О тех, кто подарил север

 

Как появляется желание проанализировать прочитанное на Прозе.ру? 
По-разному.
Иногда это эмоциональный порыв…
Иногда восхищение стилем и образами…
Иногда ощущение общности переживаний и взглядов…
Иногда подсказка в отклике, на то, что было написано ранее…

Все мои избранные авторы, так или иначе, постоянно вызывают желание перечитать, переосмыслить, задуматься…
           А нынче такая непогодь, такое серое небо и эти куцые островки снега на грязных тротуарах, хочется сбросить хандру и порадовать глаз и душу слепящим снегом, ощутить бодрящий морозец, вспомнить авторов, воспевающих красоту и людей Севера.
Их Север – «это праздник, который всегда со мной».

Выделила  троих – Виктор Ковтуненко, Павел Техдир Антипов, Владимир Эйснер.

Этих авторов трудно сравнивать, да не надо. Они очень разные по стилю, по энергетике текста, по манере письма. Их эмоционально объединяет любовь к Северу, душевность воспоминаний о людях, о друзьях-товарищах. И каждый из них создаёт особый, имеющий свою атмосферу, свои краски, текст.Всё это разнообразие и даёт основу для размышления и интерпретации.
 
А ещё, что, на мой взгляд, очень важно: представленные в работах взгляды, аргументы продуктивны и полезны. Читателя приобщают к более глубокому пониманию человека, его психологического состояния в разных условиях. И получаешь хороший урок распознавания побуждений и поступков людей. Обогащаешь опыт улавливать «непрозрачность» чужих душ.
Да, от этого иногда становишься печальнее, но мудрее и трезвее.
 
Читая произведения названных авторов, постоянно ощущаешь, как их тексты соотносятся с обстоятельствами, при которых они создавались, с личным опытом.
И как суровый и прекрасный Север входил в их души, входил, как оказалось, навсегда…
 
И ты идёшь за их памятью, заряжаешься энергией сильных, ярких рассказчиков. 
Сегодня, живя в атмосфере тревог и страхов, лицемерия властей и пессимизма окружающих - это глоток чистого воздуха. Хочется по-новому посмотреть на своё прошлое… вспоминать светлые его блики, которые так безжалостно заслоняются повседневной житейщиной.
 
Эти авторы писали не для того, чтобы стать «материалом» литературоведческих опусов.
Но их тексты вооружают новым зрением, новым видением жизни разных людей, людей наделённых силой и слабостью, добром и жестокостью, приземлённых и возвышенных.
Они напоминают, как писал Уитмен, - «Как далеко не смотри, за твоей далью есть дали…».
 
*****

Листаю, листаю страницы В.Ковтуненко и П.Антипова…
Более двух лет читаю этих авторов. Просматривая их страницы, встретила свой отклик от 4.08.2009 г. – «Для меня ваши (вместе с Павлом) мемуары просто находка. Новые впечатления, а с теплотой написанные тексты, создают соответствующее настроение».
Плацдарм, на котором ведут повествование авторы, не столь широк. Здесь всё, что происходило в армии, как складывались взаимоотношения служивых между собой, с командирами.
А фон - суровость и красота края.
 
В.Ковтуненко и П.Антипов служили в одной "Системе", но в разных местах, в разное время.
Их  публикации без натяжек можно назвать летописью времени. Времени не только их службы, но и жизни страны в целом.
У каждого автора глава - это часть целого - страницы его памяти, то, что ему запомнилось.
Взаимодействие глав, образность и широта взглядов в этих произведениях позволяют говорить, что это не просто конгломерат фактов, частные мемуары, это художественные портреты времени и людей.
Их работы отличает глубина и точность характеристик.

Любопытно и другое – сами авторы очень разные. Каждый из них «пишет, как он дышит»…

В.Ковтуненко - немногословен, или, как он сам говорит – «минималист». Ироничен. Самокритичен. Зачастую прямолинеен, подчас даже категоричен. Но всегда искренен. Он пишет неторопливо, как бы от случая к случаю. Каждый раз поражая, редкой наблюдательностью и доброй памятью.
 
П. Антипов – поэт, владеющий стилем написания лирических стихотворений, отличающихся предельной краткостью. Он по-восточному мудр. Сдержан. Его проза, как и стихи, лаконична, объёмна и эстетически ярко окрашена. И здесь – «правда, ничего кроме правды».

Ведя диалог, дополняя, комментируя друг друга, они дарят удивительное ощущение их братства, чувства локтя и взаимной поддержки.

