из переписки с коллегой 60

Стереотипно представление, что мужчинам якобы должны нравится документальные тексты об освоении джунглей и устройстве луноходов, а женщинам всякие выдуманные истории. Конечно, это не так. Я, например, редко читаю науч-поп просто по той причине, что он, как правило, фигово написан, деревянно как-то. Но если науч-поп автор еще и хороший прозаик, то читаю с удовольствием

**

Летом мы с Сергеем снимались в массовке шведско-британского детективного тв-сериала "Wallander" в эпизоде "Dogs of Riga". Я не интересовался ни сюжетом, ни съемочной группой - платят и хорошо, меня только это интересовало. Смотрю, главный артист - невзрачный такой, невысокий, пожиловатый мужчина. Лицо показалось знакомым. Потом глянул в Интернет, оказалось, что это Кеннет Брана - звезда мирового театра и кинематографа: актер, сценарист, режиссер. Массам он известен как профессор из "Гарри Потера", узким кругам, как Гамлет из своего же фильма. А недавно он снял фильм "Тор" по мотивам германской мифологии.Этот фильм очень ругала латышская критикесса Дита Риетума, причем главный ее критический "аргумент" звучал примерно так: "Как мог интеллектуал и эстет Брана взяться за такую голимую попсень?" (перевод мой и очень вольный) "Наверное, позарился на голливудские заработки? Что ж, простим, ведь всем нам хочется сытно кушать!" Вобщем свела все к деньгам, мол, эстета-интеллектуала попросту купили. Взрослая,образованная женщина, а не может дотумкать, что попросту в любом мужчине может где-то в глубине души жить мальчишка, которому нравятся легендарные герои, их приключения и драки на топорах. И причина может быть совсем не в голливудских гонорарах (а то Кеннет Брана без Голливуда с хлеба на воду перебивается, наверное!)



**

Вчера я принял участие в "Гуманитарном семинаре №72" (забыл, кто их организует). Место: Рига, "Дом еврейской культуры" (или, как я его называю, "Еврейский дом русской культуры", только не ищите в этом, пожалуйста, политического подтекста!). На приглашение и программу я взглянул бегло, тему уловил лишь приблизительно, кажется: "Писатель и общество".

Я с удовольствием хожу на подобные мероприятия - наблюдаю человеческие типы. На этот раз - процентов 10 адекватных, компетентных, умных людей, а остальные - клочковатые какие-то, въерошенные, пыльные персонажи, возбужденные или, напротив, пришибленные. У Набокова есть роман "Дар", а в нем прекрасное сатирическое описание русской эмиграции в Берлине, и я, перечитывая, каждый раз усмехаюсь, насколько это похоже на нашу русскоязычную диаспору в Латвии (на ее "культурную", точнее, среду).

Моя соседка - старушка с вуалеткой спросила у меня: "А о чем здесь будут говорить?", я ответил: "О судьбах цивилизации, мадам, всенепременно! Иначе цивилизация вряд ли справится со своими проблемами..."

Все два часа семинара я получал несказанное наслаждение... Многим хотелось взять слово, и, взяв его, ораторы резво скакали от темы к теме, так что получалась абсолютная смысловая колобродь, какая обычно возникает во время философских диспутов в бане после пятой кружки пива.

Лишь однажды я не выдержал: когда разговор зашел на тему, как называть литераторов, живущих в Латвии, но пишущих по-русски, "латвийскими русскими писателями" или еще как-то? Тут я взял слово и пискнул, что "Кафка - немецкий писатель, хотя был иудеем, подданым Австро-Венгрии, а жил в Праге" ( и подобных примеров навалом, и ни один разумный человек таких дебильных вопросов уже не поднимает).

Некий руководитель некоего ЛИТО (в котором по его словам аж 70 членов - ну ни фига ж себе расцвет у нас, оказывается, какой литературный!) строгим тоном заявил, что "долг русских писателей, живущих в Латвии, - беречь русский язык от негативного влияния новомодных тенденций, идущих, в том числе, и из самой России". О, как!!!! Окопаемся, как партизаны, но никому не сдадим наши святыни! Даже если в самой России культура и язык десятки тысяч раз видоизменятся, мы все равно, как кержаки в скитах таежных, сбережем все, что успеем ухватить, в наипервозданнейшем виде.

Выступал Владлен Дозорцев, он всегда мне интересен - артистичен и живо, остроумно говорит. Говорил он, правда, много о себе.... И я ему прощаю эгоцентричность: уж лучше слушать Дозорцева, говорящего о себе, чем какого-нибудь бездарного, нудного олуха, бубнящего о высоком и прекрасном.

Кроме того Дозорцев проехался по некоторым коллегам: во-первых, по деятельности литгруппы "Бублик" (пересказывать его упреки не стану, все и так про них понятно, чего по десять раз пересказывать очевидное); во-вторых, по Гарросу-Евдокимову (эти бедолаги попали в ловушку: сочинив всего навсего средний боевик-экшн, они непонятно за какие художественные высоты удостоились в РФ премии "Нацбест", и теперь вынуждены соответствовать званию "хороших писателей", а на подобное соответствие у них нет ни сил, ни умения, ни талантов); в-третьих, по Задорнову, но не по Михаилу, а по Николаю, мол, тот в советское время регулярно хаживал в КГБ - докладывать об умонастроениях литературной молодежи (на семинаре велась видеозапись, так что можно проверить); и, в-четвертых, по творчеству покойного Олега Золотова, модерниста, и, слава Богу, живой Веры П., традиционалистке. И то и другое, дескать, не поэзия вовсе. Насчет творчества Веры П., я соглашусь - мура полная, беспросветная! Но одно дело ругать расчетливых успешных конъюнктурщиков из "Бублика", и совсем другое - престарелую малоизвестную графоманку, для которой сочинение виршей, это как для других бабулек - рукоделие.

Ну, а затем началось.... Одни стали ругать "Бублик", другие стали его защищать, третьи заявили, что вообще впервые о "Бублике" слышат, кто это, мол, такие? (я так и не понял, они, правда, не знакомы с деятельностью "Бублика" или это просто такая форма сарказма?). Некий литератор из Даугавпилса пожаловался на "Бублик", мол, приехали эти столичные культуртрегеры в сонный, мирный Даугавпилс - читать стихи, а вместо этого - устроили совершенно гадкий перформанс и ругались со сцены матом. (Он еще сказал, что после приезда "Бублика" одно из молодежных ЛИТО Даугавпилса - распалось!!!! Надо же....)

Причем случилось это около 10-ти лет назад, и вот даугавпилский литератор, наконец, добрался до Риги, чтобы пожаловаться на "Бублик" рижанам!!!! (Он, что ли, только для этого приехал?)

Я сидел и думал: "Ну, почему, как соберется в Риге больше двух русских литераторов, так сразу речь заходит о "Бублике"? Я лично избегаю разговоров на тему "Бублик и его большая-пребольшая дырка в контексте современной педерастической культуры-мультуры" (я только матом способен об этом!), а коллеги меня на эту тему постоянно стараются увести..." Я думал: "Вам поговорить больше не о чем? На что вы тратите семинарское время? Вот, вы говорите о "бубликах", а ведь "бублики" на своих снобских сборищах о вас не говорят - они вас или не знают вовсе, или знают, но вы им совершенно не интересны.

