Глава 7. Результаты работ в Антарктике

 
 Главной задачей на втором, завершающем этапе работ на полигоне был подъём автономных буйковых станций (АБС), проработавших уже более месяца. На это потребовалось две недели, после чего «Витязь» взял курс на север, к родным берегам. Научные сотрудники занялись обработкой данных измерений и осмысливанием получаемых научных результатов. А эти результаты оказались совсем незаурядными.


 ОБ АНТАРКТИЧЕСКОМ ЦИРКУМПОЛЯРНОМ ТЕЧЕНИИ (АЦТ).
 Исследования, выполненных экспедицией на «Витязе», в сочетании с результатами, полученными экспедициями на других судах АН СССР, позволяют утверждать, что АЦТ – такое явление природы, равного которому нет в Мировом океане.

 Чтобы осознать масштабы этого явления, нужно представить себе реку шириной до 1000 километров, с глубиной от двух до четырёх с половиной тысяч метров и длиной около 30 тысяч километров. 

 Скорость течения в поверхностных слоях этой реки составляет в среднем около одного метра в секунду, то есть более трёх с половиной километров в час. На больших глубинах скорость течения несколько замедляется, но даже у дна, на глубине более четырёх километров, она остаётся такой большой, что рыхлые осадки (илы), обычные для глубоководных районов океана, здесь не удерживаются.

 Более того, порой даже наши АБС не могли выдержать силу этого течения и вместе с ним «отправлялись в путешествие на восток». Мы находили и поднимали их за десятки миль от места постановки. А поскольку дно океана в районе АЦТ песчаное, а местами даже каменистое, то чёрные чугунные массивы, используемые в качестве якорей АБС, в результате такого «путешествия» поднимались на борт судна отполированными до серебряного блеска .

 Оказалось, что АЦТ между Кергеленом и Сен-Полем переносит 250 миллионов кубометров воды в секунду, что примерно в два с половиной раза превышает средний объём воды, переносимой Гольфстримом.    

 Во всей толще потока, в конечном итоге, течение направлено с запада на восток. Но эта река, ежесекундно переносящая 250 миллионов кубических метров воды, очень неспокойна. Почти непрерывно вблизи её как южных, так и северных «берегов», образуются огромные вихри размером до 300 – 350 километров.

 Такие вихри, проникающие почти до дна, вращают огромные массы воды и медленно со скоростью в несколько километров за сутки, перемещаются с запада на восток.

 Пространственное распределение оптических свойств воды в зоне АЦТ показало, что это течение представляет собою сложную и непостоянную во времени систему распространяющихся по горизонтали, а также восходящих и нисходящих струй. 

 С юга к зоне АЦТ примыкают холодные антарктические, а с севера – тёплые субтропические воды. И те, и другие воды отличаются высокой прозрачностью, что свидетельствует о их бесплодности. А вот в зоне смешения этих вод, то есть в зоне АЦТ, вода становится мутной, что вдали от берегов может говорить только об одном: в воде появилась жизнь.

 Здесь происходит бурное развитие фитопланктона (мельчайших морских водорослей). Фитопланктон поедается зоопланктоном, который, в свою очередь, служит пищей для мелких рыбёшек. На мелкую рыбёшку охотятся крупные рыбы, кальмары и птицы. И в этих суровых широтах творится бурный жизненный круговорот. 

   ОСОБЕННО УДАЧНЫЙ ЗАХОД В АНТВЕРПЕН.
 Ещё до выхода судна из Новороссийска было известно, что, в связи с географией предстоящих экспедиций, «Витязь» из Индийского океана будет возвращаться не в Новороссийск, а в Калининград, с заходами в порты Патра (Греция) и Антверпен (Бельгия). Патра, город на западном побережье Греции, запомнился весёлым карнавалом,  продолжавшимся все три дня нашей стоянки в порту.

 А от Антверпена у меня осталась и вполне вещественная память. Дело в том, что на момент прихода в Антверпен у меня было около 170 американских долларов и я собирался купить на них автомобиль. И за такие деньги я купил в Антверпене подержанный автомобиль советского производства!

 Это был семилетний ВАЗ – 2103 с пробегом чуть больше 100 тысяч километров, успевший местами проржаветь до дыр. Буквально. Зато двигатель, ходовая часть и салон были у него в прекрасном состоянии. Вдвоём с геленджичанином Анатолием Михайликом мы перегнали мою «тройку» из Калининграда в Геленджик через Литву, Белоруссию и Украину.

 Великий умелец высококлассный слесарь и сварщик мой хороший знакомый и просто замечательный человек Руслан Пченушай виртуозно вырезал все гнилые части автомобиля и заменил их добротной сталью. После такой реставрации автомобиль долго и безотказно послужил мне и моему сыну Сергею.


Рецензии