И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-12

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

     Но это ещё не всё: в том же году состоялось примечательное событие, о котором не рассказать нельзя.
     Капитан флагмана здравоохранения Мордовии, главный врач Мордовской Республиканской клинической больницы (сокращенно - МРКБ) Аширов Рафаил Закиевич (ныне министр здравоохранения) в приватной беседе поделился со мной своей идеей. "А почему бы при наличии талантливых врачей, инструментов и приличной аппаратуры, - сказал он, - не создать на нашей базе вокально-инструментальный ансамбль?" Я поддержал идею.
     Следом за этим мне было предложено художественное руководство ещё не существовавшего коллектива. Отказать такому уважаемому человеку высокого ранга я не мог. Единственное, что попросил – урегулировать мои эпизодические репетиционные отлучки с администратором бюро. "Это не проблема" – прозвучало заверение.
     Музыкального руководителя нашли довольно быстро. Им оказался мой знакомый – студент муз.училища Вячеслав Куликов, прекрасно владеющий саксофоном (нынче Слава – известный солист-саксофонист джаз-бенда "Саранск", лауреат российских и зарубежных конкурсов, довольно удачно концертирует). На первых парах в связи с нехваткой кадров он прихватил с собой младшего брата и посадил за ударные инструменты (тройничёк с одной тарелкой да две палочки). Бас-гитару вручили мне. В состав ВИА входил и анестезиолог-реаниматор Н.Н.Назаров с неразлучным на всех концертах и торжествах баяном.
     После первых собраний "талантов в белых халатах", на которых присутствующие обсудили перспективы и ближайшие задачи, пришли к консенсусу, был решен и антуражный вопрос – инструменталисты облачились в кремовые рубашки и фирменные джинсы.   
     Спустя месяц накануне очередной годовщины образования СССР конференц-зал МРКБ был забит до отказа: здесь собрались персонал больницы, представители Минздрава и гости – друзья участников первого прилюдного, музыкально-песенного действа.
     Всех собравшихся ожидал праздничный сюрприз –
                "Размышления о Родине":
  Люблю отчизну я, но странною любовью!
  Не победит её рассудок мой.
  Ни слава, купленная кровью,
  Ни полный гордого доверия покой,
  Ни тёмной старины заветные преданья
  Не шевелят во мне отрадного молчанья.
  Но я люблю – за что, не знаю сам…
                =Песня "Признание в любви" – исп. В.Г.Акимова (ЛОР-врач).
   Родина… Имя святое, высокое, светлое, чистое… Родина! Она не бывает маленькой, тихой, она всегда просторная, бесконечная, дорогая…
   Мне хочется посвятить тебе, Родина, свои стихи (но я – не поэт), хочу сочинить музыку (но я – не композитор), хочу написать тебя в росплеске красок (но я – не художник). Но я могу говорить о тебе, смотреть тебя, думать о тебе, Родина.
   Родина… Это слово отзывается трепетом сердец, дыханьем берёз, шелестом волн, безграничностью взора. Где же твоё начало? Где твои истоки? Где зарожденье твоё?
                =Песня из к/ф "Щит и меч" "С чего начинается Родина?" – исп.В.А.Попов (зав.хирургическим отделением).
   Она родилась – готовая на подвиг, готовая на муки. Красным знаменем полыхая, она уводила вперёд к светлой мечте. Немерцающим светом сияла звезда Родины. К ней шли по нехоженым тропам. Она вела, звала, увлекала своим сиянием. А впереди был мир – неузнаваемый, сложный, но ясный, прямой, как правда, твёрдый, как вера в революцию. Мы знали, что нам надо победить. И мы сделали всё, что возможно.
             =Песня (слова и музыка В.К.Цыкалова) "Счастье Родины" – исп. В.Г.Акимова и В.К.Цыкалов.
   Отблестали зарницы, отсвистели клинки, застыли в параде первые песни. Замерла память – в строю и на отдыхе. Мы верили, что печаль улеглась в пыли забвения и страдания изваялись в памятниках. Мы упали в росные травы, распростёрли руки, ушли в мечту – чистую и ясную, добрую и светлую…
   Но вдруг… Остановились мгновения, застыли секунды… Мир замер… Он рвался к жизни, но его захотели остановить, заставить забыться потусторонним сном. Но мысль, честь и совесть вели к победе – Победе трудной, звёздной, прекрасной! И мы победили. Мы отдавали все свои силы, её дыхание вливалось в нас. Дыхание Победы было нашим дыханием…
                =Песня из к\ф "Офицеры" – исп. Г.И.Гузаев (врач-судмедэксперт).
   Испокон веков слово "Родина" было однозвучно со словом "Россия". С именем России связаны победы и гордость наши, любовь наша.
   Россия! От края до края, от сердца до сердца, от песни к песне…
                =Песня "Я люблю тебя, Россия" – исп. трио медсестёр.
   Родина… Ты была, есть и будешь!..
   И в красном пульсе твоих демонстраций, и в биении сердец тех, кто были первыми, и в звёздах, подаренных будущим поколениям, и в алых цветах грядущих побед революции…
                =Песня "Красная гвоздика" – исп. В.Г.Акимова, Г.И.Гузаев и В.А.Попов.
     Тематический монтаж завершился. Вослед ему во втором отделении прозвучали разноплановые популярные эстрадные песни. Зрители не стеснялись подпевать. 
     "Лиха беда – начало", - говорят в народе. Наше выступление нашло достойную положительную оценку в заключительной речи светящегося изнутри главного врача. Бурные аплодисменты закрепили успех.
     В нас поверили, к нам потянулись люди, репертуар разнообразился. Кстати о нём.
     Кроме перечисленного выше, в репертуар вокально-инструментального ансамбля флагмана здравоохранения республики - МРКБ - двух легендарных лет существования входили следующие произведения (насколько я помню): "Нам не жить друг без друга", "Я рисую", "Песенка про меня", "Ещё раз про любовь", "За того парня", "Родительский дом", "На всю оставшуюся жизнь", "Люди в белых халатах", "Фронтовая сестра", "Заболела бабушка", "Я люблю этот мир", "Алеся", "Обручальное кольцо", "Позвони мне, позвони", "Моей душе покоя нет", "Старинные часы", "Шопот". Последняя композиция – это музыкальная пьеса Славы Куликова.
Я всё это время писал сценарии, буквально сидел на бас-гитаре, сольных номеров было немного, но зато какие: "Оптимистическая песня", "Песня о военно-полевом хирурге", "Каникулы любви", "Песенка о Ленинграде", "У той горы" и, конечно же, "Я пьян от любви".
