6-II Словесное сражение на тему красоты

                Часть вторая главы II

  Едва началось застолье, Корнелия снова пустила в ход своё искусство обольщения. И вскоре половина молодых людей в разговоре поддерживали её сторону: Левин, Кацин, Флакк, Каррина и даже Поллион, за ними следовала и Терция. Таким образом, пирующие разделились на два лагеря. Пользуясь названиями старого деления легионеров по линиям, в шутку названные Гаем Курионом гастатами и принкипами (новобранцами и опытными). Группировавшиеся с Руфиной Бестией – и поддерживающие Фелицию, Либералию и Присциллу. В стороне оставались Пудентилла, Торкват и Леканий.

  К моменту, когда выяснилась полемическая расстановка и было выпито по паре кубков, подоспели к застолью Марк Феликс со своей неразлучной Юнией Младшей.

  – А где же, брат, – спрашивает его Ребилия, – очаровательная Арулена?

  – Странно, но у неё какое-то срочное дело, – отвечает вместо любимого Юния.

  – Вовсе она и не очаровательная! – говорит Кацин.

  – Просто она на тебя, – возражает Феликс, – внимания не обращает, друг, вот ты и злословишь.

  – Арулена, по-моему, и не запомнила, как его зовут, – не отстаёт от Марка, вступаясь за сестру, опоздавшая.

  – Брат, милая Юния, добро пожаловать в наш лагерь! – приглашает Парис. – Видите, как на вас напали наши оппоненты?!

  – Фурий, тебе не кажется, – поворачивается к другу Левин, что ты напрасно так отозвался об этой Арулене? Посмотри, каких сторонников ты нас лишил. Возможно, она просто не в твоём вкусе.

  – Трудно согласиться, – берёт слово Корнелия, лидер своей партии, – поскольку настоящая красота ценится всеми. Хотя, Феликс и Юния, если желаете быть принкипами, во второй линии – добро пожаловать к нашим соперникам! На этом пиру нет варваров, и мы словесно сражаемся между собой.

  – И ты, Руфина, наш дукс, просто образец настоящей красоты! – поддерживает её комплиментом Секстилий.

  – О такой красоте, как твоя, – вступает Эриций, – мудрец сказал, что это владычество без охраны!

  – Превосходно! Гастаты, первая линия, как всегда, смело и без оглядки бросаются в любую схватку. – Квинт поворачивается к молодым женщинам. – Чем же ответят опытные противники?

  – Первое, – принимает вызов Муция, слышится возглас «Обстоятельное начало!», но она не удостаивает этот выпад вниманием. – Это не мудрец, а философ, основатель Новой Академии, звали его Карнеад. Второе. Приведём, уважаемые новобранцы, ещё высказывания известных любителей мудрости по этому вопросу. А именно, что такое красота? Например, Платон, основавший самоё Академию, выразился так: «Природное преимущество».

  – «Пагуба под слоновой костью», – спешит Флакк.

  Этим пользуется Сальвия:

  – Неплохо, юноша. Однако это, к сожалению, не философ, а поэт, Феокрит его имя. Вернёмся всё-таки к философам. Великий ученик Платона, выражение которого нам мило напомнила Фабия, его ученик Аристотель сказал: «Красота – это дар Божий».

  – Прошу прощения у всех присутствующих девушек, – начинает свою речь Кацин, – а все они, несомненно, красавицы: те слова, которые я сейчас приведу, к ним, безусловно, не относятся. Ещё хотелось бы напомнить, что Платон, о котором толкуют наши очаровательные противницы из принкипов, сам слушал не менее великого Сократа, а у этого мудреца был учеником, и достойнейшим, и афинянин Антисфен. На вопрос, какую женщину лучше брать в жёны, он ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

  – В одном плане, Кацин, – это снова Либералия, – ты несколько вышел за плоскость обсуждаемого вопроса. С другой стороны, пытаешься сузить предмет беседы, ибо до сих пор речь шла о красоте обоих полов. Ты же, уважаемый наш Фурий, привёл высказывание лишь о женской. А раз уж ты любезно напомнил нам о Сократе, то в суждении о женитьбе он был, мне кажется, мудрее своего ученика Антисфена. Ибо человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, учитель ответил: «Делай, что хочешь, всё равно раскаешься». Однако вернёмся всё же к красоте. Я вижу, моя соратница желает взять слово.

  – Благодарю, – кивает Присцилла поразительной матроне, – но прежде чем возобновить полемику, давайте совершим возлияние Юноне, покровительнице брака! И выпьем за красоту!


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/16/353


-------------------------
1) Гастаты и принкипы – до реформы (100-е гг. до н.э.) знам. Гая Мария, когда армия комплектовалась простым «общим сбором» граждан, легион строился в три линии. Первую (передовую) составляли hastati (гастаты) – новобранцы, юноши призывного возраста. Вторую – principes (принкипы) – опытные воины. Третью – triarii (триарии) или pilani (пиланы) – резервисты, прошедшие множество походов и кампаний, порою убелённые сединами квириты. (По другой классификации принкипы – тяжеловооружённые легионеры, гастаты – копейщики.) Как тактическое построение, три линии остались, но формирование личного состава шло на иной, профессиональной основе.
2) Феокрит – александрийский гр. поэт III в. до н.э., основатель буколической поэзии.
3) Аристотель – великий др.гр. ф-ф (IV в. до н.э.), основатель Ликея, ф-фской школы; его последователи – перипатетики.
4) Антисфен – др.гр. ф-ф (V-IV вв. до н.э.), основатель кинизма.
5) достояние и наказание – по-гречески poinen и koinen.


Рецензии