87. ВИ. Агошков. Кром. лики. Глинка и Кромы

87. ВИ.Агошков. Кромские лики.

Глинка и Кромы
«КАМАРИНСКАЯ» М.И. ГЛИНКИ

В учебнике для музыкальных вузов «История русской му-зыки» (1973) авторов О.Левашевой, Ю.Келдыша, А.Кандинского говорится, что к 1834г у композитора М.И. Глинки возник боль-шой творческий подъём, когда мысль о национальной опере у него «окончательно прояснилась» и призвание национального художника было им до конца осознано.

Блестящим завершени-ем этого явилась «Камаринская». (Авторы пишут: «Камаринская», хотя большинство склоняется к тому, что волость была Комариц(нс)кой. Мы будем указывать два варианта.)

Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика рус-ской музыки, по справедливости стоит рядом с именем Пушки-на. Они были современниками, они поставили русскую литера-туру и русскую музыку в один ряд с лучшими сокровищами ми-рового искусства, и на долгие годы указали русскому искусству путь вперед. В повести Ф.М. Достоевского «Записки из мёртвого дома» есть такие строки: «...оркестр начинает комаринскую. На-чинает тихо, едва слышно, но мотив растёт и растёт, раздаются молодецкие прищёлкивания по декам балалайки... Это кома-ринская во всем своем размахе и, право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал её у нас в остроге...»

М.И. Глинке, конечно, не пришлось слушать «комарин-скую» в остроге... А вот в Севске, Кромах? — Да. Летом 1838 го-да Глинка предпринял поездку на Украину, чтобы подыскать лю-дей для пополнения придворной певческой капеллы. Возвраща-ясь в августе в Петербург, Михаил Иванович остановился в Сев-ске. Здесь он провел весь вечер, ужинал и ночевал. Днём 16 ав-густа Глинка проехал Дмитровск и остановился на ужин и ночлег в Чувардино, а утром, побывав в Кромах, направился в Орёл.

Ему довелось слушать и видеть, как «с топаньем и сви-стом» местные жители поют и пляшут камаринскую. Сейчас ус-тановлено, что своим рождением бессмертная плясовая обяза-на нашему краю.

В 1601-1603 гг. Россию постиг страшный голод. И крепо-стное право, и голод дали мощный толчок к эмиграции крестьян в Комарицкую волость, в которую, кроме Севского уезда, входи-ла также большая часть Дмитровского уезда, Орловской губер-нии, часть Дмитриевского уезда, Курской губернии. Крепостное право здесь отсутствовало.

Кульминацией классовой борьбы в 1601-1603 гг. здесь стало восстание под руководством Хлопко (Косолапа). Восстание царские опричники потопили в крови.

см 2


Рецензии