В завершении должен акцентировать тот факт, что Валентина Гервасиевна Акимова, Геннадий Ильич Гузаев, Николай Николаевич Назаров и Вячеслав Алексеевич Попов вместе со мной прошли серьёзную школу в составе незабвенного медфаковского вокально-инструментального ансамбля "Доминанта".
     Так-то, друзья мои, есть чем гордиться! Знай наших!..
@ - Год 1985.
     В конце января я поехал в Москву сдавать годовой отчёт нашей судебно-медицинской службы республики да задержался там на две недели. Потому что одновременно был направлен на усовершенствование по физико-техническим методам исследования вещественных доказательств на рабочее место на базе Бюро Главной Судебно-Медицинской Экспертизы МЗ РСФСР (сокращённо - БГСМЭ). За это время я поднаторел на обозначенном поприще. Заодно перезнакомился со всем руководством. Нагулялся по вечерним площадям и проспектам.
Короче говоря, вернулся отдохнувшим от ежедневной рутины. И сразу же стал применять на практике всё, чему научился. Не забывая основные должностные обязанности. Как мне сейчас помнится, спорилось у меня чем приходилось заниматься.
     В свободное от работы время продолжал общественную деятельность:
оформил Альбом культурно-массового отдела к 10-летию ДКП, удостоился чести быть ведущим Праздничного представления ДКП "Нам -10 лет", дважды беседовал на тему "Эстетика и труд" в заводских общежитиях и один раз на тему "Эксперт на вызов"; дважды побывал в Доме отдыха "Зелёная роща", где провёл конкурсы "Что? Где? Когда?" с комсомольскими работниками, в ДКП был ведущим на мероприятиях под названиями "Этих дней не смолкнет слава", "Знают все – знаешь ли ты", "Мы все – земляне", "Нам надо сберечь этот мир" и Пушкинский вечер в ПКиО. По линии Общества "Знание" на агитплощадке за ЦУМом прочитал лекцию "Долголетие зависит от нас". Написал две статьи в газете "Советская Мордовия" - о Высоцком и о Филатове, получил офигенный гонорар = 6 рублёв (на починку кораблёв). Читал лекции и принимал зачёты по судебной медицине на юрфаке МГУ. NB! Маленький рекорд года – 8 раз прокатил диско-программу "Песни борьбы и протеста".
Всё шло радужным кругом, с удачей и везением, как вдруг…
   В то жаркое лето мы затеяли ремонт в квартире. Оставалось поклеить обои и покрасить двери в прихожей. Работа спорилась под оркестровую музыку нашего свадьбишного магнитофона. В дверь извинительно позвонили и вручили под роспись тяжеленный телеграфный бланк, который сообщил о том, что 11 июля 1985 года мой родной старший брат Анатолий погиб в авиакатастрофе. Я, не понимая, тупо перечитывал текст телеграммы под плач жены. До меня никак не доходило, что моему любимому брату было отмерено на этом свете всего-навсего сорок пять лет.
   Не забудем о поступившем пополнении наградной копилки:
Грамота
   1985 год – Саранский городской комитет Общества Красного Креста награждает ЦВК – работника БЮРО судебно-медицинской экспертизы Минздрава МАССР настоящей грамотой за активную пропаганду и личное участие в движении безвозмездного донорства (20.02.1985)
Благодарственные письма
   1985 год – Президиум Мордовского республиканского комитета защиты мира выражает Вам сердечную благодарность за активное участие в подготовке и проведении митинга-концерта, посвященного Международному дню защиты детей - Председатель – Н.Н.Антонова, Ответственный секретарь комитета защиты детей А.Конакова
   1985 год – Мордовский республиканский комитет защиты мира сердечно благодарит Вас за активное участие в организации и проведении городского митинга представителей трудящихся и молодёжи "Народы мира против ядерной угрозы" 25 октября 1985 года. – Председатель – Н.Н.Антонова
     О приработках года.
     За два с небольшим месяца успел провести следующие культурно-массовые мероприятия: митинг "Миру – да! Нет – войне!", тематические вечера "Разговор о любви" и "Крепка семья – крепка держава", Новогодний вечер для сотредников МРКБ, семь раз показать программы "Военная тематика в творчестве В.Высоцкого" в заводских общагах и в муз.училище.         Прочитал лекции и принял зачёты по судебной медицине у очников юрфака МГУ. А за неделю до Нового года мы с Юрой Зинченко наконец-то получили деньги за изготовление в вечернее время и нерабочие дни многофункциональной стенки в одном из кабинетов нашего бюро: он как мастер, а я как подмастерье.
@ - Год 1986.
     Завершив отчёт бюро за предыдущий год и отправив его в – Москву, 31 января наступившего года осуществился вечер по моему сценарию "Мир в доме – мир в мире" в гостиной ДКП.
     На этот раз я работал ведущим с помощницей.
     Представьте: за столами уютно сидят участники вечера, беседуют вполголоса. И тут появляется мы (№ 1 – я и № 2 – не я):
   1- Добрый вечер, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена разговору о мире и называется "Мир в доме – мир в мире". Да и о чём мы с вами можем говорить, как не о насущной проблеме в Год Мира!
   2- Как известно, решением ООН год 1986 назван Международным Годом Мира. Мы знаем, что нет на Земле такого чуда, которое бы пришло к нам и подарило такой необходимый для нас мир. Дескать: "Вот вам – пользуйтесь". Нет, такого чуда нет и быть не может.
   1- "Мы не можем ждать милостей от природы, - говорил Мичурин, - взять их у неё – наша задача". Дело мира – это дело всех и каждого. Сегодня на земном шаре проживает 4 миллиарда 200 миллионов человек. Одни живут на разных континентах, в разных странах, в разных городах, на разных улицах…
     Звучит песня Ю.Антонова "На улице Каштановой".
   2- Живут люди на разных улицах – широких и узких, прямых и извилистых, длинных и коротких, живут в разных домах, в разных квартирах… В нашем городе на одной из улиц живёт семья Письмаркина Александра Михайловича. Сегодня мы пригласили эту семью к нам в гости. Итак, знакомьтесь: жена Нина Семёновна, дочери – Инна и Юля.
Уважаемый Александр Михайлович. Вы, наверное, думаете, что мы Вам сейчас зададим какие-то сложные вопросы, на которые нельзя ответить без подготовки. Не волнуйтесь!
   (Перечень вопросов - Где Вы провели лето в 1985 году? А когда и куда собираетесь поехать нынешним летом? Сколько лет Вашим детям? Кем они хотят стать в будущем?Какими бы хотели видеть своих детей в будущем?)
   Вы познакомили нас со своими планами на будущее. Человек не может жить без мечты, он ждёт её осуществления, он прилагает все свои силы для его приближения. И Вы с нами согласитесь, что для всего этого нужен мир. Как Вы думаете – есть ли связь между понятиями "мир в доме" и "мир в мире"?..
