Источники появления генеалогий джучидов в Муизз ал

Источники появления генеалогий джучидов в Муизз ал Ансаб

Сабитов Ж.М.

Опубликовано: Вестник Евразийского Национального Университета. № 5 (84). 2011. С. 100-103.

В 2006 году в рамках программы Культурное Наследие вышел долго ожидаемый новый перевод Муизз ал Ансаб в Алматы. В рамках данного перевода была проведена определенная критика происхождения различных частей Муизз ал Ансаб. Согласно автору перевода источниками информации для автора Муизза были: 1. Шуаб-и панджагана Рашид ад-Дина. 2. Генеалогическая история, написанная Хусейном Али-шахом, составленная по всей вероятности в годы правления Халил-султана (1405-1409). Рукопись храниться в Музее Топканы в Стамбуле и до сих пор не введена в научный оборот. Григорьев А.П. называет эту рукопись как альбом Байсункара и не придает ей никакого самостоятельного значения, считая его черновиком Музз ил Ансаб, призванным показать связь Тимуридов и Чингизидов, тем самым легитимизируя право Тимуридов на правление. 3. Данные собранные автором при правлении Шахруха, Улугбека, Абу Саида, Хусейна Байкары.
В данной статье мы хотели бы рассмотреть происхождение разных частей генеалогий джучидов в данной рукописи. Одним из главных источников, который помогает нам определить другие источники появления генеалогий в этом произведении – это Сборник Летописей Рашид ад-Дина. Сверяя с ним Муизз ал Ансаб, мы можем увидеть, какие данные Муизз ал Ансаб дублируют данные Рашид ад-Дина, а какие являются уникальными. Это поможет нам в поисках источников этих данных.
Для этого мы перечислим все оригинальные части генеалогий джучидов из Муизз ал Ансаб, которые помогут нам найти источники появления этих данных в Муизз ал Ансаб:
1. Согласно Рашид ад-Дину у Тукана пять детей, а в Муизз ал Ансаб, двое детей Тукана Хукджи и Тук-тува названы детьми Сартака. Видимо тут возникла у одного из авторов ошибка, так как в таблице Они стоят на одном уровне и вполне возможно, что при переписи с оригинала Алтан Дептер была допущена ошибка. Какая из версий генеалогий в данном случае более верна трудно будет сказать.
2. Описание потомков Узбека (дети и внуки Узбека) и некоторых его родственников (дети Кубакуна Багтай, Курбаш, сын Кунгира Элиста, дети Тохты Тукал-бука, Балуш, Илсар (Илбасар), сын Илсара Исан-бука) отсутствует у Рашид ад-Дина, но присутствует в Муизз ал Ансаб. Видимо информация по генеалогии этого клана была взята из отдельного источника, связанного с Золотой Ордой. Так же интересным является то, что известные по другим летописям братья Джанибека мало отображены: Например, Тыныбек отсутствует полностью, что говорит о том, что информатор Муизз ал Ансаба либо не знал о нем либо намеренно опустил его, чтобы скрыть историю братоубийства. Хотя возможно упомянутый выше Тугдыбек является Тыныбеком, так как в Муизз ал Ансаб, зачастую имена искажались и более хуже. Также Хидрбек, который по другим летописям был братом Джанибека и был также убит им в этой части генеалогий назван как внук Узбека и сын Тулунбека. Вполне возможно после смерти Узбек-хана Хидрбек, как старший сын старшего сына Узбека имел шансы на занятие престола и был устранен как конкурент Джанибеком. Здесь хотелось бы остановиться на еще одном моменте: Почекаев Р.Ю. считает, что старшим сыном Узбека и его наследником первоначально был Тимурбек, который умер в 1330 году [5, 103]. Но тут стоит упомянуть одно противоречие: Тимур-бика назван среди детей Узбека, но данная персона была женского пола (дочь Узбека) [6, 241] и не могла являться наследником престола. Такое противоречие между Муизз ал Ансаб и русскими летописями, в которых упомянута смерть Темира, сына Узбека во время войны с «загорским царем» [5, 292] видимо говорит, что кроме дочери Тимур-бика был у Узбека и сын Темир. Временем фиксации данной генеалогии вполне можно назвать 10-40-ые годы 14 века (полное отсутствие детей Джанибека, исключая Бердибека, который был более известен помимо генеалогических записей, говорит о том, что генеалогии записывались тогда когда дети Джанибека скорее всего еще не родились), сообщения о правлении Джанибека и Бердибека безусловно попали позже и отдельно от генеалогий Узбека и его родственников. Таким образом, данные генеалогии попали в Муизз ал Ансаб не прямо в 1425 году, а посредством какого-то еще не определенного источника, в котором они были зафиксированы в 10-40-ые годы 14 века.