Но в целом семинар мне был полезен: я подробнее рассмотрел несколько человеческих типов, знакомых мне и ранее. Ну и Дозорцева всегда интересно послушать.

И я познакомился с представителем академических кругов - докторантом с факультета славянской филологии ЛУ - Светланой П.

**

Еще о прочитанном

Денис Гуцко "Покемонов день", одноименная повесть и пять рассказов

Впервые я услышал о Денисе Гуцко несколько лет назад, когда он получил за свой роман "Русского Букера". Этот роман очень ругал Василий Аксенов (единственный из членов жюри РБ, который был против Гуцко). А это значило, на автора стоило обратить внимание! Основная претензия Аксенова: "Нельзя писать роман, в котором главное событие - получение героем нового паспорта!" Вобщем-то я согласен, нельзя... Хотя, вот, Джойс тот ведь... Ну, ладно, не будем о святом...

Позже я прочитал хвалебный отзыв о Денисе Гуцко Захара Прилепина. И это тоже значило, что на автора стоит обратить внимание!

Но только сейчас до меня дошла книжка Гуцко, но не роман, а сборник. И правда сюжеты у него, казалось бы, ерундовые: подчиненные едут хоронить начальника. Ну, что это за сюжет? Смех! И как Гуцко из такой ерунды делает захватывающее, полное драматизма повествование, не понятно? Наверное, все-та писатель он хороший? Наверное.

Вообще, в этом сборнике из шести вещей - две о похоронах! Правильно, хватит писать об убийствах, пора уже о похоронах. А затем придет время писать и о родах. И это будет сигналом - началось возрожение!

Кроме того, один рассказ в сборнике - об алкоголиках и их детях, один - об инвалиде, шлюхе и их ненужной, бестолковой любви, один - про "неудачницу" и "удачницу", которые вдруг меняются местами.

В любом случае несказанно радует, что стали популярны тексты об обычных людях, а не маньяках и терминаторах.


Герман Садулаев "Бич Божий", сборник рассказов

Укоренившийся петербуржец Садулаев прославился романом "Я - чеченец". И потому я им не заинтересовался. Не нравятся мне подобные названия: "Я - русский", "Я - художник", "Я - блондинка" и тэпэ.

Но, увидев книжку рассказов, решил попробовать почитать: сборник легче бросить, если лажа.

У меня было подозрение, что Садулаев на современном лит. рынке проходит по разделу "экзотика": чеченец, пишущий по-русски.

Я - ошибся. Классные русские рассказы у Садулаева. Может, стоит и роман "Я - чеченец" прочесть?

**

на сайте латвийской русской газеты "Вести" появилась информация

 
 "В Лиепае прогремел мощный взрыв, но что и где взорвалось — неизвестно"
 
Во вторник в обеденное время в Лиепае прогремел мощный взрыв, происхождение которого полиции установить не удалось, сообщила представитель Государственной полиции Йоланта Книсе.

Книсе сообщила, что полицейские исследовали территорию, с которой был слышен грохот взрыва, но ничего подозрительного обнаружено не было.

Как сообщает агентство LETA, ссылаясь на слова очевидцев, в результате взрыва содрогнулось офисное здание на улице Капседес. Взрыв услышал и сотрудник полиции. По словам очевидцев, взрыв мог исходить со стороны компании по переработке металлолома AS Tolmets, но после обследования территории компании на ней также не было обнаружено никаких признаков взрыва. От медиков также не была получена информация, что в результате взрыва кто-либо пострадал, добавила Книсе.

Представитель Курземской бригады Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) Роман Андрияускас сказал агентству LETA, что происхождение взрыва до сих пор неясно".




Продолжая тему, вспомню, например, заголовки статей новостного портала Делфи: " В 17-ом или каком-то там троллейбусе чем-то пахнет".


Или, на том же портале: " В Елгаве два бомжа на пепелище устроили поножовщину".

А через пару дней: :"В Елгаве со двора украли кастрюлю с вареньем".

Еще через день: "В Елгаве мальчик бросался в прохожих фекалиями".


Богат на тревожные события город Елгава


**

Не люблю "андерграундные" клубы. В кавычках, потому что цены там сейчас такие же, как и везде. Разница только в дизайне: открытые трубы вдоль стен, а стены как в КПЗ. Да еще плохая вентиляция и вонючие, разрисованные маркерами туалеты.

А между тем я в начале 90-х ходил в такие клубы. Недолго, быстро надоело. Тогда в Риге было две "Кабаты" - "старая" и "новая". Старая - это классический рок-клуб, он и сейчас такой же. А в новой был андергранудный клуб (без кавычек, потому что цены были ниже, чем везде), где играли индастриал, панк и всякое "мясо".

Так вот, это был настоящий андерграунд: пол - булыжный и части булыжников в полу не хватало, поэтому колбасящиеся в экстазе неформалы нередко попадали лапами в эти ямы и выворачивали себе суставы. А если какой-нибудь неформал залезал в экстазе на сцену, то охранник его просто брал в охапку и с размаху выбрасывал в зал, в руки танцующих. Иногда ловили, иногда нет.

**

Приснился сон, что у меня вышла первая книга: симпатичная такая - минималистический дизайн, бежевая гамма, формат как у покет-бук, но в твердом переплете.

Открываю (довольный такой! ), а там - ни одного моего текста.... Предисловие обо мне профессора Такого-то, послесловие обо мне академика Сякого-то, а в середине - критические и литературоведческеи статьи о моем, извните за пафос, творчестве.

А образцов-то, собственно, того, что я натворил - нет!!!!

Такая вот первая книга. Концептуальненько так...

Проснулся в ужасе

**
Теперь у меня есть турка - медная, с узким голышком и широкой задницей. Это важно. В стальных турках кофе никакое, ибо сталь отбивает запах (сталью можно тереть руки после разделки рыбы). Аллюминиевые турки, говорят, вредны для здоровья. Серебрянные хороши, но дороговаты. Керамические меняют вкус кофе, кому-то они нравятся, кому-то нет. А медные, это классика.

Узкое горлышко, это важно. Смысл турки именно в нем. Если горлышко широкое, то с таким же успехом можно варить кофе в обычной кастрюльке.

Я считаю только в правильной турке правильное кофе. Не экспрессо, не "по-ментовски" (то есть, ин-кап), не во французском заварочном прессе. А только по-турецки (или, как вариант - в металлическом кофейнике).

Можно и на эл. плите сделать жаровню с песком, или положить на конфорку толстую металлическую пластину, чтобы кофе нагревалось медленней.

Правда, сейчас мне приходиться заново учиться варить кофе: годы без хорошей турки "испортили" мне руку. Теперь нужно заново подбирать пропорции.

Конечно, еще нужна кофемолка: нужно самому молоть и сразу заваривать. А еще лучше самому жарить зеленые бобы, сразу молоть и сразу заваривать. Этому нужно учиться.

А бобы можно молоть с гвоздикой, мускатным орехом, кардамоном и др




**

На открытии выставки в картинной галерее заметил, как юноша и девушка стащили бутылку вина. Девушка взяла бутылку со стола, передала парню, он спрятал ее под полою, и оба они вышли из галереи, тесно прижавшись к друг другу.

