Антонио Канова

Антонио Канова (итал. Antonio Canova; 1 ноября 1757, Поссаньо — 13 октября 1822, Венеция) — итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.

Антонио Канова (Antonio Canova), 1757-1822 гг. · итальянский скульптор, представитель классицизма. Полированная, безукоризненно чистая белая поверхность придает статуям Кановы некоторую абстрактность и холодность, несмотря на тонко подмеченные детали и точную передачу анатомической структуры тела и драпировок. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как "Амур и Психея" (1783-1793, Лувр). Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя "Персей" (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, "Паолина Боргезе в образе Венеры" (1805-1807, Рим, музей и галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783-1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783-1787, Рим, церковь Санти Апостоли).
Три грации Кановы
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/01/1165
Три римские грации - греков хариты,
богини сияния, блага, цветенья -
нюансами чувства и мысли горенья
и в Риме, и в Греции, Кипре, на Крите.

Три грации - конус свечения лета,
край неба, дарующего жизни благо,
творят благородство, красу и отвагу,
струится шарф мягко, и рук гибких - ветви.

Вы - ивы, магнолии, ветви оливы,
венок орхидей из симфонии мира,
гармония Греции Древней и Рима,
в движении неповторимо красивы.

И мрамор живет, покоренный мгновеньем
доверия в тихой неспешной беседе,
триоль красоты - над злом мира победа,
лишь море штормит и пылит пеплом Этна.

Антонио Канова.Три грации.
Канова родился 1 ноября 1757 г. в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж. Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера — мраморная скульптурная группа "Дедал и Икар", выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.
Амур и Психея Кановы
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/01/1661
Психея - дыхание, бронхи, трахеи,
и мозг гибнет без волшебства кислорода,
Психея как женственной мудрости гений
спасает от плена Венеры Эрота!

Шепнет он:"Психея!.." И эхо проснется,
и тихо сплетет шелест трав на рассвете,
в объятьях цветов к облакам прикоснется,
и ветер рассыплет вздох на километры!

"Психея!" И шепот Амура разбудит
любовь и дыхание страсти и в скалах.
И нежное прикосновение утра.
И чувств безграничности кажется мало.
Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"  на сайте - http://greekroman.ru/gallery/art_canova.htm


Рецензии