3. Шибаниды. В генеалогии рода Тула-Буки сына Кадака, сына Шибана у Рашид ад-Дина Уджукан сын Туман-Тимура, а в Муизз ал Ансаб он брат Туман-Тимура. Тут тоже вполне возможно техническая ошибка при переписи генеалогии этого клана. Какая из версий более верна не ясно. У Рашид ад-Дина Тама-Токта сын Балакана сына Шибана и имел трех сыновей Бакырча, Кунчек, Джаукан, в Муизз ал Ансаб Тама-Токта сын Тукана, сына Балакана, и имеет шесть сыновей и одного внука: Саукан, Кунчак (его сын Ина-ходжа), Джабука, Бакырча, Таш-Тимур, Таш-Бука. Видимо Муизз ал Ансаб зафиксировал по сравнению с Рашид ад-Дином более позднюю генеалогию этой семьи. Удел Тама-Токты находился на границе Золотой Орды и ильханата, вполне возможно посредством близкого соседства и обмена посольствами генеалогия данной семьи попала в поле зрения иранских летописей, а потом через них в Муизз ал Ансаб. Вполне возможен вариант, что генеалогии семьи Тохты, Узбека и Тама-Тохты попали посредством одного сочинения, которое было записано в Иране в 10-40-ые годы 14 века. Исходя из этого, можно предположить, что данные генеалогии могли быть из следующих источников:
а. Мухаммед ибн Али Шебангарэи составил по-персидски краткую и сухую всеобщую историю «Маджма ал-ансаб» (Собрание генеалогий). Вторая, улучшенная версия этого труда закончена автором в 1342—1343 г.; до этого времени доведено и изложение. Труд Шебангарэи не издан. В коллекции Института востоковедения (Санкт-Петербург) имеется рукопись Шебангарэи — автограф.
б. Тарих-и Улджайту Абу-л-Касима Абдаллаха бен Али бен Мухаммада ал-Кашани, посвященная ильхану Улджайту, правившему Ираном в 1304—1316 годах. Две рукописи хранятся в Париже и Стамбуле [3, 274]. Также стоит отметить, что нуждается в научном издании еще одна рукопись:
в. Генеалогическая история, написанная Хусейном Али-шахом, составленная по всей вероятности в годы правления Халил-султана (1405—1409). Рукопись храниться в Музее Топканы в Стамбуле и до сих пор не введена в научный оборот. Григорьев А.П. считает, что это всего лишь черновик Муизз ал Ансаб, называя его альбом Байсункара. В общем, стоит отметить, что перевод данного источника важен, в плане установления его источниковедческих связей с Муизз ал Ансаб.
Генеалогии Шибанидов (имеются ввиду потомки Джучи-Буки) довольно полно описаны в Муизз ал Ансаб. По нашему мнению источниками попадания этой генеалогии в Муизз ал Ансаб могли быть следующие пути:
а. Хаджи-Мухаммед, который обменивался послами с Шахрухом:  Султан-Кушчи, отправленный ко двору Хаджи-Мухаммеда (а не Улуг-Мухаммеда, как считал Сафаргалиев М.Г.) в Дешт-и-Кипчак, «которому Мухаммед-хан выказывал внимание и изъявил свое доброжелательство», вернулся обратно «в месяце зулкада» (28.10-26.11) 1421 года [3, 373]. Также Хаджи-Мухаммед посылал двух послов Алим-Шайх-оглана и Пулада к Шахруху [3, 374]. Данные послы вполне мог принести информацию о ближайших родственниках Хаджи-Мухаммеда, тем более стоит отметить, что генеалогия семьи Хаджи-Мухаммеда и его братьев (с упоминанием их матерей) довольно подробна.
