98. ВИ. Агошков. Кром. поле. Рукописи старообрядце

98. ВИ.Агошков. Кромское поле.

РУКОПИСИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Кромской уезд был в основном населён в конце XVI — пер-вой половине XVII вв. людьми из разных губерний России. Если ещё вспомнить и о том, что правители Великого княжества Ли-товского спокойно относились к язычеству (Мценск был крещён в 1415г, да и то это под сомнением!), то тогда станет понятной то многоверие, которое и сейчас наблюдается среди кромчан.

Православные христиане, евангелисты-баптисты, иегови-сты и представители других течений внешне уживаются между собой, хотя нужно подчеркнуть, что до 1917 года так называе-мые раскольники испытывали определённые лишения со сто-роны царских властей, о чём сегодня не все знают: на слуху борьба большевиков с христианами и их храмами.

Впрочем, на Руси всегда кто-то с кем-то выяснял отноше-ния, и само христианство казнило волхвов, чародеев- язычни-ков... В сборнике Орловского церковно-археологического коми-тета, преобразованного в церковное историко-археологическое общество (том 1, 1905, Орёл), упомянуты рукописи древлехра-нилища, организованного при Орловской духовной семинарии:

№ 31. Чин о панафиде и каноны за умерших. XIXв, в пап-ковой обложке. Из семинарской библиотеки. Отобрана у рас-кольников. Печать кромскаго земскаго исправника.

№ 32. Синодик литийный 17-18 вв. Успенского Орловского монастыря. Начальная запись поминаемых имён сделана до 1703г. Среди них местные роды: града КРОМ — Успенского про-тосвитера Иоанна Архипова, Добрецова, князей Волоских — князя Андрея, княжны Агрипипы, Донкова, Орлова, Пустовало-ва, Шушпанова, Каменского, Дудорова…
Если я правильно понял, то один из Каменских числился при граде Кром ещё до 1703г.! Все это говорит в пользу того, что деревни Нижнее Фёдотово и Верхнее Федотово могли появиться в уезде не в конце XVIIIв, а на сто лет раньше!

№ 35. Синодик старообрядческий. Рукопись нового пись-ма — поморским полууставом. Отобрана становым приставом Кромскаго у. Введенским у кромских старообрядцев. В палке.

№ 39. Послания синтиковцев. Три послания крестьян де-ревни Ручей Кромскаго уезда Тимофея Мельникова, крестьян (д)еревни Красной Рощи Тараса Воронкова и др(угих) орл(овских) старообрядцев-безпоповцев филипповского согла-сия, так паз (ываемых) ситниковцев, писанные ими своим еди-номышленникам в 1876 и 1880 гг.

Представлены были в Орловскую духовную консисторию противником ситниковцев, представителем филипповцев- гуля-евцев, крестьянином деревни Караваево Кромскаго уезда Ев-докимом Сухановым. Трудно сказать, где находилась деревня Ручей.

Может быть, это деревня Речица?!

Тем более, что дерев-ня Караваево находится недалеко от деревни Речицы…


Рецензии