82. ВИ. Агошков. Кром. лики. Пушкин на Орловщине

82. ВИ.Агошков. Кром.лики.


А. С. ПУШКИН НА ОРЛОВЩИНЕ

Эта тема волнует всех орловцев. Краеведы, историки вы-ступают на страницах газет с доказательствами, гипотезами о том, по каким дорогам ехал на юг (или с юга) великий поэт, был ли он в Малоархангельске, встречался ли с местным городничим и его помощниками, приняли ли те его за ревизора и какими словами Пушкин выгнал их прочь из кабинета.

В последнее время рамки предположений раздвигаются. Кто-то пишет, что Пушкин встречался с Ермоловым, кто-то ут-верждает, что поэта влекла на Орловщину его возлюбленная — Анна Керн. Кстати, недавно появилась статья о том, что свои пламенные стихи «Я помню чудное мгновенье» Александр Сер-геевич посвятил вовсе не Анне Керн.

В книге «Тросна» мы высказали мысль, вслед за калуж-ским краеведом В.С. Зеленовым, о том, что Пушкин пустился на юг, чтобы поговорить с родственниками Гончаровых уговорить Натали выйти за него замуж. Тогда он те три дня, что провёл на Орловщине, мог потратить на поездку и по Кромскому уезду, где проживали и жили родственники поэта. В своей трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкин упомянул Кромы: «Что делают меж тем герои наши? Стоят у Кром, где кучка казаков смеются им из-под гнилой ограды».

Конечно, мы можем не согласиться с тем, что в 1605г «гнилой ограды» не было, поскольку крепость построена всего 10 лет назад, в 1595г! Но произведение-то художественное, и таким образом поэт хотел показать слабость Корелы и его вои-нов, но которых так и не взяли царские предводители.

Под Кромами погибли Афанасий Пушкин и его дядя, Леон-тий Михайлович. Чтобы из Кром попасть в село Чернь (ныне Троснянского района) следовало проехать до села Крупышино (ныне Дмитровского района), а затем поворотить на юго-восток. Здесь находились земли Геккерена и Трубецкого Геккерен — отец приёмного сына — Дантеса, убийцы Пушкина на дуэли.

А Трубецкой был приятелем Дантеса по полку. Чуть южнее села Черни находилось село Пенное, которым владели Квашни-ны- Самарины. Известно, что П.Ф. Квашнин-Самарин доводился бабушке поэта — Марии Алексеевне Пушкиной (Ганнибал) — двоюродным братом.
Рядом — у села Высокое владели землями Хлюстины, фа-милия которых встречается и в других местах нынешнего Трос-иянского района. Были Хлюстины и соседями невесты Пушкина — Натали Гончаровой, проживавшей в Калужской губернии. Ещё один Трубецкой владел селом Муравль (Троснянского района).

Вспомним, что владели и сами Пушкины населёнными пунктами Тагино (Глазуновский район), Подолянь и Бобрик (Тро-снянский район). Дворянин Гаврила Григорьевич Пушкин доста-вил в Москву грамоту от Лжедмитрия. Кстати, в Тагино прожива-ли дальние родственники поэта — Чернышёвы.

Несомненно, что жили в наших краях и другие близкие Пушкина, могущие повлиять на невесту и её родственников. В книге «Тросна» мы высказали гипотезу о том, что прототипом Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стал Хлюстин, кото-рого Пушкин впоследствии невзлюбил и с которым даже хотел стреляться на дуэли. Безусловно, наши предположения нуждают-ся в тщательной проверке. Прежде всего, постараемся уточнить: в какой мере «идентичны» калужские и троснянские Хлюстины?!

Если они состояли в близких родственных связях, то тогда наша гипотеза «наполовину» приблизится к реальности…


Рецензии