Молодцы! Я и сам так делал когда-то....

Их нельзя осуждать, они бедные студенты, а мы для них - буржуа.

Эх, хорошо! Стырить выпивку у буржуев, забраться с девушкой на крышу, пить там вино из горлышка, курить, смотреть пьяными от вина и любви глазами на звездное небо, целоваться....

Романтика!

Я бы, пожалуй, и сейчас готов на такое. Именно с краденым вином - с честно купленным не так интересно!

Но - нет крыш.... То есть, нет крыш, на которые можно свободно вылезти. Везде уже замки, на всех чердаках.



**
На последнем слэме, в котором я участвовал, выиграл не я.

Ну, наконец-то!


**

Иногда я ем "быструю" лапшу. Хочется иногда! Что-то в ней есть.... Самая вкусная - самая дешевая. Но недавно взял подороже.

Если кто-то никогда не пробовал, то рассказываю:внутри пакетика - лапша и пакетик (пакетики) со всякой мурой. И вот на одном из пакетиков к дорогой лапше я читаю: "Соус "Сальса" нежно пропитывает лапшу"

Нежно!!!!

Хорошо лапше

**

Подходит ко мне чернокожий парень на улице: в дредах, штаны на три размера больше, чем надо, - классический персонаж из видео.

Спрашивает по-английски - и слова все жует, я только понял, что ему надо добраться до.... А вот до чего, непонятно мне! До какого-то "хапо". Или "хэ-поу". Парень так и сказал "хэ-поу". Я переспросил: "Хэ-поу?" Парень утвердительно закивал: "Хэ-поу, хэ-поу!"

Я не смог ему помочь. Подумал, ну, что ж ты, браза, ко мне со своим гарлемским арго?.. Мы тут на оксфордских образцах обучаемся, браза! Исключительно.

**

Пилил доски для печки ручной пилой-циркуляркой. Взял не крепко - только одной рукой, и диск с доски соскочил. Пилу дернуло, диск провизжал в десяти сантиметрах от моей ноги.

Я выключил циркулярку, отложил. Взял обычную пилу.

Пилю и думаю: "Мог бы получить серьезную травму. Но если бы перерезало бедренную артерию, то все - сорок секунд и труп!"

Кровь из бедренной артерии выхлестывает фонтаном примерно за сорок секунд. Почти вся. Спасти практически невозможно.

Потом я думал, что хорошо бы простить всех, кто сделал мне больно, отказаться от мести, и вообще - по-возможности воздерживаться от неблагих деяний и стараться творить добро.... Ну и тэпэ.

Вот, такое резкое изменение сознания! А всего-то дрова попилил....

Правда, проснувшись следующим утром, я вновь ощутил острое желание набить физиономии N, X, Y и Z.

А также сексуально использовать A, B, C, D и E, а заодно и свою соседку по подъезду, и ее дочь, и подругу ее дочери из соседнего дома, и женщину, которая работает у нас на почте, и, как минимум, трех кассирш из ближайшего супер-маркета....

Эх, тяжел он, тяжел - путь духовного совершенствования!

**

Еду в полупустом троллейбусе. На остановке забегает мужчина. Снимает пальто, затем свитер, второй свитер, битловку. Когда стягивал битловку - зацепил майку и чуть было и ее не снял - задралась аж до подмышек. Но нет, майку оставил, одернул.

Выглядело это все, как номер стриптиза. Мужчина еще, когда его качало, хватался рукой за поручень, как будто за шест в танцзале.

Потом сел, отдышался. Нет, не эксгибиционист он. Ему просто было очень жарко.

А я подумал: эх, вот бы красивая женщина так бы, а!!!! Комбинацию до подмышек.... А то мужик какой-то, лысый, кривоногий.

Тьфу ты! Ну, что за день такой сегодня?...

**

80-е, это первые видео-магнитофоны на дискотеках вместо бобинных и кассетных, а на экранах - клипы групп "Европа", "Пет шоп бойз"... это сигареты "Космос" и портвейн "Агдам", штаны-бананы, "дутые" сапожки, крашеные челки у парней и прически "а я упала с самосвала" у девушек.

Девушки в том время использовали много лака для волос. Их волосы на ошупь были как стеклянные.

**

В начале 90-х на городских рынках продавали окурки - банками. Стояли на прилавках одно- двух и трехлитровые стеклянные банки с окурками. Без фильтров, разумеется (цены - не запомнил). Кто-то их покупал, однако....

Позже появились загадочные сигареты с каким-то "синтетическим" вкусом - "Бонд". Загадочность их в том, что не ясно, какая страна их производила? И из чего?..


**
В начале 90-х я пошел на толкучку с бывшим одноклассником Д. Он с ранней юности колекционировал книги. В советское время книги были дефицитом, но их можно было приобрести на "черном" рынке. Родители Д. работали научными сотрудниками в Академии наук, деньги в семье водились.

В 90-е денег у научных работников не стало, а сам Д. только-только поступил университет.

А на рыночных лотках лежали горы книг - самых разных, каких угодно. И не так уж дорого они стоили - дешевле, чем на "черном" рынке в советское время.

Д., помню, долго выбирал, чью бы книжку купить - Белого или Мережковского. Ему хотелось обе, но денег хватало только на одну. Наконец, после мучительных терзаний, выбрал. А на сдачу - пачку сигарет "Бонд".

Закурив на ветру, Д. заплакал. Или, может, это от сильного ветра у него на глазах выступили слезы.

**
Сейчас я беру читать книги в частной библиотеке им. Н. Задорнова. В эту библиотеку постоянно несут книги - в дар, за просто так. Несут одинокие старушки и старички. Они бы, может, и продали бы эти книги... да кто их купит? Поэтому дарят библиотеке, лишь бы не пропали.

Но библиотекари от много вынужденны отказываться: "Ну, что вы? У нас Мережковского... полного собрания сочинений - десять комплектов, и отдельных томов - вон, две стопки! А все несут и несут... Куда ж нам девать-то?... Нет, Белого, не надо, у нас Белого и так много! Вы уж не несите сразу книги, а списочек составьте, чего у вас есть, мы лучше посмотрим сначала списочек.... А то что вы зря будете таскать.... Нет, Блока, Есенина, Достоевского не надо, пожалуйста!!!! У нас их - навалом, все несут и несут...."

**

Любопытно мне, какие у Ф. Киркорова тапочки для бассейна - со стразами или со шпорами?

**

Сдается мне, что С. Безруков еще порадует нас, воплотив на экране образы Михайло Ломоносова, Даниила Хармса, Сергея Михалкова, Иосифа Бродского и Марины Цветаевой!

**

Испытав "негативные ощущения" во время спектаклей, зрители иногда подают в суд на театры (да, есть случаи!). Особенно, если, по мнению зрителя, в театре "искажают" классику и "надругаются" над святынями (в кавычках не потому, что я приветствую искажения и надругательства, а потому что очень уж зыбка граница между новаторством и искажением).

Рассмотрим это.

Юридически спектакль, это не товар, а услуга, так что выиграть зритель вроде бы не может.

Например, кто-то испытал "негативные ощущения" от поездки в такси, потому что трясло. Можно пожаловаться в таксопарк на таксиста, но в суде что-то выиграть, это вряд ли.