*****

Виктор Ковтуненко – «566 километр. Баку. – Цикл рассказов о моём армейском прошлом». – http://www.proza.ru/avtor/sanger21&book=1#1
Павел Техдир Антипов – «111 градусов». - http://www.proza.ru/2011/10/19/1612

П.Антипов соединил все свои воспоминания в отдельную завершенную книгу, своеобразную по структуре, дополненную заметками сослуживцев и песнями, которые складывались там и волнуют сегодня. Всё это очень органично, последовательно и целостно.

Интересно рассматривать тексты этих авторов как бы в диалоге между собой, выделяя те элементы, которые раскрывают их мотивы взяться «за перо».

           «Вот и пришло для меня время писать никому ненужные армейские мемуары, - чуточку лукавит Павел. – Читатель не может пройти мимо: - «…Вспомнишь - и заштормит, сердце заволнуется. – БЫЛО!  - Я попробую рассказать о невероятном и обыденном, о смешном и трагическом, о великом и мелочном». И с лёгкой иронией замечает – а не верят!
В. Ковтуненко не соглашается: - «Это не «неверие». Просто люди создали в своих мозгах мир, где они герои (ведь все хотят быть героями), а тут приходит человек и рассказывает вещи, которые хотят этот мир разрушить, как ветхое строение в пургу – снесёт, и следов не найдёшь. И остаётся либо не верить, либо говорить - « Ну, и дураки».

В своих записках Виктор более откровенен: - «…тропосферной радиолинейной системы  «Север»…нет, «точки» закрыты и разграблены, остаётся наша память…».
 
Читая узнаёшь, как важна была эта система не только для специальной связи, но и для всего края. - «Мы служили в «связистском» стройбате. Такие вот стройбатовцы – интеллигенты». Чтобы поддерживать связь, нужны были специальные знания, а для работы в условиях Севера, ещё и особая смекалка.
Вот и идёшь за этими смекалистыми, и узнаёшь, как они жили, когда морозы под шестьдесят и пурга,…и  «колючий снег ветра бьёт в лицо, мгновенно обжигая всю открытую кожу, и кажется, от лица ничего не останется…».

Нет у них нытья и жалоб, есть откровенное описание быта, «здоровой и вкусной пищи», интересов, взаимоотношений.

Армия,… но здесь нет безличия. Здесь целый реестр сюжетов о разных людях, о природе, о животных.
В кажущейся безыскусности повествования столько искусства, в кажущей простоте столько глубины и столько сложных ощущений.

Павел о начале пути. –
 
НЕВЕРОЯТНОЕ СРАЗУ.

УЧЕБКА. - «Учебная часть… - немножко хорошего, побольше трудного, не без мерзостей, но и не без забавного..».
Виктор, как всегда, сказал - отрезал: - «Учебная часть… - такое место, где из тебя в течение пары месяцев максимум делают животное…».

Наши  авторы устояли, закалились.

ПЕРВОЕ ПИСЬМО ДОМОЙ. - Глава из книги Павла.

«…Сейчас Вы будите писать первое письмо домой с Крайнего Севера.
Что-то можно писать, что-то нельзя, а что-то НУЖНО писать.
Пишите. Диктую.
«Пришли чеснок. Здравствуй, мама!»…

Картинки быта…  Пробуешь ощутить - …туалет…баня…добывание воды… Не получается. А это…  -«Главное зимой  с потолков периодически подметать, а то иней за шиворот сыпется»…

Какие слова найдены Павлом для описания настоящей радости…

И ЕЩЁ ГЛАВНЕЕ.

Увидели СОЛНЦЕ -
«Сначала чуть светлеет горизонт на Востоке.
На другой день – больше; больше…
И вот, наконец, однажды – С-О-Л-Н-Ц-Е!!!
Маленький, маленький краешек…Огненный. Далёкий
Не передать!
Как дети малые все становятся, различия стираются – Солнце.
Для солдата, для офицера. Для всех - солнце!».

Трудно удержаться и не переписать целые разделы описания карликовых берёзок, цветение тундры…
            
Читайте!
 
А вот здесь остановлюсь. Суров Север и ошибок не любит, не прощает.

ТАЛЫЕ ВОДЫ.

Трудно пишутся эти строки…-
«Погибли трое: командир, солдат и ребёнок.
Плохо…
Забрал их Север.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ».

