Военная контрразведка - 2

                1

Полковник АЛЕКСАНДР БОНДАРЕНКО - военный журналист "ЦТРС Минобороны России" первого призыва 1992 года. Он пришел к нам из газеты "Красная звезда" и был редактором отдела тематических передач. Где трудился и ваш покорный слуга. Выходили тематички на 6 канале. Выпускник легендарного Львовского Высшего Военно-политического училища. Автор романа «Записки черного гусара» («Рейтар», 2005) и сборника повестей «Кавалергарда век недолог» (Воениздат, 1995), автор-составитель книг серии «Полки Русской армии», выпускаемой Воениздатом с 1997 г. - «Кавалергарды», «Преображенцы» (2000), «Лейб-гусары» (2003) и «Семеновцы» (2004)...
Вскоре Александр Юльевич вернулся в свою родную газету. И помимо всего прочего запал на тему о военной контрразведке, что в принципе не свойственно для офицерской среды. Однако я ему доверяю. И осмелюсь провести некий ликбез, с его помощью, в области сегодняшних реалий военной контразведки в Вооруженных силах России.
                *   
Со второй половины 1991 года органы госбезопасности, как и многие другие государственные структуры нашей страны, вступили в полосу тотального реформирования. 22 октября на заседании Госсовета СССР было принято решение об упразднении КГБ и создании на его базе ряда структур. Для координации работы спецслужб и проведения согласованной оперативной деятельности была образована Межреспубликанская служба безопасности СССР (МСБ), в состав которой 3-е Главное управление КГБ вошло как Главное управление военной контрразведки (ГУ ВКР).
      Вскоре в соответствии с Указом Президента РСФСР от 26 ноября 1991 года «О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности (АФБ) РСФСР» ГУ ВКР было переподчинено этому агентству в качестве Управления военной контрразведки.
      Затем Указом Президента России от 24 января 1992 года на базе АФБ РСФСР и МСБ СССР было создано Министерство безопасности РФ, которое 21 декабря 1993 года вновь преобразовали на этот раз в Федеральную службу контрразведки РФ, ставшую 3 апреля 1995 года Федеральной службой безопасности РФ. Управление военной контрразведки входило в состав этих ведомств.
      В ходе последующей реорганизации служб безопасности (с 6 июня 1997 по 10 августа 1998 года) управление входило в состав Департамента контрразведки ФСБ России, после чего вновь стало самостоятельным подразделением ФСБ – Управлением военной контрразведки. С 7 февраля 2000 года УВКР, сохраняя это название, стало также именоваться ещё и 3-м Управлением ФСБ.
      4 августа 2004 года оно было преобразовано в Департамент военной контрразведки (3-й Департамент) ФСБ России, в коем статусе пребывает и поныне. Задачи и направления его деятельности определены Федеральным законом РФ «О Федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 года с соответствующими изменениями и дополнениями, а также «Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)», утверждённым Указом Президента РФ № 318 от 7 февраля 2000 года.
                *
 Нет необходимости объяснять, что 1990-е годы стали для органов военной контрразведки сложнейшим временем. В стране и армии резко обострилась оперативная обстановка, в кадровом составе органов безопасности происходили очень болезненные процессы. Не все сотрудники смогли выдержать тот шквал подлой критики и несправедливых обвинений, которые «срежиссированно» сыпались в их адрес; многие опытные контрразведчики по той или иной причине ушли в запас. Всё же основной состав органов военной контрразведки – как в центре, так и на местах – тогда сохранился.
      Если в 1980-е годы и ранее основными противниками военной контрразведки являлись спецслужбы США, Великобритании и Западной Германии, ведущих государств НАТО, то сейчас в силу появления новых мировых и региональных центров силы и новой конфигурации геополитической карты планеты количество желающих стать обладателями оборонных тайн нашего Отечества существенно увеличилось. Отмечается особое стремление к добыванию закрытой информации, касающейся развития Стратегических ядерных сил, создания новых перспективных образцов вооружений, в том числе для РВСН, главного гаранта суверенитета России.
      Ситуация на фронтах «тайной войны» постоянно меняется. Так, Великобритания в последнее время после нескольких громких провалов вроде бы поумерила свои разведывательные «аппетиты», а США, Япония и особенно ФРГ стараются работать на российской территории чужими руками.
      Старательным «помощником» западных разведок стали сегодня спецслужбы Грузии, сотрудники которых, хотя и не обладают необходимым профессионализмом, рьяно пытаются, судя по имеющимся данным, оправдать доверие своих «хозяев». По их заданиям они проявляют интерес к масштабным стратегическим вопросам, которые для маленькой Грузии не могут представлять никакого интереса с точки зрения её национальной безопасности (состояние военного и мобилизационного потенциалов России, боевые системы управления видов её Вооружённых Сил, научно-исследовательские и конструкторские разработки в оборонной сфере...).
      Бывшие наши союзники по Варшавскому договору и некоторые бывшие союзные республики (помимо Грузии) собирают в основном разведывательную информацию своего уровня, по своим интересам. Например, сейчас наблюдается активность по линии научно-технической разведки одной из восточноевропейских стран, с которой у России всегда были добрые отношения. Причина проста: на её территории остались предприятия по производству нашей военной техники – вот и причина интереса к новым российским технологиям...
      Что касается уже упомянутой Грузии, то её спецслужбы – сотрудники специальной службы внешней разведки, департамента военной разведки – при выводе из республики подразделений российских войск старались вербовать всех и каждого, как германский абвер в начале войны, вне зависимости от должностей и званий. Особое внимание обращали на грузин и на тех, кто ранее жил и имел родственников в Грузии, – им обещали многие блага, шантажировали родственниками...