Но с другой стороны, если искажен текст пьесы - это есть нарушение одного из авторских прав: без согласия автора нельзя поменять в тексте даже запятую (и авторские права неотчуждаемы, даже если автор давно умер). Шекспир свою пьесу защитить уже не способен. Но текст класической пьесы - общественное достояние. А значит любой член общества может подать в суд за искажение текста классического автора.

А если, например, монолог "Быть или не быть" не искажен и произносится целиком и точно, как в книге, но актер при его произнесении мастурбирует или испражняется или тэпэ? Полагаю, в данном случае авторские права не нарушаются, ибо автору принадлежит только текст, а не его трактовка.

Но можно ли в данном случае подать в суд за хулиганство и нарушение общественных норм? Или театр - частная территория, а на своей территории владелец может делать, что угодно?

Не знаю, как насчет суда, но зрители имеют полное моральное право надавать актерам и режиссеру по щекам. Или закидать их чем-либо (что и практиковалось в старину). Да, это нормально: вам кажется, что спектакль оскорбляет вас, как зрителей, значит - оскорбляйте авторов спектакля действием!

А судятся пусть америкосы

**

Звали меня в клуб Депо на "пляжную пати". Не пошел!!! Там - девушки в бикини. И на них пришлось бы смотреть. А что на них смотреть?

**

На фото с церемонии присуждения премий British Fashion Awards я тут взглянул....

Кейт Мосс я не сразу даже узнал. Ей платье в сеточку не идет. Чтобы платья такие носить, надо, извините, бюст иметь. А то как будто мальчик в авоське!!!! Не катит.... Нет, я не дискриминирую безгрудых женщин, в них тоже есть свой сушеный виноград. Но им больше к лицу элегантные закрытые, однотонные вещи.

О Стелле Теннант сейчас скажу: черное, минималистичное ей, конечно, к лицу (к лицу "ботанички" еще бы очочки). Но все-таки зря она попыталась приоткрыть то, что она так неудачно попыталась приоткрыть. (Я не стану повторять то, что я уже написал выше по поводу прекрасных и ценимых мною "бюстов пятиклассниц"). Некоторая доля скромности идет всем женщинам, но "ботаничкам" она просто прописана в лошадиных дозах. Ибо вся сексуальная прелесть ботаничек заключается именно в их ботаничности. Они трогательны в своей строгости, застенчивости, интеллектуальности и легком аутизме. Именно это провоцирует мужчин на поползновения, хочется посягнуть дабы познать, какова же эта зубрилка в минуты страсти роковой. Поэтому если ботаничка делает жесты, более подходящие нахальным ядреным оторвам, то это лишь снижает ее сексуальную ценность в мире чистогана.

А наряд Жозефин де ла Бом я даже комментировать не желаю! Это просто за гранью добра и зла.... С тех пор, как я в шоу-бизнесе, это бизнес не знал такого позора.


Ваш верный культовый стилист, обращайтесь, если что


** 

Вчера я посмотрел отличный спектакль. "Благородная кровь" Инги Абеле в Рижском театре русской драмы им Михаила Чехова, что удивительно. Но режиссер приглашен со стороны - Михаил Груздов. Пьеса "Благородная кровь" латышской писательницы Инги Абеле.

Пьеса - очень хорошая. Традиционно-психологическая, без шарлатанского авангарда и гнусного "вербатима". Действие происходит в сельской местности, но при этом пьеса очень СОВРЕМЕННА - по языку, по духу (переводчик Роальд Добровенский - снимаю шляпу!).

Первые 10 минут мне казалось, что лажа будет, потом втянулся, а к антракту чуть не прослезился. Но и юмористического в спектакле не мало.

В пьесе чувствуется влияние Чехова (даже ружье висит в первом акте, правда выстреливает не в конце спектакля, а почти сразу же). Тема инцеста - это из античности, а когда засверкал хулиганский нож, я подумал: "О, Шекспир!"

Сценография - изысканный минимализм (и очень меня порадовало, что использовалась крутящаяся сцена, когда-то все сцены были такими! почему сейчас эту возможность редко используют? это же так чарующе - вращение сцены...)

Актеры все играют отлично, и по отдельности и в ансамбле. Я всегда знал, что у нас в русской драме - прекрасная труппа. Но не везет ей на.... Ладно, не будем о грустном....

В спектакле много пения - латышских народных песен, и русские актеры их замечательно исполняют.

Есть в спектакле и "рискованные" моменты, например, мужчины иногда грубо лапают женщин, а подросток ругается, но сделано это с таким чувством меры, что совершенно не коробит.

"Благородная кровь" - постановка такого уровня, что ее не стыдно показывать где угодно - хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке, хоть в Пекине. Или рекомендовать к просмотру заядлым театралам.

Может, правда, наконец, наша драма воспрянет от долгого сна? И утрет нос А. Херманису
 


**

все латвийские СМИ трубят об очередях к сведенбанку - латвийцы в панике снимают деньги.

и вот у меня, кстати, рекламная идея. Пойти, и положить в сведен-банк какую-либо круглую сумму. На следующий день во всех СМИ: "Н. положил в сведенбанк крупную сумму!!!!" Н. становится известным, его фирма обретает хорошее реноме.... А потом, когда страсти улягуться, можно спокойно забрать эту сумму, так как с банком ничего не случится. Реклама - за бесплатно!

Ваш пиар-криэйтор, обращайтесь, если что

**

Заведя ЖЖ, я запостил пару текстов, и год к ЖЖ не прикасался. Не понимал, зачем я вообще завел его?! Не удалил только потому что не знал как. Начал через год вести с одной целью: ради сохранения текстов: на "Прозеру" пропало несколько вещей, и тогда я понял, что публикации надо копировать на нескольких страничках. Завел еще аккаунты на блогру, диариру и др., около десятка Но вскоре большинство забросил. Сейчас у меня только три аккаунта с почти одинаковым текстовым содержанием.


По ЖЖ почти не брожу, удовлетворяюсь лентой, комментирую редко, новых френдов завожу редко, с бОльшим интересом читаю дневники тех, с кем знаком лично (даже если инфо не представляет особой ценности, типа: "сегодня пасмурно, я пью кофе с молоком и у меня новое пежо") и с мЕньшим тех, кого не знаю, даже если они крутые блогеры (потому и френдю кого-то редко). Из тех, кого не знаю, больше интересны те, кто публикует свои фото и видео с собой (тогда я хоть могу понять, что за человек, и мне он интересней, чем крутой блогер, но незнамо кто: мужчина? женщина? блондинка? толстенькая? и тэдэ). То есть, для меня ЖЖ, это как бы продолжение "дворовой" тусовки.

Среди тех, кто меня зафрендил, больше блогеров женского пола (хотя знакомые мне передают и такое: "У нас весь офис тебя читает, но мужчинам нравится, а женщины - злятся!").

Если меня расфренживают, не обижаюсь (даже если расфренживают хорошие приятели): ну, я понимаю - из меня прет каждый день многобуков, для меня это важно, а кому-то может надоесть (кстати, я пощу гораздо меньше, чем мне хочется, ибо просто сдерживаюсь, думаю, может, заваливаю я своими многобуквами интернет? - я еще в ЖЖ своих пьес не постил, и ранних вещей, и набросков романов, которые никогда не станут романами - а там всюду очень многобуков (а еще у меня есть толстая пачка рукописных и машинописных страниц более, пятнадцатилетней давности, на которую я сам смотрю в ужасе, иногда беру в руки, надо бы разобрать и набрать и выложить, но не хватает силы воли)).

