Любовь как явление

  Любовь как социально-психологическое, философское, культурологическое, педагогическое и индивидуально-личностное явление.

1. Природа любви.
2. Смысл любви.
3. Виды и типы любви.
4. Модели любви.
5. Концепции любви.
6. Закономерности развития любви.

       Любовь принадлежит к самым загадочным явлениям человеческой психики. Ни одно из чудес света не поражает нас своим великолепием, как простая, земная, человеческая любовь. Её испытывают, о ней думают и говорят миллионы людей, но что это в действительности за явление, вряд ли кто сможет полностью объяснить. В период её пребывания в душе человека  она оказывается больше, глубже, сложнее, чем  предыдущие представления о ней.
           Любовь обостряет все чувства человека, изменяет его мироощущение, расширяет его поведенческий репертуар, нарушает привычную систему общения, расширяет информацию о жизни. Но  чем больше узнаём мы о любви, тем больше остаётся в ней тайны. Как горизонт отодвигается при  попытке его приблизить.
          Не способны мы объять необъятное! А так хочется понять, проникнуть в сердцевину этой тысячелетней загадки: что есть любовь?  А, может, она недоступна нашему пониманию? Неужели её никто и никогда не сможет разгадать? не сможет проникнуть в её суть? не сможет объяснить её внезапного и неизбежного прихода или быстротечного ухода?
         Но ведь не может такого быть, чтобы миллионы людей, живших до нас, любивших, страдавших, принявших любовь не познали эту величайшую тайну?!
         И чего уж точно не может быть, чтобы всесильная наука психология не владела секретами  любви! Она знает все тайны человеческой души, даже самые тонкие. Ей подвластны все законы, объясняющие суть вещей. Она может понять самые запутанные лабиринты людских отношений! Неужели она не может помочь людям, жаждущим любить, постичь эту сложную науку – любить?! 
           А, возможно, и нет никаких секретов? И не нужно ничего изучать: придёт время – встретиться любовь… говорил же  М. Горький: «Любить и курица умеет»!
         Может быть, тогда и не стоит учиться любить? «Разве можно этому научиться?» – говорят скептики! Они считают, что их этому никто не учил. То ли до всего в этой жизни они доходили сами, ни дня ни живя среди людей, не впитав их культуру, не ощутив материнского тепла; то ли просто думают, что природа-матушка щедра и сама позаботиться в нужный момент о продолжении рода, и поэтому не надо особенно напрягаться и учиться любить, чтобы не утруждать себя досужими премудростями.
         Конечно, в этой жизни каждый волен сам выбирать, что ему знать, а чего не знать; что обязательно, а без чего можно обойтись. Знания ещё никому не повредили, тогда как их отсутствие искалечило жизнь многим. И те, кого заботит собственное будущее, гармония отношений и кто хочет, живя, познать любовь, тот постоянно пополняет свои знания новыми сведениями, а свою душу, - новой любовью. Потому что, только любя, можно познать, хотя бы немного, другого человека; не любя, не узнаешь о нём ни-че-го.  Тогда, наверное, и приоткроется тебе смысл любви: познавать себя и других.
         Но как же, как понять  и познать себя, если ты постоянно находишься в динамике?! Если каждый день, новая встреча или интересная книга могут круто изменить твою жизнь и перевернуть в одно мгновение всё предшествующее представление о себе? Как понять другого, когда он подвержен подобным изменениям? И если свои мысли, чувства, страхи
 мы помним, то душа другого человека оказывается за семью замками. Даже если он и не особенно прятал их сам, мы не можем их открыть, потому что они не доступны нашему пониманию: они, встречающиеся нам люди,  д р у г и е.
       А так хочется иногда – по аналогии…
      А так просто то, что нам кажется очевидным…
       Но если в реальной жизни люди имеют право не знать чего-то о любви или о закономерностях жизни,  имеют право делать ошибки, страдая, искать выход, то психолог, берущийся помогать им в разрешении их проблем, просто должен, обязан, знать то, как помочь и чем помочь каждому конкретному человеку. Чтобы он избавился от страданий и тяготы жизни, встретившиеся ему на пути, помогли в развитии, взрослении, обретении мудрости. Ведь люди на Земле живут для того, чтобы радоваться, любить, наслаждаться подаренной жизнью и всеми её прелестями, а не для того, чтобы мучаться, страдать и «нести свой крест», а не жить. Разве нет?  Ну, не могла же Природа так ошибиться, чтобы создать людей для бессмысленных страданий!
                Человек, как звезда, рожается
                В бесконечной неясной млечности.
                В бесконечности начинается
