60. ВИ. Агошков. Послед. семья д. Холодова-2

60. ВИ.Агошков. Кромские лики


Послед.семья д.Холодова

часть-2

До армии трудился Николай Данилович и на волах, и на лошадях, потом был водителем бензовоза. В 1947 году выучил-ся на тракториста. Служил в Германии водителем, работал 26 лет в Сосковской сельхозтехнике, что находится отсюда в семи ки-лометрах. Сейчас в ней — мастерские КСП «Федотово». Женился Костюнин в 1954 году, воспитал шестерых детей. Одна дочь — в Горьком, другая — в Ленинграде, ещё две дочери и сын — в Орле и ещё дочь — в селе Апалькове.

– А как оказалось, что вы здесь остались одни?..
 
– Многие уехали отсюда ещё до войны, — говорит Николай Данилович. — До Орла 50 километров. После войны хатки стали хиленькие, а от колхоза в то время помощи почти никакой не было. Дед строился, кое-каких слежок нарубил, ну а его оштра-фовали. Мне построиться помог МТС: выписал я брёвен в Брян-ске, привёз. Построился здесь потому, что не позволяло семей-ное положение, мать с нами ещё жила.

Я и сейчас бы переселился в село Апальково, да там жить негде. Да и старость не позволяет!

Говорили мы и о том, что нет людей и в посёлках Здоро-вяк, Соколов. О том, что хлеб привозят раз в десять дней, хотя лошадь колхозная для возки хлеба в отдалённые населённые пункты председателем выделена.

– Я разберусь! — пообещал Н.Д. Емельянов.

Редко приносят почту. Один раз телеграмму от дочерей доставили тогда, когда они сами уже сидели за родительским столом.

— Отец ваш предполагал, что вы будете последним жите-лем деревни Холодово? — спрашиваю Николая Даниловича.

— Нет, конечно. Он, помню, не успевал с одной войны на другую уходить и приходить: то польская, то финская. А уходя на последнюю, сказал: «Ну, сынок, больше я, наверняка, не вер-нусь!» Так он себя и обрёк: не вернулся!

Пришлось в 13 лет взять дом в свои руки. Ходил вместе с мужиками деревенскими на все работы.

Есть у Костюнина, как он выразился, две сестры двойнё-вые, брат в Марьинском посёлке. Я заметил, что вырождается и этот посёлок. Там хоть дома стоят, люди жили побогаче, а у нас и домов-то нет! Там молодые на лето приезжают, а у нас всё поза-валилось, к чёртовой матери! Никакого просвета. Земли-то бери, сколько хочешь, да не мои уже годы!..


см 3


Рецензии