108. В. Агошков. Менделеев, Иностранцев в Кромах4

108. ВИ.Агошков.

Кромские лики.

часть 4

Менделеев и Иностранцев в Кромах

Мне была отведена комната рядом с комнатой Д.И. и, по обоюдному согласию, имея мало времени для осмотра, мы сго-ворились встать в 6 часов утра и начать экскурсию.

Я просил Анцыферова к этому времени приготовить лёгкие пошевни (широкие сани, розвальни) в одну лошадь, рассчитывая в них осмотреть два оврага, на дне которых был снег.
В 6 часов утра меня разбудили, и был подан самовар; за-варив чай, я стал будить Д.И., но, несмотря на все мои старания, он оставался глухим. Отвечал мне «сейчас, сейчас», но затем по-ворачивался на другой бок и засыпал.


Провозившись с этим процессом до 7 часов утра, я решил выехать один из Зиновьева по Дубровинскому оврагу, где, по рассказам, лучше всего в его склонах, было обнаружено залега-ние руды. Осмотр этого оврага продолжался до 12 часов дня, когда я выехал к Дубровинскому погосту.

Холодный и голодный, я приказал себя везти к местному священнику, с которым и познакомился, а к его супруге обра-тился с просьбой меня накормить, что она любезно и исполнила. Назад я возвратился по другому оврагу, где также была обнару-жена руда.

Это возвращение продолжалось до сумерек, и около 6-7 часов вечера я приехал в Зиновьево. Под конец последней поездки пошёл снег, и когда я вошёл в переднюю, довольно шумливо отряхиваясь, из комнаты быстро выскочил Аицыфе-ров, замахал руками и просил не шуметь, так как Д.И. ещё спит, и что он не вставал с моего отъезда.

Я знал, что Д.И. иногда целые ночи проводит за чтением или писанием, а когда чем-нибудь особенно увлечён, то не спит подряд и несколько ночей... В период засыпания Д.И. охранял особый служитель... Заявление Анцыферова меня нисколько не удивило, и я с таким же шумом вошёл и в комнату, где спал Д.И., так как раздался его оклик: «Где спички и кто шумит?!»

На мой ответ, что это я возвратился с экскурсии, Д.И. был очень сам удивлён продолжительностью своего сна и стал мне выговаривать довольно раздражённо, отчего я не разбудил его. Здесь вмешался Анцыферов, и дело уладилось.

Оказалось, что нас ожидали с обедом, за которым я и рассказал Д.И., что я ви-дел, и что завтра я покажу и Д.И. то, что было достойно осмотра.

Имея очень мало времени и стремясь попасть домой к встрече Нового года в своём семействе, мы каждый день ос-матривали ближайшие окрестности Зиновьева, а по вечерам Д.И. Менделеев обыкновенно заводил речь о практическом при-менении этой руды и об экономическом положении края, а в особенности о топливе.

Окончив осмотр этих месторождений, мы дня за три-четыре до наступления Нового года решили воз-вратиться домой. Нам подали тот же возок опять с четвёркой лошадей, и мы рассчитывали приехать в Орёл часа за два-три до прихода скорого поезда.

Так как почти всё время господствовал сильный ветер, сдувавший выпавший снег, то на дороге гололе-дица была ещё более значительная.

см 5


Рецензии