Украина и Россия разбежались. Навсегда?

Ситуация на постсоветском пространстве никак не успокоится. Что поделаешь, распад тысячелетних мировых держав не проходит даром. Вот после распада Австро-Венгрии потребовалась Вторая мировая война с ее огромными жертвами, чтобы все хоть как-то устаканилось. Распад страны - всегда чудовищная трагедия для народов, ее населяющих.

И то, что сейчас происходит в Украине, очень примечательно. Особенно если на это смотреть из России. И невольно сравнивать.

Нынешний конфликт Януковича и Тимошенко (Ющенко уже, увы, не в счет) не есть конфликт персоналий. Это конфликт двух народов, считающих себя украинцами. Условно «украинцев» и «бандеровцев».

К счастью, все имеет четкие географические очертания. Эти два народа-антипода не перемешались, как это имело место быть в России в 1917-м году, их легко разделить. И разделение это, похоже, неизбежно.

Украинцы, живущие на юге и востоке Украины, являются единым народом с народами России и Белоруссии. Исторически эти три народа имеют общие корни и общую историю. Чего не скажешь о населении западной части Украины.

Западная часть на протяжении истории переходила из рук в руки. Она была частью Польши, Венгрии, Австрии, Турции, германским протекторатом. Ее завоевывали все соседи. И в результате население привыкло к мысли, что при приходе нового завоевателя выживает тот, кто раньше других облобызает его сапог.

«Захидники» порой бывали еще более жестоки, чем сами завоеватели. Достаточно только вспомнить пресловутую дивизию СС «Галичина», оставившую кровавый след по всей Европе. Кто интересуется этим предметом, может почитать Ярослава Галана или Остапа Вишню. Лучше их не скажешь.

Восточные украинцы и западные бандеровцы в принципе не могут жить в одной стране. Если первые жаждут стабильного развития страны, то вторым нужен новый фюрер и «Галичина». Им надо в НАТО. Примирить эти стремления не сможет никакой Ющенко.

В России столь резкого этно-политического разделения нет, но экономическая ситуация в обеих новоявленных странах в целом совершенно аналогична. Экономика и тут, и там абсолютно криминализирована. Находящиеся при власти личности, несмотря на пышные словеса, вспоминают о «дорогих соотечественниках» много реже, чем о марсианах.

В России по официальным данным доля зарплаты в ВВП "с учётом скрытых зарплат" но без учёта скрытых прибылей составляет 45%. А если пересчитать «среднюю зарплату» на численность занятых, то 28% ВВП. При норме 60-80%. То есть при массе зарплат в 100 миллиардов долларов ещё 150 миллиардов не доплачиваются. Из 250 миллиардов долларов, которые не сильно «дорогие» россияне должны были бы получать ежегодно как зарплаты, они получают только 100.

В исследованиях экономистов указывается нормальная структура распределения ВВП (зарплата - 60-80%, прибыль - около 20%). Для примера, в самой либеральной стране мира - в США - зарплата 74%, а прибыль меньше 20%. В Польше зарплата 62%, в Германии при христианских демократах 65%, а при социал-демократах - 75%. В СССР было 59%. И обратите внимание на уровень прибыли в стране. Масса прибыли должна быть в 3-4 раза меньше массы зарплаты. А сегодня она в 1,5-2 раза выше.

Недоплата зарплат еще цветочки. Пенсии в России даже относительно этих невысоких зарплат неуклонно снижаются. Год от года уменьшается так называемый «коэффициент замещения» - отношение средней пенсии к средней зарплате.  Вместо того, чтобы коэффициент замещения находился на одном уровне, как в нормальных странах, где он не ниже 40 %, как этого требует Конвенция Международной организации труда, а по современным мировым стандартам надо, чтобы компенсация была не ниже 70%, у нас он имеет устойчивую тенденцию к неуклонному снижению. К 2007 году этот показатель упал в среднем по России до 27% (в 2002 г. 32%).. И возникает парадокс, что чем больше становится зарплата,  тем ниже оказывается пенсия.

И все это на фоне супергламурной жизни чиновников и криминала.

Не удивительно, что при только что проведенном опросе населения на вопрос: «Что нужно делать, чтобы стать богатым», более трети опрошенных ответили: «Воровать». Вариант «Получить хорошее образование» занял последнее место.

Как же надо презирать собственный народ, чтобы так им править. Впрочем, удивительно не это. Удивителен при этом заоблачный рейтинг того, кто всем этим заправляет. Похоже, он нас оценил вполне адекватно.

В Украине ситуация ненамного лучше. Из 45 миллиардов, которые украинцы должны были бы получать ежегодно как зарплаты, они получают, увы, только 20.

Вот, казалось бы, и вся разница между Украиной и Россией. Те же олигархи, та же несправедливость.

Проблемы, однако, есть у любой страны. Но если страна при наличии проблем ещё и меняться не хочет, более того, агрессивно сопротивляется самой мысли об изменениях порядка вещей, - будущего у такой страны нет. Это тоже к вопросу о разнице между ними и нами.

Так вот, украинцы, в отличие от нас, не мирятся с несправедливостью, а активно с нею борются. У них больше проблем, но они их действительно пытаются решать. У них нет нефти и газа, зато есть в избытке идейные эсэсманы.  Но это их не страшит. Они осилят дорогу, потому, что идут.

Возможно, принятая ими демократическая система не столь уж и демократична. Но народ там – уже не быдло. И «суверенноуправляемый» балаган с «третьим сроком» там уже в принципе не пройдет. Они уже не рабы.

Поэтому у Украины, пусть даже при условии разделения ее на две части, все же есть будущее. У нас же его пока не видно даже в самый сильный телескоп.

Наши олигархи и воры-чиновники с нами останутся навсегда, а они своих поставят на место. И в этом главная причина неустойчивости России. Не Китай или Америка, не НАТО, не другой враг внешний, а давящая все несправедливость с которой никто не хочет бороться, и даже мысль о возможности такой борьбы вызывает испуг у самих "униженных и оскорблённых". Сравните наши робкие «марши другой России» и их майдан. Наш убогий поход против иезуитского 122-го закона где-то в Химках, на окраине Москвы, и их бурлящий как безбрежное море Киев.

Да, теперь мы – разные народы. И судьбы у нас разные.


Валентин Спицин.


Рецензии