                И кончается в бесконечности.
                Человечеством созидается
                Год от года земля нетленная.
                Человек, как звезда рождается,
                Чтоб светлее стала вселенная.
                Дмитрий Голубков
       Человек – это живая эстафетная палочка, несущая из поколения в поколение старые традиции и  внедряющая новую культуру.
Наверное, поэтому очень важно, как люди подходят к созданию ребёнка.
Если признавать, что мысль материальна и энергетична, то родители, приступая к столь ответственной процедуре, переходя от замысла к делу, подготовят свою душу, тело, мысли в соответствие с предстоящим событием. Позаботятся о своём здоровье и досконально изучат родословную предков, посетят кабинет генетика и сделают все необходимые процедуры во избежании случайности. Да, родители будут любить любого ребёнка, но, безусловно, лучше, если и психологически, и физически он будет здоров. Духовная связь между родителями станет для него путеводной нитью в новый мир. Психологический комфорт, который будет создан в пренатальный  период, станет его первым воспитателем. Вся дальнейшая система отношений и взаимосвязей, весь набор поведенческих моделей, сложившаяся в семье система ценностей образует как бы матрицу, на которой запечатлеются все стереотипы семьи, все её взгляды, - и  это тот багаж, с которым ребёнку идти по жизни. Всё, что делается сразу после рождения, является основой его   будущего.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что каждый человек эмоционален, так как эмоциями человек наделён от природы.
    Психологи давно выявили закономерность: желанные дети счастливы и удачливы в жизни, нежеланные дети конфликтны и несчастны. Душевная стабильность родителей, их надёжность и ответственность является прочным фундаментом для построения жизненной концепции ребёнка. Любовь родителей  ребёнок воспринимает на эмоциональном уровне: он её ощущает, он в ней растёт, и навсегда запоминает это стойкое чувство. По нему он в последствии будет воспринимать все человеческие отношения. Он всегда будет знать, понимать, чувствовать, любят его или нет; как он сам относиться к людям. Именно в эти годы, младенчества, человек обретает своеобразный эталон любви: он будет разделять влечение и желание, влюблённость и страсть от любви, если, конечно, получит об этих формах человеческих отношений чёткую и достоверную информацию
 И первая и непременная информации связана с половой принадлежностью ребёнка.
   Пол – это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков. С момента его определения начинается половая идентификация, т. е. установление единства в поведении и самосознании мальчика или девочки. Это очень важный момент в жизни ребёнка, так как половая идентификация станет основой сексуальной идентификации, определяющих специфику последующих половых отношений.
  С момента рождения и до самой смерти человека будет происходить его половое воспитание. А начинается оно с полового просвещения, т. е. приобретения знаний о физиологии и психологии полов, психосексуальных процессах и отношениях. Очень важно, какого качества информация поступает маленькому человеку о частях его тела, о том, как он появился на свет, откуда, чем различаются мальчики и девочки. Посредством интонации, равно как и информации, родители передают не только сведения, но и отношения к существующим явлениям. Начинать никогда не рано: лучше на год раньше, чем на день позже. Важно, что говорить и как.
Целесообразным признаётся точные определения понятий: гениталии – это общее название половых органов девочек и мальчиков, пенис – это название мужского полового органа, фаллос – его эрогированное состояние, вульва – так обозначают женский наружный половой орган, клитор является аналогом мужского полового члена, своеобразный рудимент. Любые уменьшительно-ласкательные или пренебрежительно-насмешливые, «домашние», названия смазывают здоровую и реальную картину восприятия и воспроизведения информации.
Проясним для себя динамику становления полового сознания, она различается у мужчин и женщин.
   Мальчики проходят в своём развитии четыре периода:
   1) понятийный, характеризуется отсутствием чувственно-эротической окраски физиологических реакций;
   2) романтический, его ещё называют платоническим: отличается эротичностью, которая не связана с сексуальностью;
   3) сексуальный (гиперсексульный), в процессе которого ;
   4) зрелое половое сознание.      
        Вся последующая информация о любви и сексуальной жизни людей своеобразным образом встроится в миропонимание человека.
      
