Махачкала и золотые штаны. фрагменты

- Пасматри! Пастматри, что они делают! Уйййяяяя! Параститут какой ! Ибрашка! Смотри! Они через сигарету цылуюца! – кричал маленький весёлый Биссерхан, наливая нам домашнее вино. Красивая смуглая девушка прикуривала сигарету у другого парня без спичек. Сигарету от сигареты. Оба не вынимали сигарет изо ртов так сказать.
Вокруг царило веселье - девушки, вино, сыр, сушеная баранина.
Это моё первое махачкалинское воспоминание.
Я родился и вырос во Львове. Приехал в Махачкалу из Уркараха, где прожил полгода в гостях у друга Шамиля Гасанова. Удивительный человек – врач, историк, философ, поэт.
Я возвращался во Львов и был в Махачкале проездом 1 день.
Я пошел на пляж. Я был совершенно один в совершенно незнакомом городе.
И вдруг на пляже, глядя на море, я вдруг что-то такое почувствовал,
сам не знаю что и решил не ехать во Львов, а пожить полгода в Махачкале.
Вот такой дзенский или дао экспириенс.
Приезжаешь в совершенно незнакомый город и пробуешь просто жить.
Никого не знаешь, ничего не знаешь и тебя никто не знает.
Счётчик обнулён. Каждый день что-то новое. Шаг за шагом.
У меня был какой то один адрес на клочке бумажки, который мне дал Гасан Гасанов – брат Шамиля.  Дал и сказал: если чо, там нормальные пацаны живут даргинцы, можно пару дней переночевать. Я пошел по этому адресу.
Это был маленький дворик в одной из одноэтажных построек сразу за площадью Русского театра. Прекрасный самобытный райончик маленького восточного приморского города. Просто неземная красота. Хотелось плакать и снимать кино.
Сейчас наверное это все уже посносили. Умывальник и туалет во дворе.
Небольшая комната и 5 кроватей. Тумбочка и стол. Там жили молодые ребята.
Вечером к ним приехали в гости девушки и было веселье, такое как в фильмах  Кустурицы - Уйййяяяя! Параститут какой ! Ибрашкаа! Смотри! Ай, саул, красвчик! – сказали мне пацаны – если чо – не теряйся - если чо! – сказали мне пацаны.
Меня напоили, накурили и я быстро уснул.
Утром я пошел в гостиницу Ленинград выпить кофе и позавтракать. Я же из Львова.
В баре я оказался один. И кофе оказался не кофе. Точнее это называлось кофе, но было что-то другое. Я спросил: что это? Она мне – кофе. Я – нет. Она- идемте я покажу.
Мы пошли на кухню и я увидел большущюю кастрюлю в которой варились кофейные зерна и помешивались огромной поварешкой и оттуда жи черпаком наливались в чашки. Вот – сказала официантка-барменша  Маша ( она же Мерзият) – вот смотрите
 –это кофе , а это кофейный напиток – сказала она и гордо улыбнулась. В этот момент я опять ощутил действие махачкалинской травы и начал истерически смеяться и мы с Машей подружились. Я сказал что я совершенно один в городе и ищу работу с пропиской. Я был молод и неотразим и Маша взяла надо мной шефство. – А ты почему с бородой? – спросила Маша ( в наше время творческим людям было модно-принято длинные волосы и бородку) –чо? Умер кто? У нас так ходят когда соболезнование – объяснила она.
Работники общепита это отдельный клан – отдельная мафия и там все друг друга знают. Маша рассказала про город и посоветовала контору ТоргМорТранс – там директриса еврейка и ты еврей , кароче, красиво оденься, да, туда иди и цадаха ей сделай, а про бороду скажи – дядя умер и теперь вообще никого не осталось - сказала Маша-Марзият.  Что такое «цадаха» я тогда еще не знал, но догадался по смыслу.