Описано так, что содрогаешься, возникает внутренне сострадание, со-чувствование…

Как хороши страницы у этих авторов с портретами сослуживцев.
Здесь тепло о друзьях, иронично о слабаках, по-разному о командирах…
 
У Ковтуненко особенно хороши рассказы о людях - смешные и трогательные, живые, с хорошим юмором и лёгкой назидательностью.
 
ТАБЛЕТКА ОТ ЖАДНОСТИ.

Герой рассказа - стрелок-стиральщик Жмель. - «Здоровый физически боксёр, ленивый, жадный и неотягощённый излишним разумом». Вот его-то и «лечили» от жадности. «Терапия» с пургеном эффекта не дала. Побегал,…   ничего не понял. Разработали целый сценарий «лечения». Мастерски разыграли сценку с «нелегальным» выходом на связь...  Красочная сцена!! Итог - «предписание»: либо плати большие деньги, либо надо докладывать командиру.… -  «Мужики, я вам и 200, и 300 заплачу. Только командиру меня не выдавайте…». Подлечили малость.

УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ. - Рассказ с большим подтекстом.
 
Ещё со времён службы сына в армии поняла – замполит лучшая  мишень для насмешек. Вспоминается, рассказанная им армейская байка. - Замполит учит «праведному делу»: -«Круглое ставить, квадратное катать. Воспитывает. – «А ваше главное дело какое?» – дерзкий вопрос. – «Моё главное дело – СЛОВО!».
Виктор рассказывает о замполите - капитане Галунине с теплотой, даже с пиететом. Рисует образ умелого воспитателя. Не словом, а продуманными действиями он учит подчиненных. Убедительно показав им на плацу, что такое показуха, суета сует, а что такое умение солдата держать оружие в руках. Как это умение вырабатывается…
Заигрались как-то служивые в «фотомодели с со штык-ножами», не владея этим боевым оружием. Вот и получили урок - «Для того, чтобы напасть на человека в бою, надо каждый день тяжело и упорно тренироваться,…а не со штык-ножами позировать…». Интересен вывод автора: – «После того, когда слышу: - «Вот сволочи, я бы их поубивал…» - всегда вспоминаю эту историю». Урок на всю жизнь…

Вся галерея портретов у обоих авторов выписана мастерски: - с юмором, иронией, с сердечностью и с благодарностью друзьям-товарищам.
      
Надо читать.

И вдруг что-то ёкнуло внутри. Тусуются во дворе парни, те, кто сделал культ из пьянства, хулиганства, травки…
Вот бы им услышать, о чём вспоминают служивые, практически их ровесники…
Не услышат, не прочитают, а жаль….

*****

Владимир Эйснер –  зрелый писатель.
Диапазон его произведений, обнародованных на Прозе очень широк – от научной фантастики до красоты местных легенд. Все его работы, при разности сюжетов, есть воплощение мыслей и чувств автора о человеке, о его связи с природой.
Большое внимание писатель уделяет описанию суровой красоты Севера.
Это усиливает понимание психологического состояния его героев. Автор умеет тонко оживить портрет речевой характеристикой. В текстах трогательно сохраняются народный говор, фольклорные традиции. Его тексты и по композиции, и по стилистике многоцветны, многозвучны.
Рассмотрим всё сказанное, анализируя текст повести - «Не уходи, Солонго!», выделив стержневую линию - Судьба Солонго. -http://www.proza.ru/2011/12/09/19

Мастерски,  рукой скульптора, художник ваяет портрет девушки. Каждое её слово наполняет жизненными соками, идущими от предков. Эту связь читатель ощущает во всём. В её борьбе с суровостью тайги, в особенностях характера: твёрдого, непримиримого с подлостью и  ложью. Становление сильного духа девушки раскрывается не схематично, не прямолинейно, а через её сомнения, страдания…

          Первая встреча Антона с девушкой в особо тяжелое для неё время. Умер отец. Он видит… «у занесённого снегом домика сгорбленная бабушка била топором по корявому корню лиственницы…». Но, когда уже в доме, скинув платок, она подняла к Антону молодое скуластое лицо, - он удивлённо увидел перед собой ровесницу, девушку лет двадцати - двадцати двух. Как тонко, как нежно автор создаёт её портрет. - «Соломенно-жёлтые волосы в струпьях инея комком свернулись на воротнике оленей парки, черные брови дугой лежат над черными глазами, на полной нижней губе дрожали светлые капельки». Шаг за шагом наблюдаем за становлением этой незаурядной, сильной личности. Эйснер каждый раз, находит точные слова, точную интонацию для её характеристики.

