Неизвестные иллюстрации Дали и Пикассо

Ставропольский музей изобразительных искусств вновь порадовал любителей живописи уникальной выставкой гравюр С.Дали и П.Пикассо из  частных коллекций Франции и США. Называется новая экспозиция «Рапсодия любви». На ней московская компания «Артгит» к 50-летию краевого музея изобразительных искусств представила почти сто неизвестных графических работ выдающихся мастеров XX века. Напомним, что арт-директор А.Щеляков вот уже несколько лет подряд привозит в Ставрополь офорты и литографии Ф.Гойи, М.Шагала, С.Дали. И каждый раз эти экспозиции становятся культурным событием не только для нашего города, они становятся  явлением мирового уровня. Если в прошлом году год Испании в России начался с показа иллюстраций С.Дали к библейским сюжетам, то закрывается он мощной симфонией - иллюстрациями С.Дали и Пикассо к произведениям Казановы, маркиза де Сада и испанского драматурга Ф. Кроммелинка «Великолепный рогоносец». В ней соединились литература, графика и даже музыка, - просмотр сопровождается специальной написанными под выставку мелодиями, которые помогают даже неискушенному зрителю погрузиться в волны страстей обуревавших писателей и художников. Определенный настрой создают и итальянские канделябры из черного хрусталя, которые не отражают свет, а поглощают его и красные огоньки, пылающие в их черной глубине, словно подчеркивают ту адскую бездну, в которую спускается душа, когда дает себя на растерзание любовных мук. Ведь не случайно выставка названа – «Рапсодия страсти».
Продюсер и куратор проекта Виктор Гитин рассказал о том, как  пришла идея собрать незнакомые доселе работы под одной «крышей». «Рапсодия страсти» состоит из  серий гравюр Пикассо к пьесе Феранана Кроммелинка «Великолепный рогоносец» - очень редкие офорты, в последние годы они экспонировались только в трех музеях - в Стамбуле, Бухаресте и Вене. Следующие две серии работ принадлежат Сальвадору Дали - это иллюстрации пьес Маркиза де Сада и мемуары Казановы. И немного особняком находятся две серии Пабло Пикассо - «Калифорнийский альбом» и «Пикассо и человеческая комедия». Средствами рисунка художники постарались выразить страсти литературных героев через призму своих переживаний. Любовь, ревность, жестокость и лукавство, обман и преданность – это и многое другое, чем живут и о чем страдают люди, нашло отражение в работах художников. Оба великих мастера были современниками, детьми одного времени, знали и восхищались друг другом. Но показанные вместе их рисунки говорят и о разном подходе к художественному воплощению замыслов. Если Пикассо всегда опирается на собственный эмоциональный опыт и творит изучая себя, то Дали вдохновляют родственные ему, эксцентрику и провокатору, личности из прошлого. Казанова, де Сад и Фрейд становятся символами протеста против ханжеской морали, дают возможность высвободить то запретное, о чем зрители и читатели могли лишь догадываться.