Номер худ.самодеятельности.
   1- У поэта Семёна Кирсанова в стихотворении "Через триста…", написанном как бы из будущего, есть такие слова:
Хвосты ракет за тучами скользят,
  Их водят электронные умы.
  Скажи, тебе не хочется назад,
  В двадцатый век, где прежде жили мы,
  Где надо было землю корчевать,
  Под бомбами в землянках ночевать,
  Пилить дрова и хлебом дорожить,
  И только там хотелось жить и жить…
     Звучит песня "Аист на крыше".
   1- Наши враги – враги всего мира – пытаются убедить нас и весь мир в том, что проблема разоружения волнует только Советский Союз и социалистические страны, что людей на Западе и в Америке волнуют совсем другие проблемы. Так ли это?
   2- "Я очень боюсь за свою жизнь и за жизнь других людей на земле. Когда я сижу перед телевизором и слышу, что Рональд Рейган заявляет о том, что мы отныне живём в более безопасном мире, чем прежде, я не верю президенту США. Я не чувствую себя в безопасности. Я испытываю страх перед будущем. Я знаю, что все дети земли страшатся завтрашнего дня", - написала в своём сочинении 14-летняя Пенелопа Вокал из Калифорнии.
"В школе нам предложили написать сочинение о том, что с нами будет через 30 лет.   Большинство детей написали, что их к тому времени просто-напросто не будет: они погибнут в ядерной катастрофе. Какой же смысл в ядерной войне, если мы все погибнем?" – спрашивает Эми Роуз из города Данвилл штата Виргиния.
   1- Как видите проблема Мира – проблема всеобщая. Во всех странах поддерживают инициативу сокращения вооружений вплоть до полного разоружения. Давайте пофантазируем. Представьте себе, что исчезло всё оружие – все эти бомбы и танки, "першинги" и "боинги", все ракеты – стратегические и межконтинентальные…
   Вопрос нашему военному гостю. Как вы думаете – исчезнет ли профессия военного специалиста в будущем?..
   Есть такая поговорка: "Страна – это дом, который надо охранять". Не в семье ли военных она родилась?..
   2- "Я мечтаю о том дне, о том счастливой дне, когда США и Советский Союз будут жить в условиях мира и дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания между людьми", - это слова Мэри Барис из Чикаго штата Иллинойс.
   15-летняя канадка Ребекка Смоллет сказала: "Уже более 90 городов Канады объявили себя зонами, свободными от ядерного оружия. Что это значит? Люди живут там счастливо – не потому, что на их головы не могут обрушиться американские ракеты. Просто они чувствуют уверенность, что их поддержат, что "тотальный милитаризм" Запада дал трещину. Ведь наша цель – безъядерное будущее страны и всего мира".
   1- В своей статье "Год наших надежд" чехословацкий публицист Ярослав Койзар написал: "Река времени никогда не останавливается, день сегодняшний во многом зависит от того, что мы успели сделать вчера… Нынешний год покажет, кому нужен мир, а кому нет, кто хочет гарантировать человеку его самое насущное право – право жить в мире, а кто вознамерился лишить его священного дара жизни".
   2- На нашем вечере присутствует председатель Республиканского комитета защиты мира Антонова Нина Николаевна. Каковы перспективы работы комитета на этот год – Год Мира?
После номер худ.самодеятельности.
   1- Светлое будущее наше и наших детей, счастье завтрашнего дня, победа добра над злом, мир в нашем доме и в нашем мире это можно и должно добиться усилиями всех и каждого, живущих на планете Земля.
   2- Поэт Семён Кирсанов в одном из своих стихотворений написал:
  Я не скажу, над нам пусть не каплет,
  А после нас – хоть мировой потоп!
  Нет, я хочу, чтоб тысяч через пять лет
  Вели следы вдоль непросохших троп,
  Чтоб босиком по лужам мчались дети
  На свете без котомки и тюрьмы,
  На свете, где за пять тысячелетий
  Шли под дождём и обнимались мы.
  А если так считать: мол, безразлично,
  Что будет с нашей, лучшей из планет, -
  Не знаю, как кому, а мне вот лично
  Тогда и жить на свете смысла нет!
     Звучит песня группы Стаса Намина "Мы желаем счастья вам". 
     В моей производственной сфере в тот год образовался своеобразный рекорд – побывал в качестве гостя в трёх командировках (в апреле – г. Курган, май - г. Свердловск, октябрь – г. Пермь – ждите подробного отчёта на этот счёт), а в июне – оказался в качестве хозяина-организатора в Саранске на Зональном совещании зав.судебно-химическими отделами БСМЭ РСФСР (к тому же, я был одновременно и гостем у делегатов и их развлекателем в гостиной ДКП – об этом рассказ впереди).
     9 раз в течение года сказывал о творчестве В.С.Высоцком.
     В роли ведущего боролся с "зелёным змием" в самых присутственных местах: в Агит-суде над пьянством под флагом "Трезвость – норма жизни"; на местном телевидении – совместно с известным в широких кругах и квадратах историком-краеведом Сергеем Бахмустовым и режиссёром-постановщиком укрупнённых праздничных мероприятий Геннадием Фёдоровым, в стенах гостиной ДКП в Клубе трезвости "Добрые встречи".
     В апреле и октябре обеспечивал ведение вечеров ДКП "Проводы в армию".
Провёл восемь 8 тематических диско-программ, среди которых: "Песни борьбы и протеста", "Время… Время… Время…", "Молодёжный калейдоскоп", "Ритмы, мелодии, время", "Анатомия любви" (для врачей) и др.
     Одиннадцать раз участвовал в различных вечерах, конкурсах и концертах. Они названия чего стоят: "Молодым в наследство", "Пушкинский вечер в парке", конкурсы "Знают все – знаешь ли ты" и "Что? Где? Когда?", концерт Легпрома, концерт-подарок в Тат.Свербеевке, концерт-митинг Мира у ДКП, киновечера "Трудности счастья" и "Творческий портрет Л.Филатова", КВН завода медпрепаратов "Биохимик".
     И всегда с микрофоном, как корреспондент с блокнотом.
     Не забывал и о МГУ, где продолжал читать "Основы судебной медицины".
     Как говорили латиняне: "Nota bene!", кто перевёл на русский (а мы поверили на слово) – "Обрати внимание", но в письменном и печатном мире чаще всего можно встретить аббревиатуру выражения в виде двух букв "NB".
     Теперь, когда стал понятен смысл высказывания или выписывания, я помещаю сюда:   "NB!" (восклицательный знак ставится для пущей важности).
