассник Павлик, большую часть времени проводил на водокачке в обществе деда Осмачко, помогая ему в проведении ремонтных работ, Юрий Илларионович занялся с ребятами отработкой элементов военно-спортивного комплекса. Он организовал проведение лыжной эстафеты, занятия по изучению вольных упражнений, лично проводил утреннюю физзарядку. Но основные усилия сосредоточил на подготовке к проведению военной игры «Зарница», для чего предварительно разделил отдыхающую смену на два отряда. Завоевав у интер-детей авторитет, Юрий Илларионович построил их и сказал:
— В здоровом теле — здоровый дух! Предлагаю всем одновременно бросить курить. Курение и лыжи несовместимы.
Вера Ивановна при проведении занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи принесла наглядное пособие — плакат: «Легкие курильщика» и продемонстрировала его ребятам.
А заключительный аккорд в воспитании подрастающего поколения поставил дед Осмачко. Он принес консервацию собственного изготовления: варенье, компоты и поставил их на стол. Затем достал папку, развязал тесемки и достал бумагу.
— Договор, — прочел он. — Воспитанники интерната обязуются сего числа бросить курение, а Осмачко П.К. регулярно поставлять в интернат варенье и компоты. Контроль возлагается на учителя по труду. При невыполнении условий договора к виновным применяются санкции. Прошу отведать продукцию!
Дед Осмачко достал ручку, поставил подпись и предложил всем ребятам расписаться. В заключение он сказал: «Старого горобця на полові не обдуриш!”
Танечка Запорожец проводила занятия по аэробике с девочками и готовила концерт художественной самодеятельности силами школьников. Командир взвода управления, лейтенант Андрей, выступал в роли аккомпаниатора.
Наталья Павловна организовала для девушек кружок «Кроя и шитья», вернее кружок по реставрации одежды. Она собрала у женщин городка платья, блузки, юбки, вышедшие из моды и габаритов, принесла в домик, где жили девушки, пару ручных швейных машинок, ножницы, иголки, нитки, утюги и сказала:
— На прощальном вечере в клубе, с приглашением личного состава, после концерта художественной самодеятельности школьников, будут танцы. «Бал принцесс», на котором будет проведен конкурс на лучшее платье.
И загорелись девчонки. Они до позднего вечера кроили, резали, подшивали, строчили. Ну кто не хочет быть победителем на «Бале принцесс»?
У интер-мальчиков наибольший интерес вызвал радиотехнический кружок, которым руководил двухгодичник Слава. Он принес с собой на занятия паяльники, припой, измерительные приборы, списанные по срокам, но в рабочем состоянии, радиодетали. И они собирали схемы детекторных приемников, которыми потом, в интернате, можно было бы пользоваться для прослушивания музыкальных передач.
Алла Васильевна по-прежнему курсировала между Пенькоградом и портом. В дни приезда он посещала спортивные мероприятия, кружки, интересовалась  организацией питания школьников, встречалась с Танечкой Запорожец — они были родственными душами: обе закончили один и тот же институт культуры и искусств, только Танечка в Петербурге, а Алла Васильевна — в Хабаровске. Танечка по специальности  менеджер туризма , а Алла — режиссер массовых зрелищ.
Посещая городок, Алла Васильевна почему-то больше внимания уделяла работе радиотехнического кружка и хорошо управлялась не только с паяльником  и измерительными приборами, но и могла читать несложные радиотехнические схемы, чем заслужила уважение лейтенанта.
— Я думал, что девушки больше интересуются косметикой и парфюмерией, а вы, оказывается, думающая личность, — выразил свое отношение к женскому полу Слава.
Дед Осмачко всегда изучал окружающих его людей. При первоначальном появлении Аллы Васильевны в городке в пургу и знакомстве с ней, он открыл свой гроссбух и занес в него только ему понятную информацию. И сейчас, узнав, что Алла Васильевна регулярно посещает радиотехнический кружок его земляка Славы, запросил дополнительную информацию о ней у своих дедов-приятелей.