Вот ей восемь лет…
        …Ждет отца, печёт ему лепёшки «ома»… Мама умерла, они с отцом живут вдвоем… В руках у неё карандаши… она увлеченно, по памяти, рисует иней на окне…. И слышим оттуда, из её детства тёплые слова отца: - «Хозяюшка моя, Солонго, художница моя, Солонго, радость жизни моей, Солонго».

Десять лет.
         «…олени сбились с пути, и Солонго не знает, куда направить упряжку….потерялась, испугалась Солонго... На второй день замерзающая Солонго отрезает кончик оленьего уха и пьёт горячее, густое, солёное… хочется спать… спать нельзя. Говорил отец: кто заснёт на снегу в метель, у того духи холодного ветра выпьют дыхание». Помнит дитя тундры все легенды, наказы отца…«и девочка колит себя ножиком в ладонь: не спи…».

А скульптор далее лепит …
         «Девушкой стала Солонго.Что ни делает - поёт, смеётся Солонго…».
 
Как образно и звучно передаёт автор долгие и умные с обеих сторон разговоры отца и дочери. Здесь боишься пропустить каждое слово - слово мудрого пастуха и пытливые, ершистые  вопросы молодости…

Много говорит о девушке её первые прочтения стихов Тютчева.
Да и не случайно вводит писатель стихи именно этого поэта. С его сложной личной судьбой, с его страстной натурой, проникновенными, жизненно выверенными строками.
 
- «Как давно жил этот человек! Никогда, наверное, и не видел летнюю рубашку тундры, а думал и чувствовал, как дочь пастуха Солонго»… Автор подчёркивает чувственную, поэтическую натуру девушки.

Первая любовь… первое предательство…   
Убедительно передана в повести невозможность принятия Солонго измены… отчаяние…боль.

Значимая деталь стиля автора -обращения героини к себе и к «другому». Будь то отец, поэт, ребёнок или Создатель.
 
Вот эта связь внутреннего и внешнего диалога героини роднит повесть с традициями классического полифонического романа.
   
Узнав об измене, Солонго идёт, куда глаза глядят…   Церковь… 
И вопрошает она: - «Почему Господи? Почему? Что я ему сделала?…».
Вновь улавливаем классический мотив: - «О, вопль женщин всех времён – мой милый, что тебе я сделала?..

А как описана реакция Солонго на письмо отца… 
Здесь автор меняет стилистику текста. Слышатся народно-былинные переливы… - «И хотелось ей бить и кусать. И сорвала ветку, и стала грызть и кусать…». Такой переход к иному языку усилил понимание отчаяние героини и одновременно её взросление.
Это такой женский плач. Не защищённость.
И понимаешь, как родилась мысль уйти из жизни вместе с отцом…
 
Что же спасает её от отчаяния?
 
Любовь!
 
К ребёнку, к дарованной жизни.
 
Описание её встречи и разговоров со Спирькой – поэма о женской, материнской любви…

Финал…
 
Вновь появляется Антон, поняв что-то важное в себе и чужой  для него тайге.
Чужой ли? 
И начинаешь верить… главное ещё впереди.
 
И у читателя появляется надежда. Вера в себя, в возможность выдержать все испытания, если в душе сохранилась ЛЮБОВЬ…

Как красиво автор закольцевал повесть. И этот акростих последнего абзаца:
Н…
Е…
У…
Х…
О …
Д…
И, - « Времени нет, Солонго!»
Солонго –о –о – о!

Закрывая повесть, хочется сказать: Люди! - «Вот сердце моё, а вот твоё. Это крепко!».

*****

Разные тексты объединила я вместе в одной статье.  Случайно?
Нет. Их объединяет – Север, дух доброты, дух братства, дух надежды.
И ещё.
В этих работах сильна объединяющая традиция русской литературы во внимании к мыслям, поступкам, страданиям и радостям людей.
 
Спасибо,  АВТОРЫ!


Рецензии
Прочитал с удовольствием. Все мы разные по характеру, по энергетике, но не могу не согласиться с тем о чем вы пишите, к объединяющей традиции русской литературы, во внимании к мыслям, поступкам, страданиям и радостям людей. Удачи.


Александр Аввакумов   04.01.2017 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, ха внимание и приятный вывод.
С добром и уважением,

Дина Иванова 2   04.01.2017 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.