             «Что движет солнце и светила?», - спросил поэт и мы все знаем ответ: любовь!
        Что движет людьми в их слиянии и желании выразить свои чувства посредством физического контакта или продлить свой род? Осмелимся предположить, что любовь.
     Определимся в понятиях.
     Любовью называется:
    1. Высокая степень эмоционально положительного отношения выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к Родине, детям, к музыке.    
    2. Интенсивное, напряжённое и относительно чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально представленным своими личностно значимыми чертами в жизнедеятельности другого (персонализация) так, чтобы пробудить у него  потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряжённости и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается  ситуативно возникающими и изменяющими эмоциями нежности, восторга, ревности, переживаемыми в  зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: то сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний индивида, обеспечивающей в конечном счёте продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии одного от другого.
     Хотя физиологические потребности и являются предпосылками в появлении и поддержании чувства любви, но в сязи с тем, что в личности человека биологическое выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках – общественное-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальных отношения и особенности культуры, выступающее как ценностная основа отношений в институте брака.
     Исследование онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в  любви приводит к ухудшению эмоционального и психического состояния. Имеется тесная связь между индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и особенностями семейного воспитания.      
    Установлена важная закономерность в между способностью к любви и любви и отношении субъекта к самому себе. Согласно Э.Фромму, любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение – лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь – искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе – дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры.
    Любовь – жемчужина человеческих отношений, цену которой не измерить ни одной валютой мира. Любовь многоцветна и многотональна, психологи выделяют несколько типов (стилей) её: страстная, увлечённая, «беспамятная», любовь–игра (преобладание чувстенности от нехватки чувств),надёжная, глубокая, внешне неяркая, аналитическая, сочетающая игровой и чувственный компонент, любовь-дружба, любовь-одержимость, сильная и «нерациональная любовь»,  любовь-самоотдача, где всё – бескорыстность, преданность, жертвенность.
    Любовь  - это удивительное совпадение образа влечений с реальностью, потому что достичь высочайшей синхронизации чувств, влечений психических и физических ощущений – дело филигранное. «Совпадения» тоже отличаются уникальностью – они затрагивают как высокие эмоциональные чувства, так и сексуальную сферу. Делая её настроенной на готовность, отдачу, ласку. Возникший остро, внезапно или развивающийся по нарастающей комплекс «любовных» чувств имеет реальную физиологическую и биологическую природу: психогенную стимуляциюопределённых лимбических систеи мозга – «удовольствия» при ответных чувствах и «неудовольствия» при дефиците или отсутствии ответа, повышенное выделение ряда  мозговых веществ – эндофинов, фенилэтиламина и др.
    В «настройке» эмоциональных ощущений имеет значение большое число внешне малозначащих и непонятных другим поведенческих и житейских деталей. Повышенный эмоциональныный тонус снижает способность аналитического мышления, критической оценки, всй это вытесняется обострённым воображением, фантазиями, грёзами.      
    Безответная любовь порождает страдания, обострённость, которых зачастую много выше физических, а стесненная обстоятельствами эмоциональность в поисках выхода может привести к парадоксальным последствиям  - от «неоправданных» самоубийств до создания мировых шедевров. Сочетание высших психических ощущений с эротическими, однажды начавшись в благоприятной ситуации, порождает совершенно новое человеческое состояние – счастье. Дорожить, сохранить, преумножить любовь и счастье могут только талантливые люди!
 
   Понятие «любовь» многолико, объёмно, полифонично. Миллионы людей до нас любили, страдали, пытались объяснить это чудесное явление и разгадать загадку любви. Они оставили тысячи книг, музыкальных и живописных произведений,  трактатов и фильмов, технических сооружений. Было бы неразумно не воспользоваться их достижениями, чтобы познать, что же это за чувство, которое не подвластно времени, не продаётся и не приобретается, не распределяется за заслуги! 
       Целая армия учёных, социологов, психологов, философов искала (и находила!) закономерности в развитии любви, этапы в её постижении, принципы её сохранения.
Попробуем и мы проследить за ходом их мысли и проникнем в святая святых любви, возникновения и развития.

