Психические состояния личности

Психические состояния личности.
   Восприятие, его основные свойства и закономерности.
Восприятие - целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участнику или моменту объективной действительности.
Восприятие так же, как и многие другие процессы формировалось для обеспечения максимально эффективного приспособления к среде. Развитие специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано с развитием общественной практики. Специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов. Отдельный индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств. Такого рода эталоны становятся оперативными единицами восприятия.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью, - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие - это форма познания действительности.
Восприятие предметов и людей, с которыми человеку приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую" деятельность. Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.
Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тот час же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание-свойства, признаки которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающегося его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.
Для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза.
Согласно нашему предположению перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те ее преобразования, которые могут произойти в результате практических действий. Благодаря такому сенсорному предвосхищению перцептивные действия способны выяснить ближайшие перспективы поведения и регулировать его в соответствии с условиями и стоящими перед субъектом задачами.
Что касается зрительного восприятия, то активное осязание - существенный фактор, необходимый для развития зрительного восприятия, (опыт с 2 котятами в корзинках).
Рассмотрим виды восприятия. В зависимости от форм отражения выделяют:  1. восприятие пространства;
2. восприятие движения;
3. восприятие времени.
В зависимости от цели выделяют:
 1. преднамеренное восприятие, характеризующееся тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека;
2. непреднамеренное восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.
В зависимости от степени организации выделяют: 
1. ораганизованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира;
 2. неорганизованное восприятие - это обычное планомерное восприятие окружающей действительности.
Естественно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы (высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель) соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.
По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга
Свойства восприятия:
1. избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
2. предметность - способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур восприятия.
3. апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Апперцепция придает активный характер восприятию. Воспринимая предметы, человек выражает свое к ним отношение.
4. осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Осмыслить восприятие, значит осознать предмет, который оно отражает. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Восприятие составляет единство чувственного и логического.               
5. константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а так же тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности.       Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
6. целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже, если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
7. категориальность проявляется в том, что восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании данного понятия.
8. историчность восприятия.
Из всех психологических теорий проблемой восприятия более всего занимались гештальтпсихологии. Рассмотрим выделенные ими характеристики восприятия, а точнее выделенные ими феноменальные законы восприятия:
1. близость - чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;
2. сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются;
3. продолжение - чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т.е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы;
4. замкнутость - чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы.
Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции.
Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон.
 1. части фигуры имеют характер объекта или "вещи", фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата.
2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон.
 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру.
4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.
5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки.
Психофизические характеристики восприятия: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.


     Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Поскольку внимание выражает взаимоотношения сознания индивида и объекта, в нем    наблюдается двусторонность: с одной стороны, внимание направлено на объект, с другой объект привлекает внимание. Причины внимание к этому, а не к другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже, прежде всего, в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.
Физиологические основы внимания: внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными.
Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Рассмотрим основные виды внимания:
1. произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания, оно всегда есть волевой акт;
2. непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они   продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд это требует, и он воспитывает высшие формы человеческого внимания.
3 внимание чувственное (относится к восприятию);
4. внимание интеллектуальное (относится к воспроизведенным представлениям).
Основные свойства внимания:
1.  Сконцентрированность внимания - противоположность его распыленности - означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания - это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
2. Объем - количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5±2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.
3. Распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания упражняема.
4. Устойчивость внимания - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Экспериментальные исследования показали, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания равны обычно 2-3 секунды, доходя мах до 12 секунд. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. Устойчивое внимание - это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания.
Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, узнаваемости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, степени его интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности,               
5. Переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна, она зависит от ряда условий. К числу которых относится соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение. Известную роль в переключении внимания играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания можно тренировать.
6. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.
7. Отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, а значит со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов мы уже отметили. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно:
1)широкое и узкое внимание - в зависимости от объема;
 2)хорошо и плохо распределяемое;
3)быстро и медленно переключаемое;
4)концентрированное и флюктуирующее;
5)устойчивое и неустойчивое.
Поговорим о проблеме развития внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Так, если ребенку дать игрушку, а следом за ней еще одну, то он тут же выпустит из рук первую. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка так, что начав им манипулировать  и его ничто и никто не сможет отвлечь.
До старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста у ребенка непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка воли.
Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Как было показано Л.С.Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Выготский так и пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Вместе с овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.
В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на умственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.
В старшем дошкольном возрасте быстро развивается концентрация внимания и его устойчивость. В младшем школьном возрасте произвольное внимание и все свойства внимания продолжают развиваться. Но следующий резкий скачок в его развитии произойдет уже в подростковом возрасте, когда внимание, как и все остальные познавательные функции интеллектуализируются.

Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Рассмотрим виды памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.
Различают моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.,), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различают непроизвольное и произвольное запоминание.
В зависимости от способа запоминания в этом плане различают механическое и смысловое запоминание.
По времени сохранения материала выделяют               
1 мгновенную (сенсорная память только что воспринятый материал без обработки, ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память-образ),
2. кратковременную (запоминание и сохранение информации на очень короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Для перевода информации из мгновенной памяти в кратковременную, надо обратить на нее внимание. Характеризуется объемом, равным 7±2),
3. оперативную (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи),
4. долговременную (- подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание материала и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация запоминаемого материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту),
5. генетическую память ( хранение информации в генотипе, передача ее по
наследству).
6. иммунную память.
7. мышечную память (сохраняется 48 часов).
Память у людей обнаруживает более или менее выраженные типологические особенности. Один человек лучше запоминает зрительные, другой - слуховые, третий - двигательные данные. Чистых типов нет (редко).
Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица)
Далее память различается 1)по быстроте запоминания;
2)по его прочности или длительности;
3)по количеству или объему запоминаемого материала;
 4)по точности.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы:
1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации;
2) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций;
3) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы.
Выделяют три категории мнемических процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид.
Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле.
Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений.
Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.             
Потребность в оформлении и овладении мнемическими процессами и в развитии все более совершенных и сложных форм запоминания и заучивания должна была ощущаться тем острее, чем сложнее становились формы человеческой деятельности, чем больше они, поэтому требовали накопления знаний. Они существенно связаны с потребностями общественным образом организованной деятельности; общественно организованная человеческая деятельность требует не только сохранения собственного опыта и воспроизведения его индивидом для себя, но и возможности сохранить и воспроизвести его для других индивидов. Для этого требовались специфические процессы, сохраняющие и воспроизводящие опыт опосредованно в словесной речевой форме.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой, вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при «их» повторении, а так же их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых психических образований - представлений. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Представления наглядны, отличаются некоторой - то большей, то меньшей - фрагментарностью, обобщенностью.
Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде воспринятое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Представления воспроизводятся не изолировано, а в связи с другими представлениями.
Память человека носит осмысленный характер. Анализ, систематизация и осмысливание включаются в воспроизведение и влекут за собой перестройку процесса запоминания; смысловые связи имеют определенное значение в запоминании осмысленного материала. Но запоминание не всегда строится на смысловых связях; не всякий материал допускает такое запоминание (№ телефонов). В тех случаях, когда нет объединения материала в смысловое целое, в основе запоминания лежит объединение материала в структурное целое. Под структурой понимается членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметричного расположения и т.п. С этим связано и то, что при прочих равных условиях обычно особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части. Однако при запоминании смыслового материала его формальная структура подчинена смысловому делению и смысловым связям материала. Четкая расчлененность и связность материала являются существенным условием эффективного запоминания.
Запоминание материала зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.
Память человека носит избирательный характер, который выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу/то, что для нас значимо, интересно.
Запоминание человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль ее особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определенного задания. Но установки могут быть и неосознанными, что приводит к непроизвольному запоминанию.
Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.
Не подлежит сомнению, что в запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается - при прочих равных условиях - лучше, чем эмоционально безразличный. Причем в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих равных условиях одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие - неприятного.
Рассмотрим теперь вопрос о развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Выготский считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями. Человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи человек оказался способен подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. По Выготскому, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать.
Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Непроизвольная память начинает сменяется произвольной.
В подростковом возрасте коренным образом меняется отношения между памятью и мышлением. Память интеллектуализируется, само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить".
Леонтьев экспериментально показал, как непосредственное запоминание с возрастом замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и усвоения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что, "обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания;
прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным".
Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними.
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи.
Леонтьев вывел "параллелограмм развития памяти", который показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Обе кривые обнаруживают тенденция к сближению с возрастом.
"Принцип параллелограмма представляет собой не что иной, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков".



 




 


Рецензии