8. Ключ от Тридевятого царства

начало: http://www.proza.ru/2011/12/15/690

Тропинка-клубок весело побежала вперёд, разматываясь, словно ленточка. Света попробовала обогнать её, но ничего не получилось.
- А вдруг тропинка закончится слишком рано? - прошептала девочка. - Вдруг клубочка не хватит на всю дорогу?
Света оглянулась. Коты не отставали, а вот тропы никакой позади не было. Только примятая трава поднималась, скрывая их следы. 
- Вот это да - чудеса продолжаются! Посмотрим, что дальше будет.

На ходу она беззаботно засунула руки в карманы платья и случайно прикоснулась к маленькому гладкому предмету. В тот же миг в ушах раздался тихий голос:
- Не спеши бежать вперёд — может быть, тропинка врёт!
Света замерла на месте, потом удивлённо посмотрела на котов:
- Что это было? Вы что-нибудь слышали?
Баюн и Муркс в недоумении переглянулись и в один голос ответили:
- Нет! А что?
- Послышалось, наверное! - пожала плечами Света и двинулась вперёд. Но тот же голос вновь зазвучал в ушах:
- Если будешь торопиться, можешь скоро заблудиться!

Тут Света сообразила, что всё ещё держит в кулачке непонятный предмет. Она достала его из кармана. Это был жёлудь, который вручила ей белка — посланница Доли. Девочка про него совсем забыла! «Странно! - подумала Света. - Мне что ли, нельзя верить клубочку, который дала баба Яга? Других тропинок я здесь вообще не вижу!»
Девочка испугалась. Одна (коты не в счёт!), в дремучем лесу, в каком-то непонятном Тридевятом царстве! Сама не знает, зачем и куда идёт. Кто здесь друг, а кто не очень? Дома, слушая сказки, для неё всегда было ясно, что баба Яга — злая, а здесь она помогает Свете. Чёрный кот с красными глазами тоже не внушает доверия, но Баюн с ним дружит! Может Муркс специально завёл её сюда, а Баюн, которому Света всё же доверяла, ничего не заметил? Как быть, кому верить?

Девочка в страхе сжала кулачок что было сил, и опять услышала:
 - Если будешь всех бояться, можешь превратиться в зайца!
«Превратиться? Как это превратиться? А вдруг – правда? Вот так вот возьмёшь и превратишься! В зайца. Или в ещё одного кота. Нет – в кошку!»
Света остановилась в нерешительности:
- Что-то я совсем запуталась!

Она оглянулась и обнаружила, что коты исчезли!

«Куда они делись?» За каждым деревом шевелились тени, лес потрескивал и поскрипывал. Даже солнце спряталось за облако! Только тропинка-клубок не исчезла и в нетерпении вздрагивала у ног.
Стараясь не расплакаться, Света тихонько позвала:
 - Баюн! Баюн, Муркс! Вы где?
Но в ответ услышала лишь знакомый тихий голос:
 - Потеряешь, обретя, думай, милое дитя!
 - Думай, думай! - пробормотала Света. - Легко сказать! Тут думай, не думай, но лучше всё-таки куда-нибудь идти!

Девочка положила жёлудь в карман и пошла дальше за тропинкой. Только тропу будто подменили. Теперь она виляла и петляла, и будто уводила в сторону. Это не прибавило Свете уверенности. К тому же ей захотелось пить.
- Ну вот! - развела она руками. - Куда ты меня завела, волшебная тропинка? Поблизости никого. Ни воды, ни еды. Сейчас лягу прямо здесь, и никто не узнает, что со мной стало!

Девочка уныло посмотрела по сторонам и вдруг увидела неподалёку старый заброшенный колодец. На краю стоял потемневший то ли времени, то ли от забвения ковшик, а в нём поблёскивала мутная водица. Света бросилась к колодцу. Из-под ног испуганно выскочил красный мухоморчик, покрытый белыми пятнами, и шмыгнул в густую траву. Света остановилась в нерешительности:
– Что это было? Померещилось, наверное! Хотя, кто знает, что здесь вообще бывает? Пить или не пить? Ну как попью и козлёночком стану? Или ещё кем-нибудь? Лягушкой, например! А если я только носовой платочек намочу? Лицо протереть. Ничего же не будет? Я же ведь пить не буду!