                2

ПРИМ. Некоторые авторы с иронией пишут, что у России не осталось более, ни стратегических, ни военно-промышленных секретов. Странно слышать это в наше время. Однажды мы проводили видеосъемки в Академии ФСБ России. Времена были еще ельцинские, и начальник Академии, генерал-полковник Т., поведал нам в доверительной беседе некоторые сенсационные подробности из жизни современных чекистов.
     ФСБ обнаружила шпионов из стран, которых можно отыскать на карте мира с хорошей лупой. И которых ранее контрразведка не фиксировала, и по которым не работала!..
     А интерес к России только подогревается всем ходом мирового развития и её геополитическим положением. Более того, генерал привел такой занимательный факт: многие развитые страны, в том числе и члены НАТО, готовы платить $50 - 100 тысяч, за каждого своего слушателя, за год обучения!..
                *
В январе 2008 года офицер А. Имерлишвили, проходивший службу в частях Северо-Кавказского военного округа, выехал в очередной отпуск в Грузию. Там его ждали не только родственники, но и сотрудники спецслужбы. Судя по всему, они получили на Имерлишвили оперативную наводку и знали о нём почти всё <...>, ими был пущен в ход весь арсенал средств. А. Имерлишвили пошёл на сотрудничество и по возвращении в часть приступил к выполнению задания. Используя служебное положение, а также под различными предлогами он принялся собирать информацию и подыскивать новых кандидатов в агенты. Эта его активность не осталась без внимания контрразведчиков. На очередном подходе к секретам он «засветился», рассказывает в своей книге «Военная контрразведка: тайная война» Николай Лузан, ветеран военной контрразведки.
      Основной трудностью в работе по сотрудникам и агентам спецслужб наших бывших республик военные контрразведчики считают излишнее доверие к противнику. Часто случается, что встречаются люди, которые вместе жили, учились, служили, а потом вдруг оказались по разные стороны границы. Конечно, тут и воспоминания, и рассказы о сегодняшнем дне, и информация об общих знакомых... Но, к сожалению, далеко не вся эта информация оказывается просто житейской – кое-что переходит в разряд сведений, на разглашение которых собеседника может умело подтолкнуть мнимый друг, связанный со спецслужбой своего государства, а то и далёкой державы...
      Кстати, некоторое время назад был объявлен персоной нон грата и выдворен из России военный атташе одной из стран СНГ, выпускник престижного советского военного вуза. Через бывших однокашников и сослуживцев он сумел найти подходы к засекреченному оборонному объекту, где и был задержан нашими военными контрразведчиками с поличным.
      Не будем, однако, судить военного атташе слишком строго – у него работа такая. А вот то, что среди наших граждан, в том числе и военнослужащих, оказываются те, кто за счёт продажи секретов иностранным спецслужбам пытается поправить своё материальное положение или решить проблему выезда на постоянное жительство за рубеж, – это уже гораздо неприятнее и опаснее. Но такие люди забывают, что военная контрразведка продолжает действовать, причём достаточно эффективно.
      В подтверждение тому можно перечислить целый ряд разоблачений агентов западных и восточных спецслужб периода новейшей истории нашей военной контрразведки.      
                *
      В мае 1994 года был изобличён в шпионской деятельности старший научный сотрудник одного из санкт-петербургских НИИ Моисей Финкель, который, намереваясь выехать на постоянное жительство в США, инициативно связался с сотрудниками ЦРУ. Он рассчитывал, что собираемая им секретная информация о научных разработках института обеспечит его семье материальное благополучие на новом месте. Однако его шпионские усилия были замечены военными контрразведчиками, и Моисей Зусманович вместо Америки отправился на 12 лет «в места не столь отдалённые».