     В самой главной газете республики "Советская Мордовия" от 26 ноября по традиции на последней странице в разделе объявлений можно было прочитать: "Дворец культуры профсоюзов приглашает всех, кто любит юмор, в студию "Весёлое настроение", где вы сможете овладеть умением читать сатирические монологи известных сатириков, научиться искусству конферанса, получить навыки артистов разговорного жанра. Ждём вас 28 ноября в 17 часов (ком.61)".
     Таковы были потуги, за ними довольно удачные роды сценического объединения будущих хохмачей под моим руководством. Обстоятельно разовьём затронутую тему позже. Но это не всё.
     В мире моих приработков случилось чудо из рубрики "Впервые" - мне стабильно назначили денежное пособие за руководство Студией юмора и сатиры "Весёлое настроение" (о дате переименовании её в "Эксперимент" сообщу дополнительно, а вы не провороньте!).
@ - Год 1987.
     Он примечателен тем, что в период с 25 августа по 24 октября усовершенствовались мы со Стасиком-"колёсиком" Матвеевым (зав. Темниковским межрайонным СМО) в области судебной травматологии с элементами физико-техники в Харькове, на кафедре судебной медицины УИУВе. Отчёт с подробностями вас ждёт с нетерпением впереди. Здесь я уполномочен сообщить самую малость непроизводственной информации, а именно - в свободное от учений и поучений время мы с любопытством юных натуралистов наблюдали многоцветное и привлекательное "пышное природы увядание". Одновременно с этим гуляли по раскрытым ладоням площадей, посещали музеи, театры, парки и зоопарки, до одури катались на трамваях, периодически увлекались шопингом, неустанно с помощью почтовой связи снабжали сухими пайками, в состав которых обязательно входили коробки со сдобной соломкой к чаю, и другим провиантом, особливо пользительным для организма детского возраста. 
В конце сентября благодарный сын прислал в Харьков своё стихотворное письмо:
  Ты в Харькове про нас не забывай
  И письма чаще присылай.
  И про тебя мы не забудем -
  Писать мы письма часто будем.
  Ты в облаках там не пари -
  Учителей своей учёбой покори.
  Приедешь — телеграмму нам пришли,
  Но на уроках не шали!
  Вернись учёным поскорей,
  Как урожай снимается с полей.
     В ответ на послание написано письмо в адрес Студии.
     Довелось нам, дамы и господа, лицезреть пищевое великолепие – осеннюю ярмарку-продажу даров природы и кулинарных изысков. Это что-то! Это надо видеть!
     В бытие Николая Васильевича Гоголя на ярмарке, что кипела и бурлила у местечка Сорочинец, и которой сами малороссы восторгались: "Що, боже ти мiй, господе! чого нема на тiй ярмарцi! Колеса, скло, дьоготь, тютюн, ремiнь, цибуля, крамарi всякi…", нам – курсантам-школярам, к великому сожалению, не довелось по объективным причинам зафиксировать своё присутствие. Но зато харьковская продовольственная демонстрация и её масштабность в определённой степени дала некое представление о подобных мероприятиях былых времён. Чтобы не быть голословным и в качестве вещественных доказательств, я зафотоляпал на цветных слайдах (то была пора моего очередного неуёмного увлечения).
Так что, ежели будете в наших краях – милости просим до нас, на просмотр той красоты неимоверной! Не пожалеете!
     Наградная копилка пополнилась одной грамотой, но какой!
     Почётной грамотой был награждён "за активное участие в движении сторонников мира и пополнение добровольными взносами Советского фонда мира во имя укрепления всеобщего мира, свободы и безопасности народов. Председатель Мордовского республиканского комитета защиты мира Н.Н.Антонова и др.
     А в это время сначала планировал и, набравшись смелости, осуществил свой приезд в Москву – вы не поверите! – сам Адриано Челентано.  Вернее, не приезд, а прилёт. Дело в том, что известная итальянская знаменитость, более знакомая в то время нашей публике как певец-исполнитель, испытывал панический страх перед самолётами. Феноменально? Согласен. Не раскрывая истинной причины, Челентано навешал лапшу на уши вологодскими кружевами. Дескать, он усиленно учил приветственную речь на русском языке, но давалось это ему с большим трудом. После чего он продемонстрировал результат изнурительного самообучения. "Как дела? – сначала он спросил зрителей и тут же произнёс заключительное слово: - Всё!" 
     Что же творилось в мире приработок 1987 года?
     Сначала о самом главном - весь год занимался со Студией юмора и сатиры "Весёлое настроение", 17 ноября переименованной в Сценическую студию сатиры и юмора "Эксперимент".
Дата сверхточная. Имеется и официальное подтверждение в виде вещественного доказательства, которое можно не только потрогать, но и прочитать. Это газета "Советская Мордовия" от 17 ноября 1987 года. Последняя страница. Читаем:
   "Дворец культуры профсоюзов объявляет дополнительный набор и приглашает всех желающих попробовать свои творческие силы в Сценической студии сатиры и юмора "Эксперимент". Мы ждём вас в 15 часов 18 и 21 ноября в кабинете № 46".
     Так-то вот, господа хорошие и дамочки красивые!
     Что же ещё творилось на плато приработков?
     Вечера у экрана в ДКП: "Раймонд Паулс и кино" и "Подросток на экране"; игра Клуба "Дзержинец" МВД РМ "Что? Где? Когда?", "Вручение паспорта" ПТУшникам, "Коллективный День отдыха мед.работников", Вечера чествования солдатских матерей  и доноров СССР (по отдельности), "Посвящение в профессию", а также Вечер чествования трудовых династий. На последнем я дедморозил, на остальных разруливал ведущим.
Написал четыре псевдонимные статьи в "Советскую Мордовию" о проведённых мероприятиях, при этом упоминал себя, но не хвалил-расхваливал. Как всегда. Это стало привычкой.
В проведении диско-программ у меня появился своеобразный пьедестал… Нет-нет, не почёта, а востребованности. По итогам года третье место заняла программа "Песни борьбы и протеста" (3 раза), второе место - "Антиалкогольная тема в творчестве В.Высоцкого" (4 раза), чемпионское место у диско-программы "Рок-музыка:  Hard, Heavy metal, Break" (9 раз).
     Почему так случилось? Я лично не в курсах. Может быть, после ознакомления вы мне подскажите – почему?
     Вот она (несколько сокращена):
   "Рок-музыка —  ветвь "поп-музыки". Термин возник в 40-е годы за рубежом ("поп" — сокращение от слова "популярный").
   На западе поп-музыка — сердцевина музыкальной индустрии, или "шоу-бизнеса": беззастенчивая эксплуатация работающих на износ артистов, острая конкуренция за рынки сбыта, массированные рекламные кампании и т.д.