Мне очень понравилось название ТОРГМОРТРАНС и я пошёл наряжаться. Вещей у меня было не много и все какие-то джинсовые и слишком хиповые для Махачкалы, но была одна вещь, которую прислал мне брат из америки. Штаны американского астронавта. Золотые. Простеганные. Авиа штаны. Как из фильма «Звездные войны» или из фильма «Аполло 18» там где они на базе тренируются. Штаны смертельно прекрасные. Но махачкала консервативный город. Тут нельзя ходить в шортах, тут хипарям режут волосы и бьют их – предупреждали меня. Но я решил закалять характер, тем более, что ничего красивее у меня не было и мне казалось, что эти космические штаны очень подходят названию ТоргМорТранс.
Я купил коробку конфет «Птичье молоко» и бутылку шампанского. Зашел в кабинет директрисы – добрейшей женщины Райхан ( она была директором пищевого куста) и сказал, что я дальний родственник и вот родители просили передать и устроить меня на работу с пропиской и общежитием. А что родственников в Махачкале совсем нет? – удивилась Райхан, ей было лет 55.  Нет – ответил я – в войну всех убили.
На следующий день я уже работал грузчиком и экспедитором в кафе Причал и в портовской столовой и жил в портовском общежитии на берегу моря.  О, это отдельный прекрасный мир и он достоин отдельного повествования.
Я подружился с персоналом кондитерского цеха и жил на берегу моря как молодой бог, купаясь в море, масле и сахаре, а молодые поварихи с которыми я флиртовал стирали мне бельё.  Я видел даже самого начальника ТоргМорТранса – пожилой добродушный даргинец похожий на Горбачева, что очень веселило всех тогда в 1985 году. В 1986 он подарил мне на свадьбу барашка.
Что бы как-то отблагадарить Машу-Мерзият я решил пригласить её в ресторан. Она сказала, что вечером тут бывает музыка и танцы. Я пришёл в золотых штанах. Я выглядел не тупо. Я выглядел красиво - как космонавт. Но Маша не выдержала и быстро ушла после первой бутылки коньяка.
А публика в ресторане уже собралась прекрасная как в кино. Какая-то компания махачкалинской молодёжи праздновала день рождения и заказывала танцы. И компания каких-то московских командировочных – несколько мужчин типа мелких чиновников, один с яркой молодой блондинкой, явно любовницей.
И ещё один столик куда иногда подсаживаются музыканты.
Играли они хорошо с тем самым лёгким кавказским оттенком, который так украшает порою весёлый блатной шансон. Я спросил – что за группа? Они пригласили за столик.
Спросили кто такой и что за штаны. Я ответил, что брат в америке космонавт в НАТО работает и вот прислал. Рассказал про Львовских лабухов, купил коньяк. Компания была полублатная. Музыканты, воры, деловые. Все уже хорошо выпили и сидели, шутили, отдыхали весело и громко. Один был без ноги по пояс. Очень красивый атлетический мужчина очень красиво одетый без ноги с красивыми дорогими костылями.
В какой то момент он заказал песню «Не сыпь мне соль на раны», встал на костыли, подошел и пригласил блондинку сидевшую за московским столиком на танец. Наступила тишина и на пустом танцполе в гнетущей тишине они танцевали в центре зала. Мой сосед хлопнул меня по плечу и сказал: «Смотри! Братишка! Ай-саул! Гаджишка-красвчик бросает вызов двуногим!»
С некоторыми интересными и уважаемыми людьми из блатного мира махачкалы мне довелось увидеться в фотомастерской у легендарного Унчика. Водку пили стаканами. Лермонтова и Есенина километрами наизусть.
Дети высоких чиновников, которые стали разбониками джигитами с воспитанием и образованием. Просто лихие джигиты и весёлые люди.
Свободные – вот ключевое слово.