Доставая из кармана платок, девочка опять задела жёлудь. И вновь услышала голос:
- Непрозрачная вода — как бы не было вреда!
- Ты предупреждаешь об опасности, а что взамен? Ничего! - рассердилась Света. - Не буду больше тебя слушать!
И она решительно взяла в руки ковш. В тот же миг неведомая сила потащила девочку в колодец. Через несколько мгновений Света оказалась на дне. Колодец был пересохший, не очень глубокий. Однако, увидев над головой голубой квадрат неба, девочка поняла, что наверх выбраться не сможет. Глаза быстро привыкли к полумраку и Света различила прямо перед собой невысокий узкий проход, а под ногами — чуть заметную дорожку. И пошла по ней. А что ей ещё оставалось?

Вскоре девочка выбралась из норы, в которую попала через колодец. Дорожка вилась между могучими стволами вековых деревьев. Их густые кроны скупо пропускали солнечный свет. Наверху шумел, путаясь в листве, ветер, а внизу было совсем тихо. Пятна света спокойно лежали на резных листьях папоротников, на зубастых листьях крапивы и просто на густой траве, зеленевшей вдоль дорожки. Девочка шагала по сухой земле, ежеминутно озираясь по сторонам. Через некоторое время дорожка привела её к высокому частоколу. За его острыми зубцами виднелись маковки крыш.

Забор тянулся и тянулся волнистой тёмной стеной. Высокие брёвна, врытые в землю, убегали вперёд, сливались с живыми деревьями и, казалось, конца-края этому не будет. Но вот частокол резко свернул, Света – за ним. За углом она обнаружила распахнутые настежь ворота. За воротами - такие хоромины, что Василисин дом впору было назвать игрушечным теремком! К высокому крыльцу вела выложенная каменными плитами дорожка. На нижней ступени стоял могучий богатырь и огромной ручищей поглаживал лопатку русой бороды. Вторая рука упиралась в бок. Кудри до плеч были схвачены на лбу ремешком. Увидев Свету, богатырь сразу направился ей навстречу.
- Милости прошу, дитя! Заходи в мой дом, гостьей будешь! - от звука его голоса в лесу зашумели деревья, склонились в поклоне травы по бокам дорожки.
- Ты кто? - изо всех сил стараясь не бояться, пробормотала Света.
- Я — Святобор, бог лесных угодий! - отвечал богатырь. - А ты — девочка Светоч? Жду-пожду тебя! Нелегко-непросто было мне увести клубок-тропинку бабы Яги с намеченной ею дороги!
- Так это ты завёл меня сюда! - воскликнула возмущённо Света. - Зачем? Чего ты хочешь? И куда ты дел мох друзей — Баюна и Муркса?
- Что может статься с этими котами! Потеряли тебя из виду и вернулись к бабе Яге. И получили хорошую трёпку за то, что не уберегли то, что было им доверено! И поделом — нечего за птичками да за бабочками охотиться, ежели дело важное поручено! - с нескрываемым злорадством промолвил Святобор. - А с тобой, дитя, поговорить кое-кто желает. Прошу! - и он широким жестом пригласил Свету пройти в резные двустворчатые двери.
В просторной горнице за круглым столом сидели кудрявый упитанный юноша и худенькая девушка с распущенными волосами. Они с любопытством смотрели на Свету.
- Будьте знакомы — это та самая девочка Светоч! – произнёс Святобор. – А это — Прок и Морока, мои... мммм.... парниёры!
- Партнёры? - уточнила Света. - Кажется, правильно говорить — партнёры. Только я не помню, откуда это знаю...