Социалистическая поп-музыка имеет высокий идейно-художественный уровень и воспитательный потенциал.
   Поп-музыка: фольклор, оперетта и мюзик-холл, блюз и джаз, шансонье, куплетисты и исполнители баллад, вальсы и польки.
   В середине 50-х годов появился рок-н-ролл. Рок-музыка — ветвь поп-музыки, но это бешеный ритм, резкий звук.
   Современная поп-музыка имеет 3 вида:
  1.рок-музыка и смежные с ней стили (в 60-70-е годы — диски и массовые "стадионные" концерты)
  2.чисто танц-музыка (конец 70-х годов - дискотеки)
  3."лёгкая музыка" традиционная: оркестры, "кантри", шансон.
Rok (в переводе)- скала, утёс, опора, нечто надёжное (сущ.) или качать(ся), колебать(ся), трясти(сь), укачивать, убаюкивать (гл.).
   50-е годы. США. Появление "рок-н-ролла" от слияния негритянского ритм-энд-блюз и белого кантри.
   1958г. - твист и песенки в стиле "йе-йе-йе!.
   50-е годы. Великобритания. Возрождение рока "Битлз", "Роллинг стоунз", Джимми Хендрикс. Усложнение рока (фон-рок, эйсид-рок, джаз-рок, хард-рок), утончение, изощрение, апогей.
   1978г. - панк-рок (по всем странам "новая волна").
Сейчас — "Хэви метал рок" (ХМР): напряжённое, почти истерическое звучание, пулемётный ритм, нарочитая топорность мелодий.
Hard (в переводе)- твёрдый, жёсткий, крепкий, сильный, трудный, тяжёлый, требующий напряжения и т.п.
   Английские ансамбли "тяжёлого рока" трёх категорий:
  1 - "старые кадры" с приёмами, сделавшими их знаменитыми;
  2 - не дотягивающие до "звёзд" и привлекающие к себе внимание: цель — следовать за лидерами, собирая удачные приёмы;
  3 - "новая волна тяжёлого рока".
   Зарубежные рок-группы: "Лед зеппелин", "Дип пёрпл", "Моторхэд", "Чикаго", "Флитвуд-Мэк", "Роллинг стоунз".
   О пласте "Моторхэд": "Этот диск не для нервных. Постоянно повторяющиеся аккорды кого угодно могут довести до конвульсий" ("Собеседник", 1986).
Однако "хард-рок" имеет и лучшие традиции, и мелодизм, и смысл.
Heavy (в переводе) - тяжёлый, обременительный, буйный, трудный, серьёзный, опасный (группы: "АС\ДС", "Айрон мейден", "Кисс").
   ХМР. Знаки отличия — неопрятные, вздыбленные причёски, чёрные кожаные куртки с железными заклёпками, увесистые пояса, перчатки-кастеты, металлические ошейники и даже обрывки стальных цепей.
   О "мужественности" вида: "Мускулы, если надеть широкие браслеты с заклёпками. Потуже пояс — уже талия и шире плечи. Для пущей воинственности крест-накрест пулемётные ленты, одежда из чёрной кожи — мистицизм".
   Составные части ХМР — особая вокальная манера (до крика); большое значение: ритм-секция, бас, ударные; повышенная громкость записи, сверх-аппаратура.
   Основная тематика ХМР — насилие, жёсткость, ненависть, расизм, антикоммунизм, реваншизм ("Кисс": "Я исполосую твою кожу, сдеру мясо с костей").
     РОК-МУЗЫКА В СССР.
   Группы: "Земляне", "Секрет", "Аквариум", "Машина времени"...
   Вкус к рок-музыке в СССР испорчен "подпольным роком" с пустыми текстами — типа: "Он слишком рано выпил стакан, первый свой стакан; Его рвало, но не сдавался мальчуган. Идёшь к подъезду и ждёшь — вот-вот Булыжник сверху упадёт, и хорошо — попадёт, А если наоборот?!" или "Мотылёк будет летать, Ну а я буду мечтать. Я фантазировать люблю. Цветок хочется сорвать, А я буду созерцать..."
   Композитор Д.Тухманов: "Да, конечно, репертуар самодеятельных рок-групп, их уровень — всё это должно быть предметом нашей заботы... Узкий круг лирических тем и поэтических образов... К сожалению, очень немногие профессиональные композиторы работают в области "рока" ("Собеседник", 1985).
   Стас Намин: "Рок-музыка возникла в начале 60-х годов. Её многое роднит с "авторской песней", творчеством бардов. С другой стороны, музыкальные особенности рока — жёсткий ритм, использование электронных инструментов — делают его созвучным нынешнему веку. Сейчас уже много разграничить рок-музыку на концертную — эстрадная и камерная; танцевально-познавательную — дискотеки и театральную — рок-оперы... Для песенной эстрады (ВИА) нужны стихи легкодоступные, камерный рок обращается к многоплановым метафорическим стихам, стремясь сделать их "звучащими". Камерный рок способен поднимать серьёзные философские проблемы" ("Советская Россия", 1985).
Андрей Макаревич ("Машина времени"): "Можно ли научить року? Рок — это самобытность, сугубо авторская музыка-версия. Рок вырос из народных мелодий (бард-рок)" ("Ленинская смена", 1987).
   Борис Гребенщиков ("Аквариум"): " Рок-музыка — неотъемлемая часть нашей отечественной культуры" ("Советская культура", 1987).
     БРЕЙК-ДАНС.
   По-английски: 1.физкульт-пауза между занятиями; 2. разрыв отношений (каждый сам по себе); 3. нарушение всех приличий; 4. шанс вырваться из-под опеки на "свободу"; 5. внезапное падение (амер.).
   Традиционная борьба с новшествами танцев: вальс, шейк, рок-н-ролл.
   У брейк-данса (Б-Д) более удачная судьба. Снят первый отечественный брейк-фильм "Танцы на крыше". Конкурсы в Паланге ("Попугай-86") и Таллинне, в Огре и Ярославле.
История Б-Д уходит в глубь веков (1698г. - французский миссионер описывал танец жителей Конго; 1842г. - Чарльз Диккенс описал танец чернокожего танцора в клубе г.Манхэттена, который хозяин назван брейк-дауном).
   Б-Д (или "хип-хоп") возник в нью-йоркском Бронксе, где обитают выходцы из разных стран, в конце 70-х.
   Основные движения — прыжок, шаг, выпад. Брейк-музыка — 2 проигрывателя и 2 одинаковых диска (попеременно). Иногда её называют "Музыкой в стиле РЭП".
   РЭП — нет оркестра, есть диск-жокей, создающий музыкальный коллаж: тормозит диск, повторяет фрагменты и т.д. Главное — ритм! Тексты РЭП — начитывание речитативом под музыку рифмованных текстов. Рэп-тексты бывают очень острыми.