Френд-политики не имею, сам френдю редко, в ответ охотнее френдю, как уже сказал, знакомых, или уж если, действительно, блог заинтересовал.

Блог в ЖЖ для меня, это - архив, ПиаР инструмент, лаборатория и равлечение. Не более того. Но это уже не мало


ПээС. Статистика показывает, что ко мне регулярно заходят somebody, то есть - незарегистрированные пользователи. Трех самбодей я знаю: два сами сказали, а один выдал себя анонимными комментами (там были такие мелкие подробности, которые мог упомянуть лишь один человек). Да, я вызываю интерес у врагов! А кого им еще читать? Друг друга, что ли? Так ведь скука зеленая! А того самбодю, которого я вычислил по комментам... я еще не решил, буду я его провоцировать при встрече на драку или хрен с ним? Я еще не определился. Ку-ку

**
возможно, что у меня настолько на иронию сдвинуты мозги, что вижу ее даже там, где авторы ее и не вкладывали

**

Запись в ЖЖ одной моей знакомой: "Сегодня я узнала, что папа уже два года читает мой ЖЖ... Кошмар!!!!"

Жалобы другой знакомой: "Я своей маме помогла освоиться в интернете совсем не для того, чтобы она мои тусовочные фотографии разглядывала! А там такое...."


**
Приятельница однажды напилась на вечеринке и стала кричать: "Любовника хочу! Любовника хочу!"

Под конец вечеринки к ней подошел незнакомец, представился и предложил: "Может... эта-а-а... ко мне поедем?..."

И поехали. Долго, правда, они не встречались, ну, так ведь и запрос был на любовника, а не на жениха!

Может так и надо - оглашать свои желания громко и откровенно, они тогда, гладишь, и начнут исполняться?

**
Познакомился с некой особой на вечеринке и вроде понравилась.... И я ей - вроде: ну, улыбается, но все равно - не понятно.

Но я не сразу в атаку, я сначала в разведку. То есть, общаюсь по переписке. Причем никаких фривольностей не позволяю себя, никаких двусмысленностей или намеков, так - "бла-бла-бла" на темы жизни.

И вот в процессе общения понимаю, что не хочу я эту особу - как женщину. Потерял вдруг интерес.

Но с другой стороны, я был инициатором переписки, я, может быть, заинтересовал особу, может, даже... э-э-э... она там уже воображает себе что-нибудь эротическое. И вдруг взять да и прервать с ней общение без причины, это как-то нехорошо. Подразнил только и спрятался!

Ладно, думаю, надо встретиться, попить кофе, поговорить. А там видно будет. Хотя встречаться совсем не хочется. Ну а чего тогда, спрашивается, затевал переписку?

Ладно, пишу, предлагаю встретиться, но вру, что на неделю уезжаю (чтобы дать ей время подумать), а вот через неделю бы... Она отвечает, что как раз через неделю тоже уезжает, а когда вернется - неизвестно, через неделю или через три. Пишу: окей, сообщите, когда вернетесь, всего лучшего.

Все, вздохнул с облегчением! Если хочет встретиться, то сообщит. Но, скорей всего - не сообщит. Ну и хорошо

**

В нашем возрасте, кузен, уже негоже
так часто думать о презренной плоти.
Пора и о душе подумать,
ведь климакс наш - не за горами...
маячит где-то,
ну и то да сё....

А ты все, бедненький, о сексе да о сексе!

Вишь, так меня достал ты
своим занудством,
что я к тебе уже в стихах
послания пишу



надо или жениться и хранить верность, или покупать секс за деньги без всяких заморочек

**
Читал давно интервью с неким издателем. Издатель сказал в том числе следующее: "Автор присылает рукопись, где он написал... о своей бабушке! Кому это интересно... про его бабушку?"

Я тогда подумал, что мне, например, было бы куда интересней прочитать текст о чьей-то бабушке (если недурно написано), чем о картонно-железобетонных спецназовцах или о шлюшках из разноцветного мармелада. И, наверное, не мне одному... Целый сегмент книжного рынка был не заполнен!

И вот спустя несколько лет я с удовольствием читаю рассказы Захара Прилепина, в которых - в том числе - и о бабушке, и о дедушке, и о других родственниках, и о парнях из родного двора. И Прилепин - в топе популярных авторов. Молодец! Но издатели могли бы предугадать изменение массовых вкусов намного раньше.

**
О разнице между мужским и женским мышлением.

Пришиваю пуговицу к плащу. Я подобную ернуду сам умею, в армии нянек не было. Но нитки у меня дома только черные и белые. А плащ - светло-сероватенький, и пуговицы такие же. Что сделала бы в таком случае женщина? Она бы пошла в магазин - подбирать нитки под цвет пуговиц или плаща.

Но я мужчина (гордо так написал, но из скромности без восклицательного знака). Я на такую ерунду время и энергию не трачу. Я спокойно пришиваю белыми нитками, рассуждая так: "Через недельку белые нитки станут светло-серыми".

Вот, это и есть - образчик истинно мужского мышления. Всем бояться!!!!!!!

**

В пору моей юности было такое выражение: "Е...ть мой х...!" Оно имело множество значений, могло выражать и удивление, и уныние, и радость, что угодно, в зависимости от интонации.

Позже узнал, что это выражение не так уж и абсурдно. Читал одного растленного западного автора, и там в одной из эротических сцен женщина именно что трахала член своего любовника (я не стану сейчас подробно инструктировать, догадайтесь-ка сами).

Но дело не в этом. А в том, что это выражение ушло из оборота. Я его лет десять не слышал. Или, может, я в другой социальной среде сейчас нахожусь? (Или, как говорили в пору моей юности, "в другой луже плаваю").

Также я вспоминаю забавное выражение: "Ё...ный стотс!" Что значит "стотс"? Или "стоц"? И отчего она такой ёханый? И откуда взялся?

Нет, я понимаю, как появилось выражение "Японский городовой!" Какой-нибудь мужчина хотел высказаться крепко, уже издал было звук "Й...", но, оглянувшись, заметил, что близко дамы, и быстро переориентировался: "Й... японский городовой!"

Но откуда этот загадочный "стотс" взялся?

Этого выражения я также давно не слышал. Пишу об этом, чтобы сохранить материал для филологов будущего.

**

Учение Фрейда, наверное, велико. Но некоторые современные фрейдисты, это настоящие интеллектуальные спекулянты. Они во всем видят только сиси и писи. И трактуют все, что угодно, только со своих позиций (возможно, что и сам дедушка Фрейд назвал бы этих "фрейдистов" еретиками и сектантами).

Например, ясно всем, что башня это фаллический символ (хотя первые башни строили вовсе не для того, чтобы подчеркнуть свою маскулинность, а из чисто практических соображений: из башни легче отбиваться от врага, чем из ямки-землянки - символа, конечно, вагины).

Но один знакомый мне фрейдист пошел еще дальше, сделав сногсшибательное умозаключение: "Две башни Международного торгового центра, это был символ гомосексуальной любви, цветущей на Западе".

