Лучинушка. Махачкала

Муслим.
Он был гениальным человеком
архитектором художником свободным джигитом-нигилистом.
Он обладал фантастическим обаянием и острым умом.
Про таких говорят – не в свою эпоху родился.
Слишком много силы и свободы и царской крови – этот коктейль мешал ему
и его брату Юладу вписываться в дибильный советский социум.
Им нужно было родиться викингами или рыцарями и участвовать в сражениях,
 но родились они в Махачкале в 1952 и 1956 годах.
Мама даргинка из княжеского рода – главврач,
а папа аварец министр энергетики.
Нас познакомил его приятель тоже архитектор Миша Краковский.
О себе Муслим говорил: я служил в танковых войсках,
я танкист, я видел мир сквозь щель!
Однажды мы решили разбогатеть.
Возвращались из фотосалона, что рядом со стадионом Динамо,
в котором царил легендарный Унчик.
Унчик сидел лет 18 в общей сложности,
потом сделал себе справку умственной инвалидности и право открыть фотосалон.
Унчик был джигитом-поэтом и вообще романтическим человеком.
Я застал его уже пожилым. Это человек-легенда.
Он даже подрался с Расулом Гамзатовым, обвинив его в плагиате своих стихов.
Подстерег Расула где-то возле союза писателе и сбил с него шапку - папаху.
Стихи его я не помню. Но это было что-то очень трогательное типа того,
что вот он возвращается из дальних северных краёв в родную Махачкалу
и вот уже первуха блеснула первыми огнями и что-то там такое….
Помню такую строчку:
Люблю людей, больших и маленьких
Люблю веселых маленьких ребят.
Они мне все напоминают Аликов.
Таких, каким когда-то в детстве был и я.
Вот.
Звали его Алик. Наверное Алихан.
Говорят он фигурирует в одном из рассказов Искандера или что-то такое,
но история была романтическая.
Унчик влюбился в цирковую актрису выступающую с удавом.
Она оказалась чем-то больна и ёё закрыли в каком-то страшном  диспанцере
тех совковых времен. Унчик с пистолетом ворвался в цирк и украл удава,
а затем ворвался в медицинское учереждение и арестовал всех врачей.
Он захватывал комнату за комнатой,
пока не дошел до главврача и там он запер всех, обрезав телефоны. 
Похитил свою прекрасную актртису,
и долго жил с ней где то в горах в далёком селении. Удав умер.
Чтобы она не грустила друзья Унчика украли удава в другом цирке и привезли ей. Представляю себе как они там жили с удавом в горах.
У Унчика собирались выпить, поговорить, почитать стихи.
Мастерская состояла из двух комнат разделенных занавеской.
Здание было что-то вробе очень большого гаража возле стадиона Динамо.
В одной комнате стоял фотоаппарат на треножнике а в другой за занавеской собиралось общество.
А в это время потоком шли посетители всем нужно было фотографироваться
 и в основном на паспорт.
У Унчика были помошники, но они как правило напивались быстрее.
В какой-то момент Унчик устал и выйдя пьяный к какому то очень противному мужику – толи мент, толи чиновник, мелкий и мерзкий,
Унчик сказал: а вот тебя я фотографировать не буду.
Мужик очень удивился и спросил: почему?
Унчик посмотрел на него строго и сказал: потому что у тебя папка красная!
 