К 1981 году Б-Д обрёл свою форму и последовательность:
  1-появление танцора — скользящие шаги;
  2-брейк — резкое падение на землю с опором на руки
  3-вращение — на спине, голове, плечах, руках
  4-"застывание"
  5-финал — возвращение в вертикальное положение.
   Б-Д учатся не в одиночку. Метод простейший — проб и ошибок, шишек и ссадин. "Подвальный" Б-Д примитивен.
   Б-Д — это акробатика, чувство музыки, ритмика, пластика, физ.подготовка. Это не только удовольствие, но и немалый риск.
   Направления: "стрит", "рапп", "кинтут", "апрок", "электрик бугги" (передача "электроимпульса", касаяськ стоящему партнёру).
На Западе Б-Д — это коммерция.
   (Источники информации: "Собеседник", "Ленинская смена" г.Горький, "Знамя юности" г.Минск, журнал "Юность" №12-1986)
@ - Год 1988.
     Сначала о приятных событиях.
     14 февраля оказался в рядах участников XIV-ого городского Форума "Юность планеты борется", который проводился во Дворце пионеров. Понятное дело, что пригласили меня не для того, чтобы голосовать мандатом за правильные лозунги. Организаторов заинтересовала моя эксклюзивная разработка - диско-программа "Рок-музыка:  Hard, Heavy metal, Break". Отработал на полный зал со слайдами в рамках благотворительности. Все остались довольны.
Накануне Дня Советской Армии меня нашла Грамота: "Красный Крест и профком БСМЭ МЗ МАССР награждает донора Цыкалова В.К. за многократную сдачу крови для проведения судебно-медицинских экспертиз в целях охраны правопорядка". Подписи - Председатель первичной организации Красного Креста М.В.Лапина и Председатель профкома Бюро Н.Ю.Наумкина. и с оттиском круглой печати. Всё чин-чинарём!
     30 апреля состоялась в Большом зале ДКП при полном аншлаге (мечте любого театральной труппы) прошла сверхудачная премьера спектакля по сказке Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" в исполнении актёров Студии сатиры и юмора "Эксперимент".
     В первых числах июня в том же ДКП впервые проведена программа городского масштаба "А ну-ка, девушки", а в октябре по моему сценарию стартовал "Кино-аукцион".
В октябре мне повезло посетить г. Пушкинские Горы Псковской области, где состоялось  рабочее расширенное семинар-совещание судмедэкспертов танатологических отделов БСМЭ РСФСР по вопросу "Районное СМО как основа судебно-медицинской службы" (об этой командировке, как и об остальных, прочтёте в запланированном мной месте).
     Теперь о событии двойственном. Нехорошо, что жарким июньским летом была оперирована Зина в 4-ой гор.больнице по поводу холецистита с удалением камней и желчного пузыря. Неплохо, что оперировал зав.отделением Бобков Валерий Федорович и что обошлось без осложнений. Весь период от поступления до выписки я провёл в стационаре. Да не пугайтесь: после работы спешил в больницу как домой, где ухаживал за женой, спал в Красном уголке, утром, сдав больную очередной сиделки из числа подруг, стремился на работу, а… (см. текст после двоеточия этого же предложения).
     Тут-то мы приблизились к основному событию года 1988-го.
     С какого переляку верхи решили поручить низам, то есть "родным" коллективам, выборы своего руководителя тайным голосованием. Была обозначена экспериментальная троица: РБСМЭ, Инсарская ЦРБ и гор.больница №4.
     Забегая "поперед батька в пекло", объявляю результаты: выдвиженец от администрации эксперт Бутов Сергей А. набрал чуть больше десяти процентов голосов, остальные голоса достались выдвиженцу от коллектива, то есть мне. Подобная ситуация сложилась и с народными выдвиженцами перечисленных учреждениях.
     Почему так вышло – не знаю. Скорее всего, повлияли некоторые моменты, имевшие место в начале года. Какие? Давайте, насколько возможно и позволительно, по порядку.
     Всё началось с бумаги "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО" в адрес Отдел административных органов Обкома КПСС, где было прописано (с несуществеными сокращениями):
    "Настоящим сообщаем, на прошедшем 12 января 1988 года общем собрании БСМЭ по предложению Минздрава МАССР были проведены выборы нового начальника.
   В результате выборов очень чётко и абсолютным большинством голосов определился победитель, программа которого знаменовала утверждение нового, совершенно другого подхода к развитию судебно-медицинской службы республики в отличие от программы второго кандидата на должность руководителя, предложившего почти точную копию плана работы прежнего начальника, в основе которой положено расширение здания путём строительства.
Перспективная программа руководителя, избранного общим собранием коллектива, импонировала:
   1.заботой о людях;
   2.преданию широкой гласности деятельности администрации путём её периодических отчётов перед коллективом;
   3.активизацией деятельности районных и межрайонных отделений за счёт организации и вовлечения их в социалистическое соревнование, повышения роли в оказании помощи практическому здравоохранению;
   4.повышением авторитета заведующих отделами и отделениями, предоставив им самостоятельность и усиливая личную ответственность за порученное дело перед методическим советом и коллективом;
   5.организацией конкретной борьбы с вредными привычками человека;
   6.расширением совершенствования суд-мед.службы путём создания координационных советов экспертных учреждений республики.
   Люди наконец почувствовали волну предстоящих перемен в постановке общего дела. Ведь застой, царивший в жизни всей страны, нашёл естественное отражение в деятельности нашего начальника, считающего себя вне всякой критики и у которого отсутствует самокритика.
   Посудите сами. Из тех немногих, кто пытался его критиковать или жаловаться на его действия, одним приклеивался ярлык неблагонадёжности, другим создавались условия для вынужденного увольнения "по собственному желанию". Текучесть врачебных кадров в бюро показательна, потому что инициативные врачи рассматриваются им как потенциальные конкуренты…За время своей многолетней работы на должности начальника он не удосужился хотя бы один раз сделать отчёт о своей деятельности перед коллективом…
   Самоустранение от решения принципиальных и сложных вопросов, игнорирование мнений зав. подразделениями, потворство нарушителям трудовой дисциплины, инертность, формализм, келейность и разобщение коллектива на фракции – вот стиль и методы работы нашего (хочется сказать – бывшего) начальника. Сейчас, когда прошли выборы нового начальника, предыдущим начата обработка сотрудников по одиночке и группами с целью остаться на прежнем месте…
   Возникает естественный вопрос: почему мы не писали раньше подобного письма? Причин много: это и разобщённость, навязанная руководством, это и надежда на то, что вышестоящие органы, наконец, обратят внимание на положение в нашем учреждении. Однако умение выдавать чужую инициативу за свою, умелое бумаготворчество и бесконтрольность привели к тому, что мы вынуждены обратиться за помощью".