Трындец, да?!

Кстати, самолет, это тоже фаллический символ. Мда-с.

**
 
 Вышла вторая книжка сборника "Рижский альманах" на средства фонда "Русский мир" (до 1996 года были другие спонсоры, потом проект не финансировался, закрылся, следующая фин-поддержка поступит неизвестно когда, но не раньше, говорят, 2013-го).

В продажу не поступит, распространяется бесплатно по библиотекам, вузам и школам (таковы условия "Русского мира")

Дизайн скромен, а значит, и реакция общества будет, скорей всего, слабой: пара снисходительных рецензий в лучшем случае (ведь современное общество - это общество визуалов по преимуществу, ну и ладно).


Потенциальные читатели - сами же авторы сборника, плюс, может быть, кто-то из филологов, кому для работы понадобится. Плюс, может быть, кто-то из пишущих людей, кому просто любопытно.

Содержание вполне на уровне, мне было интересно. Появились новые хорошие поэты и прозаики - > студенты Латвийского университета с отделения славянской филологии (они уже успели и собственный сборник издать, обещают литсайт). Процитирую Богдану Лобан:

(...) Мы катимся вместе с трамваем отрубленной
Головой, по земле
Шлепая нечесаной косой (...)

Нравятся мне такие резкие зримые образы.

Но больше всего меня в сборнике интересовала мемуарная часть. Ведь хорошие стихи или проза везде бы смотрелись хорошо. Хоть в Нью-Йорке их публикуй, хоть в Москве. Но мемуары о рижских русских писателях интересны только здесь и нигде больше! И в этом их ценность. Жили тут всякие-разные авторы, даже талантливые, и как при жизни они не были особо знамениты, так и после смерти не прославились. Где-то в частных архивах пылятся их рукописи. Кто будет их сейчас издавать? Никто. Кто будет их набирать в Ворде, чтобы выложить в Сеть? Никто.

А люди-то писали, старались, надеялись. Может, и правда, не достигали великих художественных высот, но это не значит, что уровень их был ниже, чем средний уровень советских авторов, благополучно издававшихся.

Такова уж была судьба русских писателей, живуших на окраинах Империи - в колониях. Это сейчас пофиг: есть Интернет, но нет цензуры и Главлита, пиши и публикуйся, где хочешь. А ситуация в то время была следующая: Москва поддерживала и поощряла национальную литературу в колониях. Например, латышских (украинских, казахских, грузинских и тэдэ) писателей издавали в центральных издательствах и всячески подкармливали. Но русские писатели, жившие в национальных республиках, были на положении пасынков (даже если их уровень был не ниже, чем у их латышских, грузинских и тэдэ коллег). В центральных издательствах и журналах их произведения не принимали, говорили: "Издавайтесь в своей республике". Их издавали, конечно, но эти книги если и вызывали какой-то резонанс, то только в пределах республики. Чтобы вызвать всесоюзный резонанс надо было издаться в Москве или в Ленинграде. А это для русских писателей из колоний было практически невозможно. Был единственный шанс пробиться со своим именем за пределы республики, это - ПЕРЕВОДИТЬ национальных писателей на русский. Только в качестве переводчиков русские с окраин Империи и были нужны Главлиту. Они и переводили: это и заработок и хоть какая-то известность. Но их собственные сочинения оказывались невостребованными (а сейчас они просто устарели, как устарели даже самые полупярные вещи, публиковавшиеся в то время в журналах "Юность" или "Новый мир"). И все! Тогда не получили своего кусочка славы, и никогда его уже не получат. Потому и важными мне кажутся мемуары об этих недооцененных людях, некоторые из которых попросту спивались от невостребованности.

Сомнителен только раздел "Рижского альманаха" "детские страницы". И не потому, что тексты плохие (как раз-таки тексты очень хорошие). А потому что ЗАЧЕМ?! Вы представляете себе ребенка, который потащится в библитеку за взрослым альманахом, в самом конце которого будет пять страничек "для детей" с черно-белыми рисуночками? Я вот не представляю! Ведь ребенку нужны специальные детские журналы с яркими иллюстрациями и обложкой.

У меня в сборнике две вещи: "Трещина в сердце, новогодняя лавстори"

И отрывок из перевода Александра Чака

Кроме того я, как и в прошлый раз, - корректор. И если, открыв предыдущий сборник, я тотчас увидел пропущенную мной ошибку у другого автора ("компания" вместо "кампании"), то сейчас сборник раскрылся на моем собственном тексте, и я сразу же увидел глупую опечатку. Да и вообще, перечитывая рассказ, стал чиркать карандашом прямо на страницах сборника, менять паразитные "был, было" на другие глаголы. Например, "он не был мне другом" на "мы с ним не дружили". Раньше я думал, что придирки к "был", это просто редакторское занудство, а теперь вижу - и правда, раздражает, когда "был" употребляется необоснованно.



P. S. Один из моих текстов включен в сборник современной русской прозы, выход которого ожидается в С. - Петербурге. Но из суеверности сообщу подробности только после выпуска книжки из типографии


**

А я куркуль
 
На некоем собрании по случаю некоего культурного события некий общественный деятель сказал: "Некоторые из участников нашего проекта передали свои гонорары на издание сборника стихов поэта N. Приятно осознавать, что многим не безразлична судьба русской культуры Латвии". Деятель произнес это с некой даже гордостью.

Ну, наши общественные деятели всегда отличались банальностью своих формулировок, это им по штату положено. Это ладно, я не о том.

Я не отдал бы свой гонорар на издание чужого сборника даже, если бы у меня денег было бы навалом. Не отдал бы и все! Не объясняю причин.

Поэт N покончил жизнь самоубийством в юном возрасте - тридцати около лет. Самоубийц я не очень уважаю, но дело не в этом: он мог бы сначала выпустить свой сборник, а уж потом самоубиваться, чтобы не озадачивать этой проблемой оставшихся в живых.

У поэта N и так уже вышел один сборник - в России (что для славы даже полезней - больше шансов, что заметят!).

Мне совершенно безразлична "судьба русской культуры Латвии", хотя бы потому, что таковой - не существует в природе. Сильные авторы принадлежат к общей Русской Культуре, а слабые авторы принадлежат к интернациональной гильдии бездарей и графоманов.

А словесную химеру "русская культура Латвии" выдумали журналисты, политики и общественные деятели, чтобы использовать ее в своих риторических упражнениях для пользы своих идеологических спекуляций.

Да и стихи поэта N мне не понравились. Ну, это ладно. 


**

"Ночью заснул за рулем и врезался в опору моста. Думаю, это произошло не по воле случая. Еще когда он был редактором /.../. Все вместе его, наверное, и толкнуло на роковой шаг. Он был человеком крутым /.../. Умел делать то, что считал необходимым и /.../. Такие за рулем не засыпают".



Это из мемуара "Последняя глава" Гарри Гайлита, рижского критика. Речь здесь идет о погибшем в автокатастрофе Владимире Гурове, журналисте, предпринимателе, ученом, издателе газеты "Бизнес и Балтия".

Мемуарист вот так вот, походя, обвиняет уважаемого человека, который уже никак не может оправдаться, в... Ну, не в уголовном преступлении, конечно, а в преступлении против законов Вселенной (и в подлом поступке по отношению к своим близким).