Свете стало так обидно от того, что она не помнит, что было ещё совсем недавно. От того, что сама разрешила забрать свою память. Она поняла, не хочет ничего забывать!
- В твоей памяти слишком много непонятных слов, - пробурчал Святобор. - Поди, разбери, как их правильно говорить надобно!
- Так вот кто забрал мою память! - возмутилась Света. - Зачем тебе?
- То Прок уговорил Водяного не отдавать Чернобогу память твою, а самим воспользоваться ею, - усмехнулся Святобор. - За то, что показал тебе батюшку с матушкой, Чернобог получил только твоё зрение. А мы вот заглянули в прошлое. И мало что поняли. Но вот что меня и Водяного сразило, вот, какой вопрос мучит - отчего люди так небрежно относятся к земле своей? Леса вырубают, воды загрязняют. Погубят землю-матушку — ни там, ни здесь житья не будет! Дабы навести порядок, мы тут с Водяным порешили вместе с Проком и Морокой пробраться в ваш мир, предостеречь неразумных. Надо же что-то делать!
- С Проком и Морокой, значит? - Света посмотрела на сидящих за столом. Парень ей не понравился с первого взгляда — глаза вредные и улыбка, как нарисованная. Да и девушка доверия не внушала. – Про вас с Водяным мне ещё понятно. А вот интересно, зачем это Проку и Мороке в наш мир пробираться? Уж, наверное, не леса и воды защищать? Одни имена чего стоят!
- Чем тебе не нравятся наши имена? - проговорил ехидно Прок. - В твоей памяти столько всяких ненужных и непонятных знаний, а важных и необходимых вещей ты совсем не знаешь! Между прочим, не так-то просто было отвлечь твоих друзей-приятелей и  заманить тебя в Тридевятое царство! Переколдовать клубок бабы Яги, опять-же, не всякий додумается! Только я, Бог предприимчивости, горазд на такое. Так-то вот! Рад, однако, познакомиться. А это — моя подруга Морока! Прошу любить и жаловать!
Света промолчала. Услышав признания Прока, про Мороку ей и так стало всё ясно. Любить и жаловать их девочке совсем не хотелось.
- Да, мы с Морокой хотели выйти в ваш мир, – продолжал Прок. - Но, просмотрев твою память, я ничего не понял! Объясни мне, красавица, что там у вас происходит?
- Как же я объясню, если ничего не помню! - пробормотала Света. Она решила ни за что не помогать заманившим её к себе хитрецам. Хотя, обращение «красавица» пришлось девочке по-душе.
- А я возвращу тебе твоё, хотя батюшка Чернобог будет шибко гневаться! Поначалу-то я думала опосля потихоньку отдать ему то, что он так желал получить!  - пропела сладко Морока. У неё было очень смуглое лицо, рыжие длинные пряди волос змеями извивались по плечам и за спиной, зелёные хитрые глаза смотрели, будто сквозь Свету.

Морока встала из-за стола, развела руки в стороны и с силой вытолкнула ладони в сторону Светы, будто швырнула в неё что-то большое и тяжёлое. Голова Светы на мгновение закружилась, но почти сразу неприятное ощущение прошло, если не считать того, что вернувшаяся память обострила притупившееся на время чувство вины.
- Ну, как? - наткнулась девочка на колючий взгляд Прока. - Теперь можешь вспомнить, что у вас там, как и почему?
- Конечно, может! - самодовольно улыбнулась Морока. - Я своё дело знаю. Всё до последнего мгновеньица вернула, ничего не упустила! Коли батюшке это показать, то-то бы подивился!
- Ты что, не слушаешься своего папу? - решила Света увести разговор в сторону. Но Мороку было не так-то легко переморочить.
- Тебе-то что? Для людей же лучше, что я ослушалась! Мой батюшка хочет уничтожить человечий мир, а я — всего лишь развлечься в нём! - умудрилась Морока и на вопрос Светы ответить и от темы не отвлечься. - А батюшка мой, ничего, он отходчивый — простит!

Света её почти не слушала. Она с удовольствием вспоминала те счастливые дни, когда жила с папой и мамой. Как вся семья с бабушками и дедушками собиралась в праздники. Вспоминала любимые книжки и игрушки. Как она могла отдать эту память Водяному!?
Но вдруг другие воспоминания обрушились, как страшный сон. Грохот, вспышка, боль. Темнота. Свет померк, но стал ярким и чётким звук. Плач, причитания, перешёптывания. И бесконечные разговоры. Сочувственные, воспитательные, возмущённые, равнодушные. Гости, бабушки, дедушки, телевизор.
 
- Знаешь Морока, ты мне голову не заморочишь! - решительно сказала Света. - Хотите знать, как всё у людей? Пожалуйста! Там, где я жила, всё запутано намного больше, чем здесь! Вы хотите среди людей разгуляться? Думаете что, раз люди, значит всё у них по-людски?  А у нас сейчас даже бабушек и дедушек обманывают! Даже малышей грабят! Я, когда мамы и папы не стало, ничего не видела и почти не говорила, зато стала намного лучше слышать! Может, я мало ещё понимаю во взрослой жизни, но я не глупая! А мои бабушки и дедушки при мне о многом разговаривали. Я помню, как бабушка Надя плакала — чтобы проводить мёртвых в последний путь, живым последнюю рубашку приходится с себя снимать! 
- Как так? - не понял Прок.
- А вот так! - Света вспомнила и почти дословно повторила слова одного из дедушек, -  Предприимчивые люди живут припеваючи, наживаясь на чужой смерти!
- Как?! Священный обряд захоронения отдали на откуп? - возмутился Святобор. - Куда же мир катится!
- Вот и я говорю, что Проку и в страшном сне такая предприимчивость не приснится! – с удовольствием вставила к месту Света слова бабушки Любы и вздохнула, совсем как она. - Да и Мороке тоже будет не так весело, как ей кажется! Когда дедушки встречались, то обсуждали, что делается на белом свете. О том, как эти… Ну, по-вашему цари, морочат головы простым людям. Что, говорят на разных языках, находятся в разных странах, а все твердят одно, и тоже! А делают, и вообще, всё наоборот. Больше, чем они, никто не сможет так людей заморочить! Так говорили мои дедушки, а им я верю!