                Виды любви
   Известны несколько видов любви: к детям, к Родине, к матери,  сыновья и дочерняя любовь, братская любовь, к людям, к детям, к себе, к животным, пище, деятельности, существует эротическая и половая любовь, условнорефлекторная любовь и любовь как предпочтение.
   Выделим в исследовательских целях человеческий аспект любви и рассмотрим его как часть целого, обнаруживая типичность общего в части и индивидуальность в похожести.
  Общее у всех видов любви  - их эмоциональная основа. Вспомним, что называется эмоциями.
   Эмоции (лат. еmovere - возбуждать) - это форма психического отражения, свойственная не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции имеют две основные формы: астенические  и стенические  (от греч. sthenоs - сила), снижающие и повышающие жизнедеятельность и активность человека. При чём большинство эмоций (страх, гнев и т.п.) может проявляться в обеих формах.* (Здесь и далее цитируются определения понятий по К.К. Платонову, Краткий словарь системы  психологических понятий, Высшая школа, Москва,1984 г.)
     Почему же говорят, что любовь – это чувство? Обратимся к словарю.
«Чувство – особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является объективные отношения феноменов к  нуждам личности. В психическую структуру чувств входят эмоции и понятия».
«Понятие – форма рационального познания, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение существенного в феномене, закреплённого словом».
     Отметим, что мыслью называется результат умозаключений, итог интеллектуальных действий. Таким образом, для того, чтобы возникло чувство любви, необходимо, чтобы человек имел представление о том, что это такое (представление - это форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения и восприятия). Затем, после ряда интеллектуальных операций, на которые способен индивид, в процессе мыследеятельности (термин В. Щедровицкого), человек осознаёт себя (самосознание – это выделение себя из объективного мира, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения). Сознанием, как известно, называется высшая форма психического отражения, интегрирующая все свойственные ему формы психического отражения.                               
        Итак, любовь – это эмоция? Да, но не только.
  Любовь – это понятие? Очевидно, но не только.
  Любовь – это чувство? Безусловно, но чувства субъективны, преходящи и недолговечны. Любовь – это высокое, сложное, устойчивое чувство, но не только чувство.
         Процесс познания действительности и его результат, отражение в сознании человека определённых понятий, суждений, представлений и теорий называются знанием. Знания бывают общие и специальные. Первоначальные знания о любви ребёнок черпает из семьи. И уже здесь они приобретают индивидуальную окраску: представления родителей и ближайших родственников о сущности любви, её значении, месте, роли, формах выражения и способах предъявления накладываются на собственные впечатления, получаемые извне непосредственно от людей, и смешивают им из сказок, мультфильмов, детских книг.  Если в семье культивируются чувства взаимной любви, контакты между членами семьи глубокие, прочные, хороший психологический климат, то .
     Сложившаяся в семье система ценностей и набор привычных образцов поведения образуют своеобразную матрицу, на которой записываются, а затем и вопроизводятся  стереотипы поведения ребёнка. В этот период появляются и первые искажённые представления о любви, сексе, отношениях женщин и мужчин, отношения к собственному телу и его периодически возникающим проблемам. Предрассудки, мифы и иллюзии надолго и прочно заполняют «пустоты», возникающие от недостатка качественной информации. Общие обязательные знания нормируются средней школой и дополняются индивидуальным интересом, всё возрастающим потоком информации и её формами, дополняются расширяющимся личным опытом.
   Чаще всего в получении ребёнком информации о любви играет фактор случайности, стихийности. Более того, мощным источником знаний о проблемах взаимоотношений влюблённых подростки черпают из художественной литературы и кинофильмов, сюжеты которых строятся, по большей мере, на искажённых представлениях о любви героев. Для подростков, с ещё не развитыми критическими способностями, поведение антигероев как раз и является образцом, существенно влияющим  на формирование представлений о силе и характере любви. Как раз в этот интенсивный период познания мира и своего места в нём, и нужны специальные знания науки амурологии, теории и практики любви. Они, эти чрезвычайно необходимые знания, должны бы стать фундаментом для постоянно растущей, более усложняющейся и конкретизирующейся информации.
    Общие и специальные знания о любви определяют тезаурус данного индивида ( тезаурус – это система слов, связанных с иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами). На его основе тезауруса и Я-концепции личности рождается и концепция собственной любви, на основе которой и разворачивается поиск подходящего партнёра.