Ответ пришел через несколько дней. В донесении говорилось: «Пользуется авторитетом у общественности, ведет скромный образ жизни, рестораны, морской клуб не посещает. В последнее время начала ходить на курсы ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) по специальности радист-радиотелеграфист. Возможно, собирается идти служить в армию».
Дед Осмачко занес в гроссбух только ему понятные дополнительные данные.
Дни в городке стояли безветренные, солнечные, что способствовало проведению запланированных мероприятий.
А пурга, наблюдая за кипучей деятельностью в городке, затаилась.
Ванечка, единственный четырехклассник в лагере, двоюродный брат и.о. физкультурника Павлика, на второй день отдыха отделился от общей массы детей. Они взрослые, и ему с ними было скучно. Его команда в составе Аленушки, пуделя военфельдшера Тимоши и козы Машки играли в свои игры. К тому же пудель, с появлением в городке Ванечки, перестал рычать и лаять на козу. Тимоша бегал за брошенной палочкой и приносил в зубах Ванечке. Аленка наряжала Тимошу в красивый ошейник из вуали, а козе Машке прикрепила бантик и надела на маленькие рожки шляпку.
Они дружно носились по городку, распугивая кур и гусей. И еще они играли в прятки. Тимоша сразу понял, что по команде Ванечки «ищи!», надо находить спрятавшуюся Аленку. А вот коза Машка, как все блондинки, никак не могла уразуметь, что от нее хотят, и постоянно мекала: «Ме-ме-ме…» Замолкала она только тогда, когда Ванечка скармливал ей свежесорванную веточку с листочками. Ела она быстро, а затем опять начинала свою серенаду: «Ме-ме-ме…»
Недаром когда-то ученые индусы говорили: «Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины». (Веда 5).
Услышав сигнал горна, Ванечка отправился на обед. По дороге он отвел к Вере Ивановне Тимошу, привязал к колышку Машку, и они с Аленушкой отправились к домикам. По дороге им встретился Геннадий Матвеевич, направлявшийся домой для отдыха, перед заступлением на суточное дежурство. Ванечка стал по стойке «смирно» и отдал ему честь.
— Ты кто такой, служивый? — спросил его Геннадий Матвеевич.
— Я — Ваня, — ответил мальчик.
— Куда путь держишь?
— Иду на построение перед обедом. Вы горн слышали?
— Горн слышал. Вот я тоже иду на прием пищи. Пошли со мной, вместе отобедаем, а то одному как-то одиноко. Супруга на службе, — пригласил Ванечку Геннадий Матвеевич.
— Вы что! Там на обеде Альбина Павловна командует. С ней шутки плохи. Утром мне замечание сделала. Она строгая женщина.
— Да, с вашим братом надо ухо востро держать. Недоглядишь — в горячий суп свалитесь, — поддел Ваню Геннадий Матвеевич. — Так и быть. Я позвоню Альбине Павловне, что ты со мной. Пошли, вместе и позвоним.
Они зашли в квартиру. Геннадий Матвеевич перезвонил Альбине Павловне, что Ваня у них в гостях. Они съели первое блюдо, и Геннадий Матвеевич поставил на стол оладьи с вареньем.
— Ой, оладушки! Как я по ним соскучился! — радостно произнес Ванечка.
— А что, вам в интернате оладьи не дают? — спросил Геннадий Матвеевич.
— Дают, но только на праздники. Повариха, баба Шура, говорит, что с ними хлопот много. А у нее муж-инвалид, дети мал мала меньше да корова не доена, — со знанием дела объяснил Ваня.
— Понятно! Есть предложение. После обеда соснуть часочек, а то мне на дежурство заступать на сутки, — предложил Геннадий Матвеевич.
— Я не возражаю. Я тоже что-то спал тревожно. Наверное, на новом месте непривычно, — сказал Ваня.
И они улеглись отдыхать.