В 5 утра идёшь мимо гостиницы Каспий, а там на втором этаже свет горит и на веранде сидят чай пьют курят и о чем то своём говорят старые воры в законе и поливальная машина и запах моря и свежо.
Памятник Ленину белеет  в темноте и показывает рукой в направлении пляжа - ИДИТЕ КУПАТЬСЯ! – призывает он ленинским голосом. Из Гостиницы Каспий выходит Арсен ( или Арслан) не помню точно, кличка Паук, отсидел лет 10, говорят страшный человек. А на самом деле нет… сын известных чиновников. Бродяга и разбойник. Он дружит с Юладом – братом Муслима и говорит, что ему скучно со стариками пить чай и он хочет водки выпить с Юладом и обсудить одно выгодное дело. Мы идём в 5 утра в гости в очень выскопоставленный дом, рядом с домом Расула Гамзатова. По дороге он где-то срезает или покупает огромную розу. Мы очень пьяны я не помню он читает Лермонтова  «Тучки небесные вечные странники», так что у меня ком в горле и говорит: 26 лет, мальчик! Как он мог уже все знать?- и мы доходим до дома. Я говорю: нас не пустят. Он долго звонит в дверь. Открывает мать. 5 30 утра. В глазах её гроза. Арсен еле стоящий на ногах но чёткий: Мать! Я к вам! Это срочно! Вот моя мама - ваша сестра - тётя Патимат просила передать первую сегодня срезанную розу из своего сада!
Хозяйка варит кофе. Запах молотого кофе. Запах свежих булок. Запах варенья из белой черешни. Запах моря. Запах утренней свежести. Запах молодости и рая.
Мы поднимаем Юлада и идём за Муслимом и снова идём пить в ресторан Лезгинка. Там встречаем какого то знакомого. Нас пятеро. 9 утра. Юлад берет шашлыки, зелень, 5 бутылок коньяка, чёрный хлеб.  Смотрит на меня в золотых космических штанах и говорит: Вот! Чисто дагестанский завтрак!
После завтрака мы идём в чайхану пить чай. Это рядом. Почти напротив дома пионеров, где я когда – то работал методистом по работе с молодёжью. Есть ли теперь эта чайхана не знаю, но тогда там было модное место, где собирались журналисты и литераторы всякие и что то обсуждали и спорили бесконечно.
Рядом парк и аварский театр. Красота. Чай настоящий из чайничков с пиалами и пиалы с сахаром и разговоры…споры какие то….Отпоились чаем и пошли гулять через парк и опять пришли к памятнику Ленина а там какой-то мужик в каске с отбойным молотком долбит землю. Долбит дырку в преисподнюю дорогу в ад и долбит по нашим уставшим от алкоголя мозгам так что мы умираем.
И тут Муслим кричит ему: Чувак! Эй! Мужик!
Тот долбит и не реагирует, долбит и не реагирует.
 Муслим кричит.
Мужик напряжён.
Он выключает молоток и мрачно смотрит на нас.
- Чо нада?
Муслим говорит: брат, как тебя зовут?
Тот отвечает: ну Расул, а чо нада?
Муслим говорит: послушай Расул, тебе сколько лет?
Расул: ну 20
Муслим: вот послушай Расул, 20 лет назад был вот такой же прекрасный и тихий солнечный день и твой отец, прекрасный джигит, встретил прекрасную девушку – твою мать и у них случилась прекрасная любовь и в результате этой прекрасной любви в этот прекрасный благословенный аллахом мир родился ты, Расул. Так неужели всё это ради того чтоб ты в воскресение в такой же день ты ***чил отбойным молотком возле памятника Ленину дырку в ад?
Расул напрягся и несколько секунд оцепенело молчал, а затем хрипло спросил: выпить есть?
 Есть! – ответили мы хором. Расул посмотрел на нас, на небо, на солнце, на море, резким движением отшвырнул отбойный молоток и сказал: пошли!