       Значит, любовь – это ещё и обширные и реальные, систематизированные и применяемые на практике знания. В этом нет сомнений.
       Но знания – это только одна из потребностей человека (потребностью в науке называют объективные нужды организма в чём-либо). Потребности бывают физическими, духовными, познавательными, социальными, самовыражения и т. п.  (психологам известны концепции потребностей А.Маслоу). Любовь может входить в одну или несколько потребностей человека, подниматься на более высокий её уровень (самоактуализации и творчества) или опускаться до элементарного, физиологического, - в зависимости от мотива, который движет человеком. Мотивом называется «внутреннее побуждение человека для проявления определённой активности в поисках деятельности, удовлетворяющей человеческие нужды».
       Значит, любовь – это ещё и потребность, облагороженная мотивом. Ответив мысленно на вопрос: «Зачем мне нужна любовь?», - человек действует ради достижения поставленной цели.
     Цель, если рассматривать её как психическое явление, это «субъективный образ желаемого результата действия или деятельности».  Деятельностью в психологии называется «взаимодействие человека (или группы) и мира, в результате которого человек изменяет себя и мир». Деятельность, как мы знаем, бывает пассивной, активной или творческой. Воспроизведём в памяти любящих людей или  вспомним себя в период влюблённости: мы активно проявляем свою любовь, ищем необычные средства для её предъявления, новые формы для самовыражения. Сравним с ними (с нами) тех, кто «позволяет себя любить», принимающих, но не испытывающих истинных, глубоких чувств. Не правда ли, они пассивны, критичны, требовательны, недовольны? Странно даже представить, что было бы, если бы любовь необходимо было бы выражать стандартными средствами! Как блёкл и беден был бы мир! Как много бы мы потеряли без индивидуального своеобразия! Любовь – это всегда удивление, потрясение, творчество.
            Результат деятельности зависит от поставленной цели и способов деятельности, которые применяются для её реализации. Повторим общую психологию и вспомним, что способ – это совокупность приёмов, методов деятельности, их выбор обусловлен интеллектуальным потенциалом личности и её практическими навыками.
           Снова мы возвращаемся к пониманию того, что качество любви зависит от интеллекта человека (интеллект – это способность к  мышлению, рациональному познанию, это система процессов улавливания, запоминания и установления связей между информациями). Именно мышление помогает человеку «прочувствовать мысль и осмыслить чувства», установить причины неудач, спроектировать будущие поступки, понять себя, мотивы  своих поступков и изменить своё поведение. (Опираясь на рефлексивные механизмы клиента, его умение осмысливать  своё эмоциональное состояние, отношения, опыт, психолог помогает находящимся в тренинге или работающим в режиме консультации).
     Установив связь  интеллекта  и любви человека  с  его практическими навыками (а навык есть действие, приобретённое в результате упражнений), мы  вольно или невольно столкнёмся с педагогическим аспектом любви, так как навыки любви, приобретённые в детстве, впоследствии развиваемые, становятся умениями.
Следующим шагом при целенаправленном развитии будут способности, так как именно способности качественно определяют успешность овладения определённой деятельностью, в данном случае, любовной.   
    Способности развиваются из задатков, т.е. врождённых, обусловленных частично генным фондом, потенциальных способностей. Человек сам развивает свои способности, их качество зависит от условий воспитания, образования и том подобное, используя для этого многочисленные источники информации,  помощь других людей и машин, своеобразно, рефлексивно преобразовывая информацию в свои суждения и представления.
   Суждения – это «вид мышления, позволяющий устанавливать простейшие связи между познаваемыми феноменами в форме связей между понятиями. Суждение лежит в основе оценки», а представления – это «форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия»
         Следовательно, любовь - это навык, развившийся до уровня умения. Хорошо развитые способности выражаются в мастерстве, свойстве личности, приобретённого в процессе опыта, на основе глубоких знаний и творчества. Опытом называется «эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний, отражающееся в деятельности».
    Творчество – это вид мышления в его высшей фазе, достижение задач ранее не опробованными средствами, т. е. новыми, оригинальными, способами.
Следует ли из этого, что умение любить можно развивать в реальной творческой деятельности и специально созданных для этого условиях? Вероятно, так. В результате этой насыщенной и осмысленноё деятельности и рождается уникальный, неповторимый, индивидуально окрашенный  личный опыт.
