110. ВИ. Агошков. Менделеев, Иностранцев в Кромах6

110. ВИ.Агошков.

Кромские лики.

Менделеев, Иностранцев в Кромах


часть 6

Теперь мы можем сказать, что «куриоз» произошёл не только с Анцыферовым, но и с самим Менделеевым. Как же так получилось, что великий изобретатель периодической системы не смог определить на практике истинное количество «сфероси-деритов». Или этот разговор о кромской руде учёному был необ-ходим лишь для поддержания своего «я»?!

Но не будем спешить с выводами и оценками, ибо и в наше время с помощью приборов не смогли точно определить, например, количество ценной глины для выделки кирпичей.

В результате чего строящийся под Кромами гигант — кирпичный завод был срочно перепрофилирован под ССК — сельский строи-тельный комбинат, выпускающий деревянные дома.

Тем не менее, пристальнее присмотримся к Д.И. Менде-лееву. Известно, что он колебался в выборе между чистой нау-кой и практической заводской деятельностью. В своём дневни-ке 1 января 1861г он отмечал: «Однако соблазняет сильно — хо-чется стать к народу поближе».

В.Е. Тищенко вспоминает также и о том, что в обществе, а особенно между студентами было рас-пространено мнение, что Д.И. загребает огромные деньги, что он подделывает вина бр. Елисеевым, что получил огромные деньги от нефтяника В.И. Рагозина. На самом деле это было со-всем не так. С Елисеевым он даже знаком не был.

У Рагозина действительно работал. Но за работу с 15 мая по 15 сентября на Константиновском заводе, включая сюда и поездку за границу... получил всего 3000 рублей. Это Менделеев-то, восклицает В.Е. Тищенко, с его мировой известностью.

И да-лее: а когда Рагозин, не имея достаточных капиталов, стал звать Д.И. в очень крупное предприятие, Д.И. наотрез отказался. И на этом деле Рагозин вскоре обанкротился. Вообще Д.И. избегал ввязываться в промышленные дела, чтобы оставаться вполне свободным и беспристрастным в своих суждениях и действиях.

Больших денег он тоже избегал: «Много дадут и стребуют».

Нужно заметить, что почти все авторы воспоминаний от-мечают у Менделеева одну черту: неуступчивость. Лишь один раз он промолчал и «простил» Рагозину, когда тот на одном из совещаний сказал: «Да мы не о тех будущих знатоках говорим, которые пишут на бумаге, мы о себе, дураках, говорим!»

Кстати, 3000 руб. для тех времен — всё же крупная сумма, на которую можно было приобрести не одну десятину плодород-ной земли, не говоря уж о крестьянском доме, лошади и корове. Те же кромчане, отправляясь на юга в поисках заработков, ред-ко за тот же летний срок приносили домой 50-80 рублей. Так что все познается в сравнении!

Мы не знаем, сколько получил Мен-делеев с Иностранцевым от П.Н. Анцыферова за свои «исследо-вания» в Зиновьево, как и то, чувствовал ли Дмитрий Иванович за собой хоть какую-то вину перед Петром Николаевичем.

Но напомним, что Менделеев, знакомя Анцыферова с Иностранце-вым, особо подчёркивает вопрос о «значительной сумме денег» со стороны кромчанина, если учёные признают находку важною для промышленности. И те старались это сделать, если даже и Н.С. Лесков говорит об «обильных» залежах руды в Добрынском приходе...

см 7


Рецензии