86. ВИ. Агошков. Кром. лики. Мусоргский о Кромах-2

86. ВИ.Агошков. Кромские лики.

Мусоргский о Кромах

часть-2



В сентябре 1871 года А.П. Бородин писал своей жене: «Мо-денька множество переделал и прибавил в «Борисе». Так, на-пример, прибавил весь акт с Мариной — польский акт.

Кроме того, большую сцену, где самозванец является в Орловской гу-бернии уже победителем».
«Борис Годунов» — центральное произведение Мусоргского и одна из вершин русского и мирового музыкального искусства. Автор оперы неоднократно вносил изменения в партитуру и либ-ретто, усилив демократическое звучание сцены «Под Кромами», колоритно воплощающей образы орловских мятежных кресть-ян.

Кромчане глумятся над своим воеводою, ставленником Бо-риса Годунова, боярином Хрущёвым. Вокруг пленного боярина они водят хоровод. Голодные, оборванные, бездомные люди хо-тят отомстить за свои страдания...

Исключительное значение имеет использование компози-тором в сцене «Под Кромами» подлинных старинных песен на-ших земляков: им включена в хор мелодия песни «То не ястреб совыкался с перепёлушкою», записанная М.А. Балакиревым от П.И. Якушкина, который часто и мастерски её исполнял.

Изме-нены только тональность и незначительные детали её мелодиче-ского строения. Эта орловская песня поётся у Мусоргского с дру-гими словами («Не сокол летит по поднебесью...»), но её кон-кретное первичное эмоциональное значение сохраняется.

В песне, записанной и исполняемой Якушкиным, говорится об обманутой любви девушки, а в сцене «Под Кромами» — о произ-воле боярина над крепостными крестьянками:

Честью, почестью ты нас поваживал,
В бурю, непогодь да в бездорожие
На ребятках наших покатывал,
Тонкой плеткой постегивал...

Хор «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая» звучит могучим гимном стихийной народной революции.

Сцена «Под Кромами» имела огромный успех у демокра-тической публики, но вызвала недовольство консервативных кругов и яростную полемику в печати. Была выброшена цензу-рой сцена «Под Кромами» для «погашения» бунтарского духа произведения. В.Стасов в своей статье «Урезки в «Борисе Году-нове» Мусоргского» называл эту сцену венцом создания: «выше и глубже всего по концепции, по национальности, по оригиналь-ному творчеству, по силе мысли».

Статья завершалась проникновенным апофеозом: «Что за дело, что тут выражена с изумительным талантом вся «Русь по-додонная», поднявшаяся на ноги со своей мощью, со своим су-ровым, диким, но великолепным порывом в минуту наваливше-гося на неё всяческого гнёта».

Когда звучит знаменитая сцена, невольно хочется с благоговением повторить за Дмитрием Блынским:
...словно я
Стою у раскрытых в столетья дверей,
Стою и горжусь, что моя родословная
Идет от орловских крестьян-бунтарей.


Рецензии