88. ВИ. Агошков. Кром. лики. Глинка и Кромы-2

88. ВИ.Агошков. Кромские лики.


Глинка и Кромы-2


см часть 1 №87

Новым толчком к обострению классовой борьбы в Кома-рицкой волости явилось выступление самозванца. При появле-нии Лжедмитрия I в 1604 году жители Комарицкой волости, по словам голландского купца И.М. Массы, все перешли к нему и присягнули...

Наивысшего подъёма крестьянская война дости-гает в 1606-1607 годах, когда усиливается движение, возглав-ляемое И.И. Болотниковым. Известный историк И.И. Смирнов в своей книге «Восстание Болотникова» пишет: «Говоря о кресть-янстве в начальный период восстания, следует, прежде всего, рассмотреть вопрос о Комарицкой волости, которая выступает как один из «главных центров восстания Болотникова...».

 
Комаринцы не хотели восстановления крепостнических порядков, как при «царе боярине» Борисе Годунове, поэтому они отказались служить не только своему новому царю-барину В. Шуйскому, но и барыне-царице. Об этом и говорится в самой песне:

Ах, рассукин сын, вор комаринский мужик, —
Он не хочет, не желает своей барыне служить.

1. М.И. Глинка. Рисунок неизвестного художника. 1837 год.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_mi.php
2. М.И. Глинка в годах.

Мелодия песни, рождённая в южной Орловщине, нашла отражение в классической музыке Глинки. В марте 1848 года М. И. Глинка приехал в Варшаву. Однажды в домашнем уединении композитор вспомнил одну из своих любимых песен: «Из-за гор, гор высоких, гор». Эта песня была непременной частью свадеб-ного обряда: её пели, когда невеста впервые входила в новую семью. Невесту сравнивали с лебедушкой, отставшей от своей стаи и прибившейся к новой. Хороша была эта песня — степен-ная, строгая, с чуть просвечивающимся оттенком грусти, но вслушиваясь в давно знакомую мелодию.

Глинка вдруг уловил не замеченное им раньше сходство с другой — плясовой песней. Он ещё и ещё раз повторил при-влекший его внимание мотив. Ну, конечно, так это она, извест-ная всем «Камаринская» с её задорным ритмом...

Орловский историк Г.М. Пясецкий, считал, что название образовалось от речки Марицы, на которой стоит Севск, быв-ший некогда «Камаринскою столицей». Историк Т.А. Мар-темьянов считает, что причина названия совершенно иная. В XVI веке волость наша кишела коморниками, были они в соста-ве горожан и сельчан бобылями, людьми убогими, не имевши-ми своих домов, живших в чужих избах и коморах.

Появление этого слова в нашем крае неудивительно в виду тогдашнего со-седства с украинскими и польско-литовскими землями.

омаривекая (Комарицкая) таким образом, по Мартемь-янову — край бездомников, бродяг. Вот, очевидно, поэтому здесь и родилась удалая, бессмертная «Камаринская». На её ос-нове М.И. Глинка и сочинил свою «Камаринскую», в которой су-мел выразить светлый, жизнерадостный, самобытный характер наших земляков.

(По В. ДАНИЛЕНКО.)


Рецензии