б. Вторым источником по генеалогии Шибанидов мог быть Суфи и его сын Джумадук: Суфи и его сын Джумадук имели хорошие связи с Улугбеком. Суфи еще в сентябре 1420 года был послом Барака к Улугбеку, а Джумадук вскоре после завоевания Бараком узбекского улуса (1423) приехал как посол Барака к Улугбеку с сообщением о восшествии на престол Барака [1, 122-123]. Видимо, вскоре после начала конфликта Улугбека и Барака, Улугбек смог договориться с Джумадуком и его эмирами о поддержки Улугбеком притязаний Джумадука на ханский престол. Улугбек тем самым хотел создать буферное государство, которое защищало бы его владения от набегов Барак-хана. Согласно Муиззу Джумадук стал ханом в 829 году хиджры (1425-26) [4, 42], что больше соответствует 1426 году. Именно тесный контакт с Джумадуком мог стать вторым путем попадания этих генеалогий в Муизз ал Ансаб. Стоит также остановиться на некоторых отождествлениях шибанидов из генеалогий Муизз ал Ансаб с реальными историческими персонажами: Селезнев Ю.В. отождествляет Баба-огула, который восстал против Узбек-хана с одним из шибанидов: либо с Баба-огланом, сыном али, сына Беккунды, либо с Баба-огланом, сыном Тунки, сына Беккунды [7, 43] Мы не согласны с данной трактовкой, так как оба эти Баба-оглана были из поколения Хаджи-Мухаммеда (один из них родной брат, другой кузен Хаджи-Мухаммеда) [6, 241], который жил на век позже Узбек-хана и правил после смерти Едиге.
6. Тука-Тимуриды. В генеалогиях Тука-Тимуридов есть много интересных данных, которые зачастую дублируют данные Нусрат-наме: Еще Султанов Т.И. писал: «Была ли в числе литературных источников составителя Нусрат-наме также и Муизз ал Ансаб, остается вопросом, не имеющим пока решения» [8, 122]. По нашему мнению источниками попадания генеалогий Тука-Тимуридов в Муизз ал Ансаб могли быть следующие пути:
а. Жена Улугбека Шукр-бика была дочерью Дервиш-хана. Таким образом, часть генеалогий Тука-Тимуридов могла попасть в Муизз ал Ансаб через данные, которые она могла сообщить составителю Муизз ал Ансаб в 20-х годах 15 века.
б. Алим-шайх-оглана (посол Хаджи-Мухаммеда к Шахруху) вполне можно отождествить с Алб-Базар-шайхом, сыном Ахмеда, сын Ташибека, сына Мубарак-ходжи, сына Буркулака, сына Тукунчара, сына Байтимура, сына Тука-Тимура [3, 439]. Сам Алб-Базар-шейх не упомянут в Муизз ал Ансаб, но его отец Ахмед упомянут, вполне возможно, что Алб-Базар-шейх и есть Алим-шейх и он является источником генеалогий по потомкам Бай-Тимура, сына Тука-Тимура в частности и генеалогий остальных Тука-Тимуридов в целом.
в. Послы Барака вышеупомянутые Суфи и его сын Джучадук также могли предоставить определенную информацию по генеалогии некоторых Тука-Тимуридов, в частности по генеалогии Барака и других потомков Урус-хана, которые есть в наличии в Муизз ал Ансаб.
г. Из потомства Тулек-Тимура нам интересен Султан-Баязид, сын Джамал ад-Дина, сына Таш-Тимур-хана. Мы его отождествляем с Султан-Баязид-огланом, служившим тимуриду Абу Бекру в качестве хранителя печатей «парвана», «барат», «чахарсу». Позже он служил Султан-Ахмаду, сыну Абу Бекра как эмир, а также участвовал в завоевании Хорасан Хусейном Байкарой [4, 180-189]. Он является двоюродным братом Хаджи-Гирея и двоюродным племянником Улуг-Мухаммеда. Скорее всего, он является тем последним человеком, который внес коррективы в генеалогии джучидов. Скорее всего, он был источником информации по потомкам Тулек-Тимура и Минкасара, сына Абая, сына Кай-Тимура, сына Тука-Тимура [6, 243] .