      В июле 1996 года, когда в Калининград с дружеским визитом приходила группа кораблей ВМС Швеции, свои услуги шведским разведчикам предложил начальник службы обработки разведывательных данных российского корабля «Пеленгатор» капитан 3 ранга Сергей Величко. «Аналитик» – под таким псевдонимом он проходил в оперативных разработках и не догадывался, что уже после первого контакта военная контрразведка взяла его «под колпак» и что с этим связаны многие его неприятности, вплоть до увольнения в запас по истечении контракта.
      Впрочем, главная неприятность ждала его впереди: 5 февраля 1999 года он был задержан на Калининградском вокзале с весьма малоценной шпионской информацией. Так как Величко проявил чистосердечное раскаяние и активно сотрудничал со следствием, наказание бывшему капитану 3 ранга оказалось ниже низшего предела – пять лет лишения свободы.
      23 декабря 1996 года в ФСБ России поступило дружественное сообщение из службы безопасности одной из стран СНГ о попытке неустановленного лица инициативно выйти на контакт с разведкой США. Неизвестный предлагал продать за 500 тысяч долларов секретную информацию о Ракетных войсках стратегического назначения России. В результате проведённой военными контрразведчиками операции был установлен «инициативник» – майор Игорь Дудник, офицер штаба Оренбургской ракетной армии.
      7 марта он и его соучастник Валерий Литвинюк были задержаны при попытке вынести секретные материалы за пределы военного городка. Если бы эти сведения попали в руки сотрудников ЦРУ, то пришлось бы менять практически все параметры систем защиты и управления РВСН, что обошлось бы минимум в 100 миллионов долларов. Учитывая, что секретные данные всё же не попали к иностранной спецслужбе, суд счёл возможным назначить Дуднику минимальный срок наказания за «государственную измену в форме шпионажа»: 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
      26 февраля 2002 года в посольство США в Москве обратился некий Александр Сыпачёв. Он очень нервничал, его поведение показалось неадекватным постовому милиционеру, а потому информация на странного посетителя поступила в органы ФСБ. В результате предварительной проверки оказалось, что Сыпачёв – полковник ГРУ. Военные контрразведчики выяснили, что задания на посещение посольства он не получал...
      4 апреля, когда Сыпачёв закладывал в условленное место пакет с секретной информацией, он был задержан. 11 ноября 2002 года Московский окружной военный суд признал его виновным в покушении на государственную измену и, учитывая чистосердечное раскаяние и содействие следствию, приговорил к 8 годам лишения свободы.
      Две большие шпионские сети были раскрыты и обезврежены военными контрразведчиками во взаимодействии с сотрудниками других подразделений ФСБ в 2002 и 2004 годах на Дальнем Востоке. «Дядя Ваня», сотрудник спецслужбы одной азиатской державы, вербовал агентов из числа ездивших в Китай «челноков», не гнушавшихся мелкой контрабандой: это давало возможность их шантажировать. Проинструктированные агенты вовлекали в свой преступный «бизнес» бывших и действующих военнослужащих, притом что некоторые из них собирали сведения на основе материальной заинтересованности, а другие разглашали секреты из желания помочь друзьям. В итоге к отправке за рубеж были подготовлены секретные документы, образцы вооружения и боевой техники – вплоть до авиационного двигателя и противотанковых реактивных снарядов.