     Дата - 29 января 1988 года – и пять подписей членов Методического совета бюро.
     Инициатором написания данного послания был... Во всяком случае — не я. Нашёлся человек постарше, намного дольше, чем я, работавший с нач-ом. Если сказать, что отличительной чертой его характера была мстительность, то это не совсем так.
Подобное чувство не может быть отличительной чертой одного кого-нибудь, оно присуще буквально всем и каждому. Оно дремлет в любом из нас и может так проспать всю жизнь. Но если причина более веская, нежели мелочёвки, оно непременно воспрянет и будет теребить до тех пор, пока душа не получит пусть малую, но сатисфакцию.
     Так случилось и у того человека. Его обида на начальника затаилась после какого-то действия или бездействия со стороны последнего (я точно не знаю, ибо с корня своей жизни к разного рода слухам и сплетням отношусь с безразличием, как научил меня мой отец). И обиженный терпеливо ждал момента, когда появится возможность поквитаться с, как он выражался, "сатрапом".
     Когда приспело благодатное для мести время, затаившийся активизировался, нашёл сомысленника, умело пользуясь искусством убеждения в нужный для него момент, организовал своеобразный противовес "лежачему камню". И вы знаете, эти его старания имели определённый успех на гребне зарождающейся - или возрождающейся — демократии в стране.
     Передо мной — противником любого застойного явления и беспробудной рутины - была поставлена задача литературно и правильно обработать реальные факты. Что я и сделал. Нежно выражаясь, проработав около 15-ти лет в бюро, я успел повидать в каких условиях и как по новому осуществляют свою деятельность подобные нашему бюро в стране. В отличии от них у нас культивировался принцип "туда — нельзя, сюда — нельзя: никуда - нельзя без указаний сверху". И это угнетало, стрессировало и депрессировало.
     Подчеркиваю - я, не будучи лидером событий, оказался в общей упряжке. Однако после выборов руководителя коллективом в каком-то верхнем кабинете сочли, что "расстрельщиком застоя" в области судебной медицины республики являюсь я. А не кто-нибудь.
И начался прессинг. Последним аккордом в "буче — боевой, кипучей" явился откровенный разговор в кабинете министра. Ну, я вам скажу, устроили мне тогда такой туды-растуды, такой ёксель-моксель, такой прохибишн типа "nizashto-niproshto", что я дико извиняюсь и снимаю шляпу, аж стыдно шнурки завязывать.
     Вдруг задумавшихся вынужден просветить: русская транскрипция "прохибишн" (от англ. Prjhibinion) означает ни что иное, как: "запрещение"; прохибишионист (от англ. Prjhibinionist) - сторонник запрещения, по-нашему, по средне-русскому - "запрещальщик".
Жаль, что в тот момент не располагал скрытой видеокамеры (да и открытой-то не было) ни у меня, ни у министра, а то сейчас бы зрители ощутили накал страстей и фонтанирование адреналина.
     Не дав мне секунд для элементарного приветствия и забыв о своём, министр с места в карьер эмоционально прочёл, как мне показалось, тщательно подготовленный монолог. В присутствии (пока ещё) моего начальника, сидящего и молчащего в кресле. Мелькнуло озорное сравнение: "Театр одного зрителя".
     Зритель (впервые увидел, как он краснеет) сидел беззвучно (наш Кузьмич молчал как сыч), а мы – министр и я, как дуэлянты, стояли против друг друга. Я слушал, а мой мозг автоматически анализировал и по ходу действия информировал: "Отчитывают как школяра, приписывают чужие грехи, навяливают организацию написания письма и свержения нынешнего руководства…" И так далее, и тому подобное.
     Если дали возможность мне открыть рот, то прозвучало бы следующее: "Цель моя - не карьера; начальник, которого прозвали "человеком в футляре", с 1980 года старательно закрывал эту дверь, в которую я и не рвался.
     Я не из тех, кто хочет любым путём пробиться к креслу, несмотря на своё нынешнее несоответствие размерам того кресла. А коль оказана честь и доверие, буду стараться, чтобы улучшить работу судебно-медицинской службы. Ибо считаю, что  экспертиза – телега, которая может и должна катиться намного лучше. То, что произошло сейчас, должно было произойти не завтра, так послезавтра. Выборы – только индикатор-катализатор настроения в коллективе".
     Я слушал и надеялся, что смогу задать вопрос: "Зачем Минздраву нужно было проводить "выборы на живое место"? Не проще было сначала попробовать на мышах, крысах и других лабораторно-забойных животных?"
     Но - увы и ах! – желаемое не случилось.
     Однако я нисколько не был обескуражен формой и содержанием деяний в министерском кабинете. "Гораздо хуже будет, если в кресле руководителя нашего бюро сядет настоящий карьерист, – подумал я тогда, идя пешком домой. – И ещё: если вызвали, значит, чего-то побаиваются. А если побаиваются, значит, уважают".
     Вот такая чемурная получилась ситуация в кабинете министра. Вот такой эбеновый плод, в смысле — хурму, пришлось мне вкусить в результате эксперимента, проведенного Минздравом.
     А результат выборов по большому счёту таков: я стал неугодным для нынешней администрации – это первое, второе - начались ёрзания злопыхателей под чьим-то руководством (организация анонимок в количестве пяти, спешное создание имиджа второго претендента, написание "Обращения в Минздрав" и т.д.).
     Существовала и третья сторона – психологическое давление "молчуна" на меня (использование неплохих отношений с моим бывшим преподавателем, работавшем к этому моменту в аппарате министерства).
     Непосредственный босс тогда, в министерском кабинете промолчал о достойной кандидатуре на зашатавшееся под ним кресло. Откровенно рассуждая, как руководитель старого пошива, он любил угодников. А я – с его точки зрения – не оправдал надежд, а посему периодически сыпались на мою бедную голову замечания, выговоры, строгий выговор "с последним предупреждением". Дошло до того, что с 1985 года он вычеркнул меня из списка своего "резерва".
     Хотел поставить меня на карачки? Получился "голый вассер". Зряшные старания?
     Тогда – что? Обесценивание зав-ов? Он прекрасно понимал, что прежде чем ставить человека на место руководителя, неплохо бы внимательно изучить его потенциальные возможности и опыт.
     Ну, да Бог с ним, с ружьём, - всё равно не стреляет. Присказка вовремя всплыла в памяти.
     Во взбутетененном тогда мозге витал ворох вопросов: почему анонимки на меня разобраны Минздравом? Почему не последовал ответ на открытое письмо?