Выставка объединила 5 графических серий. Серия из 25 работ 1959-1960 гг.Пикассо «Калифорнийский альбом», самая личностная и интимная мелодия внутренних исканий великого художника. Она создана как ежедневные наброски в пору его последней и наверное самой сильной любви на закате дней, когда Пикассо было далеко за 80! Интересно, что сначала альбом не предназначался для публичного просмотра. Но неожиданно художник решил впустить и показать всем свой внутренний мир и творческую мастерскую, позволил наблюдать как менялось его настроение и как потом отражалось в рисунке его отношение к любимой женщине. Для этого декорациями служила его вилла «Калифорния». И если в 12 сценах из «Великолепного рогоносца» Ф.Кроммелинка Пикассо показывает чужие страсти, то в Калифорнийском альбоме  - страсти самого художника. О пьесе Кроммелинка, к которой мастер сделал 12 гравюр в 1968 году, мы знаем очень мало, но в начале ХХ века она гремела на европейских подмостках, в России же ее ставил до революции только Мейерхольд. В пьесе испанский драматург доводит любовь и ревность до абсурда, до гротеска и Пикассо подхватывает иронию автора и точным росчерком карандаша передает это на бумаге. Рассматривать эти гравюры одно удовольствие, но из-за определенной откровенности, с которой они написаны, детей к ним подпускать рановато. Поэтому допускать к просмотру в музее изобразительных искусств будут только старшеклассников. «Мы, конечно, вначале посоветуемся с педагогами, - сообщила на презентации выставки директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая. - Наш ставропольский зритель очень своеобразен, от него не знаешь, что ожидать. Был случай. Прибегает возмущенная мама, ей сын, после экскурсии в наш музей, рассказал, что здесь стоят и целуются голые дядя и тетя. Мы очень долго искали дядю и тетю, пока наконец не поняли, что речь идет о мраморной скульптуре «Амур и Психея»... Отсюда вывод – детей надо готовить к восприятию высокого искусства, учить отличать пошлость и порнографию от шедевров художников Возрождения и современных мастеров. Вот почему так необходимо сначала просвещать и взрослых. 
Еще одна серия из 16 работ 1954 года Пикассо названа «Человеческая комедия». Казалось само название отсылает к Бальзаку, однако художник отражает бурю страстей не литературных персонажей, а своих собственных - в самый пик его кризиса в отношениях с гражданской женой Франсуазой Жило, которая в то время покинула его с двумя детьми. Пикассо стали одолевать мысли о старости и смерти, но как ни странно он пишет рисунки в детской манере, наивной, светлой и доброй. Эти смешные, ироничные рисунки напоминают спектакль. Здесь наездники, карлики, клоуны, акробаты соседствуют с обнаженными женщинами и художниками, которые пытаются запечатлеть неповторимые сцены из жизни. О том, что это? – комедия страстей или лицедейство, реальность или игра воображения – каждый может определить, только заглянув в себе в душу.
Совсем иной мир театра С.Дали. Его сюита из цветных 14 гравюр 1967 года к мемуарам Казановы создана после изучения Фрейда и в то время, когда он уже сформировал свою теорию сюрреализма. Поэтому иллюстрируя воспоминания Казановы, художник наполняет их образами, способными обнажить тайные метафоры интимных сторон жизни. Следующая серия – 25 литографий 1969 года к трем малоизвестным пьесам маркиза де Сада «Танкред», «Несчастье в ошибке» и «Близнецы или Трудный выбор». Как известно де Сад предвосхитил интерес европейца к эротике и сексуальности, показав эту сторону жизни в своих произведениях. Впоследствии эта сексуальная стихий ворвалась в западную литературу в творчестве Г.Аполлинера, П.Элюара, А.Арго, Л.Бюнюэля, И.Бергмана, Феллини, Мисима, Камю и др. Г.Аполлинер, открывший де Сада, высказался о нем, как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это было подхвачено сюрреалистами. Ему отдал дань и А.Бретон, нашедший у него «волю к моральному и социальному освобождению». Ну а самого  С.Дали увлек «вселенский бунт», «постоянное восстание духа», интимная революция. Именно так он воспринимал творчество Сада и отразил свое понимание в иллюстрациях. Во многом с его подачи секс в культуре ХХ века стал иным, подвергся переосмыслению. Но не надо забывать и того, что С.Дали всегда помнил о том, что секс должен быть облагорожен любовью…
Ну и остается добавить, что выставка пробудет в Ставрополе до конца февраля. Маршрут же «Рапсодии страсти» расписан на полтора года вперед. «Нам предлагали сделать премьеру проекта в Москве, - сказал продюсер проекта Виктор Гитин, - но мы посчитали несправедливым то, что все крупные культурные мероприятия сосредоточены в столицах. И хотя это не приносит прибыли, мы сознательно работает с регионами».  Дальнейшее ее путешествие по России расписано на полтора года вперёд: Саратов, Краснодар, Ростов-на-Дону...


Рецензии