Мемуарист, видишь ли, "думает", что Гуров совершил самоубийство. Может мемуарист еще немного "подумает" и обвинит Гурова еще в чем-нибудь, в воровсте там, в подлоге каком-нибудь? Сейчас ведь все, что угодно, можно "надумать" о погибшем.

С чего мемуарист взял, что Гуров не мог заснуть за рулем? А с того, что Гуров был, дескать, "человеком крутым"! И вообще - хорошим водителем, спортсменом и тэпэ.... А по инфантильному мнению Гарри Гайлита "такие за рулем не засыпают".

Еще как засыпают! Так же как профессиональные пловцы иногда тонут, а мастеров боевых искусств иногда мочат на улице гопники. Почему? А ни почему. Судьба такая.

**

Говорят: "искусство, это не спорт". Да, правда. И я очень об этом сожалею!

Мне жаль, что в искусстве нельзя как в спорте: вышел на ринг и сразу ясно, настоящий ты мастер или фуфло на палочке.

Конечно, и мастера в спорте проигрывают, и мастеров "засуживают". Но если мастер проигрывает, то все видят, что МАСТЕР проиграл. Если мастера засуживают, то все видят, МАСТЕРА засудили.

А в искусстве-литературе не так. Например, я считаю, что автор N - бездарное ничтожество, который, если перевести на спортивный язык, "игрок уровня школьной команды", но при этом лезет (и влезает! отсутствие творческих способностей природа, как правило, компенсирует другими качествами) в "сборную республики". В спорте его бы в сборную даже запасным не взяли бы, а в культурной сфере - пожалуйста.

И доказать ничего невозможно. Я скажу: "Он скучный, малокреативный, посредственный....", а мне в ответ: "Но ему - внимание общества, прессы, про него критики пишут. Не зря ведь? Он печатается на хорошей бумаге. А смотри, какой классный дизайн обложки!"

И все, нет у меня на это аргументов, кроме жалкого: "Да, ведь литература, это тексты, а не бумага и дизайн обложки!" Но доказать, что тексты - фуфло, а автор - умело раздутый пузырь, невозможно. Не на ринге ведь. А жаль! Право, жаль....

ПээС. Единственное утешение (но довольно сильное утешение), что посредственности, сумев влезть в "сборную республики", никогда и ни за что не влезут в мировую "высшую лигу". Это для них невозможно. Пупок развяжется! Кое-какая справедливость в этом мире все-таки существует

**
Видел девушку с большим носом. И не просто большим, а с горбинкой. Но девушку эта "деталь" совершенно не портила. Чудесная девушка!

А еще я недавно видел девушку, у которой были крупные, даже грубоватые черты лица, широкие плечи. А бюст едва-едва намечался, и талия еле-еле просматривалась. А руки-ноги не сказать, чтобы толстые, но какие-то мясистые. И повадки такие, как будто она боксом занимается.

Но девушка - глаз не оторвать!

И ладно, может, я такой - извращенец с нестандартным вкусом, но я слышал, как совершенно нормальные парни, одетые и причесанные в гламурном стиле, переговаривались, глядя на нее с вожделением: "Какая девчонка! Просто атас, какая девчонка!"

Вот, да! Сексуальная привлекательность, это не черты лица и не параметры фигуры. Это другое что-то.... А что?

Это энергия, я полагаю.

Вобщем-то, всё на свете есть энергия. Богатство, это не интеллект (мало ли бедных умников?), а энергия. И слава, это не талант (мало ли талантливых неудачников?), а энергия. И сексуальная привлекательность, это не красота (мало ли одиноких красавиц?), а энергия. Прана, то бишь.

Есть энергия, есть всё. Нет энергии - ничего нет. Я с тех пор, как занялся йогой стал успешнее. Во всем. Хотя умнее не стал, и тружусь не больше, чем раньше трудился




**
мне морская пехота всегда больше нравилась, чем десант: форма у них более элегантная и стильная, да и плюс морская романтика!

Хотя словосочетание "морская пехота" - не очень умное. Пехота, это которые ходят пешком. А морская пехота - на кораблях, а десантируется на берег на броневиках. Сейчас даже наземных пехотинцев называют мотострелками, потому что они больше ездят, чем ходят.

И уж коли учредил этот род войск Петр I, то и называть следует, как он назвал....

Гардемарины

**
Человек присылает эсмску, не подписавшись. (Я спрашиваю: "Вы кто?") Обижается из-за того, что я стер его контакт из памяти телефона. Естественно, я удаляю контакты тех людей, с которыми не дружу, не общаюсь постоянно и не сотрудничаю. Это нормально. Но некоторые малознакомые или случайные знакомые думают, что если уж обменялись со мной номерами на какой-нибудь тусе, то я буду хранить их номера вечно!

Какое, однако, высокое мнение о своих драгоценных персонах

**
У меня самомнение высокое, но не завышенное, а соответствующее (и если это раздражает посторонних, то это их проблема, а мнение обо мне тех, кто со мной сотрудничает, не ниже, потому что им, наверное, нравятся результаты нашего сотрудничества).

Мобильный, это рабочий инструмент, а не книжка для хранения 900 номеров всех, с кем сводила судьба за 15 лет (а "на всякий случай" нормальные люди хранят неактуальные номера в компе, и это умно).

Несмотря на свое самомнение, я не ожидаю, что я для кого-то такая же важная птица, как для себя самого, и что меня будут помнить всю жизнь (а те, кто не понимает, что людям нет дела до большинства других людей просто инфантилы с мозгами пятиклассниц), и, переписываясь с малознакомым людьми, на всякий случай подписываюсь. Подписываться, это вежливо в любом случае.

P. S. У меня хватает мозгов не судить о незнакомых людях по постам в ЖЖ, и если я вижу у кого-то, например, запись "Пусть все человечество сдохнет!" - не обвиняю автора сразу в "человеконенавистничестве" или "фашизме", ибо знаю, что у каждого может быть плохое настроение. Но для разумения этого, повторю, надо иметь орган, которым разумеют.



**

Регулярная практика йоги привела к тому, что теперь меня не берет ни жара, ни мороз, ни водка!

Бухать стало неинтересно. Не пьянею. Только блюю.

**

Стоял поздним вечером на автобусной остановке. Пустынная улица на окраине города, ни машин, ни людей.

Мимо остановки бодрой рысью пробежал человек с пистолетом в руке. За ним никто не гнался. И он ни за кем не гнался. В него никто не стрелял, и он ни от кого не отстреливался.

Просто пробежал с пистолетом в руке мимо остановки. Деловито так.

И скрылся в темноте. Стук каблуков по асфальту становился все тише и тише.


**
Пришел в парфюмерный магазин, спросил у продавщицы массажный крем. Продавщица предложила несколько тюбиков на выбор:

- Вам какой?
- Я в них не разбираюсь, - говорю. - Главное, чтоб хорошо скользило.

Продавщица засмущалась. Заулыбалась. Покраснела. Посмотрела кокетливо. А когда выбила чек, вздохнула.



**

из интервью одной молодой актрисы одному глянцевому журналу
 
- Как вы относитесь к голому телу в кадре?
- Замечательно отношусь! Бог создал голое тело по своему образу и подобию....