     Почему сложилось такое положение в бюро? В нём тогда кишели разобщённость, сплетни, напряжённость. Они в своей совокупности и породили отсутствие трудовой дисциплины должного уровня, слежка друг за другом и даже профкомовские неполадки. Попытку оценить обстановку в БСМЭ взял на себя объединившийся Метод.совет…
     Интересно, а я стал бы начальником бюро? Если бы не был обвинён в том, что подписал "Открытое письмо метод.совета". Удивительно, что на мой счёт никто даже не подумал: "Не слишком ли долог путь, длиной в пятнадцати, для истого карьериста?" Если, подписывая письмо, я мечтал стать начальником, то – о чём мечтали все члены метод.совета?
     Время помогло разобраться в выборных дебрях, но осталось одно "но". До сих пор, нет-нет, да вспоминается прикрик в том шикарном кабинете. Никак не могу понять, почему руководящий состав берёт на вооружение манеру покрикивать? Или от боязни своего бессилия? Или это генетически заложено и срабатывает в период начальствующей работы? Или...
     Оглядываясь в прошлое, не припомню ни одного случая, чтобы отец повысил на кого-то, в том числе — и на меня, голос.
     Убеждён: крик  делу не помощник. И не надо разглагольствовать об адреналине, о реакции стресс, о накоплении негатива и о том, что надо вовремя от него избавляться. Эмоции следует сдерживать, особенно в разговоре или беседе. Ибо перед тобой человек.   Бойся оскорбить его, не унижай его достоинства: посеяв зло, добро не вырастишь.
     Искал-искал цель состоявшегося мероприятия и пришёл к выводу, что те выборы были устроены по нароку, а на поверку вышла напраслина, несусветица, слепая дань моде ради "галочки-палочки". Так как напоминала по своей сути супралитораль. Есть такое мудреное слово, означающее зону на границе моря и суши, расположенная выше литорали, то есть зона морского дна, затопляемая при приливе и осушаемая при отливе.
     Через неделю в экспериментальные ЛПУ привели назначенных приказом других лиц (без учёта выборов). На место начальника судебно-медицинской службы был назначен… Трушкин Владимир Павлович (ТВП) – зав.физ-тех.отделением.
     Тот самый, которому накануне Международного женского дня было адресовано благостное посвящение:
  "Вот Дом, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это этажи, на которых работают женщины, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А вот второй этаж, на котором базируются три отделения, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это биологи, которые в "сотах", как пчёлы, скопляются, объектами УНСУ питаются, в мелкоскопы всмотряются и никогда не ругаются, на втором этаже располагаются в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это химики, которые в газах располагаются, жидкостями едкими обливаются, кислотами и щелочами "забавляются" и тоже никогда не ругаются, все делами своими малыми силами сделать пытаются, на втором этаже в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это физикотехники, которые с фотоаппаратам на "ты", хоть фотоснимки не всегда получаются, но они же стараются, тем более, что они тоже располагаются на втором этаже в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это первый этаж, на котором тоже работают женщины, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это амбулатория, где потерпевших записывают, потом описывают, всё доподлинно устанавливают, только следствию всё докладывают, есть надо и перевязывают, на судах правоту свою доказывают, в полутора кабинетах располагаются в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это хозяйка-сестрица, которая в тёмном чулане хранится, с которой из-за халатов ругаются, и чистоты с порядком добиваются, от которой моющих средств домогаются, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это биохимики, которые из крови сахар добывают, гликоген измеряют, холинэстеразу проверяют и другие компоненты изучают от материала, который им доставляют, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это гистологи, которые и парафинят, и замораживают, стёкла с препаратами окрашивают, как с креостатом работать – спрашивают, в комнате одной помещаются в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это санитарки, которые в последний раз обмывают, и одевают, и провожают клиентов, которые в морг поступают, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП).
  А это те самые мужчины, которые пред женщинами головы склоняют, с праздником светлым их поздравляют, счастья и радости всем желают, в Доме, который построил КНК (а перестроил ТВП)".
     Редакционная коллегия стенной газеты "Судебный медик" (существовала такая под моей редакцией) сообщила, что при отпечатывании материала в текст вкралась ошибка: "Следует читать – не "перестроил ТВП", а "перестраивает ТВП". Завершалась статейка так: "А со своей стороны Редколлегия желает всем женщинам (без исключения) наикрепчайшего здоровья!"
     Парень-то (я о ТВП) был неплохой, душевный, но – не гвоздь. Опыта маловато, особенно руководящего подразделением.
Короче, пристально поглядев на всё и вся со стороны, ровно через год в ящике своего стола я положил басню. Толчком для написания послужил, как мы говорим, случай из практики.
     На место ушедшего в мир иной главного врача назначили нового. Тот где-то возглавлял масенькую ЛПУ-шку. И сходу, не шибко внедряясь в специфику ЛПУ, начал по-своему гайки закручивать. Досталось всем без исключения. Вы не представляете, что было в коллективе! Котёл бурлил, не переставая. В итоге – выражаясь языком хоккейного комментатора, произошла "смена состава в ходе игры".
     Впрочем, пора прочесть ту "Басню о Термите".
            В один из дней, что не был даже тёплым,
            Явилась весть – печальней в мире нет:
            "Ушёл на верх" Вожак –
            Не изболевшийся, а так.
            И вздрогнул муравейник диким воплем,
            Затем убрался кружевами чёрных лент.
            Проходит время – распри и раздоры
            Средь муравьёв вдруг стали возникать:
            Пустевший трон всё чаще привлекать
            Всех заставлял, притягивая взоры.
            И вот когда зерно у властолюбцев
            Созрело так, что в басне не сказать,
            В бушующий вертеп, истративший терпенья лимит,
            Был Директивой послан "Свыше" Вожаком Термит.
            И замолчал желающий кричать,
            И захлебнулся пивший чай из блюдца.
            Термит поставлен был во имя цели роста
            И продвиженья по лестнице наверх.
            Трёхцветный светофор был для него зелёный,
            За дело принялся он увлечённо.
            Незнание жизни муравьёв ему не ставилось во грех.
            И все "премудрости", причуды с рук сходили просто так.
            Вослед всему возникла круговерть:
            Пошли сплошные поученья,
            Приказы, а не убежденья,
            Запрещены любые пренья,
            Порою поощрялись тренья,
            Привычны стали оскорбленья.
               Мораль для тех, кто пишет Директивы "Свыше",
               Я излагаю просто – без затей:
               Строеньем схожи и Термит, и муравей,
               Как схожесть есть у крыс, и у мышей.
               Термиту недоступно то, что знает муравей,
               Как не понятна крысам жизнь мышей.
                Продолжение следует...


Рецензии