      Но далеко не всех привлекали «заманчивые» предложения. Сначала до военных контрразведчиков дошла информация о шпионской сети, развёрнутой «коммерсантами» Александром Белошапкиным и Виктором Поповым, а затем – о «бизнесмене» Павле Носике, о привлечённом им к «делу» бывшем заместителе командира авиационной эскадрильи майоре запаса Викторе Смале и офицерах, доверчивостью которых воспользовался бывший сослуживец...
      В итоге Смаль был осуждён к пятнадцати с половиной годам заключения. Попов сам себе вынес приговор, повесившись в тюремной камере. Серьёзные сроки наказаний получили также и те, кто, забыв о необходимости строго хранить государственную тайну, «по дружбе» помогал шпионам.
      В 2004 году в поле зрения военных контрразведчиков попал ещё один бывший сотрудник ГРУ – полковник запаса Сергей Скрипаль. Он позволял себе дорогостоящие поездки за границу, под различными предлогами выходил на свои старые связи в центральном аппарате военной разведки, пытался завязать новые знакомства, получить конфиденциальную информацию. Было установлено, что во время работы в Испании Скрипаль тайно открыл банковский счёт, на который регулярно поступали денежные перечисления; в 1999 году он приобрёл для сына трёхкомнатную квартиру, произвёл дорогостоящий ремонт собственного жилья, купил дачу и автомобиль.
      Военные контрразведчики предположили, что они имеют дело с агентом иностранной спецслужбы – и действительно в конце 2004 года была зафиксирована встреча Скрипаля с сотрудником британской МИ-6, после чего он был арестован. 9 августа 2006 года Московский окружной военный суд приговорил изменника к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
      Выехавший в 1996 году на жительство в Германию Андрей Думенков занимался перегоном в Россию «серых» иномарок и прочими спекуляциями, на чём его и зацепила германская разведка, знавшая, что он – выходец из региона, где находилась дивизия РВСН, имеет широкие связи среди военнослужащих. Отправившись в родные края, Думенков стал предлагать своим знакомым «хорошо подзаработать» путём продажи секретной информации.
      В результате комплекса оперативных и предупредительных мер, осуществлённых военной контрразведкой, немцы не только получили ряд дезинформационных материалов, но и увидели одного из «источников» Думенкова, который приехал с ним в Германию. Правда, о чём не знали ни шпион, ни его «хозяева», «источник» действовал по заданию органов безопасности.
      За свою шпионскую деятельность 23 августа 2006 года Думенков был приговорен к 12 годам лишения свободы.
      17 января 2008 года за шпионаж в пользу Литвы был приговорён к лишению свободы на 7,5 лет бывший подполковник внутренней службы Василий Хитрюк, сотрудник Управления ФСИН по Калининградской области. Он слишком доверился новому знакомому – Артурасу Армонавичюсу, выпускнику одного из советских военных училищ, а потом, завербованный этим сотрудником литовской разведки «на материальной основе», начал собирать информацию о дислоцированных в регионе воинских частях, что не прошло мимо внимания военных контрразведчиков.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
      


Рецензии
Информация относительно свежая, специфическая. Безусловно, у многих вызывает интерес. Спасибо за столь необходимый труд. Самые добрые пожелания!

Николай Мринский   10.09.2020 21:40     Заявить о нарушении
Николай, благодарю за внимание. Ныне я - Серафим Григорьев-3.
С уважением,

Серафим Григорьев -3   11.09.2020 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.