Школа. Наши учителя

Прочел рассказ о школе. И вспомнил свою школу и нескольких учителей. Моими любимыми предметами были физика, математика, черчение, в общем, точные науки, хотя я увлекался и историей, даже хотел поступать в археологический институт. Жизнь, конечно, сложилась иначе, но мечта была и поэтому я и сейчас очень люблю исторические книги, особенно об истории древней Руси.

Математику у нас, начиная с 5 класса, вела Нонна Григорьевна. Она вела и у моей сестры, знала брата и моих родителей и считала, что у нас всех светлая голова. Это была очень худая средних лет женщина, говорившая с деревенским анцентом. У нее сохла нога и она волокла ее за собой, сильно хромая. Акцент у нее был очень интересен, некая смесь русского, с украинским и белорусским. Она очень любила свой предмет и среди учеников у нее были свои любимчики, что она ни от кого не скрывала. И когда мы, ее любимчики, ошибались на контрольных, либо нарушали дисциплину, к чему в то время относились достаточно строго, она всегда говорила:
- И это мои любимчики.
Если кто-то не понимал ее обьяснений, она запросто могла подойти к такому ученику и прямым, как палка, пальцем, постучать ему по лбу и сказать:
- Думай своей мозговней (Это слово она говорила "Мазгауней")
Лично я просто радовался, идя к ней на занятия до самого выпуска из школы. После школы я, будучи курсантом военного училища, пришел в школу и снова встретился с ней, мы поговорили, она была горда своим выпускником. Тем более, что в училище по высшей математике у меня были только отличные отметки, чем я не преминул похвастаться.
Больше я Нонну Григорьевну не видел. Знаю только, что сейчас она стала совсем старенькой и уже не выходит из дому. Своих детей, насколько мне известно, у нее не было и кто за ней сейчас ухаживает, я не знаю. Пришла в голову мысль, что надо ей отослать деньги, в Белоруссии ведь тяжело с лекарствами для пожилых людей.

Классной дамой у нас была учительница истории, или, как мы ее называли, историчка, Лариса Иосифовна. Неплохая учительница, неплохо знавшая свой предмет, она вела его с позиций сплошного сталинизма. Ее сестра, Ольга Соломова, погибла во время войны, если кто-то помнит. Ее муж был военным. Я в те годы был очень стеснительным скромным мальчишкой. Но в 9-10 классах я уже начал "отрываться" , стал членом молодежного штаба нашего горкома комсомола, что в общем, придало мне достатчно уверенности, я становился лидером в школе и думал о карьере комсомольского работника. И снова замечу, что жизнь сложилась иначе. Денег в штаб нам никто не давал и нам приходилось их зарабатывать, разгружая вечерами вагоны. А потом в штабе делали свой бюджет, организовывали вечера для молодежи, танцы с ансамблем электрогитар, в общем, занимались кое-каким полезным делом. Со мной были ребята из нашего класса, но я был как-бы лидером. Кроме танцев, мы, конечно собирались с девчонками, выливали, танцевали, в общем, вели себя, как нормальная молодежь.
Но в один момент нашей классной что-то не понравилось в этом. Мы стали приходить в школу в цветных (была такая мода) рубашках, носили учебники в больших спортивных сумках, которые воодружали на стол перед собой. Соответственно я получил замечание, как-то смело ответил на него и она сказала
- Ох Олег, что-то мне кажется, что наглость и хамство не были в твоем характере.
- Все течет, - ответил я с улыбкой, -Лариса Иосифовна, все изменяется.
- О, да ты даже помнишь кое-что из истории. А чьи это слова
- Не помню.
- Ну главное, ты ответило  честно.
Вот такие метаморфозы происходили с нами в 10. 18 лет, юность всегда соседствует со смелостью и безшабашностью.

Однашды в 10 классе мы решили не пойти на ноябрьскую демонстрацию. Нам пытались вручить флаги, но  мы с ребятами дружно смылись. На следующий день классная выгнала нас с урока истории и запретила на нем появляться без родителй. Собрав совет мы решили родителям ничего не говорить, так как мой отец был глубоким коммунистом, и для него не пойти на демонстрацию - великий грех. И вообще, для него это было бы ударом. Сын коммуниста - и не пришел на демонстрацию. Да и проступок этот мог поставить под вопрос получение нами дальнейшего высшего образования. Итак, каждый понедельник и четверг мы с друзьями выстраивались в коридоре перед классом и молча наблюдали, как классная идет мимо нас. После этого шли в туалет курить. Так продолжалось несколько уроков. Но однажды , проходя мимо нас, она сказала:
- Наказание снимается, начинаем новую тему, всем зайти в класс.
Оказывается и некоторые плохие поступки могли закончиться без наказания.

Рисование вел у нас до 7 класса учитель, имя которого стерлось из моей памяти. Был он худ, с ввалившимися щеками и очень высокого роста. В школе он всегда был безукоризненно одет в костюм с галстуком и обязательно белая рубашка. Рисовал он превосходно. Но я этого делать совершенно не умел. Единственная картинка, за которую я получил 4, была "Корова на лужайке". Я нашел ее в учебнике белорусского языка и , накалывая иголками, срисовал. Для меня это был высший бал.
Естественно, что у него была кличка. Фитиль. Он был строг с нами. И однажды, когда он выгнал одного из учеников из класса, тот расплакался и заорал
- Фитиль ты, больше никто.
Мы замерли, но он не обратил на этот выкрик никакого внимания, продолжая урок. А сейчас я, вспоминая его, подумал, что он ведь был очень одинок и вся его жизнь была в его рисунках, которые он периодически выставлял в школе.
У меня есть еще истории о школе , которые я обязательно напишу.


Рецензии
Здравствуйте,Олег!Прочитал некоторые Ваши прозаические произведения и повеело от них чем-то своим ,советским,далёким...
Спасибо.Как Вы там в "америках"?Я сам-то живу в Египте (Хургада),правда недавно.Первый Новый Год встречаю в дали от Родины.Но здесь тепло,между прочем тихо,что бы не говорили,уютно.На рынке фруктов -завались,пошла свежая клубника.Завтра пойду купаться,смою грехи старого года(вода+22).
Белоруссия,мне тоже дорога-в 1982 году я там окончил Витебский ветеринарный институт.В следующем собираюсь обязательно съездить на тридцатилетия окончания вуза.
Рад познакомиться.С наступающим Новым годом!Здоровья и удачи!

Невзучьев Александр   30.12.2011 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо Александр. Да, в моих воспоминаниях есть нечто советское, отрицать этого не буду, это мое детство, юность, молодость, все это было. А в Америке нормально, мне нравится, дети здесь, а что еще надо человеку, чтобы встретить старость? :)

Олег Наумов   31.12.2011 15:30   Заявить о нарушении