    Высшая степень развития способностей называется талантом. Талант – это одарённость, достигшая черт характера.
       Характер – это качество личности, обобщающие наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчётливо проявляющиеся свойства личности, т.е. «стойкие психические процессы, закрепляющиеся в результате повторения».
Творчество немыслимо без предъявления материального, или интеллектуально-психологического продукта, т. е. некоего произведения.
В течение жизни человек вступает в бесчисленное количество контактов: человек существо социальное и его любовь, соответственно, является социальным явлением, ибо только находясь во взаимодействии, человек познаёт  других людей, понимает разницу между ними, оценивает (вольно или невольно) их качества, отношения и подходит к выбору партнёра очень избирательно. В процессе взаимодействия  с людьми возникают определённые отношения, т. е. «субъективные психические реакции человека на другого человека и группу людей».
       Значит, любви можно учить и можно научиться, если этого желать? К этому обучению можно  целенаправленно стремиться, при этом осмысляя свой прошлый опыт и интериоризируя новые знания? Вероятно, так и есть, если мы внимательно проследим за изменениями, происходящими в человеке в процессе его вступления в интимные отношения с различными людьми: чем старше становится человек, чем проникновеннее он относится к партнёру и сложнее его интеллектуальные операции, тем сильнее и качественнее его любовь. Для  обнаружения  и реализации таланта  нужен продукт, посредством которого талант проявиться. Он материализуется посредством творческой деятельности. Творчество – это «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами».         
При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения». Для творческого процесса необходимо развитое воображение.
      Воображение есть «форма опосредованного, обобщенного познания,  создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие – образ настоящего, - поясняет К.Платонов, -  память – прошлого, то воображение – будущего. Специфическая форма воображения – фантазия (синоним – мечта)».
  Неотъемлемым компонентом творчества является мастерство, т. е. свойство личности, приобретённое в процессе её опыта как высший уровень освоенных умений в данной области и инициатива, т.е. внутреннее побуждение к новым формам. Понятие «опыт» означает «эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний, отражающаяся в деятельности».  Искусство               
талант
            Показателем высшей степени таланта является гениальность.
   Гениальность – это «социальное свойство личности, определяемое высокой степенью её таланта и активной деятельностью».
          **********************************************************
Всё обещаю проверить свою работу и выложить остальные части, но... всё не до того...
Читайте литературу по теме!
 Список рекомендованной литературы по курсу «Психология семьи».
1. Андрушевич И.И., Советы молодой паре – Л., 1982,
2. Э. Берн, Секс в человеческой любви – М., 1990.
3. Васильев К., Любовь – М.: Прогресс, 1982.
4. Вислоцкая М., Искусство любви, ч. 1-2, - М.: ФиС, 1992
5. Владин В., Капустин Д. Гармония брака – Ташкент, 1989.
6. Дружинин В., Психология семьи – М.: изд. КСП, 1996.
7. Психология половой жизни – М., 1993.
8. Ковалев С.В., Психология современной семьи – М.,
9. Ковалев С.В., Подготовка молодёжи к семейной жизни – М.: Просвещение, 1990.
10. Кинесса М.,Брак под микроскопом – К.: Зодиак – Эко, 1992
11. Орлов Ю.М.,Половое развитие и воспитание – М.,
12. Ременник Л., Искусство быть вдовоём – Ир.:Влад, 1990
13. Рюриков Ю., Мед и яд любви – М.: Молодая Гвардия, 1989.
14. Сатир В., Как создать себя и свою семью – М., 1992
15. Андреева И.С.,  Гулыга А.В., Семья – М., 1991.
16. Спичак, Семья глазами психолога (сборник тестов) – М., 1995.
17. Самоукина Н.В.,  Парадокс семьи и брака – М.: Русская литература, 1998.
18. Самоукина Н.В., Психология совместной деятельности – М., 1993.
19. Ивин А.А.,  Философия любви – М., 1990.
20. Э. Фромм,  Искусство любви – М., 1996.
21. Хорни К.,  Женская психология – Сп., 1993.
22. Черников В.А., Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики – М., 1997.
23. Шнабль З.,  Мужчина и женщина, интимные отношения – Кишинев, 1982.
24. Юнда И.Ф.,  Половая жизнь и здоровье человека – К.: Здоровье, 1985.
25. Яффе Морис, Секс в жизни мужчины – М., 1990
26. Яффе Морис,  Секс в жизни женщины – М., 1990.
27. Васильев К.,  Любовь – М., 1992.
28. Левит Л.,  Психология для всех и для каждого – Минск, 1996.
29. Беледа Р.В., Богданович Л.А. Гигиенические советы вступающим в брак – М.: Знание, 1980.
30. Шнейдер Л.Б., Психология семейных отношений – М., 2000.
31. Щербатых Ю., Психология любви и секса – М.: ЭКСМО-пресс, 2000.
32. Куприянчик Л.Л.,  Психология любви – Донецк, 1998.