Когда прибыла Альбина Павловна (а она готовила завтрак, обед, а на ужин ее подменяли другие женщины), она обнаружила, что и хозяин, и гость крепко спят в своих постелях.
Когда они проснулись и Ванечка обнаружил в квартире саму Альбину Павловну, он вначале растерялся. Но когда Геннадий Матвеевич объяснил ему, что это его жена и что она командует только на службе, а дома — тишь да гладь — успокоился.
Геннадий Матвеевич начал собираться на службу.
— Ванечка! Оставайся у нас, сейчас Аленка придет.
— А мне не нагорит от Ивана Ивановича?
— А мы ему сейчас позвоним, — сказала Альбина Павловна.
Так вот и получилось, что Ванечка со второго дня отдыха переселился к Геннадию Матвеевичу и Альбине Павловне.
Ванечка подружился с Геннадием Матвеевичем, и они по вечерам сражались в шашки. Вначале Геннадий Матвеевич давал ему в «фору» две пешки, затем одну, однажды, придя домой после смены суточного дежурства, он задремал во время игры и был заперт пешками соперника.
— Сортир! — закричал довольный Ванечка.
— Ванечка! Это неприличное слово, — назидательно сказала Альбина Павловна.
— Гальюн! — тогда победно заявил он.
После этого поражения  Геннадий Матвеевич «фору» не давал, но во время игры незаметно подыгрывал, пока Ванечка не уличил его в этом. Альбина Павловна готовила любимые Ваничкины оладушки, поливая их вареньем, и другие вкусные блюда.
Днем Ванечка играл с Аленкой, которая жила в соседнем доме, иногда к их компании присоединялся пудель Тимоша.
Приближалось время отъезда детей в интернат. Ванечке об этом сказал при встрече Павлик. Расстроенный Ванечка пришел домой. В квартире была Альбина Павловна и Геннадий Матвеевич. Ванечка подошел к Альбине Павловне, на глазах у него были слезы. Он вытер слезы рукавом курточки и сказал: «Мама Альбина! Я не хочу в интернат!»
У Геннадия Матвеевича какой-то комок подкатился к горлу.
— Ванечка! Мы будем к тебе приезжать в интернат. А на следующие каникулы заберем в гости к себе. Тебе же надо учиться, а у нас школы нет.
— А если мы — все дети — переедем к вам в городок, школу откроют? Вон у вас сколько свободных домиков есть.
— Ванечка! А кто будет директором школы?
— Как кто? Мама Альбина. Она умеет хорошо все организовывать. Ее даже женщины слушаются. А у нас все воспитательницы — женщины, только Иван Иванович — мужчина.
Исполняющий обязанности физрука, десятиклассник Павлик, с согласия Юрия Илларионовича и учителя труда Ивана Ивановича, большую часть времени проводил на водокачке, в оборудованной дедом Осмачко пристройке, которую Порфирий Ксенофонтович называл «инструментальный цех», где размещались маленький токарный станок, сверлильная установка, газосварочный аппарат, тиски и слесарный инструмент. Павлик помогал деду Осмачко проводить профилактические работы на водокачке. Во время работы  он держал молот за конец рукоятки, умело опиливал детали  , правильно держал ножовку — все это не ускользало от взора деда Осмачко. А когда парень самостоятельно вырезал прокладку и установил ее на место при замене фильтра, Порфирий Ксенофонтович похвалил его. Предложение Павлика перенести на несколько метров по течению речки резервный гибкий шланг для забора воды (он использовался при выходе из строя мотора глубоководной скважины) и оборудовать двухступенчатый фильтр, вызвало одобрение у деда. А когда парень нарисовал схему его подключения, дед Паршик стал относиться к Павлику с уважением. Их обоих объединяла любовь к технике.
Как-то вечером  Порфирий Ксенофонтович спросил Павлика:
— Какие у тебя планы после окончания десятого класса?