я не называю фамилию актрисы, потому что не знаю, кто настоящий автор этой теологической новости: актриса или журналист, бравший интервью/


**
а сейчас о прочитанном


Татьяна Москвина "Мужская тетрадь", сборник рецензий и эссе.

Москвина еще и прозаик, и я даже читал ее роман "Смерть это все мужчины", но вот, хоть ты тресни, не могу вспомнить, о чем этот роман: какой там сюжет, какие персонажи, как выглядит главная героиня? Помню только, что написано живо и остроумно. Но в романе главное все-таки не стиль, в романе главное: идея, история, герои, характеры, конфликты, действие. Вот, например, какой стиль у "Дон Кихота" или у "Трех мушкетеров"? Да, никакой там стиль! Потому что сколько переводчиков, столько и стилей.... Но герои этих романов живы и победно шествуют по планете уже который век, и даже самые дурные переводы и самые бездарные экранизации не могут испортить их обаяния.

Москвина - мастер малой формы. В малой форме как раз важнее стиль. Москвина считается почему злой журналисткой. Но я вижу, что большинство ее текстов - комплиментарные. Она любит и ценит тех, о ком пишет. Но при этом, да, пишет язвительно. Даже когда заваливает комплиментами. Этим, наверное, и интересна.

И я понял, что прочту по-возможности всю ее короткую прозу и эссестику.

Хотя порой Татьяну Москвину и заносит. Или шутит она так, что ли.... Например, она советует русским женщинам рожать не от хитрых и тонконогих, а от простодушных богатырей типа боксера Валуева. И тогда, мол, Россия будет спасена. Подала бы тогда уж пример, что ли!

Ольга Славникова "Любовь в седьмом вагоне", сборник рассказов.

Я пытался читать роман Славниковой "2017", но не одолел - увяз в витиеватом стиле и сочных липких метафорах. Хотя сюжет романа острый, авантюрно-любовный, но все-таки увяз. И решил попробовать рассказы. И пришел от рассказов в восторг - не мог оторваться.

Все вещи сборника сочинены по заказу некоего железнодорожного журнала. И объединяет их, соотвественно, тема путешествий на поездах. Видимо, жесткий формат пошел на пользу - заставил автора быть аскетичней в средствах. Хотя и стиль по-прежнему красив и упруг, и свежих метафор навалом.

Сюжеты рассказов разнообразны: лав-стори, нуар, социальная сатира и др. Даже вечный сюжет о дон Жуане и тот переработан Славниковой на современный лад. И хотя появление статуи Командора в поезде, на котором сбежали любовники Иван и Анна, кажется несколько притянутым за уши, но это легко прощается, уж больно здорово написано.

И почти во всех историях присутствует какой-либо фантастический элемент. И Славникова - хороший фантаст. А чем отличается хороший фантаст от плохого? Плохой фантаст громоздит одну небывальщину на другую: у него вампиры, вооруженные магическими жезлами, сражаются с эльфами, скачущими на дрессированных оборотнях, а инопланетные существа похищают из московского Кремля волшебные кольца всевластия, и тогда бывшие спецназовцы ГРУ вместе с воскрешенными дружинниками князя Святослава по заданию вдруг заговорившей мумии Ленина отправляются за этими гребаными кольцами на другой конец галактики. И в результате - читатель не может поверить ни единому слову из этой ахинеи! А у хорошего фантаста все подробности и обстоятельства реальны, за исключением какого-нибудь одного фантастического допущения. (Например, компактного летательного устройства на спине у человечка, который живет на крыше). Так вот, повторю, Славникова - из фантастов хороших!


**
Латвийская наша республика похожа на человека, который бодрым шагом идет на Запад, но при этом все время озирается на Восток. Это же, братцы, дико неудобно! Да и опасно. Чего доброго, или споткнется или шею вывернет

**

"Точных признаков, по которым человека можно причислить к хипстерам, не существует. Но одним из главных признаков настоящего хипстера является то, что он сам себя хипстером не считает".


Из статьи о хипстерах в развлекательном издании "Частная жизнь"

Так ты не хипстер? а кто ж тогда хипстер? я, что ли, хипстер? сам ты хипстер

**

У вьетнамцев не существует оскорбительных выражений, типа "иди ты на...", "ну ты и му..." и тэпэ. Можно, конечно, буквально перевести их на вьетнамский, но для вьенамца это будет звучать полным бредом. "Как можно пойти в задницу? - подумает прямолинейный вьетнамец, - это же физически невозможно...."

Однако и во вьетнамском языке существуют выражения, из-за которых можно получить по физиономии или рассориться на всю жизнь.

И самое грубое, самое оскорбительное из этих выражений на русский переводится как: "Ты - очень плохой человек!"

**

Латышей веселят русские выражения типа: "Хрен его знает". Буквальный перевод на латышский звучит нелепо. А уж "Все люди как люди, а я как хрен на блюде!" - это вообще шедевр абсурдистского юмора.

Но смотрел я как-то российских "Ментов" на латвийском канале. Перевод на латышский давался в титрах. И я иногда машинально поглядывал на эти титры. И заметил, что латышские переводчики все русские жаргонизмы стараются переводить буквально. А поскольку буквально перевести не всегда возможно, то хотя бы приблизительно. И тут пришел черед веселиться мне! Потому что такое, например, выражение как "ядрен-батон" на латышский переводилось примерно как "трахнутый хлеб".

**

Восток всегда проявлял изысканность. Во всем.

Например, вот один из способов тайного убийства в странах Магриба: жертве в чашечку с кофе подсыпали.... нет, не яд - алмазную пыль! И жертва долго умирала в страшных мучениях. Пока МЕЛКО ИСЦАРАПАННЫЕ алмазной пылью органы пищеварения истекали кровью.

Во-первых, кофе с алмазами, это не дешево. Во-вторых, превратить кристал алмаза в пыль, это не просто, нужно владеть особой технологией. И средневековые арабы такой технологией владели.

А вот один из способов самоубийства в древнем Китае: надо было резко вдохнуть ртом мелконарезанную золотую фольгу....

**

В. Курицын - литературный критик. И на книжку "7 проз" его вдохновила вся та гора литературы (макулатуры), что ему довелось прочитать с начала 90-х по начало Миллениума.

Он и сам признался: да, это подражание, вариации-рефлексии на темы. Разделы "Авангардная проза", "Эпистолярная проза" и тэпэ.

Очень изысканная постмодернистская игра - цитатность, прекрасный стиль (стили), высокое литмастерство в каждом абзаце. Читать невозможно.

(Я не смог, полистал, побегал глазами).

Особенно скучно В. Курицын перепевает постмодернистов. Они и сами-то вторичны, а он, значит, третичен.

В корзину!

**

Попалась информация, что в Бразилии 16-летний парень совершил подряд 42 акта мастурбации. После чего - умер.

Если это правда, то лучше б он кого-нибудь осчастливил.... с таким-то темпераментом

**

Придумал персонажей - Водолазьев и Шапкович. Точнее, только фамилии и пришли в голову, персонажей еще предстоит придумать. Обязательно. Нельзя, чтобы такие фамилии - Водолазьев и Шапкович - остались бы без персонажей. А такие персонажи - без историй про них


Рецензии