 В первую же неделю своего пребывания в Махачкале я однажды вечером гулял по улице Дахадаева и увидел афишу-плакат на клубе торговли. Там было написано: молодежный народный театр набирает артистов для постановки спектакля «451 по Фаренгейту» по произведению Рея Бредбери. Ну вот – порадовался я Махачкала-Бредбери-Форенгейт –лёгкий оттенок сюрреализма ситуации подтолкнул меня зайти внутрь. Во Львове я играл в театре Татьяны Малиновской, да и вообще я всегда хотел быть артистом или режиссером.
В театре я встретил бородатого красавца в стиле Дата Туташхия. Это был режиссёр Магомед Адухович Магомедов. Удивительный прекрасный человек.

Магомед посмотрел на мои штаны и решил что я должен играть главную роль Монтега в спектакле «451 градус по Фаренгейту». Мы уже начали репетиции и готовили бутафорские огнеметы, которые Магамед хотел сделать из аквалангов, противогазов и фанариков.
Но однажды Магомед вернулся из Москвы с новой пьесой «Прощай овраг» про собак и мы все стали собаками.
Я возвращался после репетиции в общежитие поздно вечером.
Общежитие находилось на территории порта за железной дорогой и чтобы туда попасть нужно перейти пешеходный мост через железную дорогу.
На мосту я увидел, как девушка перелезла через перила моста встала, выгнулась и приготовилась прыгать вниз под поезд.
С другой стороны моста шел парень.
Мы увидели ее одновременно и одновременно подбежали.
Нам удалось уговорами и силой снять ее с моста.
Она сказала, что не может идти домой, потому что муж ее  бьёт-бьёт и вот-вот убьёт.   
Девушка и парень перекинулись парой слов на даргинском языке. Парень сказал, что спешит домой и что его ждут, и он не хочет вмешиваться в чужие семейные дела.  Я решил проводить бедную девушку домой. Оказалось что она живет в Альбурикенте и что у нее там есть несколько вагончиков которые здаются. Такие совсем простые маленькие фанерные домики. Альбурикент ночью 1985 года это шок.
Это какие то бесконечные индийские кварталы из лачуг как из фильма Жесть.
Но я решил жить в этом домике.
Ночью мы пили коньяк и разговаривали и не смотря на то,
что у нее были золотые зубы, которые очень гармонировали
с моими золотыми штанами,
я почувствовал насколько мы из разных миров.
Утром девушка исчезла.
 Я перевез свои пожитки в этот домик и вскоре столкнулся с её мужем и его друзьями, которые красиво размахивая ножом посоветовали мне исчезнуть. Но я уже отметил там новоселье и мне уже подарили люстру и сервиз и я все это просто так бросить не мог. Я пошел в спорт-товары и купил эспандр. Снял с него одну мощную круглую резинку с металлическими крючками по краям. Если натянуть и резко отпустить – выбивает полкирпича из стенки. Обмотал и застегнул как пояс и пошел в честном бою отвоёвывать свои вещи. Вещи отвоевал в кровавом бою, а жить переехал к Тимуру с Юлей в мастерскую на Чохского.
А случайный даргинский парень с моста оказался чьим то родственником, и девушка тоже оказалась чьей то родственницей и через какое – то время Шамиль мне рассказал,
что в Уркарахе по селу ходит легенда
про парня в космических золотых штанах,
который спас девушку прыгающую с моста.
И тогда я понял, что я Бэтмен.
В 2009-ом я, после долгого перерыва, снова был в Махачкале. Навещал друзей. Возвращался ночью из гостей. Заблудился в Редукторном, бродил по дворам.. С какими-то молодыми познакомился, потом с парочкой. Помог таксисту сменить колесо.  И вдруг понял, что если сейчас не найду нужный дом, то и искать не буду. Пойду на берег, сяду, покурю. Дождусь, когда солнце встанет из-за моря, и снова останусь здесь на несколько лет.


Рецензии