Улыбки постепенно сползали с лиц Прока и Мороки. В глазах погасли лукавые искорки. Святобор  сидел хмурый, словно грозовая туча. Они не скрывали грусть и разочарование.

« Испугались!- подумала Света. – Не такие уж они и плохие!»

Наконец Святобор встал.
- Догадываюсь, дитятко, куда ты путь держишь, - промолвил он вполголоса. - Не желаю я тебе помогать, но и препятствовать не стану. Делай, что должно, и будь, что будет!

Свете почему-то стало жалко всех троих: хоть они сказочные, и с друзьями её разлучили, но совсем ведь от жизни отстали!
- Дяденька Святобор! - произнесла она ободряюще. - Ты не думай! Люди не только вырубают леса. Они и сажают много. И животных много спасают. И воду стали очищать, чтоб грязная в речки не попадала. Люди же тоже разные бывают. Например, мои бабушки и дедушки. Они хорошие, честное слово! А я, когда вырасту, буду защищать землю-матушку. Обещаю!
Глаза Святобора подобрели, усы раздвинулись в улыбке.
- Знаете, а ведь люди вас помнят! - Света посмотрела на Прока и Мороку. Девочка почему-то больше не испытывала к ним неприязни. - По-хорошему помнят! Когда бабушка Люба варит на зиму варенье, то всегда говорит: «Запасаю впрок!»

Прок с благодарностью взглянул на Свету:
- Благодарю на добром слове, Светоч! - просто сказал он.
- И о тебе, весёлая Морока, тоже вспоминают! - обратилась Света к поникшей девушке. Выражение «заморочить» у нас можно услышать часто, но без злости!

Морока недоверчиво подняла взгляд на Свету.
- Ты добрая девочка, и не желаешь нам зла. Мы видели – когда ты жила среди людей, то не обижала ни животных, ни растения. А твои детские шалости немало повеселили меня, когда я смотрела сокрытое в твоей памяти, - серьёзно промолвила она. - Благодаря тебе, мы на многое взглянули иначе. Если будет надобность, я замолвлю за тебя словечко перед батюшкой!

Святобор угостил гостей душистым травяным чаем с мёдом. Света всё же рассказала новым друзьям о том, как живут люди. Рассказала о телевизоре, телефоне, компьютере. О поездах и автомобилях. О больших кораблях и подводных лодках. О самолётах и даже космических кораблях. Рассказала, как сама понимала, да ещё и нарисовала. Святобор, Прок и Морока только охали и качали головами.
- Ай, да люди! Ай, да чудеса! А мы-то думали, что чудеса только у нас! Нет, человек-то, он тоже, оказывается, не лыком шит!
В свою очередь Прок и Морока, старались удивить Свету своими чудесами, выкрикивая и перебивая друг друга, делились своими секретами. Девочка узнала, что Земля-матушка живая, что она чувствует боль, испытывает радость и гнев, любит, возмущается и мстит. Что нет в природе ничего лишнего – ни одной травинки, ни одной букашки ненужной нет.  Что Земля-матушка на всех одна единственная – хоть волшебный мир, хоть человеческий! 

Они и не заметили, что проговорили до вечера. Святобор уложил маленькую гостью в просторной комнате на третьем ярусе огромного дома, а утром после завтрака проводил Свету до ворот:
- Я возвращаю тебе клубок-тропинку бабы Яги. Правда, её может не хватить до конца твоего пути, ведь ты сделала большой крюк, завернув ко мне. Зато недалече тебя ожидают твои коты. Они и проведут тебя, куда надобно!

продолжение: http://www.proza.ru/2013/06/24/1028


Рецензии
Прочитала с удовольствием. Спасибо.
Наталья.

Наталья Алфёрова   17.10.2012 12:59     Заявить о нарушении
Это Вам спасибо, Наталья, за то, что читаете, за то, что отзываетесь. Кстати, для меня тоже - движенье, это значит жить!:)

Ирина Гирфанова   17.10.2012 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.