Не исключен вариант, что он являлся источником генеалогий всех потомков Баяна и Кай-Тимура, так как у Рашид ад-Дина упомянуты всего два сына Баяна, в то время как в Муизз ал Ансаб упомянут весь клан, который по записям почти полностью совпадает с записями из Нусрат-наме. Кроме того новое прочтение потомков Минкасара в Муизз ал Ансаб и сравнение этих генеалогий с генеалогиями из Нусрат-наме дает нам возможность утверждать, что потомков Минкасара авторы Муизз ал Ансаб внесли два раза в сочинение. Первый раз непосредственных родственников Дервиш-хана, сообщенных думается по данным Шукр-бики, дочери Дервиш-хана. Второй раз уже в 70-х годах 15 века, по данным Баязид-оглана, поэтому получилось противоречие с Нусрат-наме, когда генеалогия Дервиш-хана в Муизз ал Ансаб напоминает сильно генеалогии потомков Минкасара там же. Причем по данным Нусрат-наме Дервиш и был потомком Минкасара, причем данные Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб очень сильно совпадают, за исключением отсутствия генеалогий Дервиша и Чекре. Совпадение имен в генеалогии Дервиша и потомков Минкасара можно проиллюстрировать ниже: Аби, сын Уран-Тимура (предок Дервиша по Муизз ал Ансаб), его внук Имкан (сын Тубанака), сыновья Имкана Муйасар и Куртука, сын Муйасара Сункар, его сын Алты-Куртука, дед Дервиш-хана. Ниже мы может отождествить данных персонажей с Абаем (с Аби), сыном Кай-Тимура, Куртуку, Имкан и Минкасара, сыновей Абая с вышеуказанными внуком и правнуками Аби (Имкан, Куртука, Муйасар) Среди потомков Минкасара в Муизз ал Ансаб указаны семь его сыновей, в Нусрат-наме указаны всего 9 сыновей, таким образом, в Муизз ал Ансаб не упомянуты имена двух сыновей: Мамки (отец Алты-Куртуки и дед Дервиш-хана) и Акмыла (отец Чекре-хана). В общем, сравнив два источника можно утверждать, что Нусрат-наме более точен в генеалогиях Дервиш-хана, чем Муизз ал Ансаб.
Здесь также стоит отметить, ошибку Селезнева Ю.В., который отождествляет Бек-Пулада, соратника, а потом противника Тохтамыша с Пуладом, сыном Тимур-бека [2, 182]. Данный Пулад из генеалогий является марионеточным ханом Едиге, правившим в начале 15 века.
Отвечая на вопрос, поставленный Султановым Т.И. о связи Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб, хотелось бы ответить, что прямой связи между двумя источниками нет, просто источники информации дл двух источников зачастую пересекаются. По генеалогиям Тука-Тимуридов одним из источников для Мухаммеда Шейбани был казанский хан Мухаммед Эмин, а для Муизз ал Ансаб по тем же генеалогиям был одним из источников Баязид-оглан, четырехюродный дядя Мухаммед Эмина, скорее всего их данные восходят к семейному шежере Тулек-Тимуридов и поэтому мы наблюдаем очень схожие моменты в двух источниках.

Литература:
1. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. Москва. Наука. 1965. 194 c.
2. Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 2. Казань. Фэн 2009. 260 c.
3. История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы. 2006. Дайк-Пресс. 620 c.
4. Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. Дайк-Пресс 2006. 672 c.
5. Почекаев Р.Ю. «Цари Ордынские: биографии ханов и правителей Золотой Орды». Санкт-Петербург. Евразия. 2010. 408 c.
6. Сабитов Ж.М. «Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб» //Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 3. Казань. Фэн. 2010. C.236-244.
7. Селезнев Ю.В. «Элита Золотой Орды». Казань. Фэн. 2009. 232 c.
8. Султанов Т.И. «Поднятые на белой кошме: потомки Чингиз-хана». Алматы. Дайк-пресс. 2001. 276 c.


Рецензии