— Какие у меня планы? — переспросил Павлик. — У меня ведь есть Ваня. У него, кроме меня, никого нет. Поступлю на работу на рыбкомбинат в инструментальный цех. Иван Иванович уже переговорил с начальником цеха. Если сдам вступительные экзамены, — поступлю на заочное отделение механического техникума. Но чтобы я был рядом с Ванечкой. Надо его в люди вывести и следить, чтобы он не попал в плохую компанию. А вам спасибо за науку — вы меня многому научили.
Каникулы приближались к завершению. Но ребята не горели желанием ехать обратно в интернат. Прописная истина — воспитанием подростков должен заниматься профессионально подготовленный мужчина. Да и жены офицеров за эти дни привыкли к ребятам, и по-своему, по-бабьи, жалели их, и потихоньку подкармливали всякой вкуснятиной.
Особенно переживали о предстоящей разлуке Ванечка, Аленка и пудель Тимоша… Даже коза Манька, почуяв неладное, перестала убегать в чужой огород.
Альбина Павловна, Геннадий Матвеевич и дед Осмачко провели «тайную вечерю».
— Порфирий Ксенофонтович, — начала исповедь Альбина Павловна. — Мы с Геннадием Матвеевичем посоветовались и думаем усыновить Ванечку. За этот короткий срок мы привыкли к нему, и его нам будет не хватать. Да и дело идет к увольнению со службы. А на Орловщине у нас из родичей никого нет.
Порфирий Ксенофонтович задумался.
— Спасибо за доверие, за то, что обратились ко мне за советом… Только я с вами тоже хотел посоветоваться, да вы меня упредили. За это время я тоже привязался к Павлику. И тоже планирую переехать на родину, на Полтавщину. Сколько можно мотаться по свету. Я думаю предложить Павлику после окончания интерната поехать со мной. Что я могу посоветовать?.. Время нас рассудит. Со своей стороны я считаю, что вы правильно поступаете. Плохо человеку, когда он один. Даже волки сбиваются в стаю.
Подошел последний день пребывания ребят в городке. Вечером, после прощального ужина, приготовленного Альбиной Павловной и женами офицеров, в клубе состоялся концерт художественной самодеятельности школьников и «Бал принцесс».
Дед Осмачко и жены офицеров собрали подарочный набор: компоты, варенье, смоквы и напекли на дорогу пирожков. Командир созвонился с руководством железной дороги и договорился, чтобы утренний поезд остановился на перекрестке дорог и забрал ребят.
Алла Васильевна и Марья Дмитриевна должны были ехать с детьми, а учитель труда Иван Иванович — сопровождать груженый автобус с имуществом и подарками.
— Юрий Илларионович! — обратился командир к замполиту. — Нужно дело довести до логического завершения. Проводите ребят до дверей интерната, а то они опять воспитательницу поставят на лыжи, или еще что-нибудь отмочат.
Вечером замполит вернулся в часть.
— Все нормально. Довез ребят без приключений. Только Ванечка всю дорогу плакал, хотел вернуться к Альбине Павловне. «Я, — говорит, — за оладушками с вареньем и за Аленушкой с Тимошей соскучился. Пусть интернат переведут в Пенькоград!»
— Юрий Илларионович! Руководя зимним лагерем школьников, вы с честью справились с поставленной задачей. — Командир сделал паузу и, улыбаясь, добавил: — Я бы с вами в разведку пошел.
На столе командира зазвонил телефон.
Звонила Наталья Павловна.
— Мы с Альбиной Павловной, Геннадием Матвеевичем и, примкнувшим к нам Порфирием Ксенофонтовичем, приглашаем вас, с Юрием Илларионовичем на ужин по случаю успешного завершения школьных зимних каникул.
Командир посмотрел на часы и сказал замполиту:
— Юрий Илларионович! Предлагаю провести совместную разведку маршрута движения от части до вашего дома.
После проведения зимних школьных каникул, у командира сложились доверительные отношения с замполитом.


Рецензии