*********************************************************
                Теории выбора брачного партнера.

Психоаналитическая теория. Влечение которое дети испытывают к родителям противоположного пола, переносится на другие, социально одобряемые объекты – потенциальных супругов. Так выбор падает на людей, похожих на родителя противоположного пола.
Теория комплементарных потребностей Р.Уинча. В выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.
Инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса. Иерархия потребностей человека различна, но притягиваются те чьи потребности схожи с собственными или дополняют их.
Теория “стимул-ценность-роль” Б.Мурстейна. На каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена – т.е. ведется учет плюсов и минусов, активов и пассивов, что может осуществляться на неосознанном уровне. Перевес плюсов или активов ведет к желанию вступить в брак. Брачный выбор также зависит от результата трехфазного, стадиального отбора. Стадия первая – “стимул” – первоначальное оценивание качеств партнера как привлекательного или нет. При условии возникновения аттракции наступает следующая стадия – сравнение ценностей. Обсуждаются взгляды на жизнь, брак, секс, др. референтные и не только темы. Как следствие, либо нахождение общего, родственного, укрепляя взаимную симпатию, либо разочарование. Третья, ролевая стадия, заключается в проверке соответствия ролевого поведения ожиданиям. Успешное прохождение трех стадий, а для многих и двух, является достаточным условием вступления в брак.
Теория “фильтров” А.Керкгоффа и К.Дэвиса. Сходна с теорией Б.Мурстейна, но с большим, неопределенным количеством стадий, “фильтров”, которые должен пройти потенциальный партнер. Эти стадии включают: место жительства (отсеиваются те, кого никогда не увидят), социальная гомогамия (отсеиваются те, кто не подходит по социальным критериям), так же сходство/различие ценностей и совместимость ролевых ожиданий (Б.Мурстейн), и др.
“Круговая теория любви” А.Рейса. Выбор брачного партнера осуществляется путем реализации последовательных, взаимосвязанных процессов. Установление взаимосвязи – легкость общения, зависящая от социально-культурных факторов (социальный класс, образование, вероисповедание, стиль, вкус, воспитание) и индивидуальных способностей (общительность, обидчивость). Самораскрытие – ощущение взаимосвязи рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед партнером, на что также влияют социально-культурные факторы. Формирование взаимной зависимости – возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу. Реализация основных потребностей: в любви, доверии, стимуляции амбиций (А.Рейс). Чувство любви формируется от первого процесса к четвертому, пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Теория Р. Зидлера. Первоначально определяется категория социально подходящих партнеров, из которых осуществляется специфический выбор в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами, не без участия впечатлений вынесенных из семьи, образования, профессии.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.:
 Издательский центр “Академия”, 2002. – 192с.[26-30].


Рецензии
"И чего уж точно не может быть, чтобы всесильная наука психология не владела секретами любви! Она знает все тайны человеческой души, даже самые тонкие. Ей подвластны все законы, объясняющие суть вещей. Она может понять самые запутанные лабиринты людских отношений! Неужели она не может помочь людям, жаждущим любить, постичь эту сложную науку – любить?! "

Прочитал добросовестно.Хотя после прочтения этого абзаца,дальше можно было не читать.Кто вам сказал,что есть наука объясняющая суть вещей?Нет такой науки.Ибо познав суть вещей, мы станем равны богам.Об этом и в Библии,и в Коране,и в Талмуде и во многих других книгах и свитках говорится.Сам Соломон,признанный мудрейшим из смертных,не знал сути вещей.А уж тем более такая наука как психология не может знать сути.Ибо толком объяснить ничего не может.Сколько психологов,столько и трактовок.А это признак отсутствия точности и единства концепции.И следовательно все посягательства на всезнайство и тем более на знание сути вещей,по меньшей мере абсурдны.

Ник Коргин   07.12.2013 19:19     Заявить о нарушении
Ник, наука бесстрастна. Она только исследует, выявляет закономерности, структурирует, классифицирует и т.д. Ей дела нет до того, пользуется кто-то ее достижениями или нет...
Она не претендует ни на что, тем более, на единство мнений.
"Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу"...
и т. д. по тексту.
А уж я точно не претендую.....................

Приятно, что вы неравнодушны к прочитанному.

Татьяна Николаенко   07.12.2013 21:03   Заявить о нарушении
Да как же будешь тут равнодушным? Такую тему тронули.

Ник Коргин   07.12.2013 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.