ЛУЧИНУШКА
Увидев что у Унчика портится настроение мы с Мусиком ушли.
На улице  Мусик долго молчал, а потом  сказал:
я придумал как нам разбогатеть!
Мы будем фотографами.
Мы сейчас полетим в Москву и купим там на все деньги 2 самых крутых полароида, огромный пляжный зонтик типа КОКА_КОЛА
и как можно больше одноразовых карточек.
Отличная вещь – фото сразу в рамке.
А главное мгновенно!
Ты знаешь, что Эдвин Лэнд – отец основатель компании Polaroid
родился в 1909 году в Америке,
а его дедушка и бабушка Соломоновичи эмигрировали в США из Украины.
Ха-ха! Ты-то ведь из Львова – западная Украина – тебе это должно быть близко.
В 1948 году фирма Polaroid сделал первые моментальные фотоаппараты,
которые сразу после съёмки выдают готовый снимок.
Мусик иногда поражал меня какими-нибудь энциклопедическими познаниями.
Но главные их фишки -  изобретения рентгеновской пленки,
прибора ночного видения и т. д. - это же «фабрика изобретений»!
Кароче, в Махачкале, походу, полароидов нету, 
а в Москве они есть.
Наши лехи еще на рубят эту фишку.
Мы будем первыми.
Я уже вижу: мы 2 таких благородных дона на пляже,
Огромный зонтик Кока-кола.
Два белоснежных шезлонга.
В ногах ящик холодной кока-колы.
Стенд-плакат в стиле «Арт деко».
Море. Солнце. Волны мягко шелестят.
Большой приёмник с хорошим инструментальным музоном.
Соломенные шляпы кубинские сигары и большие полароиды.
Калифорния. Нах!
Деньги текут рекой.
Бессамемуча!
Фото-салон «Муслимофф унд  ББ» работает на пляже.
Отлично – согласился я. «Остановись мгновенье ты прекрасно» – наш девиз.
Решено – сделано.
Собрали деньги – 6000 рублей. Летим на 3 дня.
Я не беру с собой никаких вещей. В сумке 6000 и 6 бутылок водки.
Всё прекрасно. Сидим в самолёте. Жопой чувствую что-то не так.
И тут ко мне подходят особисты и выводят меня.
Никто мне ничего не объясняет.
Половину денег Мусик пихает мне, ну чтобы  я откупился, если что.
Мне ничего не предъявляют, долго с кем-то созваниваются
и на комитетской машине везут в мое районное отделение милиции.
Там держат полдня и потом как то странно говорят мне,
что у меня поддельные документы.
Что на самом деле, отчасти было правдой.
Дело в том, что когда я женился, то у меня не было никакой прописки
и  у невесты тоже не было прописки.
А все родственники вокруг и все силы мира были против нашего брака,
потому что я из благородного еврейского рода единственный сын,
а она почти тоже самое – любимая дочь корейского клана.
Но любовь побеждает всё.
Я похитил невесту.
И помог мне  старший брат Магомеда Адуховича  – Абдул врач-ветеринар.
Он приехал из высокогорного селения и мы выпили и я, кароче,
пожаловался на ситуацию и он сказал:
«Паслушай, брат! Я тебе как врач-ветеринар говорю – ей уже 25 лет – еще год
 и рожать будет опасно! Пойми, э!»
И мы выпили еще и поехали похищать невесту.
Похитили, а пожениться не можем – загс без прописки не расписывает.
И тогда мой друг Олег Невелюк нарисовал мне в паспорте штамп прописки
и прописался я в квартире Тимура в доме на улице Ленина
над квартирой Муслима. Невелюк сделал это бамбуковой заостренной палочкой
так искусно, как старый китаец, один в один - отличить не возможно,
и только одна маленькая деталь - мелочь – рисунок в полтора раза больше настоящей печати.
С начала я ахуел.
Но это как-то не бросалось в глаза и никто этого не замечал.
На меня тупо настучали – донесли, что-бы получить звездочку на погоны.
Человек я был в городе заметный, потому что работал в то время
художественным руководителем Клуба Рыбников.
И в этом Клубе Рыбников я решил организовать кино-клуб Иллюзион для просмотров шедевров мирового кино. Долго добивался первого фильма Феллини
«Репетиция оркестра» - познал всех чиновников
и странные заведения кинопрокаты, где пишутся заявки,
а через месяц откуда-то присылают похожие на мины железные коробки
с киноплёнкой.  Это всё мир страшной Кафки.
И вот когда весь цвет Махачкалы – человек 200-250 в зале собралось,
директор Заур Казулаев решил отменить кино.
Что-то его пугало и напрягало.
Ну вобщем-то понятно что.
Но просмотр всё же состоялся, хотя успели снять и уничтожить афишу, 
и даже Анна Джетере что-то говорила про городскую культуру.
В общем нестандартная для города тех времен ситуация и КГБ напряглось.
Я даже знаю этого человека, тогда он получил за это звездочку.
Ну да Бог ему судья. Знаю, что он прочтет этот текст.
Я выпил все 6 бутылок водки за неделю
и за эту же неделю разрулил все эти проблемы.
Слава богу есть друзья и они влиятельные люди.
А Муслим без меня загрустил-закутил в Москве и не реализовал эту идею.
Я вспоминаю это потому, что в ту летнюю ночь возле библиотеки Пушкина
мы думали как же назвать наш фотосалон.
Наш рекланый слоган – остановись мгновенье – ты прекрасно!
Ну а название? Мефисто? Камера Обскура? Иллюзия?
И тут я спросил как называется салон Унчика?
Муслим усмехнулся и медленно низким голосом по слогам произнёс:
 ЛУ-ЧИ-НУШ-КА! - и мы очень долго истерически смеялись.
ЛУЧИНУШКА…
Гениальное название.


Рецензии